Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое управление представляет собой одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учёта, анализа, так и практические сконструированные в его рамках подходы.
Целью данной курсовой является выявление проблем и перспектив развития управления финансов.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 49.56 Кб (Скачать)

   Введение 
 

   Финансовое  управление представляет собой одно из самых перспективных направлений  в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учёта, анализа, так и практические сконструированные в его рамках подходы.

   Техника и методы управления финансами, применяемые  в конкретном хозяйствующем субъекте, зависят от многих факторов, в том  числе и размеров этого субъекта. Такая предпосылка необходима для  того, чтобы рассмотреть достаточно широкий спектр более или менее  стандартных подходов к управлению финансами предприятия.

   Необходимо  подчеркнуть, что в основе управления финансами лежит умение принимать  обоснованные решения перспективного характера. Подобные решения невозможны, если основываться исключительно на неких формализованных расчётах и критериях.

   Целью данной курсовой является выявление проблем и перспектив развития управления финансов.

   Задачи  курсовой:

  1. Теоретические основы финансов;
  2. Подробное рассмотрение задач и функций Министерства финансов;
  3. Проблемы в управлении финансами и пути их решения.
 
 
 

     
 
 
 
 

   Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ

    1. Сущность и методы управления финансами.
 

   Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство  должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «Финансовый институт» - это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает в себя не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

   Цель  управления государственными финансами  заключается в реализации положений  финансовой политики. Именно эффективная  финансовая политика позволяет соединить  воедино потенциальные возможности  управления, заложенные непосредственно  в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов  управления).

   Объектами управления финансами являются различные  виды финансовых отношений, в том  числе специфические, которые предопределяются социальным строем государства, политической ситуацией в стране, раскладом  политических сил и другими факторами, оказывающими влияние на распределительные  процессы. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов). Непосредственным объектом управления является денежный оборот и финансовые ресурсы в данной сфере финансовых отношений.

   Субъектами  управления в государственных, муниципальных  финансах, в финансах хозяйствующих  субъектов являются специальные  службы, называемые финансовым аппаратом. Субъектами управления финансами домохозяйств являются сами домохозяйства. Субъекты управления – это законодательные  органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и  контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном  уровнях, а также финансовый аппарат  в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами относятся Министерство финансов и его территориальные  органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы.

        Финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.

   Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

  • зависимость от конечной цели;
  • макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
  • соответствие интересам всех членов общества;
  • использование экономических законов;
  • учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

   Цель  управления финансами – обеспечение  устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердость национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

   Управление  финансами является составной частью управления социально-экономическими процессами в обществе через регулирование  финансовых отношений. Составляющей управлением  финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

     Управление финансами хозяйствующих  субъектов и домохозяйств регулируется  налоговой системой, регламентацией  кредитных отношений, регулированием  финансового рынка, системой государственной  поддержки, системой пенсионного  обеспечения, регулированием доходов  работающего населения и т.д., т.е. носят опосредованный характер. Также к опосредованным методам  управления финансами можно отнести

  • формирование и поддержание конкурентной среды в экономике, воспрепятствование образованию монополий;
  • проведение эффективной экономической политики;
  • содействие развитию рынка капитала, рынка страховых услуг;
  • защита контрактных отношений между субъектами рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополий.

   На  финансовую деятельность хозяйствующих  субъектов государство также  воздействует посредством прямых методов:

  • лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен на некоторые товары;
  • финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации некоторых товаров и услуг;
  • применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
  • система социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • установление льгот по налогам для некоторых налогоплательщиков;
  • применение финансовых санкций к нарушителям финансовой дисциплины.

   Задача  управления состоит в достижении объектом наиболее целесообразного, с  точки зрения субъекта, состояния. Задачи управления государственными финансами  – обеспечение относительного баланса  экономических интересов государства, юридических и физических лиц; обеспечение  бездефицитного государственного бюджета; обеспечение устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. Задачи управления финансами предприятия - максимизация рентабельности; достижение конкурентоспособного уровня прибыли; рост доходов собственника, менеджеров, персонала фирмы; усиление мотивации их труда; оптимизация  затрат; повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков  денежных средств; упрочение завоеванных  позиций в конкурентной борьбе; финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение "прорывов" в необходимых направлениях деятельности и др.

   Функции управления финансами включают: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль их состояния, учет финансовых ресурсов.

   Финансовый  анализ призван формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации, проявившихся тенденций и выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. В ходе финансового анализа широко используются методы аудита.

   Прогноз – это вероятностное представление  о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей финансовых процессов в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности, и является предпосылкой финансового планирования. Выделяют долгосрочное (более 10 лет) и краткосрочное (5 – 10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.

   Планирование  характеризуется регламентированностью, упорядоченностью процесса, оно связано  с обработкой информации, направлено на достижение определенных целей носит  временной характер. Это процесс  разработки и принятия целевых установок  количественного и качественного  характера и определение путей  наиболее эффективного их достижения. Высшая цель планирования состоит в  своевременном выявлении средств  и альтернатив, которые снижали  бы риск принятия ошибочных решений. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают  параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений  и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также  разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов. Оперативное регулирование  финансов осуществляется с целью  реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки  бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью  перераспределения, изменения целевой  направленности финансовых ресурсов в  свете новых задач. Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансового планирования принадлежит бюджетам. В них количественно отражается образование и расходование фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. Бюджеты разрабатываются на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Наряду с бюджетами могут формироваться внебюджетные фонды.

   Контроль  состояния финансов и финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования  финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех субъектов  хозяйствования и управления, а также  оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных  расходов. Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов. Предметом финансового  контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней, размеры налоговых  платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость  и прибыль, а также доходы и  расходы домохозяйств и т.д. Сферой финансового контроля являются операции не только денежного оборота, но и  бартерные сделки, и различные  формы взаимозачетов. Существуют различные  формы контроля:

  • по регламенту осуществления: обязательный, инициативный, внешний, внутренний;
  • по времени проведения: предварительный, текущий, последующий;
  • по субъектам контроля: государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский);
  • по объектам контроля: бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный.

   Обязательный  контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в  соответствии с действующим законодательством  в установленные сроки. Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов  и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами. Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, смет доходов  и расходов. В ходе предварительного контроля проверяется обоснованность показателей различных финансовых планов, что позволяет выявить  дополнительные резервы и источники  возможных доходов и предотвратить  нерациональное использование финансовых ресурсов. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в конце  отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии  на последующий финансовый год. Государственный  контроль проводится органами государственной  власти. Его цель – соблюдение интересов  государства и общества в целом  при реализации финансовой политики государства. Контроль органов местного самоуправления направлен на контроль исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций. Ведомственный контроль направлен на контроль подотчетных ведомству предприятий. Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Управление финансами