Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 23:28, курсовая работа
Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Задачи исследования:
1) Определить объекты, субъекты, цели, задачи и методы управления финансами в Российской Федерации;
2) Дать характеристику процессам финансового планирования, прогнозирования и контроля;
3) Изучить государственные органы управления финансами
4) Изучить структуру формирования федерального бюджета РФ для более ясной картины движения финансов непосредственно в нашей стране
Введение
Финансы
представляют собой совокупность денежных
отношений, возникающих в процессе
создания фондов денежных средств у
хозяйствующих субъектов и
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами, в котором выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Взаимодействие между звеньями финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.
Укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, средства и предметы труда.
Вся система
управления финансами базируется на
финансовой политике государства. Финансовая
политика государства является средством
осуществления его
Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Задачи исследования:
1) Определить объекты, субъекты,
цели, задачи и методы управления
финансами в Российской
2) Дать
характеристику процессам
3)
Изучить государственные
4) Изучить
структуру формирования
Предметом исследования станут объекты и субъекты управления финансами. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
При написании курсовой работы были использованы различные источники. Особое место среди них занимают нормативно-правовые акты, изучение которых позволяет сделать определённые выводы о современной организации управления финансами в Российской Федерации. Полный перечень источников приведён в конце работы.
При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования как изучение теоретической и нормативно-правовой базы; анализ материала; обобщение (синтез); сравнительный и иные методы исследования.
Глава 1. Основные задачи и методы управления финансами
1.1 Сущность и методы управления финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами и направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления.
Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые
образуют финансовую систему.
Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой
системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие
принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-
бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в
Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов
управления.
В новых условиях
России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить
эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления.
Теперь разберем более подробно, что же из себя представляют объекты и субъекты управления, какова их цель и суть.
1.2 Объекты и субъекты управления финансами.
1.2.1. Объекты управления.
Финансовая система представляет собой финансовые отношения,
существующие в рамках данной экономической формации.
Финансовая
система – совокупность
(звенья финансовой системы),
в процессе которых
фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и
децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой
системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между
государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают
отношения по созданию
и использованию денежных
обеспечения первичных
потребностей общественного
2) Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и
политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую
политику, проводимую государством через централизованные финансовые
органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе
единых законодательных и нормативных актах.
3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со
своими территориальными особенностями.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении
определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства,
перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами
страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными
группами и слоями населения.
Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и
перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части
национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов
государства и использованием их на затраты по расширению производства,
удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд
обороны и управления.
В сфере
государственных финансов
. государственный бюджет
. внебюджетные фонды
. государственный кредит
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он
представляет собой форму образования и использования централизованного
фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной
власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов
государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и
национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).
Бюджет
РФ как финансовый план
прогноза социально-
показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами
общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой
системой и бюджетно-финансовой политикой государства.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами
государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции
денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в
бюджет.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются
самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой
направленности расходования средств их можно объединить в три группы.
Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие
общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд
обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает
внебюджетные фонды
(создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР,
социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В
третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать
на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные
бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.
Государственный кредит выражает кредитные отношения между
государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с
одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами
и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов,
предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.
Дополнительные
финансовые ресурсы
на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов
государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в
целях стабилизации денежного обращения в стране.
Государственный кредит функционирует в следующих формах:
государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы
осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения
иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают
гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты,
получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими
субъектами.
В соответствии с уровнем государственного управления финансовые
отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на
подзвенья:
. федеральные финансы
. финансы субъектов РФ