Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить процесс управления финансами в Республике Беларусь и оценить его особенности на современном этапе.
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть содержание процесса управления финансами;
• рассмотреть организацию управления финансами;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 4
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 11
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ.docx

— 128.57 Кб (Скачать)

Министерство  финансов Республики Беларусь имеет  право:

  • ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, а также необоснованного получения указанных средств либо использования не по целевому назначению;
  • вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;
  • давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам при нарушении законодательства распорядителями средств республиканского бюджета;
  • взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, а также задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам и проценты по займам;
  • расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;
  • проводить проверки соблюдения порядка аудиторской деятельности аудиторами, работающими на основе индивидуального предпринимательства, и аудиторскими организациями;
  • осуществлять государственный надзор за деятельностью страховых организаций и др.

В составе  Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения  — Главные управления и управления. На низовом уровне Министерство осуществляет свои функции через региональные, областные финансовые управления, а в районах и городах — через районные и городские финансовые отделы. Характерная особенность управления в системе Министерства финансов — двойное подчинение его республиканских и местных органов. Так, например, областные финансовые управления подчиняются одновременно областным органам власти и Министерству финансов.

Органом оперативного управления финансами  является Министерство по налогам и  сборам Республики Беларусь. Основными  его задачами являются:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
  • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и работы налоговых органов;
  • подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изучение опыта их работы;
  • принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции:

  • контролирует соблюдение налогового законодательства;
  • организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;
  • разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, законодательства о налогах и предпринимательстве;
  • проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчисления, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекции, входящих в его структуру;

•обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.

Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в  себя ряд управлений. Структура аппарата Министерства и его налоговых инспекций утверждается министром.[9]

Органом управления финансами является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейшими его функциями являются:

  • участие в разработке и реализации таможенной политики государства;
  • обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;
  • принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  • обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;
  • защита экономических интересов страны;
  • применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны;
  • обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенным и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов и др.

Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как:

•составление сводных финансовых планов и прогнозов по 
ведомству и контроль за их реализацией;

  • проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;
  • контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;
  • контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;
  • финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п.

В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.

Необходимо  отметить, что финансовый аппарат  как орган управлении финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мобилизации финансовых ресурсов любого предприятия, министерства, ведомства и, наконец, государства в целом. Без финансовых ресурсов, как известно, ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.

Финансовый аппарат является одновременно и важнейшим экономическим штабом, который участвует в разработке и реализации всех экономических реформ в стране, в том числе в расширении рыночных отношений, приватизации государственной собственности, поддержке рыночных структур. Одновременно финансовый аппарат — это и бюрократический аппарат. После распада СССР в Российской Федерации и Республике Беларусь случалось, что финансовый аппарат тормозил или вовсе отвергал принятие необходимых экономических мер, неквалифицированно готовил документы (в частности, в области налогообложения) и т.п. Обязанность финансового аппарата каждой страны — тщательно просчитывать все решения, изучать опыт ведущих стран мира и соседних государств.

В экономически развитых странах оперативное управление финансами обычно осуществляется несколькими государственными органами. Так, в Италии его проводят четыре государственных органа: казначейство (государственные расходы и финансовый контроль); министерство финансов (доходы); министерство бюджета (составление государственного бюджета и координирование финансовых ресурсов); министерство внутренних дел (местные финансы). Во Франции задача управления финансами возложена на министерство экономики, финансов и бюджета. В Германии эта роль поручена федеральному ведомству по финансам и федеральному управлению государственным долгом — органам, подчиненным федеральному министерству финансов. В Великобритании государственным управлением финансами занимается казначейство, а в США — министерство финансов и административно-бюджетное управление при президенте страны (последнее составляет расходную часть федерального бюджета).

Общее управление финансами в этих странах находится  в ведении высших законодательных органов власти — парламентов: в ФРГ — бундестага, во Франции — национального собрания, в Великобритании — парламента, в США — конгресса.

Поводя  итог, необходимо отметить, что по сравнению с прежней структурой аппарата Министерства финансов Республики Беларусь нынешняя отличается значительными изменениями, направленными на повышение действенности управления финансами. Эти изменения в организационной структуре аппарата Министерства финансов вызваны новыми задачами и функциями, вытекающими из статуса министерства как одного из центральных экономических ведомств суверенного государства.  
       

 

 

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Практика  бюджетной деятельности в Беларуси соответствует самым высоким  показателям эффективности в  регионе Европы и Центральной  Азии. Об этом говорится в подготовленном Всемирным банком Отчете по оценке эффективности государственных  расходов и финансовой подотчетности (ГРФП) в Беларуси.

В документе  дана оценка сильных сторон и недостатков  системы управления государственными финансами, а также предлагаются стратегические направления и приоритеты для ее совершенствования. Оценка ГРФП была осуществлена в ответ на запрос правительства Беларуси и проведена  в тесном взаимодействии с ним. Анализ охватывал период с 2005 по 2007 год. Работа по подготовке отчета была начата в 2008 году, завершена - в 2009-м.[7]

Данная  оценка представляет собой инструмент анализа показателей, используемый для оценки эффективности управления государственными финансами и постепенного отслеживания процесса реформирования. Она основывается на 28 показателях, сгруппированных в 6 модулей, и производится на основе данных о фактическом управлении государственными финансами в течение  последних 2-3 полных финансовых лет.

Беларусь  получила оценки выше среднего по 5 из 6 критериев в сравнении с 13 странами данного региона, а также получила оценки выше среднего по тем же критериям  в сравнении с 17 странами мира с  уровнем доходов выше среднего. В  итоге наша страна заняла третье место  среди стран региона Европы и Центральной Азии.[7]

Беларусь  демонстрирует эффективность по показателям реалистичности бюджета, полноты и прозрачности, контроля и предсказуемости в процессе исполнения бюджета и внешнего контроля. При этом оценки по показателю составления  бюджета в соответствии с целями политики были ниже средних, отражая  в первую очередь тот факт, что  другие страны региона уже ввели  системы среднесрочного планирования расходов и проводят дальнейшую работу по их внедрению.

В отчете по оценке ГРФП обозначены сильные  стороны национальной системы управления государственными финансами в настоящее  время, включая реформы системы  казначейства, проведенные несколько лет назад. С тех пор, как оценка была завершена, правительство Беларуси осуществляет дальнейшие реформы, демонстрируя ясные намерения гармонизировать свои системы управления государственными финансами с международными стандартами. Правительство Беларуси реализует много позитивных шагов по совершенствованию бюджетной деятельности, налоговой системы: принят Налоговый кодекс, Минфин начал разработку стратегии среднесрочного планирования, ведется совершенствование системы госзакупок.

Результаты  оценки ГРФП выделяют приоритетные области, на которые следует направить  дальнейшие усилия по реформированию, включая составление бюджета  в соответствии с целями политики, прозрачность бюджета, межбюджетные отношения  и внешний контроль. В этих областях уже идет реформирование, направленное на то, чтобы поднять эффективность  управления государственными финансами  страны на более высокий уровень.

Вместе  с тем специалисты обращают внимание на некоторые вопросы, вызвавшие  определенную озабоченность со стороны  специалистов Всемирного банка. Они  касаются квазифинансовой деятельности (выдачи директивных кредитов), доступа  общественности к важнейшей финансовой информации, инвестиционного планирования и других вопросов. Кроме того, по мнению экспертов Всемирного банка, особого внимания требует эффективность  национальных расходов.

Сужается  сфера государственного финансового  контроля. Он все более концентрируется  в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой. [12, c.123]

Пути  повышения эффективности и действенности  контрольно-экономической работы финансовых органов заключаются не только в  увеличении числа ревизий и проверок, но и в усилении взаимодействия и  координации своей деятельности с другими контролирующими органами, прежде всего с Комитетом государственного контроля.

Особое  внимание следует уделять финансовому  контролю в социальной сфере –  это контроль за целевым и эффективным  использованием средств, направленных на финансирование образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и искусства, социальной политики. Это отрасли, которые имеют огромное значение для всего общества в целом.

Так же большое  внимание должно уделяться состоянию дел на предприятиях и организациях, допускающих спад производства, снижение уровня рентабельности. Проводимые проверки, анализы и обследования не должны носить описательный характер. На их основе необходимо разрабатывать конкретные предложения по повышению эффективности производства, снижению непроизводительных расходов и потерь. Следовательно, это позволит изыскать дополнительные резервы, ликвидацию задолженности, обеспечение плана доходов бюджета.

Информация о работе Управление финансами