Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить процесс управления финансами в Республике Беларусь и оценить его особенности на современном этапе.
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть содержание процесса управления финансами;
• рассмотреть организацию управления финансами;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 4
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 11
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ4
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 11
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ30
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс
перераспределения финансовых ресурсов
между различными субъектами финансовой
системы и внутри них всегда направлен
на достижение определённых целей, поэтому
он не может осуществляться стихийно
и соответственно предполагает организацию
некоторой схемы управления. Существуют
разные определения термина «
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам управления финансами.
Предметом исследования является непосредственно сам процесс управления финансами, а объектом – аппарат, опосредующий данный процесс.
Цель курсовой работы – изучить процесс управления финансами в Республике Беларусь и оценить его особенности на современном этапе.
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
При выполнении работы использовались такие методы исследования как, синтез и анализ, индукция и дедукция, сравнение, детализация, группировка, обобщение результатов анализа.
Основой для написания курсовой работы стали Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь, Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, различные учебные пособия, периодические издания, а также данные интернет сайта http://belta.by/.
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Управление представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенного, как правило, положительного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. К. Маркс писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении». Как сознательная целенаправленная деятельность людей управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем оно испытывает большое влияние со стороны государства в лице его органов управления. Точно так же управление финансами — это осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.
Следовательно, для управления финансами необходим специальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов.
Укрепление
финансов зависит от развития производства
и товарооборота, а устойчивость
финансов, бездефицитность бюджета
и стабильность денег в свою очередь
являются важнейшими факторами успешного
развития народного хозяйства. Инструментами
же формирования и использования
централизованных и децентрализованных
фондов финансовых ресурсов в процессе
распределения и
Каждый финансовый
рычаг выполняет определенную функцию
и имеет конкретную характеристику. Однако
в совокупности они взаимосвязаны между
собой и представляют целостную систему
показателей, используемых при организации
и регулировании финансовых отношений.[15,
с. 148]
Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов - поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения.
Одним из
основополагающих принципов деятельности
законодательных и
В управлении финансами, как и управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
Взаимоотношения
государства в области
К косвенным методам регулирования финансов относят:
Наряду,
с косвенными методами регулирования
финансов государство использует и
методы прямого административного
воздействия на финансовую деятельность
хозяйствующих субъектов
Непосредственное
государственное управление финансами
осуществляется лишь в отношении
государственных финансов. В Республике
Беларусь, как и во всех экономически
развитых странах, управление государственными
финансами регулируется через финансовое
законодательство через высшие законодательные
органы. Это относится к утверждению
государственного бюджета и отчёту
о его исполнении, введению или
отмене отдельных видов налогов,
утверждению предельного
Управление
государственными финансами имеет
целью обеспечение: относительного
баланса экономических
В соответствии с классификацией финансовых отношений выделяют две сферы финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов и 2) общегосударственные финансы. Каждая из них имеет многочисленные субъекты управления, такие как финансовые службы хозяйствующих субъектов, финансовые органы, налоговые инспекции, представительства в сфере государственного страхования и др. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосударственного аппарата управления народным хозяйством.
Управление
финансами — понятие
Посредством финансов или финансового механизма можно существенно влиять и на качественные показатели работы хозяйствующих субъектов, предоставляя им, например, льготы в сфере налогообложения.
Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управляются различные виды денежных отношений, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. В управлении финансами можно выделить такие взаимосвязанные элементы, как планирование, оперативное управление и контроль.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесторонне оценивается состояние финансов того или другого субъекта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного использования. Соответствующие управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной.
Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденцию и заранее определять конечные результаты. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мероприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель — получение максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необходимых мероприятий, а также устранения возможных затруднений на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ресурсы, кредиты банков и др.[23]
Процесс принятия финансовых решений, как и управленческих решений вообще, состоит из трех этапов.
На первом этапе формулируется цель. Знание цели, в свою очередь, позволяет уточнить и сформулировать задачу. Определение проблемы и цели представляет собой важную часть процесса принятия решения, придающую ему системность и целенаправленность.
Оценочные и контрольные решения базируются на сопоставлении фактических и плановых (прогнозных) данных по отчетным текущим периодам с применением методов ретроспективного, текущего анализа.
Уточнение задачи на первом шаге принятия решения заключается в определении того, какие подсистемы требуют совершенствования и в каком направлении.
Каждый вид решений требует особенного информационного и аналитического обеспечения. Прогнозные и плановые решения базируются на обобщенной бухгалтерской отчетности за ряд лет или кварталов с применением методов перспективного, трендового анализа. Регулирующие ход хозяйственной деятельности решения базируются на оперативной, в том числе на бухгалтерской, информации с применением методов оперативного анализа.
Сбор информации связан с поиском слабых звеньев в системе, с обнаружением узких мест, резервов, излишних и недостающих элементов структуры.
Анализ позволяет определить проблемы, которые тесно связаны с выделением оперативных и перспективных задач, а также с уточнением границ системы и уровня, на котором должно приниматься решение. На основании анализа информации проводится ревизия системы и проектирование ее различных вариантов.
Вторым этапом принятия решения является разработка финансового механизма или выбор методов, рычагов и приемов управления движением финансовых ресурсов. Финансовый механизм предприятия – это система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Функционирование финансового механизма управления органически смыкается с постоянным формированием, изучением и регулированием (контролем) плановой и аналитической информации о финансовых показателях и процессах. [ПРИЛОЖЕНИЕ]