Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
| 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г.* |
---|---|---|---|---|---|
Прямые налоги | 32,4 | 39,7 | 39,7 | 37,9 | 36,7 |
Налог на прибыль юридических лиц | 3,8 | 6,3 | 6,6 | 6,1 | 5,9 |
Отчисления в Государственный бюджет от единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания | 3,1 | 3,5 | 4,3 | 3,9 | 3,8 |
Отчисления в Государственный бюджет от единого налогового платежа, включая микрофирмы и малые предприятия | 5,1 | 5,8 | 5,8 | 5,3 | 5,1 |
Налог на доходы физических лиц | 14,4 | 16,3 | 16,0 | 15,3 | 14,9 |
Фиксированный налог на доходы юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью | 1,6 | 1,7 | 1,7 | 1,8 | 1,8 |
Налог на благоустройство и развитие социальной структуры | 4,4 | 6,1 | 5,3 | 5,5 | 5,2 |
Косвенные налоги | 39,9 | 40,3 | 39,7 | 40,8 | 40,0 |
Налог на добавленную стоимость | 6,2 | 10,1 | 13,1 | 15,3 | 14,5 |
Акцизные налоги | 13,9 | 10,6 | 8,5 | 7,4 | 6,8 |
Таможенная пошлина | 4,4 | 6,4 | 6,5 | 5,4 | 5,3 |
Единый таможенный платёж с физических лиц |
|
|
|
|
|
Налог с физических лиц на потребление бензина дизельного топлива и газа для транспортных средств | 15,4 | 14,9 | 13,8 | 12,7 | 13,4 |
Ресурсные платежи и налог на имущество | 13,8 | 8,9 | 8,4 | 9,6 | 12,1 |
Налог на имущество |
|
|
|
|
|
земельный налог | 4,6 | 2,8 | 2,4 | 2,5 | 2,8 |
Налог за пользование недрами | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
|
|
Налог за пользование водными ресурсами | 2,1 | 2,0 | 2,4 | 2,8 | 3,4 |
Налог на сверхприбыль | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
|
|
Прочие доходы | 13,8 | 11,1 | 12,2 | 11,7 | 11,2 |
ВСЕГО доходов | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения | 70,8 | 70,6 | 71,5 | 80,6 | 86,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
просвещение | 48,585 | 40,852 | 39,826 | 41,4 | 45,7 |
здравоохранение | 21,041 | 20,652 | 20,606 | 21, 4 | 22,4 |
культура и спорт | 0,555 | 0,357 | 0,339 | 0,5 | 0,5 |
наука | 0,041 | 0,038 | 0,055 | 0,1 | 0,1 |
социальное обеспечение | 0,602 | 0,673 | 0,603 | 0,7 | 0,8 |
социальные пособия семьям, включая имеющим детей | 8,119 | 8,047 | 10,105 | 11,5 | 12,3 |
Расходы на экономику | 5,390 | 4,220 | 3,845 | 2,7 | 2,2 |
Расходы на финансирование централизованных инвестиций | 9,795 | 12,732 | 11,669 | 8,7 | 6,8 |
Содержание органов государственной власти и управления, суд | 1,1 | 1,3 | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
Содержание органов самоуправления граждан | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,4 | 1,3 |
Прочие расходы | 11,5 | 9,6 | 10,2 | 5,2 | 1,3 |
ВСЕГО расходы | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Источник: данные Главного Управления экономики хокимията Ташкентской области.
76
2.3. Уровень привлечение сбережений населения в банковско-финансовый сектор
В мировой практике сбережения населения занимают около 80 % в общем объеме инвестиционного капитала. Поэтому, для оживления экономики привлечение денежных средств населения в банковско-финансовый сектор, является одной из приоритетных задач.
Стимулирование привлечения сбережений населения в банковские депозиты были определены как важный фактор активизации инвестиционных процессов в рамках реализуемой в Узбекистане Антикризисной программы на 2009-2012 годы. В результате принятых мер обеспечен существенный рост сбережений населения в виде вкладов в банковской системе. Особенно высокие темпы роста приходится на 2009-2010 годы, когда данный показатель возрос в 7,6 раза.
Мобилизация сбережений населения выступают как источник новых инвестиций. Следовательно, исключительное значение в рыночных условиях хозяйствования приобретает проблема вовлечения в оборот средств населения и одновременно сокращения той их части, которая находится у домохозяйств. Решение этой сложной проблемы находится в стимулировании семей и отдельных граждан к сбережениям.
Сбережения играет одну из главных ролей в повышении уровня и качества жизни населения. Между сбережениями и уровнем благосостояния населения имеются прямые корреляционные связи (таблица 2.3.1).
Основными показателями уровня жизни населения области выступают доходы и потребление.
За 2007-2010 гг. наблюдается устойчивые темпы роста денежных доходов (188,6%) и расходов (191,4%), что подтверждает о последовательности повышения благосостояния населения области. Особенно за последние годы возросла среднемесячная заработная плата работников с 320,4 тыс.сум до 691,2 тыс.сум или в 2,2 раза.
Таблица 2.3.1.
Динамика рост благосостояния населения Ташкентской области
Показатели | Ед.изм. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г. к 2007г. в % |
Денежные доходы населения | млрд.сум | 1527,1 | 2130,7 | 2215,9 | 2880,6 | 188,6 |
Денежные расходы населения | млрд.сум | 1445,1 | 1972,9 | 2071,5 | 2765,4 | 191,4 |
Среднемесячная заработная плата | тыс.сум | 320,4 | 496,5 | 517,7 | 691,2 | 215,7 |
Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан
Эти тенденции стали мощными факторами повышения платежеспособности и сбережений населения.
Важным компонентом уровня жизни населения области выступает их доступ к объектам социальной инфраструктуры (таблица 2.3.2).
Таблица 2.3.2.
Обеспеченность населения Ташкентской области объектами социальной инфраструктуры.
№ | Показатели | Ед.изм. | 2000г. | 2005г. | 2010г. | 2010г. к 2000г., в % |
1. | Жилье | Кв.м.на одного жителя | 13,6 | 14,1 | 15,0 | 110,3 |
2. | Больничные койки на 10 тыс.чел. | Койки | 47,1 | 44,4 | 37,8 | 80,3 |
3. | Образовательные школы | Охват обучающихся в 1 смену в % | 72,8 | 72,2 | 87,2 | 119,8 |
4. | Амбулаторные поликлиники на 10 тыс.чел | Число посещений в смену | 195,8 | 190,8 | 197,1 | 100,7 |
5. | Водоснабжение | % | 91,5 | 95,5 | 81,1 | -10,4 пп |
6. | Газоснабжение | % | 80,3 | 87,6 | 86,2 | +5,9 пп |
Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан
Среди объектов социальной инфраструктуры по обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и водоснабжению область имеет показатели выше среднереспубликанского уровня. По обеспеченности жильем, общеобразовательными школами, больничными койками регион уступает среднереспубликанским показателям.
За 2000-2010 гг. определенные изменения произошли в обеспеченности населения области отдельными объектами социальной инфраструктуры. Возросли обеспеченность жильем (110,3%), образовательными учреждениями (119,8%), амбулаторно-поликлиническими мощностями (100,7%), газоснабжением (на 5,9 пп). Отрицательную динамику имеет обеспеченность больничными койками (80,3%) и водоснабжением (-10,4 пп).
Несмотря на устойчивые темпы роста внутреннего потребительского спроса (розничный товарооборот и платные услуги), по оказанию платных услуг по душевому объему область отстает от республиканского уровня.
На показатели благосостояния населения в определенной мере оказывает влияние демографический фактор и рынок труда (таблицы 2.3.3).
Среднегодовая численность населения области за анализируемый период возросла на 9,7%, соответственно трудовые ресурсы на 30,2 %, что говорит о высоком демографическом потенциале области.
Положительный сдвиг имеет динамика занятости населения, которая возросла на 35,2 % за последние десять лет. Только в 2010 году в области было создано 86 тыс.новых рабочих мест, из них 60,2 тыс. - в сельской местности.
Таблица 2.3.3.
Население и трудовые ресурсы Ташкентской области (тыс.чел)
№ | Показатели | 2000г. | 2005г. | 2010г. | 2010г. к 2000г. |
1. | Среднегодовая численность населения | 2360,0 | 2480,2 | 2589,9 | 109,7 |
2. | Трудовые ресурсы | 1231,1 | 1430,5 | 1602,9 | 130,2 |
3. | Занятое население | 878,8 | 1042,8 | 1187,9 | 135,2 |
Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан
Исходя из общей оценки уровня жизни населения, можно анализировать уровень сбережений населения и степень их мобилизации в инвестиционно-финансовые процессы.
Необходимо отметить, что сбережения населения один из важнейших макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС), который определяет развитие инвестиционных процессов, рост ВВП и результативность социально-экономических преобразований в регионе. Однако существующая методологическая база официальной статистики не полностью отвечает международным стандартам. В связи с этим, статистическая отчетность не позволяет с большой точностью определить финансовый потенциал населения и его инвестиционную активность.
В основе сбережений лежат такие понятия, как индивидуальные накопления материальных или денежных ресурсов, и их использование с целью получения доходов для обеспечения будущего потребления (рис. 2.3.1).
Накопленные с использованием денежных средств деньги могут храниться в форме сокровищ и могут быть использованы как средство обращения и платежа.
Официальные статистические данные подтверждают тенденцию повышения уровня сбережений населения Ташкентской области (таблица 2.3.4.).
Таблица 2.3.4.
Динамика сбережения населения Ташкентской области (млрд.сум)
| 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г. к 2007г. |
Сбережения населения, всего | 235,5 | 362,2 | 421,0 | 633,7 | 269,1 |
Сбережения населения в банках | 11,8 | 25,4 | 37,9 | 63,4 | 537,3 |