Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
Необходимо отметить, что сбережения населения один из важнейших макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС), который определяет развитие инвестиционных процессов, рост ВВП и результативность социально-экономических преобразований в регионе. Однако существующая методологическая база официальной статистики не полностью отвечает международным стандартам. В связи с этим, статистическая отчетность не позволяет с большой точностью определить финансовый потенциал населения и его инвестиционную активность.
Несмотря на благоприятную динамику роста сбережений, их участие в инвестиционных процессах области остается не высоким. В структуре формирования инвестиции средства населения в настоящее время составляет всего 13,1 %, что существенно ниже с учетом мировой практики.
В этой связи, создание необходимых стимулов и экономических механизмов по мобилизации сбережения населения в банковские структуры и повышения инвестиционно-финансового потенциала, остается важной задачей в ближайшие годы.
В целом анализ показал, сбережения являются одним из основных индикаторов уровня благосостояния населения, непосредственно связанным с доходами и расходами населения. С другой стороны, накопления населения представляет собой важный инвестиционный ресурс для устойчивого экономического развития, являясь отлаженным потреблением, текущий прирост сбережений и накопленная сумма денежных активов домохозяйств образуют инвестиционный потенциал местных органов власти, привлеченный капитал банковско-финансовых институтов.
Автором в целях выявления уровня сбережений, основных их мотивов, предпочтений их хранения и использования, проведено монографическое обследование среди домохозяйств области. Выборка составила 200 домохозяйств с пропорциональным охватом городского и сельского населения.
Результаты проведенного обследования показали, что около 60 % домохозяйств имеют сбережения, что говорит о повышении уровня жизни населения. При этом, сбережения имеют 79,4 % занятых в отдельных секторах экономики, не имеющих в составе пенсионеров, 31,7% - семьи, не имеющих детей. Результаты опроса позволили квалифицировать мотивы формирования сбережений на особые случаи и мероприятия в виде различных свадеб, похорон и др.
Глава III. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКУ ОБЛАСТИ
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики
Оценка современной социально-экономической ситуации и хода реформ, региональных факторов и предпосылок, внутренних резервов и возможностей обеспечения устойчивого развития свидетельствует с одной стороны об имеющихся серьезных диспропорциях в развитии экономики и инвестиционной активности, с другой стороны имеются незадействованные резервы существенного повышения инвестиционной привлекательности. Все это требует выработки стратегии инвестиционной политики и модернизации экономики Ташкентской области на среднесрочную перспективу. Данная стратегия должна непосредственно вытекать из приоритетных направлений углубления экономических реформ в Узбекистане. Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым важнейшими приоритетами по дальнейшему реформированию и модернизации экономики в ближайшие годы определены[10]:
- во-первых, дальнейшее углубление денежно-кредитных и бюджетно-налоговых реформ;
- во-вторых, повышение конкурентоспособности экономики, расширение масштабов структурных реформ и модернизации экономики, создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций;
- в третьих, обеспечение устойчивого развития частной собственности, укрепление гарантий и формирование благоприятной среды для бизнеса;
- в четвертых, обеспечение занятости как важнейшее условие
повышения доходов и уровня жизни населения;
- в пятых, всемерное стимулирование внутреннего потребительского спроса и устойчивое развитие потребительского рынка;
- в шестых, устойчивое развитие инженерно-транспортной коммуникации и инфраструктуры;
- седьмых, последовательное повышение уровня и качества жизни населения.
В результате реализации вышеперечисленных приоритетов, в частности за счет обеспечения качественных структурных сдвигов и диверсификации экономики предусмотрено к 2015 году увеличить долю промышленности в ВВП до 28 %, и долю услуг – до 50 %.
Намечена разработка пакета целевых программ: по созданию новых микрофирм, развитию семейного бизнеса, частных предприятий, стимулированию системы микрокредитования; расширению использования надежного труда в кооперации с крупными промышленными предприятиями; ускоренному развитию трудоемких отраслей легкой и пищевой промышленности; развитию сферы услуг и сервиса на период 2015 года, прежде всего в сельской местности; стимулирование увеличения поголовья скота в личных подобных, дехканских и фермерских хозяйств и другие.
Согласно разработкам Министерства экономики целевые ориентиры
развития определены через следующие макроэкономические индикаторы на
2011-2015 гг.: ежегодный рост ВВП – более 8,0 %, промышленного производства - 10-11%, сельского хозяйства - 5-6%, экспорта - 15-20%, инвестиций - 18-22%.
В Узбекистане в 2011-2015 гг. намечено осуществление активной инвестиционной политики, направленной на проведение дальнейших структурных преобразований и диверсификации отраслей и сфер экономики, углубление процессов модернизации, развитие транспортной и социальной инфраструктуры. На эти цели в течение ближайших пяти лет необходимо направить инвестиции в объеме 77,4 млрд.долларов, что в 2,0 раза превышает показатель за предыдущие 2006-2010 гг. При этом, объем инвестиций в основной капитал составит не менее 24 % ВВП. В прогнозный период приток прямых иностранных инвестиций возрастет до 13,0 млрд.долларов или в 1,7 раза больше, чем за предыдущие пять лет. Прямые иностранные инвестиции составят 75 % общего объема иностранных инвестиций.
Важнейшим приоритетом развития банковско-финансовых институтов страны в 2011-2015 годах является дальнейшее повышение капитализации коммерческих банков и укрепление их ресурсной базы. В предстоящие годы будет продолжена работа по развитию небанковских кредитных институтов, сферы микрокредитования. Объем выдачи микрокредитов и оказания услуг за прогнозный период может возрасти почти в 3,0 раза.
С учетом развития экономики страны, стратегия инвестиционной политики Ташкентской области должна быть нацелена:
- на преодоление структурных диспропорций в экономике и повышение эффективности использования производственного потенциала и конкурентных преимуществ региона, широкое внедрение рыночных механизмов хозяйствования;
- расширение и углубление институциональных преобразований, направленных на существенный рост частного сектора, приоритетное развитие малого предпринимательства, разграничение функций и задач центральных и местных органов власти, развитие собственных региональных субъектов рыночной инфраструктуры;
- углубление структурных реформ, направленных на повышение роли промышленности и сферы услуг в обеспечении устойчивого экономического роста за счет разрешения новых трудоемких и менее капиталоемких производств, преимущественно малых предприятий, в наибольшей мере отвечающих региональным условиям и потребностям области. Приоритетное развитие локализующих и экспортоориентированных производств на базе местных ресурсов;
- развитие и расширение межрегиональной экономической интеграции с г. Ташкентом в целях рационального использования интеграционного эффекта, освоение и эксплуатация природных ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры для выхода на внешний рынок, используя транспортно-географическое положение области;
- смягчение негативных последствий загрязнения воздушной среды отдельных городов, решение проблем регионального природопользования и охраны окружающей среды;
- достижение рациональной занятости населения, оптимизация системы расселения, ускоренное развитие объектов социальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого роста доходов населения. Выравнивание уровня и качества жизни населения туманов и городов;
- существенный рост инвестиционной привлекательности и активности, всемерное стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций, расширение масштабов инвестирования через собственные средства предприятий и сбережений населения.
Реализация указанных направлений развития экономики на период до 2015 г. сопряжена не только со значительными затратами финансовых и материальных ресурсов на инвестиционные нужды, но и формированием их реальных источников, разработкой комплекса мер по стимулированию
инвестиций в регион.
Согласно разработкам хокимията Ташкентской области за 2011-2015 гг. валовый региональной продукт должен возрасти в среднем в год на 9,2%, промышленное производство на 10,5%, сельское хозяйство на 5,0%, экспорт на 10,5%, товарооборот на 12,0% платные услуги на 10% (см. таблицу 3.1.1).
Вряд ли можно согласиться с данными прогнозными оценками. В этих условиях по существу невозможно решить сложившиеся острые социально-экономические проблемы области.
Таблица 3.1.1
Перспективы социально-экономического развития
Ташкентской области *
Показатели | Единица измерения | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2015 г. | 2015г. к 2010г. (%) |
Валовый региональный продукт | в % к предыдущему году | 110,1 | 108,6 | 109,1 | 109,0 | - |
Промышленная продукция | -/- | 109,2 | 110,0 | 110,0 | 111,7 | - |
Потребительские товары | -/- | 119,5 | 110,4 | 113,5 | 117,0 | - |
Продукция сельского хозяйства | -/- | 106,2 | 105,2 | 105,0 | 105,0 | - |
Экспорт | млн.долл. | 151,9 | 155,4 | 167,3 | 230,5 | 151,7 |
Импорт | млн.долл. | 136,7 | 135,6 | 146,2 | 167,4 | 112,5 |
Розничный товарооборот | % | 115,3 | 118,0 | 119,2 | 116,4 | - |
Платные услуги | % | 117,3 | 115,2 | 116,7 | 115,9 | - |
Инвестиции | % | 104,1 | 109,4 | 114,9 | 119,2 | - |
* Расчеты автора, согласно данных хокимията Ташкентской области.
По нашему мнению, целевыми ориентирами в 2015 году должны быть рост валового регионального продукта не менее, чем в 1,6-1,7 раза, промышленности – почти в 2,0-2,2 раза, сельского хозяйства - в 1,3-1,4 раза, инвестиций - в 2,5-3,0 раза. Обеспечение рекомендуемых темпов и пропорций развития экономики диктуется необходимостью рационального использования богатого природно-экономического потенциала, обеспечения последовательного роста уровня жизни населения региона.
Область имеет значительный неиспользуемый потенциал для устойчивого развития путем мобилизации в хозяйственный оборот экономически перспективных месторождений минерального сырья, рационального использования созданных производственных мощностей, существенного повышения переработки сырья до готовой продукции.
Основными направлениями развития промышленности области являются:
- реализация целевых программ модернизации и технического перевооружения отраслей промышленности, направленных на обеспечение стабильного развития базовых отраслей и устойчивый рост производства потребительских товаров;
- перенос центра тяжести размещения новых производств и малых предприятий в небольшие города и сельскую местность, снижение необоснованно высокого уровня различий в развитии промышленности в районах области;
- освоение богатого потенциала горных и предгорных территорий и создание перерабатывающих производств за счет местного сырья;
- обеспечение приоритетного развития малого предпринимательства по производству потребительских товаров с учетом спроса на внутреннем (в частности, населения г. Ташкента) и внешнем рынках;
- проработка вопроса о возможности создания территориальных кластеров на базе крупных промышленных центров и зон (Ангрен, Алмалык, Ахангаран, Бекабад, Чирчик, Янгиюль).
В развитии и размещении сельского хозяйства приоритетными направлениями являются:
- широкое внедрение рыночных механизмов в развитие сельского хозяйства, углубление специализации с учетом агроклиматических условий и земельно-водных ресурсов, рациональное использование потенциала гор и предгорных зон;
- за счет проведения структурных преобразований и технического перевооружения сельскохозяйственного производства - повышение объемов производства сельскохозяйственной продукции и обеспечение роста урожайности основных сельскохозяйственных культур;
- расширение объема промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, особенно плодоовощной и животноводческой продукции;