Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
Расширение инвестиционной активности через повышение роли
средств предприятий может быть осуществлен путем дальнейшего
совершенствования амортизационной политики, эффективного использования потенциальных конкурентоспособных резервов мощностей, перехода на интенсивные методы расширения и интенсификации производства.
Стимулирование и поддержка частного сектора, усиление партнерских отношений в реализации инвестиционных программ, дает возможность расширения инвестиционных процессов и привлечения в область частных отечественных и иностранных инвестиций.
Социальная ориентация структурно-инвестиционной политики в области требует совершенствования межбюджетных отношений. Совершенствование межбюджетных отношении и создание прочной налоговой базы для расширения и укрепления местных бюджетов зависит не только от стимулирования увеличения поступлений объемов налогов в местный бюджет, хотя это весьма важно, но и совершенствования и эффективного распределения расходных полномочий и более четкого распределения полномочий между центральными и местными бюджетами.
Значительным источником пополнения местных бюджетов могут быть такие налоги и сборы как: налог на имущество и земельный налог с физических лиц, доходы с рынков, налоги и плата с предприятий торговли и общественного питания, а также налог с продаж, который широко используется в мировой практике.
Необходимо также совершенствовать налог на добавленную стоимость, который является общегосударственным налогом, но в большей его части поступает в местные бюджеты.
Следовательно, определение переориентации налоговой системы на усиление роли местных налогов при сокращении бремени общегосударственных может существенно повлиять на расширение самостоятельности местных органов власти в решении важнейших социально-экономических проблем области, городов и районов.
Необходимо также улучшить качество прогнозных показателей доходов местных бюджетов и нормативов отчисления от общегосударственных налогов в доходы местных бюджетов с учетом налогового потенциала области и среднедушевых нормативов, обеспечить их стабильность на ряд лет.
Требует значительного совершенствования и система бюджетных трансфертов, которые выделяются для области с целью обеспечения их бюджетной самодостаточности. Целесообразно пересмотреть систему бюджетных трансфертов с целью ликвидации иждивенчества и повышения ответственности местных органов власти в повышении эффективности использования местных ресурсов.
Формирование доходных источников местных бюджетов находится в тесной связи с разграничением расходных полномочий, которые определены законом «О бюджетной системе» и Налоговым кодексом».
Однако на деле выявляется определенное несоответствие в распределении расходов между различными ветвями власти и неэффективное распределение расходных полномочий. Особенно это относится к социальной сфере.
В Законах «О бюджетной системе и «О государственной власти на местах» нет четкой регламентации и разграничения ответственности за осуществлением расходов между центральными и местными органами власти, особенно, в части охраны окружающей среды и охраны природы, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и др.
Все это ослабляет финансовую систему области, снижает ее самостоятельность в решении острых социально-экономических проблем, требующих учета местной специфики.
Местные власти мало заинтересованы в эффективности использования бюджетных средств и наращивании экономического потенциала области. При увеличении расходов над доходами область потеряет за счет увеличения отчислений на общегосударственные налоги; если наоборот - получит значительные дотации из республиканского бюджета.
Финансовые ресурсы области, городов и районов - это серьезная и сложная проблема, в которой заложены основополагающие тенденции к расширению их самостоятельности.
На этапе реализации и углубления административной реформы переход к качественно новым формам управления на различных территориальных уровнях требует особого внимания бюджетному регулированию и межбюджетным отношениям. Они должны предусматривать построение динамичной постоянно обновляемой системы финансового межбюджетного регулирования, позволяющего оптимизировать бюджетный процесс с учетом углубления рыночных реформ и оптимального сочетания общегосударственных и региональных интересов.
По нашему мнению, основополагающими принципами этого процесса должны заключаться в следующем:
- максимальная мобилизация внутренних ресурсов области, их эффективное использование в целях создания условий для экономического роста и повышения благосостояния населения;
- расширение самостоятельности местных органов власти в установлении дополнительных местных налогов и сборов для укрепления местных бюджетов;
- налоговая база регионов должна рассчитываться не «от достигнутого» уровня, а от объективной оценки их бюджетных потребностей и возможностей их дальнейшего развития;
- совершенствование системы выделения трансфертов с учетом объективной оценки потребности региона в финансовой поддержке по сравнению с другими регионами;
- выравнивание бюджетной обеспеченности городов и районов области;
- формирование финансовых ресурсов на социально-экономическое развитие области городов и районов должно быть поставлено в прямую зависимость от результатов деятельности всех предприятий, расположенных на их территории;
- создать четкую нормативно-экономическую базу, упростить и сделать более прозрачной и обоснованной процедуру распределения налогов и помощи регионам, усовершенствовать разграничения бюджетно-налоговых полномочий и критерий бюджетного выравнивания;
- внести соответствующие изменения в закон «О бюджетной системе», а также разработать и принять законы как «О трансфертах» и «О финансовых ресурсах местных органов управления»;
- укрепить бюджет таких важнейших органов самоуправления, как махалля, которые выполняют важнейшие функции государства и выступают гарантом социальных интересов населения, особенно малообеспеченных слоев населения;
- активизировать деятельность депутатов областных, городских и районных Кенгашев в финансировании, распределении и реализации установленных параметров местных бюджетов, в создании эффективных правовых механизмов регулирования и выравнивания местных бюджетов.
Важным источников пополнения местных бюджетов должны стать, прежде всего, финансово устойчивые предприятия, в частности, уже адаптированные к рыночным механизмам хозяйствования. В этой связи требует рассмотрения рекомендация на отчисления, согласно партнерских отношений между коммерческими и частными банковскими структурами, размещенными на территории области и хокимиятами различных уровней. Правомерно, на наш взгляд, поставить вопрос об установлении нормативов отчислений в местный бюджет от прибыли банков. В этих условиях интерес банков и территории будут совпадать.
Проблемы укрепления финансовой базы хокимиятов, также связаны с последовательной реализацией следующих мер: выпуск местных денежно-вещевых лотерей, реализация высоколиквидных акций предприятий местного хозяйства с выплатой дивиденда из прибыли этих предприятий.
Заслуживает внимания опыт ряда стран СНГ об образовании внебюджетного фонда социально-экономического развития регионов[11]. В Узбекистане централизованно реализуются отдельные элементы этого фонда для поддержки регионов в части развития социальной инфраструктуры и развития общеобразовательных школ, лицеев и колледжей.
Нами рекомендуется в виде эксперимента и отладки механизма формирования и распределения этого фонда опробовать на примере Ташкентской области.
Внебюджетный фонд внутрирегионального развития области предназначен для целевого выделения субсидий наиболее слабо развитым городам и районам для укрепления их фондов, развития межрегиональной инфраструктуры, реализации наиболее приоритетных инвестиционных проектов местного значения и др.
Данный фонд может быть создан за счет сверхплановых доходов, полученных хокимиятами, неиспользованных остатков бюджетных средств, благотворительных взносов предприятий, расположенных на территории области. Распределителем средств фонда должен быть Кенгаш депутатов Ташкентской области, согласно утвержденного положения о фонде.
В условиях либерализации экономики и углубления рыночных реформ будет постоянно возрастать роль банковско-финансовой системы в обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами.
Механизм управления кредитными ресурсами на территории области, требует на наш взгляд, расширение прав и конкретизации функций банковских и небанковских финансовых институтов в регулировании и использовании этих ресурсов на уровне области. Учитывая отдаленность территории области целесообразно расширить также деятельность субъектов рыночной инфраструктуры, непосредственно обслуживающих местных предпринимателей и самостоятельных в своей производственной деятельности, преимущественно частного сектора.
Дальнейшее совершенствование финансово-кредитных отношений на территории области должны предусмотреть:
- организацию и широкое применение прогрессивно-рыночных форм кредитования и расчетов, способствующих ускорению платежей и оборачиваемости средств предпринимателей;
- усиление роли учреждений банков за максимальную мобилизацию и сбалансированность с ресурсными возможностями, представление и эффективное использование кредитных ресурсов;
- разработку форм и методов регулирования размера кредитных ресурсов, расширения представления средств и долгосрочных кредитов с учетом запросов клиентов;
- повышение активности процентной политики, гибкости банковской системы в области условий кредитования в целях усиления стимулирующего воздействия кредитования;
- превращение банков в финансово-экономический центр постоянного поиска эффективного приложения временно высвобождающихся из хозяйственного оборота средств;
- расширение самостоятельности и конкуренции банков в выборе объектов кредитования, использовании кредитных ресурсов в установлении процентных ставок платы за кредит;
- расширение внебанковских финансовых институтов по развитию системы микрокредитования, выделение кредитов на покупку товаров и других услуг;
Насущной становится задача разработки форм и методов регулирования денежного обращения на территории области. Сложным является вопрос оценки межрегионального перемещения финансовых и денежных средств населения и предприятий, что имеет большое значение для обеспечения товарно-денежной сбалансированности в области. Множественность источников финансирования области объективно обуславливает необходимость координации финансовых отношений в регионе. В настоящее время не одна организационная структура, как на республиканском, так и областном уровне не располагает полной картиной состояния финансов не территории области, тем самым не имеет возможности управлять ими. Не составляется единый комплексный документ, отражающий все ресурсы, используемые на экономическое и социальное развитие области из всех источников финансирования. Это приводит к ряду недостатков и диспропорций в управлении финансовыми ресурсами. К их числу можно отнести несбалансированность развития отдельных секторов и отраслей экономики, отсутствие координации регулирования совокупными финансовыми ресурсами и потоками и другие.
В этой связи, одним из важнейших направлений совершенствования финансовой деятельности в области является разработка сводного финансового баланса. Сводный финансовый баланс должен стать неотъемлемой частью краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогноза экономического и социального развития области.
Разработка сводных финансовых балансов территорий позволит наилучшим образом охватить финансовые, хозяйственные и экономические связи в регионе, преодолеть трудности и диспропорции, возникающих в условиях перехода к рыночным отношениям, обосновать реальный финансовый потенциал и уровень дотационности, оценить инвестиционные риски и возможности области. Сводный баланс покажет через финансовые потоки, в каких размерах и по каким статьям производится мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов и на какие меры эти ресурсы направляются. Отражая совокупность финансовых ресурсов области и их использования балансовые расчеты дают возможность проследить соответствие между наличием и размерами потребностей в финансовых ресурсах и наметить наиболее целесообразные методы их формирования, а также определить наиболее эффективные пути использования. Составление территориального сводного финансового баланса даст возможность:
- выявить общий объем ресурсов, имеющихся на территории и направления их использования, достигнуть на этой основе единства в экономическом и социальном развитии региона;
- сбалансировать финансовые и материальные ресурсы, используемые в регионе;
- координировать использование финансовых ресурсов как местных органов (хокимиятов), так и предприятий различных форм собственности и хозяйствования, эффективно использовать наличные и безналичные денежные средства, выделенные государственным бюджетом для социально-экономического развития области;
- концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях социально-экономического развития с учетом складывающейся ситуации;
- использовать внутри региональные финансовые резервы для обеспечения устойчивого социально-экономического развития городов и районов;
- осуществлять действенный мониторинг за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов.
Для обеспечения сводного финансового регулирования на территории области, проведения единой финансовой политики с учетом общенациональных интересов и интересов региона необходимо на наш взгляд, создать специальное подразделение в структуре областного хокимията. Данное подразделение непосредственно должно подчиняться хокиму области и активно сотрудничать с главным управлением экономики и финансовым управлением области.