Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан

В области (2010 г.) функционирует …..фермерских хозяйств, которые специализированы на садоводстве, хлопководстве, зерноводстве, картофеле-овощеводстве и животноводстве. На долю фермерских хозяйств в общем объеме продукции сельского хозяйства приходится в 2010 г. 35,7 %, против 5,1 % в 2000 г. За этот период существенно увеличилась посевная площадь, закрепленная за фермерскими хозяйствами (с 51,1 тыс.га до 303,5 тыс.га).

В настоящее время  доля фермерских хозяйств в общем объеме посевных площадей составила 85,1 % против 14,6 % в 2000 г.

Наряду с позитивными изменениями, которые произошли в последние годы, имеет место ряд проблем. Они сводятся к следующим:

- ухудшается мелиоративное состояние орошаемых земель и соответственно снижается их плодородие;

- острым остается вопрос реконструкции и технического обновления объектов водохозяйственной инфраструктуры;

- недостаточно используются земельные преимущества специализации отдельных районов;

- низким остается уровень промышленной переработки богатого сельскохозяйственного потенциала, особенно овощей, винограда, плодов и ягод;

- наблюдается ограниченность водных ресурсов в ряде районов области.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства является одной из приоритетных задач в области, связанных с ускорением экономического роста, повышением доходов и занятости населения, укреплением финансовой базы местах бюджетов. За анализируемый период отмечен высокий темп развития малого предпринимательства. Доля малого бизнеса в ВРП возрос с 41,2 % в 2000 г. до 55,0 % в 2010 году. Этому во многом способствовали проводимая целенаправленная работа в центре и на местах по созданию благоприятной деловой среды, система их поддержки и стимулирования. Численность занятых в малом бизнесе увеличилась более, чем в 2 раза.

Изменения в отраслевой структуре малого предпринимательства характеризуются следующими тенденциями. Преобладающая доля в производимой продукции сохраняется за предприятиями в сфере сельского хозяйства (55,0%). Уменьшается доля малого бизнеса в объеме розничного товарооборота области и возрастает доля производства промышленной продукции. Следует отметить динамичный рост доли в производстве потребительских товаров предприятиями малого бизнеса (с 12,3% в 2000 г. до 39,1 % к 2010 г.). Устойчиво возрастает  доля платных услуг малых предприятий в общем объеме по области.

Вместе с тем сохраняются отраслевые и территориальные диспропорции в развитии малого бизнеса. Не отвечает имеющемуся потенциалу, сложившийся вклад малого бизнеса в промышленное производство и экспортный потенциал области.

Ташкентская область по объему внешнеторгового оборота относится к наиболее крупным регионом страны после г.Ташкента (таблица 2.1.6).

Таблица 2.1.6

Динамика внешнеторгового оборота Ташкентской области (млн.долл.)

Показатели

2000 г.

2010 г.

2010 г. к 2000 г.

Внешнеторговый оборот всего

676,2

2711,7

401,0

Экспорт

358,0

1606,8

448,8

Импорт

318,2

1104,9

347,2

Сальдо

39,8

501,9

12,6

Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан

Экспорт товаров и услуг за 2000-2010 гг. увеличился в 4,5 раза и составил 1,6 млрд.долл. Положительный торговый баланс к 2010 г. возрос в 12,6 раза, превысив уровень 2000 г. Такая тенденция в области обеспечена за счет снижения импортных объемов и устойчивым ростом экспорта.

В товарной структуре экспорта наибольшую долю занимают цветные и черные металлы, хлопок-волокно и продовольствие. За анализируемый период возросла доля продукции металлургии, химической продукции, промышленности строительных материалов и продовольственных товаров.

Большую роль в увеличении экспортного потенциала играют предприятия с иностранными инвестициями. Следует подчеркнуть, что мировой финансово-экономический кризис, по сравнению с другими регионами страны, наибольшее отрицательное влияние оказал на экспортный потенциал области. Только в  2009 году экспортный объем уменьшился почти в 2,0 раза, чем в 2008 году из-за резкого снижения внешнего спроса. Основными направления дальнейшего расширения экспортного потенциала области является: легкая промышленность, в частности текстильные изделия, промышленность строительных материалов, продовольственные товары, машиностроение, химическая промышленность, международный туризм.

Основным инструментом обеспечения устойчивого социально-экономического развития области выступают инвестиционные ресурсы, которые служат базой финансирования важнейших инвестиционных проектов (таблица 2.1.7.).

   Таблица 2.1.7.

Основные показатели инвестиционной активности

в Ташкентской области

Показатели

2000 г.

2010 г.

2010 г. к 2000 г.

Темпы роста инвестиций, в %

108,0

104,1

-3,9 пп

Доля инвестиций в ВРП, в %

23,0

25,1

+1,9 пп

Доля инвестиций в общем объеме инвестиций в целом по стране

8,5

9,0

+0,5 пп

Индекс территориальной концентрации инвестиций (Узбекистан 1,000)

0,747

1,019

+0,272

Место области в объеме привлекаемых инвестиций среди регионов Узбекистана

3

2

+1,0


Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан

За период 2000-2010 гг. на развитие экономики и социальной сферы области направлялись в среднем 8-9 % инвестиционных ресурсов страны. По уровню их использования область занимала второе и третье место среди регионов Узбекистана. Отмечаются относительно устойчивые темпы роста инвестиционной активности. За анализируемый период индекс территориальной концентрации инвестиций возрос с 0,747 до 1,019.

Определенные изменения наблюдаются в структуре инвестиций по источникам финансирования (таблица 2.1.8). Общая тенденция снижения доли централизованных инвестиций с 57,3 % до 15,2%, рост доли нецентрализованных инвестиций с 42,7% до 84,8%.

Таблица 2.1.8

Динамика изменения структуры инвестиционных ресурсов по источникам финансирования в Ташкентской области (в %)

Показатели

2000 г.

2010 г.

Инвестиции, всего

100

100

Централизованные инвестиции:

57,3

15,2

- средства бюджета

25,4

2,4

- иностранные инвестиции и кредиты под гарантию правительства

27,6

4,0

- средства внебюджетных фондов

0,5

8,8

Нецентрализованные инвестиции:

42,7

84,8

- средства предприятий

31,4

39,5

- кредиты коммерческих банков

2,5

18,7

-прямые иностранные инвестиции и кредиты

3,6

13,5

- средства населения

5,2

13,1


Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан

Доля средств из государственного бюджета, направляемая на инвестиционные проекты, сократилась с 25,4 % до 2,4 %. Выросла доля прямых иностранных инвестиций (с 3,6 % до 13,5 %) и средств населения (с 5,2 % до 13,1%), кредитов коммерческих банков (с 2,5 % до 18,7 %), средств предприятий (с 31,4 % до 39,5%).

Доминирующе й в инвестиционном обеспечении области является промышленность. В производственной сфере осуществляется реконструирование тепловой трубы и паровых котлов в электроэнергетике, модернизация основных цехов Бекабадского и Алмалыкского металлургических комбинатов, техническое перевооружение предприятий химии, текстильной и пищевой промышленности.

Существенный рост объемов и доли прямых иностранных инвестиций во многом связаны с деятельностью размешенных в области предприятий с иностранными инвестициями (таблица 2.1.9).

Таблица 2.1.9.

Размещение предприятий с иностранными инвестициями в Ташкентской области

Показатели

2000 г.

2010 г.

Число действующих предприятий

с иностранными инвестициями

134

394

Удельный вес с общем объеме:

 

 

- экспорт

1,8

19,0

- импорт

12,7

26,2

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)