Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 23:28, курсовая работа

Краткое описание

Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Задачи исследования:
1) Определить объекты, субъекты, цели, задачи и методы управления финансами в Российской Федерации;
2) Дать характеристику процессам финансового планирования, прогнозирования и контроля;
3) Изучить государственные органы управления финансами
4) Изучить структуру формирования федерального бюджета РФ для более ясной картины движения финансов непосредственно в нашей стране

Файлы: 1 файл

Полная версия.docx

— 112.79 Кб (Скачать)

В настоящее  время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном  значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели  и их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУ представляет качественно новый шаг в совершенствовании  управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

 

 

 

 

 

 

1.3.3 Финансовое регулирование

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются:

    • налоги и неналоговые платежи в бюджет;
    • финансовые льготы и санкции;
    • общие и целевые субсидии;
    • доходы и расходы внебюджетных фондов;
    • доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние  на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным  формам регулирования относится: косвенное  государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных  форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

 

 

 

 

1.3.4 Оперативное управление

 

Оперативное управление финансами связано с  осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная  функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.5 Финансовый контроль

 

Одной из важнейших  функций управления, в том числе  и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый  контроль, с одной стороны –  одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый  контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового  контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.

Проверка производиться  по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации  и  расходных документов. В случае выявления  нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового состояния  и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой  контроль за осуществлением финансовых операций в целях их привидения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемые действующим законодательством. Систематическое нарушение норм, требований, приводящие к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг)- это  постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата  финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает  проверку всех аспектов финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия  предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности  и эффективности использования факторов производства, соблюдение финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочной ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются комбинированные  ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности  экономического субъекта сплошным методом, а в других выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и  утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, каретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система  государственных органов управления финансами

2.1 Методы  государственного регулирования  финансов

Взаимоотношения государства  в области финансовых отношений  с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами  определяется, прежде всего, через налоговую  систему, регламентацию кредитных  отношений, регулирование финансового  рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов рабочего населения т.д. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам регулирования  финансов также относятся:

  • формирование и поддержка конкурентной среды в экономике и ограничении монополизации рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополистов;
  • защита контактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
  • содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство  использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

  • лицензирования предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
  • применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
  • проведение системы мер социальных  гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное государственное  управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

  1. относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;
  2. Бездефицитного государственного бюджета;
  3. Устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Органы управления финансами

 

Финансовая  система РФ включает в себя комплекс государственных и негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит:

а) осуществление  различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных операций;

б) эти же органы предоставляют аудиторские  услуги;

в) они оказывают  консультации по всем вопросам финансово-экономической  деятельности;

г) осуществляют регулирование финансовой сферы.

Система финансового  управления осуществляется с помощью  финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций, занимающихся управлением финансами.

Естественно весь финансовый аппарат также состоит  из элементов, аналогичных группировке  финансовых отношений.

Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях.

Они управляют  финансовыми ресурсами, которые  создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.

Вторая сфера - система страховых органов.

Третья сфера - государственные финансы - Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые  службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера - кредитные учреждения - Центробанк и коммерческие банки.

Финансовый аппарат составляют:

а) финансовые органы государства;

б) страховые  органы;

в) финансовые службы предприятий.

Рассмотрим  финансовые органы государства. Их три:

  1. Федеральное собрание
  2. Президент
  3. Минфин, который включает в себя нижестоящие уровни
    • бюджетное управление,
    • казначейство, которое исполняет бюджет.
    • управление налоговых реформ;
    • управление ценными бумагами и финансовым рынком;
    • управление финансирования сельского хозяйства.
    • управление финансирования конверсионных программ.
    • Госналогслужба.

Информация о работе Управление финансами