Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое управление представляет собой одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учёта, анализа, так и практические сконструированные в его рамках подходы.
Целью данной курсовой является выявление проблем и перспектив развития управления финансов.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 49.56 Кб (Скачать)

   Учет  финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы.

   В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные и экономические методы. Распорядительные методы основаны на жестком выполнении принятых органами управления решений  о формировании, распределении, использовании  финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.

   В условиях централизовано управляемой  экономики главное место в  управлении финансами принадлежит  административно-распорядительным методам, тогда как рыночной экономике  присуща высокая степень децентрализации  управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация  управления финансами наблюдаются  и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов  федерации и муниципальных территориальных  образований (местные бюджеты).

   Управление  финансами тесно связано с  управлением кредитом, с функционированием  банковской системы, так как кредиты  служат важнейшим источником финансовых ресурсов. Применение экономико-математических методов и моделей, использование  компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки  информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами. Развитие мирохозяйственной системы приводит к образованию мировой финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление международными финансами, осуществляемое рядом комитетов Организации Объединенных Наций, Международным валютным фондом и другими мировыми финансовыми институтами. 

    1. Структура органов управления государственными финансами в Российской Федерации

   Органы  управления финансами федерального уровня:

  1. Президент РФ. Его основные функции в сфере управления финансами – регламентация финансовой системы, подписание закона о бюджете, он имеет право вето на финансовое законодательство.
  2. Парламент (Совет Федерации и Госдума). Его основные функции – установление налогов и сборов, рассмотрение и утверждение Федерального бюджета, принятие финансового законодательства.
  3. Правительство РФ. Его основные функции в сфере бюджетного процесса  – составление, рассмотрение, утверждение бюджета, контроль его исполнения.
  4.     Министерство Финансов РФ.
  5. Центральный банк РФ. Он контролирует деятельность коммерческих банков, проводит эмиссии наличных денег, хранит золото и резервы, организует платежно-расчетные отношения, регулирует валютный курс.
  6. Счетная палата. Она является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным.

    Основные  задачи Счетной палаты:

    • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;
    • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
    • финансовая экспертиза проектов законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

   Также к исполнительным органам управления финансами относятся:

   Министерство  экономического развития и торговли РФ и входящие в его состав:

   а) Федеральная служба государственной  статистики;

   б) Федеральная таможенная служба;

   в) Федеральная служба по тарифам;

   г) Федеральное агентство по государственным  резервам;

   д) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

   е) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

   Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся  в ведении Правительства РФ:

   а) Федеральная антимонопольная служба;

   б) Федеральная служба по финансовым рынкам. 
 
 

     Глава 2. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПОДСЛУЖБ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

    1. Министерство Финансов Российской Федерации

      На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ и учреждениями, находящимся в его подчинении: Федеральной налоговой службой, Федеральным Казначейством, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.

   В соответствии с положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 237 от 6 марта 1998 г., на Министерство финансов возложены  следующие основные функции:

  • подготовка предложений и реализация мер по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
  • разработка проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;
  • исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
  • подготовка предложений и реализация мер, направленных на совершенствование структуры государственных расходов;
  • совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществление методического руководства в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;
  • разработка и реализация единой политики формирования структуры государственных заимствований; осуществление в установленном порядке эмиссии государственных ценных бумаг;
  • лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью; ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  • реализация необходимых мер по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций, форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

   Министерство  финансов РФ принимает участие:

  • в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  • в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
  • в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивая в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
  • в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ;
  • в разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их структуры;
  • разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
  • разработке порядка и осуществления контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ;
  • подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений.

   Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

  • разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
  • составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;
  • разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках ее погашения;
  • совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов.
    1. Деятельность служб, входящих в состав МФ РФ

          В состав Министерства Финансов входят следующие службы:

    1. Федеральная налоговая служба. Она осуществляет контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и взносов в бюджет всех обязательных платежей, за соблюдением валютного законодательства; ведет учет и проводит проверки налогоплательщиков.
 
   
    1. Федеральное Казначейство РФ. Оно осуществляет и контролирует исполнение бюджета, управляет доходами и расходами бюджета на счетах Федерального Казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы, обеспечивает финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов, осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими, управляет совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживанием, представляет законодательным и исполнительным органам отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы РФ в целом.
    2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Она контролирует сферу бюджетных учреждений, осуществляет валютный контроль.
    3. Федеральная служба страхового надзора. Контролирует целевое использование ресурсов страхового рынка, собирает и анализирует информацию о страховом рынке в РФ, лицензирует деятельность страховщиков.
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3. ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

       Прошло около шести лет с того момента, как работа по внедрению механизмов управления по результатам в деятельность органов государственной власти началась в массовых масштабах на федеральном уровне, и за это время было сделано очень многое. И все же ситуация на сегодняшний день такова, что требуется серьезный пересмотр и переосмысление того, что было сделано.

   Самое явное и бесспорное достижение состоит  в том, что работа по измерению  результатов стала всеобщей практикой.

   Безусловным позитивным фактором является то, что  те процессы, которые начали развиваться  в системе корпоративного управления шесть лет назад, в системе  корпоративного управления в Российской Федерации начали развиваться гораздо  раньше.

   Системы управления по результатам в практиках  бизнеса уже не сводятся к составлению  перечней показателей, а подкреплены  четкой регламентацией стандартных  бизнес-процессов.

   О государственных органах такого пока сказать невозможно. То, что  было сделано на уровне государства  на практике, столкнулось как минимум  с двумя серьезными проблемами. Первая проблема состоит в том, что несмотря на обширный международный опыт практического использования различных форматов управления, Россия повторила ошибки, которые делали страны-пионеры этого процесса, начиная с 1970-х гг.

   Система управления показателями, то, как она  внедрялась у нас в первые годы ее реализации, оказалась малопригодна для практического принятия решений. Любой показатель – это, во-первых, некий дополнительный инструмент, который должен быть погружен в контекст культуры, опыта и процедур, подкрепляющих оценку обоснованности использования этого инструмента. Если эта оценка обоснованности не подкрепляется процедурами диалога, уточнения, согласования, а также мотивацией, то практическая работа государственных органов все равно отрывается от системы индикаторов, движется в своем направлении самостоятельно.

   Во-вторых, по многим направлениям управление по результатам пять лет назад в  некотором смысле опережало развитие событий по смежным реформам. Пример – развитие бюджетного процесса, который сильно отставал от реформ в системе государственного управления.

   Но  на сегодняшний день мы имеем весьма серьезные подвижки в этой сфере. Во-первых, после долгих объединенных усилий и многих ведомств, и правительства в целом было принято законодательство, которое создает правовые основы для деятельности новой формы бюджетных организаций и обеспечивает предпосылки для постепенного ухода от сметного финансирования значительной части организаций бюджетной сферы.

Информация о работе Управление финансами