Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

Все более широкое внедрение рыночных отношений повлечет за собой ускоренный рост денежных доходов населения области. За 2011-2015 гг. их объем возрастет в 2,0-2,2 раза, соответственно увеличатся сбережения населения как важный источник инвестирования.

Большие резервы в повышении совокупных доходов населения и улучшении продовольственного обеспечения в области должны кредитовать развитие фермерских и дехканских хозяйств, а также малого бизнеса.

На потребительском рынке продовольственное снабжение в основном будет ориентироваться на собственные сельскохозяйственные ресурсы и их переработку. В части непродовольственных товаров собственное производство обеспечит порядка 70-80% потребности населения. Опережающими темпами будут развиваться сфера услуг и сервиса. Необходимо устойчивое развитие объектов социальной инфраструктуры, особенно в сельской   местности, укрепление их материально-технической базы.

Особого внимания требует строительство новых и обеспечение эффективного функционирования действующих общеобразовательных школ, лицеев и колледжей, реформирование здравоохранения, развитие рынка жилья, расширение услуг и сферы сервиса, развитие детского спорта, обеспечение сельского населения питьевой водой и природным газом.

Целесообразно существенно повысить качество и ассортимент оказываемых услуг населению. Широкое внедрение рыночных отношений в сферу услуг даст возможность оптимально сочетать платные и бесплатные услуги. Это, в свою очередь, снимет нагрузку с республиканского и местных бюджетов. Определенную часть финансовых средств на поддержку и развитие сферы услуг должен взять на себя частный сектор.

Сложившаяся ситуация требует кардинального решения проблем развития коммунального обеспечения населенных пунктов области, прежде всего в части водоснабжения и канализации.

Сложность и острота жилищной проблемы в области предопределяет необходимость коренной реформы в жилищном строительстве, его включение в рыночные отношения. Обеспечить количественную и качественную сбалансированность спроса и предложения в условиях дифференциации может только рынок жилья. Необходимо государственное стимулирование индивидуального жилищного строительства, в т.ч. по типовым проектам на селе ускоренными темпами развивать систему льготного кредитования жилья.

Рационализация занятости на селе является одним из важнейших направлений коренного улучшения использования быстрорастущих трудовых ресурсов области. К 2015 году более половины прироста трудовых ресурсов ожидается в сельской местности. По оценкам, предотвратить усиление безработицы в селах возможно при вовлечении в сферу малого бизнеса несельскохозяйственного сектора не менее 35-40% прироста сельских трудовых ресурсов, а также путем расширения организованного экспорта рабочей силы.

В условиях рыночных отношений возрастают требования к качеству рабочей силы, увеличивается потребность в квалифицированном труде. Здесь на первый план выходит обеспечение сбалансированности спроса и предложения в подготовке кадров на различных территориальных и отраслевых уровнях.

Важным приоритетом в обеспечении устойчивого развития области выступает охрана окружающей среды. Природоохранные мероприятия должны проводиться по двум направлениям. Первое, предотвращение разрушения экосистемы природноохранных зон, особенно рекреационных территорий путем создания системы постоянного мониторинга изменения окружающих среды природоуязвимых горных и предгорных зон.

Второе направление, снижение уровня антропогенных нагрузок при функционировании отраслей и секторов экономики. Это может быть достигнуто при полном оснащении пылегазоочистными устройствами действующих и строящихся предприятий, ужесточение экспертизы инвестиционных проектов на предмет экологической безопасности.

В сельском хозяйстве необходимо осуществить защиту орошаемых земель от ветровой эрозии, расширить применение биометодов для защиты сельхозкультур от вредных насекомых, внедрение очистных сооружений в животноводческих фермах и хозяйствах.

В условиях рынка экологические проблемы могут быть решены на основе внедрения платного природопользования, которое должно строиться на соответствующей земельно-правовой базе.

Экономический механизм природопользования будет заключаться в создании внебюджетных экономических фондов, установлении лимитов природопользования природной среды, разработке нормативов платежей за загрязнение воздушного бассейна, водных источников и земельных ресурсов.

На начальном этапе структурных преобразований, учитывая сложившееся положение, реализация даже первоочередных и самых необходимых мер по повышению уровня жизни населения невозможна без финансовой и материальной поддержки за счет республиканских ассигнований, концентрация финансовых ресурсов на решение особо приоритетных социальных мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования.

Рекомендуемые структурные преобразования и модернизация экономики области в сочетании с углублением рыночных реформ требует выработки системы мер по их инвестиционному обеспечению, созданию необходимых условий их стимулирования.

Автором обобщены и систематизированы рекомендуемые к реализации на территории области крупные инвестиционные проекты на 2011-2015гг. (см.приложение 1).

Анализ показывает, что отдается приоритет в обеспечении ускоренного развития промышленных предприятий с привлечением прямых иностранных инвестиций, средств местных предпринимателей и собственных ресурсов предприятий. Можно выделить такие крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала для создания совместных предприятий СП «Хоразм шакер», СП «Багет текстиль», СП «Хонка текстиль», СП «Динур агро» и другие. В формировании инвестиций по источникам финансирования приоритет отдается частным инвестициям. Прямые иностранные инвестиции за 2011-2015 гг. возрастут в 1,9 раза (таблица 3.1.4).

Активизация инвестиционных процессов на перспективу связана с приоритетным развитием финансового рынка, прежде всего кредитов коммерческих банков (рост 1896,5%), средств предприятий (368,8%). В отраслевом разрезе более 70% инвестиций намечено направить на социальную сферу. Возрастет доля инвестиций в промышленность и производственную инфраструктуру.

В соотношении республиканских и местных бюджетов должны произойти сдвиги в сторону укрепления доходной базы бюджетов области, туманов и городов через рационализацию межбюджетных отношений.

 

 

 

Таблица 3.1.4.

Формирование инвестиций по источникам финансирования

по Ташкентской области*

Показатели

Факт

Оценка

Прогноз

Рост за 2010-2015 гг., %

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2015 г.

Всего по области:

1447,7

1891,03

2436,1

318,4

219,6

Централизованные инвестиции:

290,0

348,9

385,5

417,2

184,2

Средства госбюджета

351,1

36,9

48,4

71,0

212,2

Иностранные инвестиции и кредиты под гарантию правительства

58,2

130,8

135,7

140,6

241,6

Средства внебюджетных фондов

126,1

185,2

201,4

205,6

182,6

Нецентрализованные инвестиции

1227,7

1542,4

2050,6

1795,2

225,1

Средства предприятий

571,2

835,2

1315,7

1752,4

306,8

Кредиты коммерческих банков и другие заемные средства

270,2

283,4

290,7

375,2

138,9

Прямые иностранные инвестиции и кредиты

194,7

218,8

225,7

372,8

191,5

Средства населения

191,6

205,0

218,5

264,8

137,2

* Расчеты автора согласно данных хокимията Ташкентской области.

Основными тенденциями в инвестиционной политике и сдвигах в источниках финансирования будут рост кредитных ресурсов банковско-финансовой системы, собственных средств предприятий.

Особый приоритет отдается привлечению прямых иностранных инвестиций, использования в инвестиционных целях все возрастающего объема сбережений населения.

В целом за среднесрочный период (2011-2015 гг.) для обеспечения намечаемых структурных сдвигов экономики области требуется рост инвестиций в 2,0-2,5 раза. Основная часть производственного строительства в эти годы (до 75-80%) должна осуществляться за счет собственных и привлеченных средств предприятий и организаций.

Структурная переориентация инвестиционного процесса и целевые
ориентиры освоения инвестиций внесут определенные изменения в
функционирование              строительного  комплекса, разработку мер стимулирования и повышения инвестиционной привлекательности Ташкентской области.

В целом рекомендуемая инвестиционная политика области направлена на:

- реализацию важнейших приоритетов углубления рыночных реформ,
модернизацию и техническое перевооружение отраслей экономики,
масштабное расширение частного сектора, устойчивое повышение качества
жизни населения;

- учет региональных особенностей Ташкентской области, связанных с транспортно-географическом размещением, уровнем социально-экономического развития, наличием конкурентных преимуществ, природно-ресурсным потенциалом и др;

- разработку и реализацию стратегии устойчивого социально-экономического развития области, научно-обоснованных целевых параметров развития отдельных секторов и отраслей экономики;

- задействование внешних и внутренних финансовых ресурсов для повышения инвестиционной привлекательности региона, стимулирование привлечения частных иностранных инвестиций.

 

3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов.

 

Проведенный анализ финансового потенциала Ташкентской области, через призму его рационального использования показал, что данная задача решается неудовлетворительно. Это, прежде всего, касается количественных и качественных параметров, вовлекаемых финансовых ресурсов в инвестиционные процессы, так и форм, методов и механизмов их формирования и распределения. Финансовые средства предприятий, коммерческих банков и финансовых институтов, сбережения населения, прямые иностранные вложения не стали существенным фактором пополнения инвестиционных ресурсов и формирования банковского капитала. С учетом пофакторной оценки современной ситуации и проблем имеющихся резервов и возможностей вовлечения финансовых ресурсов рекомендуется:

-        существенное повышение доверия к банковской системе и финансовым институтам через либерализацию процентной политики для установления банками привлекательных процентных ставок по депозитам физических лиц;

-        создание реальных механизмов защиты сбережений населения, осуществляемых через инфраструктуру финансового рынка от различных рисков через систему гарантирования вкладов населения;

-              для стимулирования сбережений углубление здоровой конкуренции между банками различных форм собственности и хозяйствования;

- дальнейшее   развитие   небанковских   финансовых   институтов (страховые, инвестиционные фонды и др.);

-  расширение рынка ценных бумаг и активизация покупки населением ценных бумаг;

-  внедрение в банках новых видов услуг с учетом реальных запросов населения;

-    расширение партнерства населения и государства в реализации инвестиционных проектов, прежде всего социального характера;

-    внедрение различных схем налогового стимулирования сбережений населения.

Наряду с мобилизацией сбережений населения на развитие индивидуального жилищного строительства, основными источниками их использования в ближайшей перспективе должно стать развитие малого предпринимательства.

Вложение средств населения в создание бизнеса, особенно характерно для области приоритетных направлений развития экономики как потребительский рынок и туризм, что означает непосредственное инвестирование малого предпринимательства. Эти вложенные средства имеют относительно быструю отдачу и дают значительный, как экономический, так и социальный эффект. Прежде всего, это рост доходов населения, обеспечение рациональной занятости, особенно в сельской местности, расширение регионального потребительского рынка. Повышение инвестиционной активности населения является важным фактором и предпосылкой обеспечения устойчивого экономического развития области на среднесрочную перспективу.

Важным механизмом регулирования сбережений населения является составление прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения области, который служит основой для выявления инвестиционных ресурсов и определения платежеспособного спроса.

Определенными инвестиционными ресурсами располагают
действующие предприятия реального сектора экономики. Для этого
необходимо, прежде всего, завершить в ближайшие годы
процессы разгосударствления и приватизации, усиление процедуры
банкротства убыточных и  низкорентабельных предприятий, реструктуризацию финансово неустойчивых предпринимательских структур.

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)