Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 23:28, курсовая работа
Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Задачи исследования:
1) Определить объекты, субъекты, цели, задачи и методы управления финансами в Российской Федерации;
2) Дать характеристику процессам финансового планирования, прогнозирования и контроля;
3) Изучить государственные органы управления финансами
4) Изучить структуру формирования федерального бюджета РФ для более ясной картины движения финансов непосредственно в нашей стране
. местные финансы
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой
единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и
распределения общественного продукта и национального дохода.
Финансы
предприятий представляют
образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их
использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой
и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному
обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
. финансы
коммерческих предприятий и
. финансы некоммерческих организаций
Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет
свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской
деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом,
выполнением обязательств, налогообложением.
Финансовые
ресурсы предприятий
накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне
(привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и
реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:
- отношения с другими предприятиями и организациями;
- внутри предприятия;
- внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей
организацией; внутри
финансово-промышленных групп,
- с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами,
банками, страхованием, биржами, различными фондами.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность
централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное
использование финансов предприятий в процессе производства и реализации
продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского
кредита, страхования.
Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных
отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных
взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения
возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания
потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых
случаев.
Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств,
поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям
раскладывается между участниками страхования.
По различиям
в объектах страхования
на пять групп:
. социальное;
. личное;
. имущественное;
. страхование ответственности;
. страхование предпринимательских рисков.
В социальном
страховании в качестве
граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном
страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность –
страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования
ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные
условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или
возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими
лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит
страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом
является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на
случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование
от простоев оборудования и др.)
Страхование проводится в обязательной и добровольной форме.
Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет
сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем
страховой защиты общественного производства.
1.2.2 Субъекты управления.
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются
высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ,
Правительство РФ.
Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы,
подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое
законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и
Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи,
утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство
(Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
Правительство
РФ – рассматривает
единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим
реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно
обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в
РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной
власти.
Министерство финансов РФ (МФ РФ):
- осуществляет методическое руководство в сфере финансового
планирования
и финансирования отраслей
- развивает бюджетный федерализм;
- разрабатывает проект федерального бюджета;
- составляет
отчет о выполнении
- составляет консолидированный бюджет;
На Министерство финансов возложены следующие функции:
- участие
в разработке прогнозов
на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
- подготавливает предложения и реализует мероприятия по
совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных
отношений
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям
кредитно-денежной политики;
- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением
федерального
бюджета и за исполнением
Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба
налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
государственных налогов и других платежей, установленных Российской
Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность
участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в
бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является
важным органом реализации денежно-кредитной политики.
ЦБ РФ осуществляет наряду
с Федеральным казначейством
исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный
орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной
собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств.
Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному
собранию.
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый
аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации,
налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции
внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и
учреждений, а также банки.
1.3 Основные методы и формы управления финансами.
В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование
занимает одно из важнейших мест в
системе управления финансами. При
планировании любой субъект хозяйствования
всесторонне оценивает
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.
Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.
Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими.
Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.
При обработке управленческих решений финансового характера, как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.
В нашей стране в условиях экономических преобразований неоправданно недооценивается накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику в прошлом. В управлении почти не находят должного применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо развиваются формы государственного кредита, игнорируется применение субвенций целевых дотаций из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы.
Приоритетными задачами экономической политики, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.
Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ - кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.