Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
Регулирование развития территорий проводится в пределах двух категорий районов, имеющих право получать субсидии на территориальное развитие, а промежуточные районы имеют право получения только селективной помощи. Необходимым условием получения субсидии на территориальное развитие, является создание не менее 200 рабочих мест стоимостью не ниже 10 тыс. евро каждое. Селективная помощь также направлена на максимальное сохранение существующего уровня занятости.
В Северной Ирландии премии на оборудование и промышленное развитие колеблются от 30 до 50%. В районах, которым оказывается помощь, строительство заводских корпусов в течение двух лет освобождается от уплаты за наем (в специальных районах развития - до 5 лет). В районах, получающих помощь, до 80% затрат на перемещение и новое обустройство предприятий компенсируется различными расходами.
В Швеции размеры субсидий, предоставляемых предприятиям и фирмам, колеблются от 35 до 65% стоимости и строительства. Займы ограничиваются 2/3 общих инвестиций на здания и сооружения, машины и оборудование. Предоставляемая помощь рассчитывается согласно накладным сразу после инспекции властями места строительства.
В Швеции Закон об общем инвестиционном фонде освобождает от налогообложения до 40% прибыли, направляемой па специальные счета в банке. Инвестиционный фонд предприятия с разрешения правительства или управления рынком труда может использоваться на строительство новых предприятий, модернизацию старых, строительство и расширение складских помещений и т.д. Правительство поощряет капиталовложения в перспективные отрасли промышленности и сельское хозяйство, строительство предприятий в тех районах, где наблюдается высокий уровень безработицы, на расширение экспортоориентированных отраслей. Такие инвестиции освобождаются от налогов на несколько лет. Наиболее выгодные условия создаются для высокорентабельных компаний, что ускоряет процесс концентрации и централизации капитала.
В Японии меры экономического стимулирования также основываются на функционально-проблемной группировке районов и на результатах оценки потенциальных возможностей социально-экономического развития. Главным элементом механизма регулирования в Японии является государственное финансирование дорогостоящих инфраструктурных сооружений через финансово-кредитную систему.
Примером этого может служить Программа экономического развития острова Хокайдо. Финансирование данной программы осуществлялось через специально созданный банк, основным источником средств которого явились почтовые сбережения населения страны. Главной задачей Банка развития являлось кредитование работ по созданию высокоэффективной производственной и социальной инфраструктуры. При этом кредитная ставка процента была минимальной. После завершения строительства объектов инфраструктуры земельные участки были распроданы производителям на тендерной основе. При этом активно использовалась система льгот для предприятий приоритетных как для страны в целом, так и для этого региона отраслей. Кроме того, частные компании могут получать государственную помощь в размере до 25% их затрат на создание промышленной и социальной инфраструктуры. Эта помощь выражается, прежде всего, в предоставлении льготных кредитов и уплате процентов по местным займам. Другими видами стимулов, побуждающих предпринимателей к новому строительству или переносу предприятий в проблемные районы, являются снижение налоговых ставок, ускоренная амортизация оборудования, льготное кредитование.
В КНР в целях улучшения инвестиционных условий, содействия использованию иностранных капиталовложений, привлечения передовой технологии, повышения качества продукции, расширения экспорта для получения валюты, развития национальной экономики принято специальное постановление Госсовета о поощрении иностранных инвестиций и соответствующий закон. Согласно этим нормативным актам государство поощряет иностранные компании, предприятия и прочие хозяйственные организации или отдельные лица (иностранных вкладчиков), создающих па территории КНР совместные предприятия (СП) с иностранным капиталом, кооперативные предприятия с участием иностранных партнеров. Государство предоставляет особые льготы перечисленным ниже предприятиям с иностранным капиталом:
а) Производственным предприятия, продукция которых предназначается главным образом на экспорт;
б) Производственным предприятиям, обладающим передовой технологией.
Предприятия, экспортирующие продукцию, и предприятия с передовой технологией пользуются в КНР рядом существенных льгот:
• за пользование участками предоставляются льготы (за исключением мест с высокой плотностью населения). Местное народное правительство может на определенный срок освобождать предприятия от оплаты за землю;
• пользуются приоритетами в обеспечении водой,
электроэнергией, транспортными услугами и коммуникационным
оборудованием, при этом плата устанавливается на основе
нормативов для местных государственных предприятий;
• пользуются приоритетом при получении ссуд для краткосрочных заемных оборотных фондов, а также других необходимых кредитов;
• могут вносить подоходный налог в половинном размере от достигнутого уровня, если стоимость их экспортной продукции за год достигнет 70 и более процентов стоимости всей продукции.
Наиболее распространенными видами территориального экономического стимулирования в Турции являются - помощь на приобретение земель и промышленных площадок, займы под рыночный процент, займы под льготный процент, налоговые льготы на капиталовложения, прочие налоговые льготы, льготные условия при распродаже общественных предприятий, субсидии па транспорт и другие общественные фонды, участие государства в капитале. Главный субъект реализации территориальной политики - это управление приоритетных провинций, функционирующих в рамках государственной плановой организации.
Таким образом, все направления региональной политики в зарубежных странах носят перераспределительный характер и имеют цель изменить размещение инвестиций. Эта цель достигается выравниванием межрегиональных условий размещения отраслей экономики этих стран и финансовыми льготами предприятиям и фирмам, желающим обустроиться па новом месте в проблемных и наименее развитых районах.
Несмотря на большое разнообразие конкретных видов практической деятельности в области регулирования территориального развития и размещения промышленности они имеют общую основу:
1. По существу все реализуемые мероприятия по развитию территорий основываются на конкретных законах, таких как: «О специальных районах»; «О местной занятости»; «О региональном регулировании»; «О районах с хронической безработицей и избытком рабочей силы»; «О географическом размещении контрактов»; «О малом бизнесе и о мелких компаниях в районах хронической безработицы» и т.д.
2. Методы прямого регулирования, в частности субсидии, реализуются под конкретные программы или проекты при условии соблюдения ряда требований и ограничений.
3. Принципы и цели территориальной политики, несмотря на стратегическую нацеленность, отличаются большой гибкостью. Конкретные регулирующие пути по созданию преимущественных условий развития и размещения производительных сил определяются конкретно сложившейся
ситуацией.
4. Разнообразные экономические методы и стимулы развития территорий представляют собой практические формы реализации теории поляризованного развития и центров роста, концепции урбанизации и развития инфраструктуры и т.д.
Наряду со стимулированием промышленности в регионах, привлечение инвестиций на территории достаточно актуально для аграрного сектора и малого бизнеса. Механизмы реализации аграрной политики в регионах различны и своеобразны.
Можно выделить следующие основные мероприятия, направленные на достижение регионального равновесия или смягчения диспропорций:
• государственное финансирование путем прямых правительственных инвестиций для осуществления отдельных сельскохозяйственных проектов;
• государственная финансовая или другая помощь, а также специальные мероприятия по созданию различных форм
экономической или социальной инфраструктуры того или иного района;
• финансовая помощь как за счет госбюджета, так и за счет
местных ассигнований с целью создания благоприятных условий
размещения производства;
• финансовая помощь государства через участие в смешанных
финансовых корпорациях и компаниях по стимулированию размещения производства в отдельных районах.
В большинстве стран весьма существенное значение имеет введение гарантированных пени при продаже сельхозпродукции и других мер аграрного протекционизма; государство содействует ускорению технического прогресса, модернизации сельского хозяйства, развитию научно-исследовательских paбот и организации квалифицированной агрослужбы.
Существенным фактором прогрессивного воздействия государства на сельхозпроизводство остается ирригационное строительство. В сельском хозяйстве стран Востока только крупные оросительные сооружения традиционно составляют основу госсектора, тогда как главное богатство - обрабатываемая земля, почти полностью находится в частном владении. В результате государство может влиять непосредственно на аграрное производство в узких рамках, и одним из основных рычагов подобного воздействия служит ирригация. В Индии, например, государство вложило в сельское хозяйство, включая ирригацию, электрификацию, транспортное строительство, проекты общинного развития все государственные ассигнования в период трех пятилеток. Из названной суммы примерно 40% было направлено на орошение.
Главной проблемой пока остается соотношения государственных и частных инвестиций в развитие ирригационных систем. Более широкая проблема, связанная с оправданностью расходования бюджетных средств, предполагает, что полное возмещение затрат, которые должны обеспечивать те, кто получает выгоду от водопользования, от использования государственных ирригационных сетей, создаваемых в ходе реализации ирригационных проектов, является абсолютно необходимым условием для обеспечения ресурсов для дальнейших инвестиций.
Институциональные преобразования и развитие малого и частного бизнеса в развитых странах основывались на отношениях государства и личности, развивающей индивидуальное хозяйство, и поэтому вся экономическая система поклассов реальных собственников.
Интересен опыт Южной Кореи, где для развития малого бизнеса принимаются различные меры, которые вполне могут быть применены и в нашей республике. В стране четко определяются отрасли промышленности, а также изделия этих отраслей как продукты для субконтрактов. Большие фирмы, чья деловая сфера деятельности принадлежит этим обозначенным отраслям промышленности, по закону должны заказывать изготовление этих продуктов малым и средним предприятиям. Кроме того, контрактный период между такими предприятиями для крупных фирм расширен от обычной однолетней основы до более долгосрочной основы, по крайней мере, до 3-х лет. Государственные организации обязаны включать в план работ и заказов увеличение закупок продукции малого бизнеса. Программа поддержки малого бизнеса ежегодно выделяет льготные финансовые ресурсы фирмам с высоким потенциалом к росту. Создан специальный фонд кредита, чтобы поддержать развитие новых технологий и коммерциализацию НИОКР предприятий малого бизнеса. Введена обязательная схема ссуд для малого бизнеса, которая обязывает вес коммерческие банки предоставляет определенную долю ежегодно выделяемых ссуд для поддержки малого бизнеса. При этом налажена строгая система взыскания полученных кредитов, недопущения их нецелевою использования.
Немалый интерес представляет для наших предпринимателей и опыт развития малых и средних предприятий в Японии, где система их поддержки во многом схожа с узбекской, хотя и имеет свои отличительные особенности. Государственная поддержка предусматривает льготы различных видов и меры но облегчению налогового бремени. Региональная поддержка включает финансирование общественными органами самоуправления, организацию с помощью Центра руководства торговлей и промышленности бесплатных консул- таций специалистов торгово-промышленной Пaлаты. Финансовые структуры осуществляют как кредитование, так и организацию в банках консультационных центров. Учебные заведения, обучая студентов управлению малыми и средними предприятиями, поставляют для малого среднего бизнеса подготовленные кадры.
Разнообразные формы финансирования и инвестирования социальной сферы регионов существуют в зарубежных странах. Условно можно выделить четыре их вида:
1. В этой группе стран (Германия, Франция, Швейцария) - существенная часть расходов социального назначения финансируется за счет смет страховых взносов, основное время которых фактически возлагается на предпринимателей.
2. Другой вариант называется скандинавским (Швеция,
Норвегия, Финляндия и ряд других стран). Для него характерны:
отношение к социальной политике как цели экономической
деятельности государства, чрезвычайно высокий уровень ВВП (более
50%), перераспределяемый через бюджетную систему; самый высокий в мире уровень налогообложения; доминирование идеи равенства и
солидарности в осуществлении социальной политики; активный
упреждающий характер проводимой социальной политики. При этом
правительство (как центральное, так и на уровне территорий и
муниципалитетов) играет основную роль в финансировании
социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета.
3. Еще одна модель с известной долей условности может быть названа англосаксонской (Великобритания, Ирландия, Канада и др.).
Социальная политика в данной группе стран рассматривается как одна из составляющих системы государственных приоритетов; государство играет ведущую роль в финансировании социальных расходов; уровень налогообложения высок, хотя и несколько ниже, чем в странах скандинавской модели, объем ВВП перераспределяемого через бюджетную систему, несколько меньше 50% (но более 40%), политика государства в отношении рынка труда имеет преимущественно пассивный характер.