Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 23:28, курсовая работа

Краткое описание

Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Задачи исследования:
1) Определить объекты, субъекты, цели, задачи и методы управления финансами в Российской Федерации;
2) Дать характеристику процессам финансового планирования, прогнозирования и контроля;
3) Изучить государственные органы управления финансами
4) Изучить структуру формирования федерального бюджета РФ для более ясной картины движения финансов непосредственно в нашей стране

Файлы: 1 файл

Полная версия.docx

— 112.79 Кб (Скачать)

      . местные  финансы

Финансы предприятий  различных  форм  собственности,  являясь  основой

единой  финансовой  системы   страны,   обслуживают   процесс   создания   и

распределения общественного  продукта и национального дохода.

      Финансы  предприятий представляют собой  денежные отношения, связанные  с

образованием  и  распределением  денежных  доходов   и   накоплений   и   их

использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной  системой

и  финансирование  затрат  по  расширенному   воспроизводству,   социальному

обслуживанию и материальному  стимулированию работающих.

      Финансы  хозяйствующих субъектов можно  выделить в подзвенья:

      . финансы  коммерческих предприятий и организаций

      . финансы  некоммерческих организаций

      Финансовые  отношения этих двух  групп   хозяйствующих  субъектов   имеет

свою  специфику,  связанную   с   формой   организации   предпринимательской

деятельности,  формированием  доходов  и  расходов,   владения   имуществом,

выполнением обязательств, налогообложением.

      Финансовые  ресурсы предприятий представляют  собой  денежные  доходы  и

накопления  (собственные  средства),  а  также  денежные  поступления  извне

(привлеченные и заемные   средства),  используемые  ими   для  производства  и

реализации товаров и  услуг, воспроизводства капитала и  рабочей силы.

      Финансовые  отношения предприятий состоят  из четырех групп:

- отношения с другими  предприятиями и организациями;

- внутри предприятия;

- внутри объединений,  предприятий, которые включают  отношения с вышестоящей

   организацией; внутри  финансово-промышленных групп, а  также холдинга;

- с финансово-кредитной   системой  –  бюджетами   и  внебюджетными  фондами,

   банками, страхованием, биржами, различными фондами.

      От   состояния    финансов    предприятий    зависит    обеспеченность

централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.  При  этом  активное

использование финансов предприятий  в  процессе  производства  и  реализации

продукции  не  исключает  участия  в  этом  процессе  бюджета,   банковского

кредита, страхования.

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных

отношений между его участниками  по  поводу  формирования  за  счет  денежных

взносов  целевого  страхового   фонда,   предназначенного   для   возмещения

возможного ущерба, нанесенного  субъектами хозяйствования,  или  выравнивания

потерь в семейных доходах  в  связи  с  последствиями  происшедших  страховых

случаев.

      Финансы  страхования связаны  с   перераспределением  денежных  средств,

поступающих от физических и юридических  лиц.  Ущерб по  страховым случаям

раскладывается между  участниками страхования.

      По различиям  в объектах страхования страховые  отношения можно поделить

на пять групп:

      . социальное;

      . личное;

      . имущественное;

      . страхование  ответственности;

      . страхование  предпринимательских рисков.

      В социальном  страховании в качестве объекта  выступает  уровень  дохода

граждан и включает в себя страхование пенсий,  пособий,  льгот.  При  личном

страховании  объектом  является  жизнь,  здоровье   и   трудоспособность   –

страхование жизни и страхование  от несчастных случаев. Объектом  страхования

ответственности выступает  обязанность  страхователей  выполнять  договорные

условия по  поставкам  продукции,  погашению  задолженности  кредиторам  или

возмещению материального  и  иного  ущерба,  если  он  был  нанесен  другими

лицами.  При  страховании  ответственности  возмещение  ущерба    производит

страховая организация. В  страховании  предпринимательских  рисков  объектом

является риск неполучения  прибыли или  образования  убытка  (страхование  на

случай снижения оговоренного уровня рентабельности или  дохода,  страхование

от простоев оборудования и др.)

        Страхование   проводится  в  обязательной   и   добровольной   форме.

Оптимальное сочетание обязательного  и  добровольного  страхования  позволяет

сформировать   систему  страхования,  обеспечивающую   универсальный   объем

страховой защиты общественного  производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2 Субъекты управления.

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации  являются

высшие федеральные органы власти – Президент РФ,  Федеральное  Собрание  РФ,

Правительство РФ.

      Президент   РФ  –  регламентирует  деятельность   финансовой   системы,

подписывает   бюджетный   план,   имеет   право   «вето»    на    финансовое

законодательство, принятое Федеральным Собранием.

      Федеральное Собрание РФ (состоит из  двух  палат:  Совет Федерации и

Государственная Дума) –  устанавливает налоги,  сборы,  неналоговые  платежи,

утверждает  федеральный  бюджет,   принимает   финансовое   законодательство

(Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

      Правительство  РФ – рассматривает  федеральный   бюджет,  выступает  как

единый  центр  управления  финансами.  Центральным  органом,  осуществляющим

реализацию финансовой  политики,  является  Министерство  финансов  РФ.  Оно

обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и  валютной  политики  в

РФ, координирует  деятельность  других  федеральных  органов  исполнительной

власти.

      Министерство  финансов РФ (МФ РФ):

      -  осуществляет  методическое   руководство   в   сфере   финансового

        планирования  и финансирования отраслей хозяйства;

      - развивает  бюджетный федерализм;

      - разрабатывает  проект федерального бюджета;

      - составляет  отчет о выполнении федерального  бюджета;

      - составляет  консолидированный бюджет;

      На Министерство  финансов возложены следующие  функции:

      - участие  в разработке прогнозов социально-экономического  развития РФ

        на  долгосрочный период, среднесрочную  и краткосрочную перспективы;

      -   подготавливает   предложения   и   реализует    мероприятия    по

        совершенствованию   бюджетной  системы  и   механизма   межбюджетных

        отношений

      -  участвует   в  подготовке  предложений   по  основным   направлениям

        кредитно-денежной  политики;

      -  проведение  мероприятий  по  контролю   за   целевым   исполнением

        федерального  бюджета и за исполнением целевых  средств бюджета;

      Министерство  по налогам и сборам РФ  (МНС   РФ)  и  Федеральная  служба

налоговой  полиции  (ФСНП  РФ)  осуществляют   контроль   за   правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью внесения  в  соответствующий  бюджет

государственных  налогов  и  других   платежей,   установленных   Российской

Федерацией; МНС РФ также  осуществляет валютный контроль.

      Федеральная   комиссия  по  ценным  бумагам   контролирует  деятельность

участников фондового  рынка, способствуя тем самым  увеличению  поступлений  в

бюджетный фонд.

      Система  Центрального  банка  Российской  Федерации  (ЦБ  РФ)  является

важным      органом       реализации       денежно-кредитной       политики.

         ЦБ РФ осуществляет  наряду  с  Федеральным  казначейством   кассовое

исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

      Счетная  палата Российской  Федерации   –  это  специальный  контрольный

орган,   который   осуществляет   контроль   за    состоянием    федеральной

собственности и контроль  за  расходованием федеральных денежных  средств.

Счетная  палата  независима  от  Правительства  и  подотчетна   Федеральному

собранию.

      Субъектом   оперативного  управления  финансами   является   финансовый

аппарат: МФ РФ,  Счетная  палата,  финансовые  органы  субъектов  Федерации,

налоговые  органы  и  таможенная  служба,  страховые  организации,  дирекции

внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий,  организаций  и

учреждений, а также банки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные  методы и формы управления  финансами.

В управлении финансами можно выделить такие  важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование  занимает одно из важнейших мест в  системе управления финансами. При  планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной  деятельности.

Контроль  как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых  ресурсов и более эффективного их использования.

Различают  стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими.

Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.

При обработке  управленческих решений финансового  характера, как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

Управленческие  решения по финансам оформляются  в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

В нашей стране в условиях экономических преобразований неоправданно недооценивается накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику в прошлом. В управлении почти не находят  должного применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные  нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо развиваются формы государственного кредита, игнорируется применение субвенций целевых дотаций из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной  сферы.

Приоритетными задачами экономической политики, направленными  на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий  для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых  услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.

Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ - кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.

Управление  финансами осуществляется на всех уровнях  финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие  принципы, правила и нормы, а также  обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной  политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Информация о работе Управление финансами