Финансовые ресурсы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус  главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Оглавление

1. Государственные финансовые ресурсы, их виды и роль в рыночной экономике
1.1 Понятие государственных финансовых ресурсов
1.2. Классификация финансовых ресурсов
1.3. Функции финансовых ресурсов государства
2. Финансовые ресурсы предприятий
2.1 Источники формирования и структура финансовых ресурсов предприятия
2.2 Денежные фонды и резервы предприятий
2.3 Расходы и доходы предприятий
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


                                                                Содержание

 

1. Государственные финансовые ресурсы, их виды и роль в рыночной экономике

1.1 Понятие государственных финансовых ресурсов

1.2. Классификация финансовых ресурсов

1.3. Функции финансовых ресурсов государства

2. Финансовые ресурсы предприятий

2.1 Источники формирования и структура финансовых ресурсов предприятия

2.2 Денежные фонды и резервы предприятий

2.3 Расходы и доходы предприятий

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственные финансовые ресурсы, их виды и роль в рыночной экономике

1.1 Понятие государственных финансовых ресурсов

 

Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону - как «Форму образования и расходования денежных средств…».

В материальном понимании финансовые ресурсы государства представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов.

Понятие финансовые ресурсы государства имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений .

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус  главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Главное назначение государственного бюджета - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Формирование и использование финансовых ресурсов имеет ряд отличительных черт.

Финансовые ресурсы государства как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

 

1.2. Классификация финансовых ресурсов

 

Формирование финансовых ресурсов государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

Особое внимание обращено на доходы разных уровней. Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы, которые включают в себя:

- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

- налоги на товары и услуги;

- налоги на имущество;

- платежи за использование природных ресурсов;

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие налоги, сборы и пошлины;

2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

- От нерезидентов;

- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

- От государственных внебюджетных фондов;

- От государственных предприятий и учреждений;

- От наднациональных организаций.

Бюджетные расходы  это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:

• расходы федерального бюджета;

• Расходы бюджетов субъектов РФ;

• расходы местных бюджетов.

 

1.3. Функции финансовых ресурсов государства

 

Особое значение имеет определение роли финансовых ресурсов в рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мо­ниторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономиче­ских показателей решающее значение имеют уровень бюджет­ного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженно­сти предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень ин­фляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ре­сурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям вы­ражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кре­диторов или заемщиков. Организация финансов позволяет бы­стро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосаб­ливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денеж­ные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

•    либерализацию цен;

•    приватизацию;

•    социальную трансформацию;

•    интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сба­лансированности, благоприятной экологической среде и доста­точно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — со­здание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого пред­приятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инве­стиций, создании благоприятных условий для функционирова­ния рынка капиталов. В отношении инвестиционной активно­сти принцип стратегической направленности является опреде­ляющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

 

2. Финансовые ресурсы предприятий

2.1 Источники формирования и структура финансовых ресурсов предприятия

 

Финансовые ресурсы предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта, и отражают процесс образования, распределения и использования его доходов.

Финансирование коммерческих организаций будет рассматриваться как обеспечение необходимыми для её жизнедеятельности средствами, не зависимо от их источника.

В международной практике принято различать две формы финансирования: внешнее финансирование и внутреннее финансирование.

Таблица 2.1 - Схема видов и форм финансирования[1]

 

Виды финансирования

Формы финансирования

Внешнее

финансирование

Внутреннее

финансирование

Финансирование на основе собственного капитала

1 Финансирование на основе вкладов и долевого участия (акции, доли, паи) – используется собственный привлеченный капитал

2 Финансирование за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений – используется собственный накопленный капитал 

Финансирование на основе заемного капитала

3Кредитное финансирование (кредиты, займы)

4 Использование кредиторской задолженности

Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала

5 Выпуск обратимых (конвертируемых) облигаций, привилегированных акций, ссуды на основе предоставления права участия в прибылях

6 Использование резервных фондов, доходов будущих периодов

 

Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат, связанных с расширением производства и экономическим стимулированием.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях:

- в масштабах страны;

- на каждом предприятии.

Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления.

Источником формирования финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход.

Источниками образования финансовых ресурсов предприятия являются: собственные и приравненные к ним средства (прибыль, амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы), мобилизация ресурсов на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг), поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (страховые возмещения; поступления от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; паевые взносы; дивиденды и проценты; бюджетные субсидии).

Размер финансовых ресурсов зависит от объема производства и его эффективности и определяет возможности:

- осуществления необходимых капитальных вложений;

- увеличения оборотных средств;

- выполнения финансовых обязательств;

- обеспечения потребностей социального характера.

Капитал - часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Капитал находится в

постоянном движении - кругообороте. Стадиям кругооборота капитала соответствуют три его формы: денежная, производительная и товарная. Всеобщая формула капитала:

Д - Т -Д1

Капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов, которые во своему происхождению разделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние).

Собственные финансовые ресурсы включают - прибыль и амортизационные отчисления. Часть прибыли в виде налогов и др. платежей поступает в бюджет, а оставшаяся в распоряжении предприятия распределяется решением руководящих органов на цели накопления (развитие производства) и потребления (используется для решения социальных задач).

Амортизационные отчисления - денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на счет предприятия, становясь источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятий