Управление затратами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в разработке предложений, повышающих эффективность системы управления затратами на ЗАО «Стирол Пак» и способствующих обеспечению оптимального уровня издержек производства, максимизации прибыли и повышению конкурентоспособности.
Для этого в курсовой работе рассмотрены следующие задачи:
рассмотрена теория по организации и управлению затратами на промышленных предприятиях;
проведен анализ системы управления затратами на ЗАО «Стирол Пак»;
разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на ЗАО «Стирол Пак» путем внедрения системы бюджетирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ……………6
1.1 Понятие затрат и их классификация………………………………………..6
1.2 Понятие управления затратами…………………………………………….10
1.3 Оценка издержек и пути снижения затрат на производство…………….25
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ЗАО «СТИРОЛ ПАК»………...33
2.1 Горизонтальный и вертикальный анализ затрат ЗАО «Стирол Пак»…...33
2.2 Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции……38
2.3 Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементов операционного рыча…………………………………………………………….42
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ЗАО «СТИРОЛ ПАК»………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
ЛИТЕРАТУРА…………………….……………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 120.20 Кб (Скачать)

Применение  данной классификации затрат в разрезе  управленческих функций позволит повысить эффективность управленческого  учета, усилить его аналитичность  и возможности выявления резервов, повышения результативности производственной и коммерческой деятельности.

 

1.2 Понятие управления затратами

 

На предприятии с традиционной системой управления, оставшейся от плановой экономики, какими являются практически  все предприятия, не используется слово "управление" в сочетании со словом "затраты", что соответствует реальному положению дел. Термин "управление" предполагает наличие механизма, обеспечивающего возможность правильного определения плановых значений, точного определения текущих фактических значений, возможность оперативного влияния на процесс формирования фактических значений управляемых показателей.

Управление  затратами – это область управленческой деятельности, как средство достижения предприятием высокого экономического результата. Специфика этой деятельности в том, что соединяются часто  независимые друг от друга знания о работе предприятия, взаимосвязь  и влияние на «конечный результат  – работа предприятия – прибыль».

Управление  затратами – это не минимизация  затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное  использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного  процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается  в признании затрат, их учете, группировке  и разнесении и представления  их в виде, удобном для дальнейшего  анализа и принятия управленческих решений.

Считается, что управление затратами – это  обязанность экономической службы предприятия, которая осуществляет нормирование, планирование и контроль затрат. Однако, это самое глубокое заблуждение. Экономическая служба должна консолидировать данные, проверять их, но в формировании себестоимости принимают участие абсолютно все подразделения предприятия и планирование затрат, ответственность за их величину должна быть переложена, разделена на руководителей подразделений предприятия. Сокращение затрат должно осуществляться теми людьми, кто за них отвечает и в тех подразделениях, где эти затраты возникают.

Предметом управления затратами являются затраты  предприятия во всем их многообразии. Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс  их формирования и снижения. Субъектом  управления затратами выступают  руководители и специалисты организации  и производственных подразделений, т. е. управляющая система.

Особенности затрат как предмета управления:

  • Динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статистике весьма условно и не отражает реальной жизни;
  • Многообразие, которое обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами;
  • Трудность измерения, учета и оценки – абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует;
  • Сложность и противоречивость влияния на экономический результат. Например, повысить прибыль организации можно за счет снижения текущих затрат на производство, что обеспечивается повышением капитальных вложений в НИОКР, технику и технологию; высокая прибыль при производстве продукции может быть значительно снижена затратами на ее утилизацию и т.п.

Цель  управления затратами – это построение внутреннего экономического учета  доходов и расходов по предприятию  и в разрезе подразделений, что  позволит выявить реальный финансовый результат работы предприятия, не искаженный бухгалтерскими проводками.

Важнейшими задачами управления затратами  являются:

  • повышение эффективности деятельности предприятия;
  • определение затрат по основным функциям управления;
  • расчет затрат по отдельным структурным подразделениям и предприятию в целом;
  • расчёт затрат на единицу продукции (работ, услуг) - калькулирование себестоимости продукции;
  • подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
  • выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат;
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;
  • выбор методов нормирования затрат;
  • приведение анализа затрат с целью принятия управленческих решений по совершенствованию производственных процессов, формированию ассортиментной и ценовой политики, оптимизации загрузки производственных мощностей, выбору вариантов инвестирования, прогнозированию объёмов производства и сбыта продукции.

Все вышеперечисленные задачи управления затратами должны решаться в комплексе  – только такой поход принесет плоды и будет способствовать резкому росту эффективности  работы предприятия.

При рассмотрении управления затратами  как процесса, выделяют следующие  этапы:

    • планирование и прогнозирование затрат (прогнозные расчет себестоимости, составление калькуляции, сметы затрат);
    • организация управления затратами (устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами; определяются центры возникновения затрат и центры ответственности; разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами);
    • непосредственно учет затрат (бухгалтерский, управленческий учет, мониторинг центров возникновения затрат);
    • анализ и контроль затрат и производственных инвестиций с целью выработки управленческих решений по оптимизации расходов, связанных с производственно - коммерческой деятельностью предприятия (сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений, факторный анализ);
    • принятие управленческих решений, относительно эффективности системы управления затратами на предприятии;
    • соответствующий документооборот.

Принципами управления затратами на предприятии являются:

    • методическое единство на разных уровнях управления затратами;
    • управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия – от создания до утилизации;
    • органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
    • направленность на недопущение излишних затрат;
    • взаимозаменяемость ресурсов;
    • широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
    • совершенствование информационного обеспечения о величине затрат;
    • повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Соблюдение всех принципов системы  управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности  предприятия в условиях рыночной экономики.

Основными функциями системы управления затратами  являются прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координация  и регулирование, а также анализ затрат. Планирование затрат может быть перспективным – на стадии долгосрочного планирования и текущим – на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.

Организация – важнейший элемент  эффективного управления затратами. Она  устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет  затратами в предпринимательской  структуре. Определяются центры возникновения  затрат и центры ответственности. Разрабатывается  иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением  затратами. Эта схема должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

Координация, взаимозаменяемость и  регулирование затрат (нормативный  метод) – это сравнение фактических  затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений. Своевременная координация и  регулирование затрат позволяют  предприятиям избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике принято  разделение учета на два вида: производственный и финансовый.

Производственный учет, как правило, отождествляется с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции. В своем  развитии производственный учет трансформировался  в управленческий учет, который является активным инструментом управления предприятием. Производственный учет ориентируется на методику отражения затрат на производство, а управленческий - на анализ ситуации, принятие решений, изучение запросов потребителей информации, анализ отклонений от стандартных затрат. В системе управления учета подготавливается информация для руководства внутри организации с целью помочь им принять правильное решение.

Финансовый учет призван предоставлять  информацию пользователям вне предприятия  и предполагает сравнение затрат с доходами для определения прибыли.

Функция контроля в системе управления затратами обеспечивает обратную связь  для сравнения запланированных  и фактических затрат. Эффективность  контроля связана с корректирующими  управленческими действиями, направленными  на приведение фактических затрат в  соответствие с запланированными или  уточнение планов, если они не могут  быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.

Анализ затрат является элементом  функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность  использования всех ресурсов предприятием, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы  для принятия рациональных управленческих решений.

Стимулирование – это воздействие  на участников производства, побуждающее  их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности  их снижения. Для мотивации таких  действий используются как материальные, так и моральные стимулы. Нельзя прибегать к наказанию при  увеличении затрат. В этом случае работники  будут оспаривать величину планируемых  затрат, стремясь к установлению их более высокого уровня. Достижение основной цели предприятия – получение  максимально возможной прибыли за счет снижения затрат – станет трудновыполнимой задачей.

Механизм реализации функций управленческого  контроля можно представить в  виде трех основных блоков:

  1. Организационная структура осуществления управленческого контроля;
  2. Мотивационные аспекты управленческого контроля;
  3. Информационные потоки в системе управленческого контроля.

Система управленческого контроля функционирует в рамках существующей организационной структуры предприятия. Выделяют следующие основные типы организационных  структур:

  • линейно-функциональная (управленческий контроль осуществляется «по вертикали»: вышестоящий менеджер контролирует деятельность нижестоящего менеджера; такая система характеризуется высокой степенью централизации управления и контроля всех сторон деятельности предприятия);
  • дивизиональная (менеджер дивизиона осуществляет контроль текущей деятельности своего дивизиона, и прежде всего – контроль выручки, затрат, прибыли; центральный аппарат контролирует лишь основные показатели деятельности дивизиона, прежде всего – прибыль и рентабельность капиталовложений, кроме того, централизованным остается контроль выполнения стратегических решений и проведения единой политики в рамках организации);
  • матричная (функциональные отделы – это центры затрат, а проекты – центры инвестиций; соответственно, менеджеры функциональных отделов осуществляют контроль качества выполняемых работ, контроль эффективности использования ресурсов, а также контроль затрат своих отделов).

Информация о работе Управление затратами предприятия