Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.
В данном контексте представляется целесообразным дать понятие финансовой политики.

Оглавление

Управление финансами: общие понятия, функциональный,
правовой, организационный аспекты…………………………………….. 3
Органы управления финансами, их задачи и функции……………… 8

Финансовое регулирование экономики современной России……… 15

Состояние автоматизации процессов управления финансами……. 18

Список литературы……………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Управление  финансами: общие понятия, функциональный,

     правовой, организационный аспекты…………………………………….. 3 

  1. Органы  управления финансами, их задачи и функции………………  8
 
  1. Финансовое  регулирование экономики современной  России……… 15
 
  1. Состояние автоматизации  процессов управления финансами…….  18
 
  1. Список  литературы……………………………………………………...23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Управление финансами:  общие понятия,  функциональный, правовой  и организационный  аспекты. 

   Управление  финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

   В данном контексте представляется целесообразным дать понятие финансовой политики.

   В любом  обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.

   Финансовая  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством его функций.

   Финансовая  политика является частью экономической  политики государства. В ее основе лежат  господствующие в данный период теоретические  концепции, под влиянием которых  формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубежных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, ис­пользование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

   Под влиянием мирового экономического кризиса, развития государственных монополий в 30—60-е  гг. в основу экономической и финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Они  исходили из необходимости стимулирования экономического роста, его регулирования путем широкого использования государственного вмешательства. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами использовала звенья финансовой системы в качестве инструмента государственно-монополистического регулирования экономики, социальных отношений. Бюджетная и налоговая политика была направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных противоречий.

   С конца 70-х гг. в основу экономической и финансовой политики Великобритании, США и некоторых других стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в концепции "экономика предложения", одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область. В числе других мероприятий этой концепции — реприватизация части государственной собственности; усиление рыночного механизма конкуренции: перенесение центра тяжести в экономической сфере на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.

   В финансовом отношении неоконсервативное направление  исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему; снижения размера социальных расходов, в частности, на просвещение и здравоохранение; стимулирование роста сбережений. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения, особенно на крупный капитал, и уменьшения степени прогрессивности обложения. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом, который является одним из побудителей инфляции.

   В то же время в ряде стран (Франция, Испания, Швеция) сохраняется экономическая  концепция дирижизма, основанная на взглядах посткейнсианства. Они исходили из необходимости усиления государственного вмешательства в экономику и таким образом ее приспособления к новым условиям хозяйствования.

   Основными составляющими финансовой политики являются:

   • налоговая, главное назначение которой состоит в изъятии части валового национального продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;

   • бюджетная  политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием в соответствии с выполняемыми функциями государства;

   • денежно-кредитная  политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов.

   В странах  с развитой рыночной экономикой большая  часть финансовых отношений находится  вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется  и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы — реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

        В сферу непосредственного государственного управления входят лишь  государственные финансы. Это — отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и на государственных предприятиях.

     Управление  финансами - сознательное воздействие  органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов  и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью  достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

     В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятии, организаций, учреждений, обществ, фондов). Составляющей управление финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

     Объектом  управления финансами является финансовая   система, которая    представляет   собой    финансовые   отношения, существующие в рамках данной экономической формации. Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых  отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются  и используются фонды   денежных    средств.    Это    совокупность    централизованных    и децентрализованных денежных фондов. Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

     1) Функциональное назначение. Состоит  в выполнении каждым звеном  финансовой    системы своих  задач (госбюджет выражает распределительные  отношения между    государством, предприятиями и населением;  финансы  предприятий  выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

     2) Единство финансовой системы  –  предопределяется  единой  экономической и    политической основой государства.  Это обуславливает единую  финансовую политику,  проводимую  государством  через централизованные   финансовые    органы и единые цели. Управление  всеми звеньями  происходит  на  основе    единых законодательных и нормативных актах.

     3) Территориальность –  каждый  регион  имеет  свою  финансовую  систему  со  своими территориальными  особенностями.

     Субъектами  управления служат законодательные  органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами в России относятся: Министерство финансов РФ и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, таможенные службы.

     Функции управления финансами включают: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль над их состоянием, учет финансовых ресурсов.

     Финансовый  анализ призван формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации и проявившихся тенденций, выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. В ходе финансового анализа широко используются методы аудита.

      Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей финансовых процессов в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку финансового планирования.  

      В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес - проектов, бизнес-планов.

      Оперативное регулирование финансов  осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач.

     Контроль над состоянием финансов, ходом финансовой деятельности  на всех уровнях финансовой  системы призван выступать звеном  обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления  финансов информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов. Один из элементов контроля - аудиторская проверка.      Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы.

     В управлении финансами сочетаются  административно-распорядительные  методы, основанных на жестком  выполнении принятых органами  управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств, и экономические методы, базирующиеся на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.  

     В условиях централизованно управляемой  экономики главенствующее место  в управлении финансами принадлежит  административно-распорядительным  методам, тогда как рыночной  экономике присуща высокая степень  децентрализации управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация управления финансами наблюдаются и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и муниципальных территориальных образований (местные бюджеты). Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, т.к. кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.  
 
 

   2. Органы управления  финансами, их  задачи и функции 

   Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

   Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Информация о работе Управление финансами