Учет
финансовых ресурсов выявляет их состояние,
наличие на текущий момент, сохранность,
динамику изменения, резервы.
В
управлении финансами сочетаются административно-распорядительные
и экономические методы. Распорядительные
методы основаны на жестком выполнении
принятых органами управления решений
о формировании, распределении, использовании
финансовых ресурсов, соблюдении заданных
нормативов распределения и расходования
денежных средств. Экономические методы
основаны на материальной заинтересованности
агентов финансовых отношений, участников
финансовой деятельности в лучшем, эффективном
использовании финансовых ресурсов.
В
условиях централизовано управляемой
экономики главное место в
управлении финансами принадлежит
административно-распорядительным методам,
тогда как рыночной экономике
присуща высокая степень децентрализации
управления финансовыми ресурсами.
Однако значительная централизация
управления финансами наблюдаются
и в странах с рыночной системой
ведения хозяйства, что является
неизбежным следствием большой доли
финансовых ресурсов, аккумулируемых
и распределяемых через государственный
(федеральный) бюджет, бюджеты субъектов
федерации и муниципальных территориальных
образований (местные бюджеты).
Управление
финансами тесно связано с
управлением кредитом, с функционированием
банковской системы, так как кредиты
служат важнейшим источником финансовых
ресурсов. Применение экономико-математических
методов и моделей, использование
компьютерной техники и новейших
средств передачи и обработки
информации позволяет автоматизировать
отдельные процессы управления финансами.
Развитие мирохозяйственной системы приводит
к образованию мировой финансовой системы,
вследствие чего выделяется, формируется
управление международными финансами,
осуществляемое рядом комитетов Организации
Объединенных Наций, Международным валютным
фондом и другими мировыми финансовыми
институтами.
- Структура
органов управления государственными
финансами в Российской Федерации
Органы
управления финансами федерального
уровня:
- Президент
РФ. Его основные функции в сфере управления
финансами – регламентация финансовой
системы, подписание закона о бюджете,
он имеет право вето на финансовое законодательство.
- Парламент
(Совет Федерации и Госдума). Его основные
функции – установление налогов и сборов,
рассмотрение и утверждение Федерального
бюджета, принятие финансового законодательства.
- Правительство
РФ. Его основные функции в сфере бюджетного
процесса – составление, рассмотрение,
утверждение бюджета, контроль его исполнения.
-
Министерство Финансов РФ.
- Центральный
банк РФ. Он контролирует деятельность
коммерческих банков, проводит эмиссии
наличных денег, хранит золото и резервы,
организует платежно-расчетные отношения,
регулирует валютный курс.
- Счетная палата.
Она является органом государственного
финансового контроля, образуемым Федеральным
Собранием РФ и ему подотчетным.
- организация
и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета, бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам и целевому
назначению;
- определение
эффективности и целесообразности расходов
государственных средств и использования
федеральной собственности;
- финансовая
экспертиза проектов законов, нормативных
правовых актов федеральных органов государственной
власти, предусматривающих расходы, покрываемые
за счет средств федерального бюджета,
или влияющих на формирование и исполнение
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
- регулярное
предоставление Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых контрольных
мероприятий.
Также
к исполнительным органам управления
финансами относятся:
Министерство
экономического развития и торговли
РФ и входящие в его состав:
а)
Федеральная служба государственной
статистики;
б)
Федеральная таможенная служба;
в)
Федеральная служба по тарифам;
г)
Федеральное агентство по государственным
резервам;
д)
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости;
е)
Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом.
Федеральные
органы исполнительной власти, находящиеся
в ведении Правительства РФ:
а)
Федеральная антимонопольная служба;
б)
Федеральная служба по финансовым рынкам.
Глава 2. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ
И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПОДСЛУЖБ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ
- Министерство
Финансов Российской Федерации
На федеральном уровне непосредственное
управление финансами осуществляется
Министерством финансов РФ и учреждениями,
находящимся в его подчинении: Федеральной
налоговой службой, Федеральным Казначейством,
Федеральной службой финансово-бюджетного
надзора РФ, Федеральной службой страхового
надзора, функционально-отраслевыми подразделениями
исполнительных органов.
В
соответствии с положением о Министерстве
финансов РФ, утвержденным Постановлением
Правительства РФ № 237 от 6 марта 1998
г., на Министерство финансов возложены
следующие основные функции:
- подготовка
предложений и реализация мер по совершенствованию
бюджетной системы РФ, развитию бюджетного
федерализма и механизма межбюджетных
отношений с субъектами РФ;
- разработка
проектов федерального бюджета и прогноза
консолидированного бюджета РФ;
- исполнение
в пределах своей компетенции федерального
бюджета, составление отчета об исполнении
федерального бюджета и консолидированного
бюджета РФ;
- осуществление
контроля за целевым использованием средств
федерального бюджета;
- подготовка
предложений и реализация мер, направленных
на совершенствование структуры государственных
расходов;
- совершенствование
методов бюджетного планирования и порядка
бюджетного финансирования, осуществление
методического руководства в этой сфере,
а также в области составления и исполнения
федерального бюджета;
- разработка
и реализация единой политики формирования
структуры государственных заимствований;
осуществление в установленном порядке
эмиссии государственных ценных бумаг;
- лицензирование
деятельности страховых организаций и
осуществление надзора за их деятельностью;
ведение единого государственного реестра
страховщиков и объединений страховщиков,
а также реестра страховых брокеров;
- реализация
необходимых мер по выполнению обязательств
РФ по кредитным соглашениям с иностранными
государствами и международными финансовыми
организациями;
- установление
порядка ведения бухгалтерского учета
и составления отчетности об исполнении
федерального бюджета, смет расходов бюджетных
организаций, форм учета и отчетности
по кассовому исполнению федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ.
Министерство
финансов РФ принимает участие:
- в разработке
прогнозов социально-экономического развития
РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную
перспективу;
- в разработке
и осуществлении мер по финансовому оздоровлению
и структурной перестройке экономики,
поддержке и защите интересов отечественных
производителей товаров, исполнителей
работ и услуг;
- в подготовке
предложений по основным направлениям
кредитной, денежной политики РФ, улучшению
состояния расчетов и платежей в экономике;
- в подготовке
федеральных целевых программ, обеспечивая
в установленном порядке их финансирование
за счет средств федерального бюджета;
- в разработке
и финансировании федеральных инвестиционных
программ;
- в разработке
предложений по совершенствованию системы
федеральных органов исполнительной власти
и их структуры;
- разработке
предложений об установлении размера
ставок таможенного тарифа и порядка взимания
таможенных пошлин;
- разработке
порядка и осуществления контроля за поступлением
доходов от имущества, находящегося в
федеральной собственности;
- разработке
предложений по развитию рынка ценных
бумаг в РФ;
- подготовке
проектов межправительственных и межгосударственных
договоров в области финансовых, кредитных
и валютных отношений.
Основными
задачами Министерства финансов РФ являются:
- разработка
и реализация стратегических направлений
единой государственной финансовой политики;
- составление
проекта и исполнение федерального бюджета;
- обеспечение
устойчивости государственных финансов
и их активного воздействия на социально-экономическое
развитие страны, эффективность хозяйствования,
а также осуществление мер по развитию
финансового рынка;
- концентрация
финансовых ресурсов на приоритетных
направлениях социально-экономического
развития Российской Федерации и ее регионов,
целевое финансирование общегосударственных
потребностей;
- разработка
предложений по привлечению в экономику
страны иностранных кредитных ресурсов
и об источниках ее погашения;
- совершенствование
методов финансово-бюджетного планирования,
финансирования и отчетности;
- осуществление
финансового контроля за рациональным
и целевым расходованием бюджетных средств
и государственных внебюджетных фондов.
- Деятельность
служб, входящих в состав МФ РФ
В состав Министерства Финансов входят
следующие службы:
- Федеральная
налоговая служба. Она осуществляет контроль
и надзор за соблюдением налогового законодательства
по вопросам правильного исчисления, полноты
и своевременности внесения налогов и
взносов в бюджет всех обязательных платежей,
за соблюдением валютного законодательства;
ведет учет и проводит проверки налогоплательщиков.
- Федеральное
Казначейство РФ. Оно осуществляет и контролирует
исполнение бюджета, управляет доходами
и расходами бюджета на счетах Федерального
Казначейства в банках, исходя из принципа
единства кассы, обеспечивает финансовое
исполнение государственных внебюджетных
фондов, осуществляет краткосрочное прогнозирование
объемов государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими, управляет
совместно с Банком России государственным
внутренним и внешним долгом и его обслуживанием,
представляет законодательным и исполнительным
органам отчетность о финансовых операциях
Правительства РФ по бюджету, а также о
состоянии бюджетной системы РФ в целом.
- Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора.
Она контролирует сферу бюджетных учреждений,
осуществляет валютный контроль.
- Федеральная
служба страхового надзора. Контролирует
целевое использование ресурсов страхового
рынка, собирает и анализирует информацию
о страховом рынке в РФ, лицензирует деятельность
страховщиков.
Глава
3. ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ
ФИНАНСАМИ И СПОСОБЫ
ИХ РЕШЕНИЯ
Прошло около шести лет с того момента,
как работа по внедрению механизмов управления
по результатам в деятельность органов
государственной власти началась в массовых
масштабах на федеральном уровне, и за
это время было сделано очень многое. И
все же ситуация на сегодняшний день такова,
что требуется серьезный пересмотр и переосмысление
того, что было сделано.
Самое
явное и бесспорное достижение состоит
в том, что работа по измерению
результатов стала всеобщей практикой.
Безусловным
позитивным фактором является то, что
те процессы, которые начали развиваться
в системе корпоративного управления
шесть лет назад, в системе
корпоративного управления в Российской
Федерации начали развиваться гораздо
раньше.
Системы
управления по результатам в практиках
бизнеса уже не сводятся к составлению
перечней показателей, а подкреплены
четкой регламентацией стандартных
бизнес-процессов.
О
государственных органах такого
пока сказать невозможно. То, что
было сделано на уровне государства
на практике, столкнулось как минимум
с двумя серьезными проблемами. Первая
проблема состоит в том, что несмотря
на обширный международный опыт практического
использования различных форматов управления,
Россия повторила ошибки, которые делали
страны-пионеры этого процесса, начиная
с 1970-х гг.
Система
управления показателями, то, как она
внедрялась у нас в первые годы ее
реализации, оказалась малопригодна для
практического принятия решений. Любой
показатель – это, во-первых, некий дополнительный
инструмент, который должен быть погружен
в контекст культуры, опыта и процедур,
подкрепляющих оценку обоснованности
использования этого инструмента. Если
эта оценка обоснованности не подкрепляется
процедурами диалога, уточнения, согласования,
а также мотивацией, то практическая работа
государственных органов все равно отрывается
от системы индикаторов, движется в своем
направлении самостоятельно.
Во-вторых,
по многим направлениям управление по
результатам пять лет назад в
некотором смысле опережало развитие
событий по смежным реформам. Пример –
развитие бюджетного процесса, который
сильно отставал от реформ в системе государственного
управления.
Но
на сегодняшний день мы имеем весьма
серьезные подвижки в этой сфере.
Во-первых, после долгих объединенных
усилий и многих ведомств, и правительства
в целом было принято законодательство,
которое создает правовые основы для деятельности
новой формы бюджетных организаций и обеспечивает
предпосылки для постепенного ухода от
сметного финансирования значительной
части организаций бюджетной сферы.