Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить процесс управления финансами в Республике Беларусь и оценить его особенности на современном этапе.
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть содержание процесса управления финансами;
• рассмотреть организацию управления финансами;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 4
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 11
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ.docx

— 128.57 Кб (Скачать)

Так же следует  отметить, что зачастую, из-за большого объема подлежащего изучению материала  и обычной нехватки времени на практике чаще ревизий назначаются  проверки конкретных вопросов. Но не следует  забывать, что ревизия была и остается наиболее эффективным и достоверным  методом финансового контроля, особенно для целей последующего контроля.[2]

Весь  контрольный процесс в зависимости  от сложности выполняемых функций можно разделить на следующие ступени:

  1. счетная правильность;
  2. соблюдение законов, правил, инструкций;
  3. экономическая выгодность, прибыльность;
  4. контроль эффективности.

Финансовый  контроль, осуществляемый в Республике Беларусь, в  настоящее время достиг лишь второй ступени. Основной задачей  контрольных органов в современных  условиях должно стать определение  действенности и результативности совершаемых хозяйственных и  финансовых операций субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке.[12, c.124]

Сегодня среди первоочередных задач для  повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс  новых технологий, создание единой информационной системы результатов  контрольных мероприятий, которые  ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления  мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе  может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.

Надежная  реализация результатов контрольной  деятельности может быть достигнута за счет придания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредствам  введения соответствующей статистической отчетности. Отчетность должна включать необходимые критерии и показатели, характеризующие различные стороны  деятельности органов государственного финансового контроля, а также  результаты контрольных мероприятий  во взаимосвязи с мероприятиями  исполнительных органов власти по устранению финансовых и иных нарушений, допущенных получателями бюджетных средств.[13]

Важно отметить, что развитию финансового контроля препятствует несовершенство его нормативного регулирования. Данная проблема связана  с тем, что законодательная база, регламентирующая порядок осуществления  финансового контроля в нашей  стране, считается устаревшей. Новых  документов, определяющих порядок, методы и процедуры осуществления финансового  контроля, учитывающих современное  развитие экономики страны и приоритеты международного взаимодействия, не разработано. Это обстоятельство во многом затрудняет проведение обоснованного и объективного финансового контроля и способствует снижению эффективности результатов  контрольных мероприятий. Обеспечение  качественного уровня осуществления  финансового контроля возможно только при условии законодательного закрепления  процессов организации и проведения контрольных действий, регулирования  методов, процедур и приемов контроля и оформления его результатов.

Вопросы нормативного регулирования финансового  контроля оказывают серьезное влияние  на другую, не менее важную, проблему, связанную с отсутствием единой классификации финансового контроля. Мнения ведущих экономистов относительно классификационных признаков и  видов финансового контроля являются неоднозначными. Наибольшую практическую значимость для экономики представляет собой деление финансового контроля на внешний, осуществляемый государственными органами, и внутренний, осуществляемый на уровне конкретного экономического субъекта. Внешний и внутренний контроль, несмотря на имеющиеся между ними различия, взаимосвязаны между собой  и являются важнейшей заключительной функцией процесса управления.

Внешний финансовый контроль позволяет оценить  объективность информации об исполнении бюджетов, определить достоверность  макроэкономических показателей, и  установить стабильность социально-экономического развития страны в настоящее время  и ближайшие годы. Посредством  внешнего контроля органы государственной  власти осуществляют проверку деятельности экономических субъектов, выявляя  случаи нарушений действующего законодательства и хищения имущества.

Правильная  организация внутреннего финансового  контроля существенно помогает субъекту хозяйствования эффективнее управлять  имущественным комплексом, предотвращать  негативные экономические последствия  для организации.[10]

Важным  направлением совершенствования финансового  контроля является повышение роли предварительного контроля. По своей сути предварительный контроль является наиболее эффективной формой контроля, так как носит предупреждающий характер. Предупреждая нерациональное использование ресурсов, предварительный контроль способствует улучшению конечных хозяйственных результатов деятельности субъектов хозяйствования. [3]

Совершенствование финансового контроля невозможно без  формирования квалифицированного кадрового потенциала. Контроль должен выполняться специалистами, чья подготовка и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности контрольных задач. Сотрудники должны обладать необходимыми знаниями: мастерством (умением, опытом) и дисциплиной для надлежащего выполнения поставленных задач. При проведении контрольных мероприятий они должны предвосхищать и точно оценивать потенциальные проблемы, уметь грамотно действовать в критических ситуациях и самостоятельно разрешать все связанные с ними вопросы.[4]

Развитие  рыночных отношений в стране сопряжено  с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские  услуги в ближайшие годы значительно  возрастает. Это потребует повышения  квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской  службы, а также совершенствования  правовых норм в сфере аудита.[15, c.145]

Следует отметить, что национальную систему контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве от мировой практики, так как экономические связи Республики Беларусь, как с ближним, так и с дальним зарубежьем становятся все шире и многообразней, все теснее переплетаются. Следовательно, контрольным органам республики необходимо ориентироваться и на новые инструменты контроля, широко применяемые в практике работы контролеров экономически развитых стран, такие как ориентация на конечные результаты.

Надежное  функционирование всей системы финансово-хозяйственного контроля является необходимой составляющей в выполнении задач, стоящих перед национальной экономикой в современных условиях. Все сложные искусственные системы, к которым относятся и объекты управления производством, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным причинам. Тенденциям к беспорядку противостоит сила управления, сила контроля. Система контроля финансово-хозяйственной деятельности способствует разработке и реализации реальных решений, социально-экономических и других планов, рациональному и интенсивному ведению экономики, достижению поставленных целей. Приведение существующей системы контроля хозяйствования к уровню, отвечающему требованиям рыночной экономики, современным экономическим потребностям, - важнейшая социально-экономическая, хозяйственная и научная задача. Ее решение должно стать составной частью программы совершенствования всей системы финансово-хозяйственного контроля.[12, c.125]

С созданием  новой экономической модели в  нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве  государства в деятельность субъектов  хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных  косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т. д.

Среди рычагов  государственного финансового регулирования  основными, как уже отмечалось, являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в  распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к  ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый  метод финансового регулирования  полностью соответствует требованиям  коммерческого расчета, создавая необходимый  простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.  
Следует, однако, отметить, что действующий в республике налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д.

Перестройка финансового механизма затронула  не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения  доходов населения. Организации  и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.  
Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.  
Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

Финансовый  рынок является неотъемлемым структурным  элементом развитого товарно-денежного  хозяйства и предполагает всемерное  расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских  товаров, ценных бумаг, функционированием  фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п.

Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего  наиболее полную увязку его элементов  с интересами государства и отдельных  его членов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление финансами  является составной частью общей  системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование  системы отношений, призванных нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для  социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление  финансами осуществляется на всех уровнях  финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

В новых  условиях хозяйствования и становлении  рыночных отношений все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов, призванного обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Проект. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2006.
  2. Данилевский. Финансовый контроль: основные направления развития.//Бухгалтерский учет, 2004, №24.
  3. Есин С.О. Общетеоретические основы финансового саморегулирования // Вестник БГЭУ. – 2007. - № 2. – с. 76-79.
  4. Есин С.О. Внутренний финансовый контроль: эффективность, практика применения // Проблемы управления. – 2007. - №3(24). – с. 153-157.
  5. Международные финансы: пер. с англ. / Дж.М. Хэррис.– Москва: Филинъ, 1996. – 296с.
  6. Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15.11.2002 г.: одобр. Советом Республики. 2.12.2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 13 января 2003 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2006.
  7. Официальный сайт белорусских новостей/[Электронный ресурс] – Код доступа - http://belta.by/ - Дата доступа: 19.11.2010 г.
  8. Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь"
  9. Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь"
  10. Парушина Н.В., Амелина Е.С. Концептуальные основы финансового контроля // Финансовый бизнес. – 2008. - № 4. – с. 29-35.
  11. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие. Т.Н. Цветкова.- Москва:  Финансы и статистика. 2004.-384 с.
  12. Ревизия и аудит: Учебн.комплекс/ В.А, Хмельницкий.- Мн.: Книжный Дом, 2005 г.- 480 с.
  13. Рожкова Н. Виды, формы и принципы государственного финансового контроля // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 7. – с.61-72.
  14. Статистика финансов: учебник для студ. вузов обучающихся по экономическим спец. / М.В.Вахрамеева, Л.Е.Данилина, И.В.Добашина; под ред. В.Н.Салин. – 2-е изд.– Москва: Финансы и статистика, 2002.– 816с.
  15. Теория финансов: учеб. пособие. / М.К. Фисенко, Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь; под общ. ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко.– Минск: Выш. шк., 1997. – 368с.
  16. Технологии финансового менеджмента:  учебное  пособие/В.В. Быковский, Н.В. Мартынова, Л.В. Минько, В.Л. Пархоменко, Е.В. Быковская. – Тамбов : Изд-воТамб. гос. техн. ун-та, 2008. – Ч. 1. – 80 с
  17. Управление финансами  предприятий: Учеб. пособие.- Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2002. -264 с.
  18. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник.- Москва: ИНФРА-М, 2005. -352 с.
  19. Управление финансами предприятия: Справочно-практическое пособие/ Т.И. Вуколова, И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева и др.; Под ред. Т.И. Вуколовой.- Минск: Книжный Дом: Мисанта, 2005. -224 с.
  20. Управление финансами (Финансы предприятий): учебник/ А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.А. Бурмистрова, Л.В. Смирнова. –Москва: ИНФРА-М, 2004. – 504 с.
  21. Финансы Беларуси: состояние, анализ, тенденции. / В.Ф.Тарасов // Экономика. Финансы. Управление. – 2003. – № 7. – C.106–117.
  22. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. вузов / А.И. Архипов, Г.Н.Чубаков; под ред.: В.К.Сенчагова, А.И.Архипова; В.К.Сенчагова.– Москва: Проспект, 2002.– 487с.
  23. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. вузов обучающихся по экономическим спец. / М.В.Романовский, О.В.Врублевская.– Москва: Юрайт, 2001. – 544с.
  24. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Л.А.Бурмистрова и др., под ред. Н.Ф.Самсонова. – Москва: ИНФРА-М , 2001.– 447с
  25. Финансовый менеджмент в схемах, рисунках, расчетах: дидактический материал/ Прибыткова Г.К. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 92 с.

Информация о работе Управление финансами