Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить процесс управления финансами в Республике Беларусь и оценить его особенности на современном этапе.
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть содержание процесса управления финансами;
• рассмотреть организацию управления финансами;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 4
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 11
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:
В составе
Министерства финансов Республики Беларусь
функционируют крупные
Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными его задачами являются:
В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции:
•обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.
Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Министерства и его налоговых инспекций утверждается министром.[9]
Органом управления финансами является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейшими его функциями являются:
Управление финансами в
•составление сводных финансовых
планов и прогнозов по
ведомству
и контроль за их реализацией;
В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.
Необходимо отметить, что финансовый аппарат как орган управлении финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мобилизации финансовых ресурсов любого предприятия, министерства, ведомства и, наконец, государства в целом. Без финансовых ресурсов, как известно, ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.
Финансовый аппарат является одновременно и важнейшим экономическим штабом, который участвует в разработке и реализации всех экономических реформ в стране, в том числе в расширении рыночных отношений, приватизации государственной собственности, поддержке рыночных структур. Одновременно финансовый аппарат — это и бюрократический аппарат. После распада СССР в Российской Федерации и Республике Беларусь случалось, что финансовый аппарат тормозил или вовсе отвергал принятие необходимых экономических мер, неквалифицированно готовил документы (в частности, в области налогообложения) и т.п. Обязанность финансового аппарата каждой страны — тщательно просчитывать все решения, изучать опыт ведущих стран мира и соседних государств.
В экономически развитых странах оперативное управление финансами обычно осуществляется несколькими государственными органами. Так, в Италии его проводят четыре государственных органа: казначейство (государственные расходы и финансовый контроль); министерство финансов (доходы); министерство бюджета (составление государственного бюджета и координирование финансовых ресурсов); министерство внутренних дел (местные финансы). Во Франции задача управления финансами возложена на министерство экономики, финансов и бюджета. В Германии эта роль поручена федеральному ведомству по финансам и федеральному управлению государственным долгом — органам, подчиненным федеральному министерству финансов. В Великобритании государственным управлением финансами занимается казначейство, а в США — министерство финансов и административно-бюджетное управление при президенте страны (последнее составляет расходную часть федерального бюджета).
Общее управление финансами в этих странах находится в ведении высших законодательных органов власти — парламентов: в ФРГ — бундестага, во Франции — национального собрания, в Великобритании — парламента, в США — конгресса.
Поводя
итог, необходимо отметить, что по сравнению
с прежней структурой аппарата Министерства
финансов Республики Беларусь нынешняя
отличается значительными изменениями,
направленными на повышение действенности
управления финансами. Эти изменения в
организационной структуре аппарата Министерства
финансов вызваны новыми задачами и функциями,
вытекающими из статуса министерства
как одного из центральных экономических
ведомств суверенного государства.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Практика бюджетной деятельности в Беларуси соответствует самым высоким показателям эффективности в регионе Европы и Центральной Азии. Об этом говорится в подготовленном Всемирным банком Отчете по оценке эффективности государственных расходов и финансовой подотчетности (ГРФП) в Беларуси.
В документе дана оценка сильных сторон и недостатков системы управления государственными финансами, а также предлагаются стратегические направления и приоритеты для ее совершенствования. Оценка ГРФП была осуществлена в ответ на запрос правительства Беларуси и проведена в тесном взаимодействии с ним. Анализ охватывал период с 2005 по 2007 год. Работа по подготовке отчета была начата в 2008 году, завершена - в 2009-м.[7]
Данная оценка представляет собой инструмент анализа показателей, используемый для оценки эффективности управления государственными финансами и постепенного отслеживания процесса реформирования. Она основывается на 28 показателях, сгруппированных в 6 модулей, и производится на основе данных о фактическом управлении государственными финансами в течение последних 2-3 полных финансовых лет.
Беларусь получила оценки выше среднего по 5 из 6 критериев в сравнении с 13 странами данного региона, а также получила оценки выше среднего по тем же критериям в сравнении с 17 странами мира с уровнем доходов выше среднего. В итоге наша страна заняла третье место среди стран региона Европы и Центральной Азии.[7]
Беларусь демонстрирует эффективность по показателям реалистичности бюджета, полноты и прозрачности, контроля и предсказуемости в процессе исполнения бюджета и внешнего контроля. При этом оценки по показателю составления бюджета в соответствии с целями политики были ниже средних, отражая в первую очередь тот факт, что другие страны региона уже ввели системы среднесрочного планирования расходов и проводят дальнейшую работу по их внедрению.
В отчете по оценке ГРФП обозначены сильные стороны национальной системы управления государственными финансами в настоящее время, включая реформы системы казначейства, проведенные несколько лет назад. С тех пор, как оценка была завершена, правительство Беларуси осуществляет дальнейшие реформы, демонстрируя ясные намерения гармонизировать свои системы управления государственными финансами с международными стандартами. Правительство Беларуси реализует много позитивных шагов по совершенствованию бюджетной деятельности, налоговой системы: принят Налоговый кодекс, Минфин начал разработку стратегии среднесрочного планирования, ведется совершенствование системы госзакупок.
Результаты оценки ГРФП выделяют приоритетные области, на которые следует направить дальнейшие усилия по реформированию, включая составление бюджета в соответствии с целями политики, прозрачность бюджета, межбюджетные отношения и внешний контроль. В этих областях уже идет реформирование, направленное на то, чтобы поднять эффективность управления государственными финансами страны на более высокий уровень.
Вместе с тем специалисты обращают внимание на некоторые вопросы, вызвавшие определенную озабоченность со стороны специалистов Всемирного банка. Они касаются квазифинансовой деятельности (выдачи директивных кредитов), доступа общественности к важнейшей финансовой информации, инвестиционного планирования и других вопросов. Кроме того, по мнению экспертов Всемирного банка, особого внимания требует эффективность национальных расходов.
Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой. [12, c.123]
Пути
повышения эффективности и
Особое внимание следует уделять финансовому контролю в социальной сфере – это контроль за целевым и эффективным использованием средств, направленных на финансирование образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и искусства, социальной политики. Это отрасли, которые имеют огромное значение для всего общества в целом.
Так же большое внимание должно уделяться состоянию дел на предприятиях и организациях, допускающих спад производства, снижение уровня рентабельности. Проводимые проверки, анализы и обследования не должны носить описательный характер. На их основе необходимо разрабатывать конкретные предложения по повышению эффективности производства, снижению непроизводительных расходов и потерь. Следовательно, это позволит изыскать дополнительные резервы, ликвидацию задолженности, обеспечение плана доходов бюджета.