Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

Линейная структура корреляционных отношений подразумевает расчет корреляционных коэффициентов между значениями показателей направлений оценки и значениями абсолютного интегрального показателя инвестиционной привлекательности.

Коэффициент корреляции определяет количественную зависимость
между двумя множествами данных. Чем ближе коэффициент корреляции к±1, тем сильнее зависимость и тем выше значимость. При этом положительный показатель означает сильную положительную зависимость,  а отрицательный показатель              - сильную отрицательную. В обратном случае, когда коэффициент корреляции приближен к нулю, значимость определяется незначительной.

Расчет абсолютного интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности региона осуществляется по формуле:

Nj = Σ Nkj * fk

где: Nj - абсолютный интегральный ранговый показатель инвестиционной привлекательности — j-того региона;

Nkj - интегральный ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки инвестиционной привлекательности регионов;

fk - значимость соответствующего элемента в общей оценке регионов, где fk €[0;1].

Важным представляется формирование информационной базы данных для оперативного информирования инвестора.

Таким образом, каждый регион, в т.ч. Ташкентская область имеет ряд характерных особенностей, положительно и отрицательно воздействующих на привлечение инвестиций. Представляется максимально эффективно использовать имеющиеся в области конкурентные преимущества и использовать их для активизации инвестиционной деятельности. Минимизация неблагоприятных факторов, ограниченность земельно-водяные ресурсов, экология требует государственной поддержки и стимулирования как отечественных, так и иностранных инвесторов. Наряду с этим местные органы власти (хокимияты) должны проявить настойчивость и предприимчивость в мобилизации финансовых средств населения и предпринимателей для усиления инвестиционной активности.

В оценке инвестиционной привлекательности региона важным является информационное обеспечение для проведения соответствующих расчетов рекомендуемых показателей. Для этого необходимо существенно совершенствовать региональную статистику, особенно в части внешней торговли, промышленности, уровня жизни населения. Данная проблема непосредственно связана с информированностью потенциальных инвесторов для размещения зарубежных предприятий. Привлекательным для размещения предприятий с иностранными инвестициями является регион с высоким потенциалом, дешевого сырья и рабочей силы, внутреннего и внешнего спроса на продукцию (услуги), развитой инфраструктурой, имеющим хорошие транспортные связи или расположение рядом со страной, фирмы которой осуществляют значительные вложения.

В целом, рассмотренные методические подходы оценки инвестиционной привлекательности региона отличаются в основном количеством индикаторов и направлением с учетом поставленных цели и задач.

Автором рекомендуется для оценки инвестиционной привлекательности Ташкентской области система показателей, сгруппированных по пяти важнейшим направлениям. Это: созданный потенциал, институциональные преобразования, инфраструктура, финансовые ресурсы, рынок труда. Предложенные направления непосредственно вытекают из специфических особенностей исследуемого региона, связанных с природно-экономическим потенциалом, ходом углубления рыночных реформ, сложившейся структурой экономики, источниками финансирования инвестиционных процессов, имеющихся    относительных конкурентных преимуществ и транспортно-географического   положения.

Выводы по первой главе

Таким образом, каждый регион, в т.ч. Ташкентская область, имеет ряд характерных особенностей, положительно и отрицательно воздействующих на привлечение инвестиций. Представляется максимально эффективно использовать имеющиеся в области конкурентные преимущества и использовать их для активизации инвестиционной деятельности. Минимизация неблагоприятных факторов, ограниченность земельно-водяные ресурсов, экология требует государственной поддержки и стимулирования как отечественных, так и иностранных инвесторов. Наряду с этим, местные органы власти (хокимияты) должны проявить настойчивость и предприимчивость в мобилизации финансовых средств населения и предпринимателей для усиления инвестиционной активности.

В оценке инвестиционной привлекательности региона важным является информационное обеспечение для проведения соответствующих расчетов рекомендуемых показателей. Для этого необходимо существенно совершенствовать региональную статистику, особенно в части внешней торговли, промышленности, уровня жизни населения. Данная проблема непосредственно связана с информированностью потенциальных инвесторов для размещения зарубежных предприятий. Привлекательным для размещения предприятий с иностранными инвестициями является регион с высоким потенциалом, дешевым сырьем и рабочей силой, внутренним и внешним спросом на продукцию (услуги), развитой инфраструктурой, имеющим хорошие транспортные связи или расположение рядом со страной, фирмы которой осуществляют значительные вложения.

В целом, рассмотренные методические подходы оценки инвестиционной привлекательности региона отличаются в основном количеством индикаторов и направлением, с учетом поставленных цели и задач.

К числу важнейших задач, требующих безотлагательного  решения относится совершенствование территориального инвестиционно-финансового регулирования, выявление резервов и возможностей привлечения инвестиций в регионы. Это обусловлено тем, что по территории наиболее остро и конкретно проявляются особенности действия финансового механизма, ощущается необходимость увязки и  сбалансированности его отдельных элементов и источников.

Анализ региональных финансов можно  осуществить по следующим источникам финансирования и инвестиционных ресурсов:

-внешние,    включающие    средства    республиканского    бюджета, внебюджетные фонды, иностранные инвестиции, кредиты банков, гранты международных организаций и зарубежных стран и др.;

- внутренние,   включительно средства   местных   бюджетов   (области,  городов и районов), средства предприятий и населения, кредиты банков и др.
          Наряду с государственной поддержкой регионов в решении социально-экономических    проблем,    местные    органы    власти    должны мобилизовать      внутренние      резервы      и      возможности      активизации инвестиционной деятельности. Приоритетным направлением деятельности, как на  уровне республики, так и хокимията регионов, является  формирование благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в различной форме, в том числе частных инвестиций.

В настоящее время в зарубежных странах важным экономическим механизмом финансового выравнивания региональных диспропорций является стимулирование регионального развития.

Обобщая      проведенное     исследование     по     зарубежному     опыту стимулирования и поддержки финансового обеспечения регионов следует отметить следующее:

-   использование   различных   по   форме   и   содержанию   механизмов
финансовой    поддержки    регионов.    В  Узбекистане    пока    основным   и
единственным действующим              механизмом выступают республиканские      трансферты,      а      также      субвенции      и      дотации. Переход       к       устойчивому экономическому  развитию требует расширения    инструментов    и    рычагов    стимулирования    инвестиций    в регионах, в т.ч. в Ташкентской области;

-   необходимо   учитывать  собственный   опыт      и      особенности
регионального     развития    Узбекистана.   Зарубежный       опыт        может служить   лишь    ориентиром    для    принятия    управленческих    решений  и не может быть полностью скопирован в условиях Узбекистана;

-   практический      интерес    для    Ташкентской области    представляет
следующее: 1) строгое         соответствие         применяемых         стимулов
определенным     задачам     государственной     стратегии     и     приоритетам
территориального    развития; 2) безусловная    адресность    применительно    к конкретным хозяйственным  субъектам; 3) приоритетность  малого бизнеса  и частного   предпринимательства; 4) поддержка   региональных   инициатив   по разработке и координации собственных социально-экономических проблем с     государственной; 5) контроль     за     использованием      выделяемых государственных   средств   в   соответствии   с   заявленными   целями   и задачами;

6) сочетание различных рычагов и стимулов с целью обеспечения
устойчивого    экономического    роста    региона,    в     том    числе    создание специальных экономических зон.

Для Ташкентской области характерными особенностями, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность региона являются:

По первому     направлению     (уровень     социально-экономического развития,   использование   природно-экономического   потенциала) -  область входит   в   группу среднеразвитых   регионов   Узбекистана   с  недостаточной диверсификацией структуры экономики. Богатая минерально-сырьевая база и сельскохозяйственные ресурсы выступает важным источником для приоритетного развития добывающих и перерабатывающих производств и существенного расширения экспортного потенциала области.

 

Таким образом, каждый регион, в т.ч. Ташкентская область имеет ряд характерных особенностей положительно и отрицательно воздействующих на привлечение инвестиций. Представляется максимально эффективно использовать имеющиеся в области конкурентные преимущества и использовать их для активизации инвестиционной деятельности. Минимизация неблагоприятных факторов ограниченность земельно-водяные ресурсов, экология требует государственной поддержки и стимулирования как отечественных, так и иностранных инвесторов. Наряду с этим местные органы власти (хокимияты) должны проявить настойчивость и предприимчивость в мобилизации финансовых средств населения и предпринимателей для усиления инвестиционной активности.

В оценке инвестиционной привлекательности региона важным является информационное обеспечение для проведения соответствующих расчетов рекомендуемых показателей. Для этого необходимо существенно совершенствовать региональную статистику, особенно в части внешней торговли, промышленности, уровня жизни населения. Данная проблема непосредственно связана с информированностью потенциальных инвесторов для размещения зарубежных предприятий. Привлекательным для размещения предприятий с иностранными инвестициями является регион с высоким потенциалом, дешевым сырьем и рабочей силой, внутренним и внешним спросом на продукцию (услуги), развитой инфраструктурой, имеющим хорошие транспортные связи или расположение рядом со страной, фирмы которой осуществляют значительные вложения.

В целом, рассмотренные методические подходы оценки инвестиционной привлекательности региона, отличаются в основном количеством индикаторов и направлением, с учетом поставленных цели и задач.

 

 

 

Глава II. ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ТАШКЕНТСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Оценка экономического роста и инвестиционной активности

За годы независимости Узбекистана в ходе осуществления структурных и институциональных преобразований в Ташкентской области достигнуты определенные позитивные сдвиги. Результаты экономических реформ в области дали возможность обеспечить социальную стабильность и последовательный экономический рост (см.таблицу 2.1.1.).

Таблица 2.1.1.

Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Ташкентской области

Показатели

Ед.изм

2000г.

2005г.

2008г.

2009г.

2010г.

2010г к 2000г.

1.

Валовой региональный продукт (ВРП)

%

110,9

108,0

104,7

106,4

110,1

185,3

2.

Структура ВРП:

 

 

 

 

 

 

 

-промышленность

%

21,9

28,0

30,0

27,5

28,4

+6,5п.п

-сельское хозяйство

%

27,0

25,7

24,9

25,8

23,1

-3,9п.п

-услуги

%

22,0

30,5

32,9

34,9

36,0

+14,0п.п

3.

Доля малого бизнеса в ВРП

%

41,2

48,0

49,6

51,4

55,0

+8,2п.п

4.

Промышленная продукция

%

112,5

109,7

100,3

107,5

109,2

189,5

5.

Потребительские товары

%

109,1

110,2

111,3

111,5

119,5

223,5

6.

Продукция сельского хозяйства

%

115,3

109,2

106,1

109,8

106,2

184,2

7.

Инвестиции

%

108,0

127,0

134,0

140,2

104,1

230,4

8.

Экспорт

млн.долл

358,0

654,0

2123,7

1100,0

1606,8

448,8

9.

Импорт

млн.долл

318,2

516,3

1264,5

784,4

1104,9

347,2

10.

Розничный товароборот

%

118,0

121,1

124,3

115,3

115,8

310,6

11.

Платные услуги

%

122,3

125,0

126,2

121,4

117,3

328,1

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)