Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить процесс управления финансами в Республике Беларусь и оценить его особенности на современном этапе.
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть содержание процесса управления финансами;
• рассмотреть организацию управления финансами;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 4
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 11
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ.docx

— 128.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ2

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ4

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 11

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ30

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен  на достижение определённых целей, поэтому  он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию  некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам управления финансами.

Предметом исследования является непосредственно  сам процесс управления финансами, а объектом – аппарат, опосредующий данный процесс.

Цель  курсовой работы – изучить процесс управления финансами в Республике Беларусь и оценить его особенности на современном этапе.

Для достижения этой цели, необходимо решить следующие  задачи:

  • раскрыть содержание процесса управления финансами;
  • рассмотреть организацию управления финансами;
  • определить пути совершенствования управления финансами в Республике Беларусь на современном этапе.

При выполнении работы использовались такие методы исследования как, синтез и анализ, индукция и дедукция, сравнение, детализация, группировка, обобщение результатов  анализа.

Основой для написания курсовой работы стали  Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь, Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, различные учебные пособия, периодические издания, а также данные интернет сайта http://belta.by/.

 

 

 

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

 

Управление  представляет собой совокупность приемов  и методов целенаправленного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенного, как правило, положительного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. К. Маркс писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении». Как сознательная целенаправленная деятельность людей управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем оно испытывает большое влияние со стороны государства в лице его органов управления. Точно так же управление финансами — это осознанное  воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

Следовательно, для управления финансами необходим  специальный аппарат, действующий  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и финансовых рычагов.

Укрепление  финансов зависит от развития производства и товарооборота, а устойчивость финансов, бездефицитность бюджета  и стабильность денег в свою очередь  являются важнейшими факторами успешного  развития народного хозяйства. Инструментами  же формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода являются финансовые рычаги. В их состав входят: прибыль, налог на прибыль (доходы) предприятий  и организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, налоги с населения, страховые платежи  и т. п.    
        Каждый финансовый рычаг выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны между собой и представляют целостную систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отношений.[15, с. 148]

Важное  значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений  в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования  всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов - поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения.

Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением  финансовых рычагов и стимулов, разработкой  норм и нормативов, является оперативный  учет изменений хозяйственных процессов  и своевременное воздействие  на них, направленное на повышение эффективности  экономического развития государства.[15, с.150]

В управлении финансами, как и управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления  выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных  и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами  управления являются те организационные структуры, которые  осуществляют управление.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую  систему, регламентацию кредитных  отношений, регулирование финансового  рынка, систему государственной  поддержки, систему пенсионного  обеспечения, механизм регулирования  доходов работающего населения  и т.п. Другими словами, эти взаимоотношения  перераспределения национального  дохода носят опосредованный (косвенный) характер.[22]

К косвенным  методам регулирования финансов относят:

  • формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополистов;
  • защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчётно-платёжных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
  • содействие развитию рынка капитала.

Наряду, с косвенными методами регулирования  финансов государство использует и  методы прямого административного  воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

  • лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
  • финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;
  • применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоёв населения;
  • установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.[24]

Непосредственное  государственное управление финансами  осуществляется лишь в отношении  государственных финансов. В Республике Беларусь, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется через финансовое законодательство через высшие законодательные  органы. Это относится к утверждению  государственного бюджета и отчёту о его исполнении, введению или  отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера  государственного долга и т.д.

Управление  государственными финансами имеет  целью обеспечение: относительного баланса экономических интересов  государства, юридических и физических лиц, бездефицитного государственного бюджета, устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

В соответствии с классификацией финансовых отношений  выделяют две сферы финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов и 2) общегосударственные финансы. Каждая из них имеет многочисленные субъекты управления, такие как финансовые службы хозяйствующих субъектов, финансовые органы, налоговые инспекции, представительства в сфере государственного страхования и др. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосударственного аппарата управления народным хозяйством.

Управление  финансами — понятие комплексное. Оно предполагает, что государство использует финансы в качестве инструмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению.[20]

Посредством финансов или финансового механизма  можно существенно влиять и на качественные показатели работы хозяйствующих субъектов, предоставляя им, например, льготы в сфере налогообложения.

Выступая  в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управляются различные виды денежных отношений, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. В управлении финансами можно выделить такие взаимосвязанные элементы, как планирование, оперативное управление и контроль.

Планирование  занимает центральное место в  управлении финансами. Это объясняется  тем, что при планировании всесторонне оценивается состояние финансов того или другого субъекта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного использования. Соответствующие управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Достоверность и своевременность информации позволяют  анализировать ход событий, видеть их тенденцию и заранее определять конечные результаты. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мероприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель — получение максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необходимых мероприятий, а также устранения возможных затруднений на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ресурсы, кредиты банков и др.[23]

Процесс принятия финансовых решений, как и управленческих решений вообще, состоит из трех этапов.

На первом этапе формулируется цель. Знание цели, в свою очередь, позволяет уточнить и сформулировать задачу. Определение проблемы и цели представляет собой важную часть процесса принятия решения, придающую ему системность и целенаправленность.

Оценочные и контрольные решения базируются на сопоставлении фактических и плановых (прогнозных)  данных по отчетным текущим периодам с применением методов ретроспективного, текущего анализа.

Уточнение задачи на первом шаге принятия решения заключается в определении того, какие подсистемы требуют совершенствования и в каком направлении.

Каждый  вид решений требует особенного информационного и аналитического обеспечения. Прогнозные и плановые решения базируются на обобщенной бухгалтерской отчетности за ряд лет или кварталов с применением методов перспективного, трендового анализа. Регулирующие ход хозяйственной деятельности решения базируются на оперативной, в том числе на бухгалтерской, информации с применением методов оперативного анализа.

Сбор информации связан с поиском слабых звеньев в системе, с обнаружением узких мест, резервов, излишних и недостающих элементов структуры.

Анализ позволяет определить проблемы, которые тесно связаны с выделением оперативных и перспективных задач, а также с уточнением границ системы и уровня, на котором должно приниматься решение. На основании анализа информации проводится ревизия системы и проектирование ее различных вариантов.

Вторым этапом принятия решения является разработка финансового механизма или выбор методов, рычагов и приемов управления движением финансовых ресурсов. Финансовый механизм предприятия – это система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Функционирование финансового механизма управления органически смыкается с постоянным формированием,           изучением и регулированием (контролем) плановой и аналитической информации о финансовых показателях и процессах. [ПРИЛОЖЕНИЕ]

Информация о работе Управление финансами