Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся:
- в макроэкономической сбалансированности;
- профиците бюджета;
- снижении государственного долга;

Оглавление

1. Понятие и значение управления финансами 2
2. Органы управления финансами, изменение их функций в рамках административной реформы 15
3. Совершенствование системы управления финансами 26
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)
  • осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • развивает бюджетный федерализм;
  • разрабатывает проект федерального бюджета;
  • составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
  • составляет консолидированный бюджет;

     На  Министерство финансов возложены следующие функции:

  • участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
  • подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
  • проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

     Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

     Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового  рынка, способствуя тем самым  увеличению поступлений в бюджетный  фонд.

     Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.                                ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

     Счетная палата Российской Федерации – это  специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и  контроль за расходованием федеральных  денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

     Субъектом оперативного управления финансами  является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная  палата, финансовые органы субъектов  Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

     Конкретными методами и формами управления финансами  служат:

     1) Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

     Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

     Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.

     2) Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития.

     Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

     3) Финансовое программированиеметод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

  • установление приоритетов расходов по направлениям;
  • повышение эффективности расходования средств;
  • прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

     Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных).

     4) Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

     Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются:

  • налоги и неналоговые платежи в бюджет;
  • финансовые льготы и санкции;
  • общие и целевые субсидии;
  • доходы и расходы внебюджетных фондов;
  • доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.

     Прямое  влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов. К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

     5) Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

     6) Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

     Таблица 3

     Содержание  и задачи финансового  контроля

1 2
Содержание  финансового контроля -проверка соблюдения  экономических законов;

-составление  и исполнение бюджетного плана; 

-эффективность  использования трудовых, материальных  и финансовых ресурсов предприятий  и организаций, бюджетных учреждений;

-налоговый  контроль.

                    Продолжение таблица 3

     Содержание  и задачи финансового контроля

Задачи  финансового контроля - содействие  сбалансированности между потребностью  в финансовых ресурсах и размерами  денежных фондов;

- обеспечение  своевременности и полноты выполнения  финансовых обязательств перед  государственным бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов

 

     Важную  роль в обеспечении качества финансового  контроля играет уровень организации  учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

     В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды

     Таблица 4

     Виды контроля и органы осуществляющие финансовый контроль

Вид контроля Осуществляет  контроль Объект контроля
общегосударственный органы государственной власти главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств
ведомственный контрольно-ревизионные   управления охватывает  деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций
 

                                                      Продолжение таблица 4

     Виды контроля и органы, осуществляющие финансовый контроль

Вид контроля Осуществляет  контроль Объект контроля
внутрихозяйственный экономические и финансовые службы предприятий  и организаций Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;
общественный  неправительственные организации Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач
независимый аудиторскими  фирмами и другими службами Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач
 

     К методам финансового контроля относятся:

  • Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.
  • Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.
  • Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др.
  • Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
  • Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

     Контроль  осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные  учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Органы  управления финансами, изменение их функций в рамках административной реформы
 

     В России главными властными структурами  по управлению финансами являются Федеральное  Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

     На  общегосударственном уровне аппарат  управления финансовой системы включает следующие органы:

     - профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;

     - счетная Палата РФ;

     - Министерство Финансов РФ и его органы на местах;

     - Центральный банк РФ;

     - Федеральная служба налоговой полиции РФ;

Информация о работе Управление финансами