Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
1. Государственные финансовые ресурсы, их виды и роль в рыночной экономике
1.1 Понятие государственных финансовых ресурсов
1.2. Классификация финансовых ресурсов
1.3. Функции финансовых ресурсов государства
2. Финансовые ресурсы предприятий
2.1 Источники формирования и структура финансовых ресурсов предприятия
2.2 Денежные фонды и резервы предприятий
2.3 Расходы и доходы предприятий
Список использованной литературы
Содержание
1. Государственные финансовые ресурсы, их виды и роль в рыночной экономике
1.1 Понятие государственных финансовых ресурсов
1.2. Классификация финансовых ресурсов
1.3. Функции финансовых ресурсов государства
2. Финансовые ресурсы предприятий
2.1 Источники формирования и структура финансовых ресурсов предприятия
2.2 Денежные фонды и резервы предприятий
2.3 Расходы и доходы предприятий
Список использованной литературы
Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону - как «Форму образования и расходования денежных средств…».
В материальном понимании финансовые ресурсы государства представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-
Понятие финансовые ресурсы государства имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.
В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.
Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений .
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
Главное назначение государственного бюджета - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
Формирование и использование финансовых ресурсов имеет ряд отличительных черт.
Финансовые ресурсы государства как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
Формирование финансовых ресурсов государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Особое внимание обращено на доходы разных уровней. Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
- От нерезидентов;
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
- От государственных внебюджетных фондов;
- От государственных предприятий и учреждений;
- От наднациональных организаций.
Бюджетные расходы это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
• расходы федерального бюджета;
• Расходы бюджетов субъектов РФ;
• расходы местных бюджетов.
Особое значение имеет определение роли финансовых ресурсов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:
• либерализацию цен;
• приватизацию;
• социальную трансформацию;
• интеграцию в мировую систему.
Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.
3. Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.
Финансовые ресурсы предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта, и отражают процесс образования, распределения и использования его доходов.
Финансирование коммерческих организаций будет рассматриваться как обеспечение необходимыми для её жизнедеятельности средствами, не зависимо от их источника.
В международной практике принято различать две формы финансирования: внешнее финансирование и внутреннее финансирование.
Таблица 2.1 - Схема видов и форм финансирования[1]
Виды финансирования | Формы финансирования | |
Внешнее финансирование | Внутреннее финансирование | |
Финансирование на основе собственного капитала | 1 Финансирование на основе вкладов и долевого участия (акции, доли, паи) – используется собственный привлеченный капитал | 2 Финансирование за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений – используется собственный накопленный капитал |
Финансирование на основе заемного капитала | 3Кредитное финансирование (кредиты, займы) | 4 Использование кредиторской задолженности |
Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала | 5 Выпуск обратимых (конвертируемых) облигаций, привилегированных акций, ссуды на основе предоставления права участия в прибылях | 6 Использование резервных фондов, доходов будущих периодов |
Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат, связанных с расширением производства и экономическим стимулированием.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях:
- в масштабах страны;
- на каждом предприятии.
Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления.
Источником формирования финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход.
Источниками образования финансовых ресурсов предприятия являются: собственные и приравненные к ним средства (прибыль, амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы), мобилизация ресурсов на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг), поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (страховые возмещения; поступления от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; паевые взносы; дивиденды и проценты; бюджетные субсидии).
Размер финансовых ресурсов зависит от объема производства и его эффективности и определяет возможности:
- осуществления необходимых капитальных вложений;
- увеличения оборотных средств;
- выполнения финансовых обязательств;
- обеспечения потребностей социального характера.
Капитал - часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Капитал находится в
постоянном движении - кругообороте. Стадиям кругооборота капитала соответствуют три его формы: денежная, производительная и товарная. Всеобщая формула капитала:
Д - Т -Д1
Капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов, которые во своему происхождению разделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние).
Собственные финансовые ресурсы включают - прибыль и амортизационные отчисления. Часть прибыли в виде налогов и др. платежей поступает в бюджет, а оставшаяся в распоряжении предприятия распределяется решением руководящих органов на цели накопления (развитие производства) и потребления (используется для решения социальных задач).
Амортизационные отчисления - денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на счет предприятия, становясь источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.