Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

 

 

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.*

Прямые налоги

32,4

39,7

39,7

37,9

36,7

Налог на прибыль юридических лиц

3,8

6,3

6,6

6,1

5,9

Отчисления в Государственный бюджет от единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания

3,1

3,5

4,3

3,9

3,8

Отчисления в Государственный бюджет от единого налогового платежа, включая микрофирмы и малые предприятия

5,1

5,8

5,8

5,3

5,1

Налог на доходы физических лиц

14,4

16,3

16,0

15,3

14,9

Фиксированный налог на доходы юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

1,6

1,7

1,7

1,8

1,8

Налог на благоустройство и развитие социальной структуры

4,4

6,1

5,3

5,5

5,2

Косвенные налоги

39,9

40,3

39,7

40,8

40,0

Налог на добавленную стоимость

6,2

10,1

13,1

15,3

14,5

Акцизные налоги

13,9

10,6

8,5

7,4

6,8

Таможенная пошлина

4,4

6,4

6,5

5,4

5,3

Единый таможенный платёж с физических лиц

 

 

 

 

 

Налог с физических лиц на потребление бензина дизельного топлива и газа для транспортных средств

15,4

14,9

13,8

12,7

13,4

Ресурсные платежи и налог на имущество

13,8

8,9

8,4

9,6

12,1

Налог на имущество

 

 

 

 

 

земельный налог

4,6

2,8

2,4

2,5

2,8

Налог за пользование недрами

0,0

0,0

0,0

 

 

Налог за  пользование водными ресурсами

2,1

2,0

2,4

2,8

3,4

Налог на сверхприбыль

0,0

0,0

0,0

 

 

Прочие доходы

13,8

11,1

12,2

11,7

11,2

ВСЕГО доходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения

70,8

70,6

71,5

80,6

86,8

из них:

 

 

 

 

 

просвещение

48,585

40,852

39,826

41,4

45,7

здравоохранение

21,041

20,652

20,606

21, 4

22,4

культура и спорт

0,555

0,357

0,339

0,5

0,5

наука

0,041

0,038

0,055

0,1

0,1

социальное обеспечение

0,602

0,673

0,603

0,7

0,8

социальные пособия семьям, включая имеющим детей

8,119

8,047

10,105

11,5

12,3

Расходы на экономику

5,390

4,220

3,845

2,7

2,2

Расходы на финансирование централизованных инвестиций

9,795

12,732

11,669

8,7

6,8

Содержание органов государственной власти и управления, суд

1,1

1,3

1,1

0,9

0,8

Содержание органов самоуправления граждан

1,4

1,5

1,6

1,4

1,3

Прочие расходы

11,5

9,6

10,2

5,2

1,3

ВСЕГО расходы

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Источник: данные Главного Управления экономики хокимията Ташкентской области.

 

 

 



76

 

2.3. Уровень привлечение сбережений населения в банковско-финансовый сектор

В мировой практике сбережения населения занимают около 80 % в общем объеме инвестиционного капитала. Поэтому, для оживления экономики привлечение денежных средств населения в банковско-финансовый сектор, является одной из приоритетных задач.

Стимулирование привлечения сбережений населения в банковские депозиты были определены как важный фактор активизации инвестиционных процессов в рамках реализуемой в Узбекистане Антикризисной программы на 2009-2012 годы. В результате принятых мер обеспечен существенный рост сбережений населения в виде вкладов в банковской системе. Особенно высокие темпы роста приходится на 2009-2010 годы, когда данный показатель возрос в 7,6 раза.

Мобилизация сбережений населения выступают как источник новых инвестиций. Следовательно, исключительное значение в рыночных условиях хозяйствования приобретает проблема вовлечения в оборот средств населения и одновременно сокращения той их части, которая находится у домохозяйств. Решение этой сложной проблемы находится в стимулировании семей и отдельных граждан к сбережениям.

Сбережения играет одну из главных ролей в повышении уровня и качества жизни населения. Между сбережениями и уровнем благосостояния населения имеются прямые корреляционные связи (таблица 2.3.1).

Основными показателями уровня жизни населения области выступают доходы и потребление.

За 2007-2010 гг. наблюдается устойчивые темпы роста денежных доходов (188,6%) и расходов (191,4%), что подтверждает о последовательности повышения благосостояния населения области. Особенно за последние годы возросла среднемесячная заработная плата работников с 320,4 тыс.сум до 691,2 тыс.сум или в 2,2 раза.

 

Таблица 2.3.1.

Динамика рост благосостояния населения Ташкентской области

Показатели

Ед.изм.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. к

2007г. в  %

Денежные доходы населения

млрд.сум

1527,1

2130,7

2215,9

2880,6

188,6

Денежные расходы населения

млрд.сум

1445,1

1972,9

2071,5

2765,4

191,4

Среднемесячная заработная плата

тыс.сум

320,4

496,5

517,7

691,2

215,7


Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан

Эти тенденции стали мощными факторами повышения платежеспособности и сбережений населения.

Важным компонентом уровня жизни населения области выступает их доступ к объектам социальной инфраструктуры (таблица 2.3.2).

Таблица 2.3.2.

Обеспеченность населения Ташкентской области объектами социальной инфраструктуры.

Показатели

Ед.изм.

2000г.

2005г.

2010г.

2010г. к 2000г., в %

1.

Жилье

Кв.м.на одного жителя

13,6

14,1

15,0

110,3

2.

Больничные койки на 10 тыс.чел.

Койки

47,1

44,4

37,8

80,3

3.

Образовательные школы

Охват обучающихся в 1 смену в %

72,8

72,2

87,2

119,8

4.

Амбулаторные поликлиники на 10 тыс.чел

Число посещений в смену

195,8

190,8

197,1

100,7

5.

Водоснабжение

%

91,5

95,5

81,1

-10,4 пп

6.

Газоснабжение

%

80,3

87,6

86,2

+5,9 пп

Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан

Среди объектов социальной инфраструктуры по обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и водоснабжению область имеет показатели выше среднереспубликанского уровня. По обеспеченности жильем, общеобразовательными школами, больничными койками регион уступает среднереспубликанским показателям.

За 2000-2010 гг. определенные изменения произошли в обеспеченности населения области отдельными объектами социальной инфраструктуры. Возросли обеспеченность жильем (110,3%), образовательными учреждениями (119,8%), амбулаторно-поликлиническими мощностями (100,7%), газоснабжением (на 5,9 пп). Отрицательную динамику имеет обеспеченность больничными койками (80,3%) и водоснабжением (-10,4 пп).

Несмотря на устойчивые темпы роста внутреннего потребительского спроса (розничный товарооборот и платные услуги), по оказанию платных услуг по душевому объему область отстает от республиканского уровня.

На показатели благосостояния населения в определенной мере оказывает влияние демографический фактор и рынок труда (таблицы 2.3.3).

Среднегодовая численность населения области за анализируемый период возросла на 9,7%, соответственно трудовые ресурсы на 30,2 %, что говорит о высоком демографическом потенциале области.

Положительный сдвиг имеет динамика занятости населения, которая возросла на 35,2 % за последние десять лет. Только  в 2010 году в области было создано 86 тыс.новых рабочих мест, из них 60,2 тыс. - в сельской местности.

Таблица 2.3.3.

Население и трудовые ресурсы Ташкентской области (тыс.чел)

Показатели

2000г.

2005г.

2010г.

2010г. к 2000г.

1.

Среднегодовая численность населения

2360,0

2480,2

2589,9

109,7

2.

Трудовые ресурсы

1231,1

1430,5

1602,9

130,2

3.

Занятое население

878,8

1042,8

1187,9

135,2


Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан

Исходя из общей оценки уровня жизни населения, можно анализировать уровень сбережений населения и степень их мобилизации в инвестиционно-финансовые процессы.

Необходимо отметить, что сбережения населения один из важнейших макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС), который определяет развитие инвестиционных процессов, рост ВВП и результативность социально-экономических преобразований в регионе. Однако существующая методологическая база официальной статистики не полностью отвечает международным стандартам. В связи с этим, статистическая отчетность не позволяет с большой точностью определить финансовый потенциал населения и его инвестиционную активность.

В основе сбережений лежат такие понятия, как индивидуальные накопления материальных или денежных ресурсов, и их использование с целью получения доходов для обеспечения будущего потребления (рис. 2.3.1).

Накопленные с использованием денежных средств деньги могут храниться в форме сокровищ и могут быть использованы как средство обращения и платежа.

Официальные статистические данные подтверждают тенденцию повышения уровня сбережений населения Ташкентской области (таблица 2.3.4.).

Таблица 2.3.4.

Динамика сбережения населения Ташкентской области (млрд.сум)

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. к 2007г.

Сбережения населения, всего

235,5

362,2

421,0

633,7

269,1

Сбережения населения в банках

11,8

25,4

37,9

63,4

537,3

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)