Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 23:28, курсовая работа

Краткое описание

Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Задачи исследования:
1) Определить объекты, субъекты, цели, задачи и методы управления финансами в Российской Федерации;
2) Дать характеристику процессам финансового планирования, прогнозирования и контроля;
3) Изучить государственные органы управления финансами
4) Изучить структуру формирования федерального бюджета РФ для более ясной картины движения финансов непосредственно в нашей стране

Файлы: 1 файл

Полная версия.docx

— 112.79 Кб (Скачать)

средства  (средства  в  кассе  и  на  расчетном  счете,  валюта);  кредитные

инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы  и  др.);  и

способы участия в уставном капитале (акции и паи).

      Основными   методами  финансового  менеджмента,  реализуемыми  в   ходе

проведения финансовой  политики,  являются:  прогнозирование,  планирование,

налогообложение,  страхование,  кредитование,  самофинансирование,   система

расчетов, система финансовых санкций, система  производства  амортизационных

отчислений,  система  стимулирования,  принципы  ценообразования,  трастовые

операции,  трансфертные  операции,  залоговые  операции,   аренда,   лизинг,

факторинг.

      Для   осуществления  этих  методов   используются   приемы   финансового

управления:  кредиты,  займы,  процентные   ставки,   дивиденды,   котировка

валютных курсов, дисконтирование  и др.

      Основой  информационного обеспечения   системы  финансового  менеджмента

служит любая информация финансового характера:

      - бухгалтерская  отчетность;

      - сообщения  учреждений банковской системы;

      - информация  товарных, фондовых и валютных  бирж;

      - прочая  информация.

      Функционирование  любой системы финансового управления  осуществляется в

рамках действующего правового и нормативного  обеспечения:  законы,  указы

Президента, постановления  Правительства, приказы и распоряжения  министерств

и ведомств, лицензии, уставные документы,  нормы,  инструкции,  методические

указания и др.

      В условиях  рыночной экономики финансовый  менеджер становится одной   из

ключевых  фигур  в  компании.  Он   ответственен   за   постановку   проблем

финансового  характера,  анализ  целесообразности  выбора  того  или   иного

способа их решения и иногда за принятие  окончательного  решения  по  выбору

наиболее приемлемого  варианта действий. Финансовый менеджер –  как  правило,

ответственный  исполнитель   принятого   решения,   а   также   осуществляет

оперативную финансовую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Федеральный бюджет 2011-2013гг Российской Федерации

 

Изучая вопросы  управления финансами я задумалась над вопросами федерального бюджета и его основными параметрами.

Правительство РФ разрабатывает и  представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Формирование Федерального бюджета  на 2011-2013 гг. 
 
Формирование федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, предусматривающей создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ. Анализ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и законопроекта позволяет сделать вывод о том, что разработанный проект федерального бюджета в целом соответствует основным положениям Бюджетного послания. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2008 - 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в таблице 1.

Таблица 1 
 
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации на  
2010-2013 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2009 год

 
2010 год

 
2011 год (прогноз)

 
2012год (п

 
рогноз)

 
2013 год (прогноз)

 
млрд. рублей

 
доля в ВВП, 
 
%

 
млрд. рублей

 
доля в ВВП, 
 
%

 
млрд. рублей

 
доля в ВВП, 
 
%

 
млрд. рублей

 
доля в ВВП, 
 
%

 
млрд. рублей

 
доля в ВВП, 
 
%

 
Доходы бюджетной системы

 
13286,8

 
34,0

 
14978,8

 
33,2

 
17 20,1

 
34,8

 
19025,0

 
34,0

 
20 38,7

 
33,2

 
в том числе:

                   

 
федерального бюджета

 
7 337,8

 
18,8

 
7 860,9

 
17,4

 
8 844,6

 
17,6

 
9 503,5

 
17,0

 
10379,9

 
16,8

 
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

 
4 437,5

 
11,3

 
4 808,5

 
10,6

 
5 238,3

 
10,3

 
5 804,8

 
10,4

 
6 374,3

 
11,2

 
государственных внебюджетных фондов

 
1 390,7

 
3,6

 
2 182,4

 
4,8

 
3 057,6

 
6,0

 
3 345,5

 
6,0

 
3 695,6

 
11,4

 
территориальных фондов обязательного медицинского страхования

 
120,8

 
0,3

 
127,0

 
0,3

 
379,6

 
0,7

 
371,2

 
0,7

 
88,9

 
0,1

 
Расходы бюджетной системы

 
15 87,0

 
40,9

 
17 01,6

 
39,4

 
19 20,3

 
38,9

 
21033,0

 
37,6

 
22462,9

 
36,3

 
в том числе:

                   

 
федерального бюджета

 
9 660,1

 
24,7

 
10 32,8

 
22,7

 
10658,6

 
21,2

 
11237,9

 
20,1

 
12175,6

 
19,7

 
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

 
5 983,6

 
15,3

 
6 267,8

 
13,9

 
6 469,7

 
12,8

 
6 722,7

 
12,0

 
7 021,7

 
11,3

 
государственных внебюджетных фондов

 
3 446,4

 
8,8

 
4 705,7

 
10,4

 
5 394,4

 
10,7

 
5 904,9

 
10,5

 
6213,1

 
10,0

 
территориальных фондов обязательного медицинского страхования

 
479,1

 

 
502,8

 
1,1

 
789,7

 
1,6

 
850,2

 
1,5

 
915,4

 
1,5

 
Дефицит (профицит) бюджетной системы

 
-2 00,2

 
-6,9

 
-2 22,8

 
-6,2

 
-2100,2

 
-4Д

 
-2 008,0

 
-3,6

 
-1924,2

 
-3,1

 
в том числе:

                   

 
федерального бюджета

 
-2322,3

 
-6,0

 
-2371,9

 
-5,3

 
-1814,0

 
-3,6

 
-1 734,4

 
-3,1

 
-1795,7

 
-2,9

 
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

 
-329,3

 
-0,8

 
-417,6

 
-0,9

 
-296,7

 
-0,6

 
-277,8

 
-0,5

 
-136

 
-0,2

 
государственных внебюджетных фондов

 
-48,6

 
-0,1

 
-33,3

 
0

 
10,5

 
0

 
4,2

 
0

 
7,5

 
0

 
территориальных фондов обязательного медицинского страхования

 
0,7

 
0,0

 
0

 
0

 
0

 
0

 
0

 
0

 
0

 
0


 
 
 
 
 
Таблица 2 
 
Основные  показатели  федерального  бюджета  на 2010  год  и  проекта  федерального бюджета на 2011 - 2013 годы

 
Основные показатели проекта федерального бюджета

 
2010 год

 
2011 год прогноз

 
2012 год прогноз

 
2013 год прогноз

 
млрд. рублей

 
% ВВП

 
млрд. рублей

 
% ВВП

 
млрд. рублей

 
% ВВП

 
млрд. рублей

 
% ВВП

 
Доходы, всего

 
7 860,9

 
17,4

 
8 844,6

 
17,6

 
9 503,5

 
17,0

 
10 379,9

 
16,8

 
Нефтегазовые доходы

 
3 737,2

 
8,3

 
4 090,0

 
8,1

 
4 390,0

 
7,9

 
4 653,2

 
7,5

 
Доходы (без учета нефтегазовых доходов)

 
4 123,7

 
9,1

 
4 754,6

 
9,5

 
5 113,5

 
9,1

 
5 726,7

 
9,3

 
Расходы, всего

 
10 232,8

 
22,7

 
10 658,6

 
21,2

 
11 237,9

 
20,1

 
12 175,6

 
19,7

 
Процентные расходы

 
280,3

 
0,6

 
389,9

 
0,8

 
518,4

 
0,9

 
600,7

 
1,0

 
Непроцентные расходы

 
9 952,5

 
22,1

 
10 268,7

 
20,4

 
10 719,5

 
19,2

 
11 574,9

 
18,7

 
Условно утвержденные расходы

       

 
419,3

 
3,7

 
798,3

 
6,6


 

 
Основные показатели проекта федерального бюджета

 
2010 год

 
2011 год прогноз

 
2012 год прогноз

 
2013 год прогноз

 
млрд. рублей

 
% ВВП

 
млрд. рублей

 
% ВВП

 
млрд. рублей

 
% ВВП

 
млрд. рублей

 
% ВВП

 
Ненефтегазовый дефицит

 
-6 109,1

 
-13,5

 
- 5 904,0

 
-11,7

 
- 6 124,4

 
-10,9

 
- 6 448,9

 
-10,4

 
Источники финансирования дефицита, в том числе:

 
2 371,9

 
5,3

 
1 814,0

 
3,6

 
1 734,4

 
3,1

 
1 795,7

 
2,9

 
Резервный фонд

 
1419,3

 
3,2

 
284,4

 
0,6

 
0

 

 
0

 

 
ФНБ

 
2,5

 
0,0

 
5,0

 
0,0

 
7,5

 
0,0

 
10,0

 
0,0

 
иные источники

 
950,1

 
2,1

 
1 524,6

 
3,0

 
1 726,9

 
3,1

 
1 785,7

 
2,9

 
Дефицит(профицит)

 
-2 371,9

 
-5,3

 
-1 814,0

 
-3,6

 
-1 734,4

 
-3,1

 
-1 795,7

 
-2,9


 
Динамика основных показателей федерального бюджета на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов с 17,6 % до 16,8 % ВВП, общего объема расходов - с 21,2 % до 19,7 % ВВП и дефицита с 3,6 % до 2,9 % ВВП. По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы по отношению к ВВП увеличены на 2,1 процентного пункта, в 2012 году - на 2 процентных пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 1,7 и 2,1 процентного пункта соответственно. При этом дефицит федерального бюджета в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,1 процентного пункта. 

Проанализировав данные таблицы, можно  сделать вывод, что по общим показателям  наметилась положительная динамика. Однако, по моему мнению, для нашей страны с ее оборотами эти показатели все еще очень малы и нам еще только предстоит выходить на новый уровень, позволяющий обеспечивать достойную жизнь каждому человеку и достойный уровень всей России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава5. Управление финансами в зарубежных странах

 

Управление  финансами в зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органов власти — парламентов: в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в ФРГ — Бундестаг, во Франции — Национальное собрание и т.д. Парламенты имеют две палаты — нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые законы и, прежде всего, утверждение государственного бюджета осуществляются двумя палатами парламента и подписываются главой государства.

Парламенты  также утверждают отчеты об исполнении государственного бюджета, законы о налогах, устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга. 
Непосредственное управление финансами находится в ведении финансового аппарата, главное звено которого — министерство финансов. Оно разрабатывает финансовую и налоговую политику государства, политику в области государственных расходов, проводит контроль за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет проект государственного бюджета и организует его исполнение. 
Следует отметить, что в каждой стране имеются особенности в управлении финансами. Так, в США помимо Министерства финансов имеется Административно-бюджетное управление при Президенте, которое составляет расходную часть федерального бюджета. 
Во всех развитых западных странах ведущими подразделениями министерства финансов являются управление внутренних доходов, которое издает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступление, и управление таможенных пошлин и акцизов, готовящее инструктивный материал по косвенным налогам и организующее их поступление в бюджет. 
Важное подразделение министерства финансов — управление внутренних займов и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных займов1, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга. 
В состав министерства финансов входит управление контроля за денежным обращением.

Вот более подробный пример того, как осуществляется управление финансами  во Фрранции:

Управления  государственных финансов Казначейства Франции

  1. Контроль поступлений.

Казначейство  Франции осуществляет сбор прямых налогов (подоходного налога (самые большие сборы по отношению к другим налогам, которые администрирует Казначейство Франции), штрафов, др.) включая получение неуплаченных налогов.

Также, Казначейство Франции собирает налоги в местные  бюджеты (земельный налог, градостроительные налоги, «профессиональные» налоги и др.).

Налоги в  госбюджет собирают и другие структурные  подразделения Министерства экономики, финансов и промышленности Франции.

Казначейство  ведёт учет всех этих доходов. Только Казначейство имеет права проводить операции по единому счету.

  1. Контроль и осуществление государственных расходов.

Через Казначейство Франции осуществляются расходы  центрального правительства и местных  органов власти.

Правительством  Франции осуществляется политика стратегического  развития системы исполнения государственных расходов по следующим основным направлениям:

    • децентрализации власти, 
    • снижения времени проведения операций,
    • сосредоточения внимания на выборочном контроле потенциально рискованных операций (например, определенных направлений расходов (государственные закупки, дотации, субвенции, др.), расходов на большие суммы). Сегодня практически не контролируются периодические и незначительные В то же время, все платежи возможны только после поступления товаров.

Работа по исполнению бюджетов чётко регламентирована по срокам.

Весь цикл реализации расходных операций местных  органов власти (от момента получения получателем средств счетов-фактуры до момента кассового расхода) – 11,5 рабочих дней.

Весь цикл реализации расходных операций центрального правительства – 8 рабочих дней. Существенное сокращение сроков  связано  с более высоким профессионализмом  чиновников центрального правительства  и более развитой инфраструктурой.

Исключение  – государственные закупки. Для  них Евросоюзом (ЕС) директивно установлен срок 45 рабочих дней. В то же время, на практике среднегодовой срок составляет 35 рабочих дней.

  1. Подготовка бюджетной и отчетной информации.

Учет доходов  и расходов центрального правительства  ведется ~ 3500 отделениями Казначейства Франции. Вся информация ежедневно поступает в центральное учетное агентство (АССТ).

Информация о работе Управление финансами