Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
Линейная структура корреляционных отношений подразумевает расчет корреляционных коэффициентов между значениями показателей направлений оценки и значениями абсолютного интегрального показателя инвестиционной привлекательности.
Коэффициент корреляции определяет количественную зависимость
между двумя множествами данных. Чем ближе коэффициент корреляции к±1, тем сильнее зависимость и тем выше значимость. При этом положительный показатель означает сильную положительную зависимость, а отрицательный показатель - сильную отрицательную. В обратном случае, когда коэффициент корреляции приближен к нулю, значимость определяется незначительной.
Расчет абсолютного интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности региона осуществляется по формуле:
Nj = Σ Nkj * fk
где: Nj - абсолютный интегральный ранговый показатель инвестиционной привлекательности — j-того региона;
Nkj - интегральный ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки инвестиционной привлекательности регионов;
fk - значимость соответствующего элемента в общей оценке регионов, где fk €[0;1].
Важным представляется формирование информационной базы данных для оперативного информирования инвестора.
Таким образом, каждый регион, в т.ч. Ташкентская область имеет ряд характерных особенностей, положительно и отрицательно воздействующих на привлечение инвестиций. Представляется максимально эффективно использовать имеющиеся в области конкурентные преимущества и использовать их для активизации инвестиционной деятельности. Минимизация неблагоприятных факторов, ограниченность земельно-водяные ресурсов, экология требует государственной поддержки и стимулирования как отечественных, так и иностранных инвесторов. Наряду с этим местные органы власти (хокимияты) должны проявить настойчивость и предприимчивость в мобилизации финансовых средств населения и предпринимателей для усиления инвестиционной активности.
В оценке инвестиционной привлекательности региона важным является информационное обеспечение для проведения соответствующих расчетов рекомендуемых показателей. Для этого необходимо существенно совершенствовать региональную статистику, особенно в части внешней торговли, промышленности, уровня жизни населения. Данная проблема непосредственно связана с информированностью потенциальных инвесторов для размещения зарубежных предприятий. Привлекательным для размещения предприятий с иностранными инвестициями является регион с высоким потенциалом, дешевого сырья и рабочей силы, внутреннего и внешнего спроса на продукцию (услуги), развитой инфраструктурой, имеющим хорошие транспортные связи или расположение рядом со страной, фирмы которой осуществляют значительные вложения.
В целом, рассмотренные методические подходы оценки инвестиционной привлекательности региона отличаются в основном количеством индикаторов и направлением с учетом поставленных цели и задач.
Автором рекомендуется для оценки инвестиционной привлекательности Ташкентской области система показателей, сгруппированных по пяти важнейшим направлениям. Это: созданный потенциал, институциональные преобразования, инфраструктура, финансовые ресурсы, рынок труда. Предложенные направления непосредственно вытекают из специфических особенностей исследуемого региона, связанных с природно-экономическим потенциалом, ходом углубления рыночных реформ, сложившейся структурой экономики, источниками финансирования инвестиционных процессов, имеющихся относительных конкурентных преимуществ и транспортно-географического положения.
Выводы по первой главе
Таким образом, каждый регион, в т.ч. Ташкентская область, имеет ряд характерных особенностей, положительно и отрицательно воздействующих на привлечение инвестиций. Представляется максимально эффективно использовать имеющиеся в области конкурентные преимущества и использовать их для активизации инвестиционной деятельности. Минимизация неблагоприятных факторов, ограниченность земельно-водяные ресурсов, экология требует государственной поддержки и стимулирования как отечественных, так и иностранных инвесторов. Наряду с этим, местные органы власти (хокимияты) должны проявить настойчивость и предприимчивость в мобилизации финансовых средств населения и предпринимателей для усиления инвестиционной активности.
В оценке инвестиционной привлекательности региона важным является информационное обеспечение для проведения соответствующих расчетов рекомендуемых показателей. Для этого необходимо существенно совершенствовать региональную статистику, особенно в части внешней торговли, промышленности, уровня жизни населения. Данная проблема непосредственно связана с информированностью потенциальных инвесторов для размещения зарубежных предприятий. Привлекательным для размещения предприятий с иностранными инвестициями является регион с высоким потенциалом, дешевым сырьем и рабочей силой, внутренним и внешним спросом на продукцию (услуги), развитой инфраструктурой, имеющим хорошие транспортные связи или расположение рядом со страной, фирмы которой осуществляют значительные вложения.
В целом, рассмотренные методические подходы оценки инвестиционной привлекательности региона отличаются в основном количеством индикаторов и направлением, с учетом поставленных цели и задач.
К числу важнейших задач, требующих безотлагательного решения относится совершенствование территориального инвестиционно-финансового регулирования, выявление резервов и возможностей привлечения инвестиций в регионы. Это обусловлено тем, что по территории наиболее остро и конкретно проявляются особенности действия финансового механизма, ощущается необходимость увязки и сбалансированности его отдельных элементов и источников.
Анализ региональных финансов можно осуществить по следующим источникам финансирования и инвестиционных ресурсов:
-внешние, включающие средства республиканского бюджета, внебюджетные фонды, иностранные инвестиции, кредиты банков, гранты международных организаций и зарубежных стран и др.;
- внутренние, включительно средства местных бюджетов (области, городов и районов), средства предприятий и населения, кредиты банков и др.
Наряду с государственной поддержкой регионов в решении социально-экономических проблем, местные органы власти должны мобилизовать внутренние резервы и возможности активизации инвестиционной деятельности. Приоритетным направлением деятельности, как на уровне республики, так и хокимията регионов, является формирование благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в различной форме, в том числе частных инвестиций.
В настоящее время в зарубежных странах важным экономическим механизмом финансового выравнивания региональных диспропорций является стимулирование регионального развития.
Обобщая проведенное исследование по зарубежному опыту стимулирования и поддержки финансового обеспечения регионов следует отметить следующее:
- использование различных по форме и содержанию механизмов
финансовой поддержки регионов. В Узбекистане пока основным и
единственным действующим механизмом выступают республиканские трансферты, а также субвенции и дотации. Переход к устойчивому экономическому развитию требует расширения инструментов и рычагов стимулирования инвестиций в регионах, в т.ч. в Ташкентской области;
- необходимо учитывать собственный опыт и особенности
регионального развития Узбекистана. Зарубежный опыт может служить лишь ориентиром для принятия управленческих решений и не может быть полностью скопирован в условиях Узбекистана;
- практический интерес для Ташкентской области представляет
следующее: 1) строгое соответствие применяемых стимулов
определенным задачам государственной стратегии и приоритетам
территориального развития; 2) безусловная адресность применительно к конкретным хозяйственным субъектам; 3) приоритетность малого бизнеса и частного предпринимательства; 4) поддержка региональных инициатив по разработке и координации собственных социально-экономических проблем с государственной; 5) контроль за использованием выделяемых государственных средств в соответствии с заявленными целями и задачами;
6) сочетание различных рычагов и стимулов с целью обеспечения
устойчивого экономического роста региона, в том числе создание специальных экономических зон.
Для Ташкентской области характерными особенностями, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность региона являются:
По первому направлению (уровень социально-экономического развития, использование природно-экономического потенциала) - область входит в группу среднеразвитых регионов Узбекистана с недостаточной диверсификацией структуры экономики. Богатая минерально-сырьевая база и сельскохозяйственные ресурсы выступает важным источником для приоритетного развития добывающих и перерабатывающих производств и существенного расширения экспортного потенциала области.
Таким образом, каждый регион, в т.ч. Ташкентская область имеет ряд характерных особенностей положительно и отрицательно воздействующих на привлечение инвестиций. Представляется максимально эффективно использовать имеющиеся в области конкурентные преимущества и использовать их для активизации инвестиционной деятельности. Минимизация неблагоприятных факторов ограниченность земельно-водяные ресурсов, экология требует государственной поддержки и стимулирования как отечественных, так и иностранных инвесторов. Наряду с этим местные органы власти (хокимияты) должны проявить настойчивость и предприимчивость в мобилизации финансовых средств населения и предпринимателей для усиления инвестиционной активности.
В оценке инвестиционной привлекательности региона важным является информационное обеспечение для проведения соответствующих расчетов рекомендуемых показателей. Для этого необходимо существенно совершенствовать региональную статистику, особенно в части внешней торговли, промышленности, уровня жизни населения. Данная проблема непосредственно связана с информированностью потенциальных инвесторов для размещения зарубежных предприятий. Привлекательным для размещения предприятий с иностранными инвестициями является регион с высоким потенциалом, дешевым сырьем и рабочей силой, внутренним и внешним спросом на продукцию (услуги), развитой инфраструктурой, имеющим хорошие транспортные связи или расположение рядом со страной, фирмы которой осуществляют значительные вложения.
В целом, рассмотренные методические подходы оценки инвестиционной привлекательности региона, отличаются в основном количеством индикаторов и направлением, с учетом поставленных цели и задач.
Глава II. ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ТАШКЕНТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Оценка экономического роста и инвестиционной активности
За годы независимости Узбекистана в ходе осуществления структурных и институциональных преобразований в Ташкентской области достигнуты определенные позитивные сдвиги. Результаты экономических реформ в области дали возможность обеспечить социальную стабильность и последовательный экономический рост (см.таблицу 2.1.1.).
Таблица 2.1.1.
Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Ташкентской области
№ | Показатели | Ед.изм | 2000г. | 2005г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г к 2000г. |
1. | Валовой региональный продукт (ВРП) | % | 110,9 | 108,0 | 104,7 | 106,4 | 110,1 | 185,3 |
2. | Структура ВРП: |
|
|
|
|
|
|
|
-промышленность | % | 21,9 | 28,0 | 30,0 | 27,5 | 28,4 | +6,5п.п | |
-сельское хозяйство | % | 27,0 | 25,7 | 24,9 | 25,8 | 23,1 | -3,9п.п | |
-услуги | % | 22,0 | 30,5 | 32,9 | 34,9 | 36,0 | +14,0п.п | |
3. | Доля малого бизнеса в ВРП | % | 41,2 | 48,0 | 49,6 | 51,4 | 55,0 | +8,2п.п |
4. | Промышленная продукция | % | 112,5 | 109,7 | 100,3 | 107,5 | 109,2 | 189,5 |
5. | Потребительские товары | % | 109,1 | 110,2 | 111,3 | 111,5 | 119,5 | 223,5 |
6. | Продукция сельского хозяйства | % | 115,3 | 109,2 | 106,1 | 109,8 | 106,2 | 184,2 |
7. | Инвестиции | % | 108,0 | 127,0 | 134,0 | 140,2 | 104,1 | 230,4 |
8. | Экспорт | млн.долл | 358,0 | 654,0 | 2123,7 | 1100,0 | 1606,8 | 448,8 |
9. | Импорт | млн.долл | 318,2 | 516,3 | 1264,5 | 784,4 | 1104,9 | 347,2 |
10. | Розничный товароборот | % | 118,0 | 121,1 | 124,3 | 115,3 | 115,8 | 310,6 |
11. | Платные услуги | % | 122,3 | 125,0 | 126,2 | 121,4 | 117,3 | 328,1 |