Введение
Финансовое
управление представляет собой одно
из самых перспективных направлений
в экономической науке, удачно сочетающее
в себе как теоретические разработки
в области финансов, управления,
учёта, анализа, так и практические
сконструированные в его рамках
подходы.
Техника
и методы управления финансами, применяемые
в конкретном хозяйствующем субъекте,
зависят от многих факторов, в том
числе и размеров этого субъекта.
Такая предпосылка необходима для
того, чтобы рассмотреть достаточно
широкий спектр более или менее
стандартных подходов к управлению
финансами предприятия.
Необходимо
подчеркнуть, что в основе управления
финансами лежит умение принимать
обоснованные решения перспективного
характера. Подобные решения невозможны,
если основываться исключительно на
неких формализованных расчётах
и критериях.
Целью
данной курсовой является выявление проблем
и перспектив развития управления финансов.
Задачи
курсовой:
- Теоретические
основы финансов;
- Подробное
рассмотрение задач и функций Министерства
финансов;
- Проблемы
в управлении финансами и пути их решения.
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВ
- Сущность
и методы управления финансами.
Под
термином «управление» понимается сознательное
воздействие с целью развития
и совершенствования объекта. Государство
должно совершенствовать систему отношений,
призванных «добывать» финансовые ресурсы,
необходимые для социально-экономического
развития общества, осуществлять контроль
за рациональным их использованием. На
решение этой задачи направлено управление
государственными финансами, являющееся
сложным процессом, который представляет
единство управляемой (объекты) и управляющей
(субъекты) систем. Управляющая система
– «Финансовый институт» - это совокупность
денежных отношений и финансовых потоков.
При этом процесс управления финансами
включает в себя не только управление
объектами, но и совершенствование деятельности,
организации самих субъектов управления.
Цель
управления государственными финансами
заключается в реализации положений
финансовой политики. Именно эффективная
финансовая политика позволяет соединить
воедино потенциальные возможности
управления, заложенные непосредственно
в самих финансах (объектах управления),
с конкретными методами работы, организацией
органов финансовой системы (субъектов
управления).
Объектами
управления финансами являются различные
виды финансовых отношений, в том
числе специфические, которые предопределяются
социальным строем государства, политической
ситуацией в стране, раскладом
политических сил и другими факторами,
оказывающими влияние на распределительные
процессы. В соответствии со структурой
финансовой системы РФ по видам объектов
управления подразделяют: управление
государственными финансами страны
и финансами субъектов Федерации,
финансами муниципальных образований,
финансами хозяйствующих субъектов,
юридических лиц (предприятий, организаций,
учреждений, обществ, фондов). Непосредственным
объектом управления является денежный
оборот и финансовые ресурсы в данной
сфере финансовых отношений.
Субъектами
управления в государственных, муниципальных
финансах, в финансах хозяйствующих
субъектов являются специальные
службы, называемые финансовым аппаратом.
Субъектами управления финансами домохозяйств
являются сами домохозяйства. Субъекты
управления – это законодательные
органы, принимающие законы о финансах,
финансовой деятельности, и исполнительные
органы, направляющие, регулирующие и
контролирующие финансовые процессы на
общегосударственном, региональном, местном
уровнях, а также финансовый аппарат
в коммерческих и некоммерческих
организациях, предприятиях, учреждениях.
К исполнительным органам управления
финансами относятся Министерство
финансов и его территориальные
органы, налоговые органы в центре
и на местах, органы налоговой полиции,
таможенные службы.
Финансовая политика реализуется через
институциональную финансовую систему,
деятельность которой строится на управлении
финансами с учетом специфики ее звеньев,
методологической общности функций всех
финансовых учреждений; централизованном
руководстве при активном участии всех
нижестоящих органов управления.
Основными
методологическими принципами проведения
финансовой политики и, соответственно,
управления финансами являются:
- зависимость
от конечной цели;
- макроэкономическая
сбалансированность всех отраслей хозяйства;
- соответствие
интересам всех членов общества;
- использование
экономических законов;
- учет внутренних
и внешних экономических и политических
условий на основе реальных возможностей.
Цель
управления финансами – обеспечение
устойчивости и финансовой независимости,
проявляющееся в макроэкономической
сбалансированности, профиците бюджета,
снижении государственного долга, твердость
национальной валюты, а в итоге в росте
благосостояния населения.
Управление
финансами является составной частью
управления социально-экономическими
процессами в обществе через регулирование
финансовых отношений. Составляющей управлением
финансами является управление бюджетами,
внебюджетными фондами, страхованием,
финансово-кредитными учреждениями.
Управление финансами хозяйствующих
субъектов и домохозяйств регулируется
налоговой системой, регламентацией
кредитных отношений, регулированием
финансового рынка, системой государственной
поддержки, системой пенсионного
обеспечения, регулированием доходов
работающего населения и т.д.,
т.е. носят опосредованный характер.
Также к опосредованным методам
управления финансами можно отнести
- формирование
и поддержание конкурентной среды в экономике,
воспрепятствование образованию монополий;
- проведение
эффективной экономической политики;
- содействие
развитию рынка капитала, рынка страховых
услуг;
- защита контрактных
отношений между субъектами рынка;
- государственное
регулирование цен естественных монополий.
На
финансовую деятельность хозяйствующих
субъектов государство также
воздействует посредством прямых методов:
- лицензирование
предпринимательской деятельности, установление
квот на производство некоторых товаров,
установление предельных цен на некоторые
товары;
- финансовое
дотирование и субсидирование производства
и реализации некоторых товаров и услуг;
- применение
государственной монополии и акцизного
налогообложения на отдельные виды товаров;
- система социальных
гарантий и финансовой защиты в отношении
малообеспеченных слоев населения;
- установление
льгот по налогам для некоторых налогоплательщиков;
- применение
финансовых санкций к нарушителям финансовой
дисциплины.
Задача
управления состоит в достижении
объектом наиболее целесообразного, с
точки зрения субъекта, состояния. Задачи
управления государственными финансами
– обеспечение относительного баланса
экономических интересов государства,
юридических и физических лиц; обеспечение
бездефицитного государственного бюджета;
обеспечение устойчивости национальной
валюты как основополагающего элемента
в финансовых отношениях. Задачи управления
финансами предприятия - максимизация
рентабельности; достижение конкурентоспособного
уровня прибыли; рост доходов собственника,
менеджеров, персонала фирмы; усиление
мотивации их труда; оптимизация
затрат; повышение уровня управления
капиталом, оптимизация потоков
денежных средств; упрочение завоеванных
позиций в конкурентной борьбе; финансовое
обеспечение конкурентного преимущества
на рынках, обеспечение "прорывов"
в необходимых направлениях деятельности
и др.
Функции
управления финансами включают: финансовый
анализ, финансовое прогнозирование, планирование
финансовых ресурсов и финансовой деятельности,
оперативное регулирование финансов,
контроль их состояния, учет финансовых
ресурсов.
Финансовый
анализ призван формировать информацию,
необходимую для принятия управленческих
решений в области финансов, исходя
из сложившейся ситуации, проявившихся
тенденций и выявленных проблем.
Он опирается на бухгалтерскую, статистическую,
оперативную документацию, отчетность.
В ходе финансового анализа широко
используются методы аудита.
Прогноз
– это вероятностное представление
о будущих событиях, основывающееся
на наблюдениях, теоретических обобщениях,
допущениях и ограничениях. Финансовое
прогнозирование выявляет ожидаемую в
перспективе картину состояния финансовых
ресурсов и потребностей финансовых процессов
в них, возможные варианты осуществления
финансовой деятельности, и является предпосылкой
финансового планирования. Выделяют долгосрочное
(более 10 лет) и краткосрочное (5 – 10 лет)
финансовое прогнозирование. Главной
целью финансового прогнозирования является
определение реально возможного объема
финансовых ресурсов и их потребности
в прогнозируемом периоде. Финансовые
прогнозы являются необходимым элементом
и одновременно этапом в выработке финансовой
политики. Они позволяют разрабатывать
различные сценарии решения социально-экономических
задач, стоящих перед всеми субъектами
финансовой системы.
Планирование
характеризуется регламентированностью,
упорядоченностью процесса, оно связано
с обработкой информации, направлено
на достижение определенных целей носит
временной характер. Это процесс
разработки и принятия целевых установок
количественного и качественного
характера и определение путей
наиболее эффективного их достижения.
Высшая цель планирования состоит в
своевременном выявлении средств
и альтернатив, которые снижали
бы риск принятия ошибочных решений.
В ходе планирования финансовых ресурсов
и финансовой деятельности устанавливают
параметры финансовой системы, величину
и источники получения финансовых
ресурсов и каналы их расходования,
степень соответствия поступлений
и затрат, уровень дефицитности ресурсов.
Основой финансового планирования
служат составление и принятие бюджетов
и финансовых балансов, а также
разработка и утверждение финансовых
разделов целевых программ, бизнес-проектов,
бизнес-планов. Оперативное регулирование
финансов осуществляется с целью
реагирования на складывающуюся ситуацию,
принятия текущих решений, корректировки
бюджетов, балансов, финансовых планов,
осуществляемой в связи с возникшими
обстоятельствами, а также с целью
перераспределения, изменения целевой
направленности финансовых ресурсов в
свете новых задач. Главным объектом
финансового планирования выступают финансовые
ресурсы, перераспределяемые между отдельными
субъектами финансовой системы. Движение
финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих
планах, которые образуют единую систему
финансового планирования. Центральное
место в системе финансового планирования
принадлежит бюджетам. В них количественно
отражается образование и расходование
фондов денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государственного и муниципального управления.
Бюджеты разрабатываются на основе нормативов
финансовых затрат, а также в соответствии
с другими нормами, установленными законодательством
Российской Федерации, субъектов Федерации,
правовыми актами органов местного самоуправления.
Наряду с бюджетами могут формироваться
внебюджетные фонды.
Контроль
состояния финансов и финансовой
деятельности на всех уровнях финансовой
системы призван выступать звеном
обратной связи в цепи управления,
предоставлять органам управления
финансами информацию о соблюдении
законов, правил, норм расходования, использования
финансовых ресурсов, денежных средств,
исполнении бюджетов, балансов. Финансовый
контроль представляет собой совокупность
мероприятий по организации соблюдения
финансового законодательства и
финансовой дисциплины всех субъектов
хозяйствования и управления, а также
оценку эффективности финансовых операций
и целесообразности произведенных
расходов. Объектом финансового контроля
выступают распределительные процессы
при формировании и использовании
финансовых ресурсов. Предметом финансового
контроля выступают различные финансовые
показатели: доходы и расходы бюджетов
различных уровней, размеры налоговых
платежей, доходы хозяйствующих субъектов,
их издержки обращения, себестоимость
и прибыль, а также доходы и
расходы домохозяйств и т.д. Сферой
финансового контроля являются операции
не только денежного оборота, но и
бартерные сделки, и различные
формы взаимозачетов. Существуют различные
формы контроля:
- по регламенту
осуществления: обязательный, инициативный,
внешний, внутренний;
- по времени
проведения: предварительный, текущий,
последующий;
- по субъектам
контроля: государственный (в том числе
президентский, органов законодательной
и представительной власти), органов местного
самоуправления, финансово-кредитных
органов, ведомственный, внутрихозяйственный,
независимый (аудиторский);
- по объектам
контроля: бюджетный, внебюджетных фондов,
налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный,
таможенный, валютный.
Обязательный
контроль осуществляется государственными
органами финансового контроля в
соответствии с действующим законодательством
в установленные сроки. Инициативный
контроль определяется соответствующими
органами хозяйствующих субъектов
и выступает в качестве неотъемлемой
составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется
на стадии рассмотрения и принятия
бюджетов, финансовых планов, смет доходов
и расходов. В ходе предварительного
контроля проверяется обоснованность
показателей различных финансовых
планов, что позволяет выявить
дополнительные резервы и источники
возможных доходов и предотвратить
нерациональное использование финансовых
ресурсов. Текущий контроль осуществляется
в ходе исполнения бюджетов всех уровней,
финансовых планов, отдельных программ.
Последующий контроль осуществляется
в ходе рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении бюджетов, подведения
итогов финансово-хозяйственной деятельности
хозяйствующих субъектов в конце
отчетного периода. Он предназначен
для оценки результатов исполнения
бюджетов, выполнения финансовых планов
и выработки тактики и стратегии
на последующий финансовый год. Государственный
контроль проводится органами государственной
власти. Его цель – соблюдение интересов
государства и общества в целом
при реализации финансовой политики
государства. Контроль органов местного
самоуправления направлен на контроль
исполнения местных бюджетов. Контроль
финансов кредитных органов состоит в
проверке правильности и достоверности
данных финансовой отчетности предприятий
и организаций. Ведомственный контроль
направлен на контроль подотчетных ведомству
предприятий. Независимый (аудиторский)
контроль проводится аудиторскими фирмами
в соответствии с действующим законодательством.