Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что сбережения населения один из важнейших макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС), который определяет развитие инвестиционных процессов, рост ВВП и результативность социально-экономических преобразований в регионе. Однако существующая методологическая база официальной статистики не полностью отвечает международным стандартам. В связи с этим, статистическая отчетность не позволяет с большой точностью определить финансовый потенциал населения и его инвестиционную активность.

Несмотря на благоприятную динамику роста сбережений, их участие в инвестиционных процессах области остается не высоким. В структуре формирования инвестиции средства населения в настоящее время составляет всего 13,1 %, что существенно ниже с учетом мировой практики.

В этой связи, создание необходимых стимулов и экономических механизмов по мобилизации сбережения населения в банковские структуры и повышения инвестиционно-финансового потенциала, остается важной задачей в ближайшие годы.

В целом анализ показал, сбережения являются одним из основных индикаторов уровня благосостояния населения, непосредственно связанным с доходами и расходами населения. С другой стороны, накопления населения представляет собой важный инвестиционный ресурс для устойчивого экономического развития, являясь отлаженным потреблением, текущий прирост сбережений и накопленная сумма денежных активов домохозяйств образуют инвестиционный потенциал местных органов власти, привлеченный капитал банковско-финансовых институтов.

Автором в целях выявления уровня сбережений, основных их мотивов, предпочтений их хранения и использования, проведено монографическое обследование среди домохозяйств области. Выборка составила 200 домохозяйств с пропорциональным охватом городского и сельского населения.

Результаты проведенного обследования показали, что около 60 % домохозяйств имеют сбережения, что говорит о повышении уровня жизни населения. При этом, сбережения имеют 79,4 % занятых в отдельных секторах экономики, не имеющих в составе пенсионеров, 31,7% - семьи, не имеющих детей. Результаты опроса позволили квалифицировать мотивы формирования сбережений на особые случаи и мероприятия в виде различных свадеб, похорон и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКУ ОБЛАСТИ

3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики

Оценка современной социально-экономической ситуации и хода реформ, региональных факторов и предпосылок, внутренних резервов и возможностей обеспечения устойчивого развития свидетельствует с одной стороны об имеющихся серьезных диспропорциях в развитии экономики и инвестиционной активности, с другой стороны имеются незадействованные резервы существенного повышения инвестиционной привлекательности. Все это требует выработки стратегии инвестиционной политики и модернизации экономики Ташкентской области на среднесрочную перспективу. Данная стратегия должна непосредственно вытекать из приоритетных направлений углубления экономических реформ в Узбекистане. Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым важнейшими приоритетами по дальнейшему реформированию и модернизации экономики в ближайшие годы определены[10]:

-              во-первых, дальнейшее углубление денежно-кредитных и бюджетно-налоговых реформ;

-              во-вторых, повышение конкурентоспособности экономики, расширение масштабов структурных реформ и модернизации экономики, создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций;             

-               в третьих, обеспечение устойчивого развития частной собственности, укрепление гарантий и формирование благоприятной среды для бизнеса;

-              в четвертых, обеспечение занятости как важнейшее условие
повышения доходов и уровня жизни населения;  

-              в  пятых,  всемерное  стимулирование внутреннего потребительского спроса и устойчивое развитие потребительского рынка;

-              в шестых, устойчивое развитие инженерно-транспортной коммуникации и инфраструктуры;

- седьмых, последовательное повышение уровня и качества жизни населения.

В   результате   реализации   вышеперечисленных   приоритетов,   в частности за счет обеспечения качественных структурных сдвигов и диверсификации экономики предусмотрено к 2015 году увеличить долю промышленности в ВВП до 28 %, и долю услуг – до 50 %.

Намечена разработка пакета целевых программ: по созданию новых микрофирм, развитию семейного бизнеса, частных предприятий, стимулированию системы микрокредитования; расширению использования надежного труда в кооперации с крупными промышленными предприятиями; ускоренному развитию трудоемких отраслей легкой и пищевой промышленности; развитию сферы услуг и сервиса на период 2015 года, прежде всего в сельской местности; стимулирование увеличения поголовья скота в личных подобных, дехканских и фермерских хозяйств и другие.

Согласно разработкам Министерства экономики целевые ориентиры
развития определены через следующие макроэкономические индикаторы на
2011-2015 гг.: ежегодный рост ВВП – более 8,0 %, промышленного производства - 10-11%, сельского хозяйства - 5-6%, экспорта - 15-20%, инвестиций - 18-22%.

В Узбекистане в 2011-2015 гг. намечено осуществление активной инвестиционной политики, направленной на проведение дальнейших структурных преобразований и диверсификации отраслей и сфер экономики, углубление процессов модернизации, развитие транспортной и социальной инфраструктуры. На эти цели в течение ближайших пяти лет необходимо направить инвестиции в объеме 77,4 млрд.долларов, что в 2,0 раза превышает показатель за предыдущие 2006-2010 гг. При этом, объем инвестиций в основной капитал составит не менее 24 % ВВП. В прогнозный период приток прямых иностранных инвестиций возрастет до 13,0 млрд.долларов или в 1,7 раза больше, чем за предыдущие пять лет. Прямые иностранные инвестиции составят 75 % общего объема иностранных инвестиций.

Важнейшим приоритетом развития банковско-финансовых институтов страны в 2011-2015 годах является дальнейшее повышение капитализации коммерческих банков и укрепление их ресурсной базы. В предстоящие годы будет продолжена работа по развитию небанковских кредитных институтов, сферы микрокредитования. Объем выдачи микрокредитов и оказания услуг за прогнозный период может возрасти почти в 3,0 раза.

С учетом развития экономики страны, стратегия инвестиционной политики Ташкентской  области должна быть нацелена:

-   на преодоление структурных диспропорций в экономике и повышение эффективности использования производственного потенциала и конкурентных преимуществ региона, широкое внедрение рыночных механизмов хозяйствования;

-   расширение и углубление институциональных преобразований, направленных на существенный рост частного сектора, приоритетное развитие малого предпринимательства, разграничение функций и задач центральных и местных органов власти, развитие собственных региональных субъектов рыночной инфраструктуры;

- углубление структурных реформ, направленных на повышение роли промышленности и сферы услуг в обеспечении устойчивого экономического роста за счет разрешения новых трудоемких и менее капиталоемких производств, преимущественно малых предприятий, в наибольшей мере отвечающих региональным условиям и потребностям области. Приоритетное развитие локализующих и экспортоориентированных производств на базе местных ресурсов;

- развитие и расширение межрегиональной экономической интеграции с  г. Ташкентом в  целях рационального  использования интеграционного эффекта, освоение и эксплуатация природных ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры для выхода на внешний рынок, используя транспортно-географическое положение области;

- смягчение негативных последствий загрязнения воздушной среды отдельных городов, решение проблем регионального природопользования и охраны окружающей среды;

- достижение рациональной занятости населения, оптимизация системы расселения, ускоренное развитие объектов социальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого роста доходов населения. Выравнивание уровня и качества жизни населения туманов и городов;

- существенный рост инвестиционной привлекательности и активности, всемерное стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций, расширение масштабов инвестирования через собственные средства предприятий и сбережений населения.

Реализация указанных направлений развития экономики на период до 2015 г. сопряжена не только со значительными  затратами  финансовых и материальных ресурсов на инвестиционные нужды, но и формированием их реальных источников, разработкой комплекса мер по стимулированию
инвестиций в регион.             

Согласно разработкам хокимията Ташкентской области за 2011-2015 гг. валовый региональной продукт должен возрасти в среднем в год на 9,2%, промышленное производство на 10,5%, сельское хозяйство на 5,0%, экспорт на 10,5%, товарооборот на 12,0% платные услуги на 10% (см. таблицу 3.1.1).

Вряд ли можно согласиться с данными прогнозными оценками. В этих условиях по существу невозможно решить сложившиеся острые социально-экономические проблемы области.

 

 

 

 

Таблица 3.1.1

 

Перспективы социально-экономического развития

Ташкентской области *

Показатели

Единица измерения

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2015 г.

2015г. к 2010г. (%)

Валовый

региональный

продукт

в % к предыдущему году

110,1

108,6

109,1

109,0

-

Промышленная продукция

-/-

109,2

110,0

110,0

111,7

-

Потребительские товары

-/-

119,5

110,4

113,5

117,0

-

Продукция   

сельс­кого хозяйства

-/-

106,2

105,2

105,0

105,0

-

Экспорт

млн.долл.

151,9

155,4

167,3

230,5

151,7

Импорт

млн.долл.

136,7

135,6

146,2

167,4

112,5

Розничный товарооборот

%

115,3

118,0

119,2

116,4

-

Платные услуги

%

117,3

115,2

116,7

115,9

-

Инвестиции

%

104,1

109,4

114,9

119,2

-


* Расчеты автора, согласно данных хокимията Ташкентской области.

 

По нашему мнению, целевыми ориентирами в 2015 году должны быть рост валового регионального продукта не менее, чем в 1,6-1,7 раза, промышленности – почти в 2,0-2,2 раза, сельского хозяйства - в 1,3-1,4 раза, инвестиций - в 2,5-3,0 раза. Обеспечение рекомендуемых темпов и пропорций развития экономики диктуется необходимостью рационального использования богатого природно-экономического потенциала, обеспечения   последовательного роста уровня жизни населения региона.

Область имеет значительный неиспользуемый потенциал для устойчивого развития путем мобилизации в хозяйственный оборот экономически перспективных месторождений минерального сырья, рационального использования созданных производственных мощностей, существенного повышения переработки сырья до готовой продукции.

Основными направлениями развития промышленности области являются:

- реализация целевых программ модернизации и технического перевооружения отраслей промышленности, направленных на обеспечение стабильного развития базовых отраслей и устойчивый рост производства потребительских товаров;

- перенос центра тяжести размещения новых производств и малых предприятий в небольшие города и сельскую местность, снижение необоснованно высокого уровня различий в развитии промышленности в районах области;

- освоение богатого потенциала горных и предгорных территорий и создание перерабатывающих производств за счет местного сырья;

-              обеспечение приоритетного развития малого предпринимательства по производству потребительских товаров с учетом спроса на внутреннем (в частности, населения г. Ташкента) и внешнем рынках;

-              проработка вопроса о возможности создания территориальных кластеров на базе крупных промышленных центров и зон (Ангрен, Алмалык, Ахангаран, Бекабад, Чирчик, Янгиюль).

В развитии и размещении сельского хозяйства приоритетными направлениями являются:

-              широкое внедрение рыночных механизмов в развитие сельского хозяйства, углубление специализации с учетом агроклиматических условий и земельно-водных ресурсов, рациональное использование потенциала гор и предгорных зон;

-              за счет проведения структурных преобразований и технического перевооружения сельскохозяйственного производства - повышение объемов производства сельскохозяйственной продукции и обеспечение роста урожайности основных сельскохозяйственных культур;

-              расширение объема промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, особенно плодоовощной и животноводческой продукции;

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)