Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся:
- в макроэкономической сбалансированности;
- профиците бюджета;
- снижении государственного долга;

Оглавление

1. Понятие и значение управления финансами 2
2. Органы управления финансами, изменение их функций в рамках административной реформы 15
3. Совершенствование системы управления финансами 26
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

                                                           

1. Понятие и значение управления финансами 2
2. Органы управления финансами, изменение их функций  в рамках административной реформы 15
3. Совершенствование системы управления финансами 26
Список  использованной литературы 32
   
  1. Понятие и  значение управления финансами 

     Управление  финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование  системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

     Цель  управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся:

     - в макроэкономической сбалансированности;

     - профиците бюджета;

     - снижении государственного долга;

     - твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов  государства и всех членов  общества.

     В управление финансами выделяются объекты  и субъекты управления.

     Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему.

     Финансовая  система – совокупность различных  сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

     Построение  финансовой системы базируется на следующих  принципах:

  1. Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач
  2. Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
  3. Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

     

       

     

     

       
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Финансовая система Российской Федерации

     Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения. 

       Государственные финансы – это  отношения по поводу распределения  и перераспределения совокупного  общественного продукта (СОП) и  части национального богатства,  связанные с формированием финансовых  ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

     В сфере государственных финансов выделяются звенья:

     1. Государственный бюджет - представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств предназначенных для обеспечения функций органов государственной власти.Государственный бюджет базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

     2. Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

     Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются  самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы:

     -фонды социального страхования;

     -фонды межотраслевого и отраслевого назначения;

     -фонды территориального назначения.

     3. Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

     Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы.

     В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри  звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

  • федеральные финансы
  • финансы субъектов РФ
  • местные финансы

       Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

     Финансы предприятий представляют собой  денежные отношения, связанные с  образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование  на выполнение обязательств перед финансово-кредитной  системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

     Финансы хозяйствующих субъектов можно  выделить в подзвенья:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций
  • финансы некоммерческих организаций

     Финансовые  отношения этих двух групп хозяйствующих  субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации  предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

     Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:

  • отношения с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
  • с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

     От  состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

     Страхование – это совокупность особых замкнутых  перераспределительных отношений  между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

     По  различиям в объектах страхования  страховые отношения можно поделить на пять групп:

     Таблица 1

     Группы  страховых отношений 

№ п/п Виды страхования Объекты страхования
1 социальное уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот.
2 личное жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование  жизни и страхование от несчастных случаев.
3 имущественное имущество
4 страхование ответственности обязанность страхователей  выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами.
5 страхование предпринимательских  рисков риск неполучения  прибыли или образования убытка

     Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать  систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.

     Субъекты  управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

     Управление  финансами осуществляется на всех уровнях  финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие  принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

     Субъектами  общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

     Таблица 2

     Субъекты  общего управления финансами  в Российской Федерации

№ п/п Субъект Деятельность  субъекта
1 Президент РФ регламентирует  деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
2 Федеральное Собрание РФ (состоит из  двух палат: Совет Федерации  и Государственная Дума) – устанавливает  налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.
3 Правительство РФ рассматривает федеральный бюджет, выступает как  единый центр управления финансами.
 

     Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

     Министерство  финансов РФ (МФ РФ):

Информация о работе Управление финансами