Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
- качественное улучшение селекции и семеноводства;
- модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры и широкое внедрение капельного орошения;
- улучшение качественных характеристик орошаемых земель и повышение их плодородия за счет мелиорации земель;
- проведение единой научно-технической политики и расширение использования экспортного потенциала;
- расширение объема промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, особенно, плодоовощной и животноводческой продукции;
- обеспечение фермерских хозяйств техникой, ГСМ, кредитными ресурсами и качественное улучшение сервисного и лизингового обслуживания.
Основными направлениями развития малого предпринимательства в области являются:
- усиление кооперации крупных и малых предприятий промышленности с целью повышения их удельного веса в объемах производства продукции;
- увеличение количества малых предприятий в сфере строительства и производства строительных материалов;
- рост количества малых предприятий в сфере услуг, в том числе платных;
- повышение доли готовой продукции в товарной структуре экспорта;
- создание новых рабочих мест и повышение доходов населения.
В целях расширения экспортных возможностей региона предлагается углубление экспортоориентированной специализации региона по следующим приоритетным отраслям экономики:
- промстройматериалы - на базе местного сырья (асбест, известняки, облицовочные камни и др.);
- легкая промышленность - путем активизации привлечения инвестиций для организации новых предприятий по производству готовых трикотажных и швейных изделий, в том числе с целью модернизации уже действующих производств (ДП «Текстильная фабрика», АО «Мафтуна» и др.);
- расширения экспорта свежей и переработанной плодоовощной продукции, реализации целевых программ по модернизации действующих и созданию новых перерабатывающих предприятий;
- модернизация и техническое перевооружение металлургического комплекса (медь, свинец, цинк, серебро, литий и др.). (ОАО «Алмалыкский ГМК», АПО «Узметкомбинат»), машиностроения (АО «Трансформатор», АО «Чирчиксельмаш»), химической промышленности по производству минеральных удобрений, резинотехнических изделий (АО «Узбекрезинотехника», СП "Дека", ДП «РаПаёа Уозток», ПО «Электрохимпром»);
- развитие рекреационной инфраструктуры в зоне Бостанлыкского района;
- разработка технико-экономического обоснования целесообразности создания технопарка и высокотехнологичных зон.
Основными приоритетами создания благоприятного инвестиционного климата и роста инвестиционной активности являются:
- стимулирование привлечения частных иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, разгосударствление и приватизация крупных промышленных предприятий химической промышленности, промышленности строительных материалов, текстильной промышленности, включая нулевую выкупную стоимость с конкурентными инвестиционными обязательствами;
- поддержка на уровне республики и хокимията области инвестиционных проектов, направленных на расширение масштабов углубленной переработки сельскохозяйственной продукции и минерального сырья, доведения их до уровня готовой продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке, повышения уровня локализации в машиностроении и химической промышленности;
- расширение инвестирования объектов социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности, рост объема жилищного строительства, развитие сети сельских врачебных пунктов, реконструкция автодорог местного значения;
- мобилизация кредитных ресурсов банков посредством формирования финансово-промышленных групп для устойчивого развития конкурентных отраслей и секторов экономики, в частности, туризма и рекреации, базовых отраслей промышленности, перерабатывающих производств на базе местного сырья;
- разработка и реализация совместно с хокимиятом г. Ташкента инвестиционных проектов по формированию единой инженерно-коммуникационной сети с учетом потребностей населения области и городов.
К основным направлениям развития банковско-финансового сектора области можно отнести:
диверсификацию банковских услуг в зависимости от спроса населения, в частности, оказание услуг минибанками не только фермерским хозяйствам, но и всему населению области.
развитие различных видов небанковских кредитных организаций в регионах (к ним относятся кредитные союзы и ассоциации, инвестиционные фонды и компании, лизинговые компании и др.);
стимулирование создания микрокредитных организаций.
Развитие предоставления банковских услуг и соответствующей инфраструктуры по территории в значительной степени связано с уровнем экономического развития регионов и имеющегося спроса.
Приоритетными направлениями развития социальной сферы области являются:
- повышение уровня доходов, особенно, сельского населения;
- сокращение межрайонных различий в обеспеченности населения жильем за счет развития рынка жилья в Ташкентском, Янгиюльском, Юкоричирчикском и Кибрайском районах, роста обеспеченности населения медицинскими учреждениями в Паркентском, Уртачирчикском, Чиназском, Букинском районах;
- в рамках Программы развития сферы услуг и сервиса приоритетными отраслями должны стать услуги туризма и гостиничного бизнеса, связи и информатизации, услуги автомобильного транспорта, финансовые и банковские услуги, бытовые услуги;
- реализация Государственной общенациональной программы развития школьного образования с учетом увеличения ввода общеобразовательных школ в Зангиатинском, Кибрайском, Ташкентском районах.
Для обеспечения занятости населения и достижения сбалансированности спроса-предложения рабочей силы на рынке труда целесообразно:
- устойчивое развитие промышленности в сельских районах для обеспечения рациональной занятости молодежи; .
- развитие надомного труда в кооперации с крупными промышленными предприятиями области;
- стимулирование выращивания крупного рогатого скота и ускоренное развитие сферы услуг и сервиса;
- обеспечение качественной профессиональной подготовки молодежи в соответствии с потребностью экономики в кадрах, особенно в таких специализирующих отраслях промышленности как цветная и черная металлургия, машиностроение, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.
Основным механизмом реализации этих направлений является их инвестиционное обеспечение. Для поддержки на начальном этапе хозяйствующих субъектов на селе наиболее актуальным является широкое развитие системы микрокредитования и финансового лизинга. По мере повышения финансовой устойчивости фермерских и дехканских хозяйств основным источником финансирования развития их материально-технической базы должны стать собственные средства хозяйствующих субъектов.
В условиях Ташкентской области обеспечение приоритетного развития частного сектора и малого предпринимательства чрезвычайно актуально в решении наиболее острых социально-экономических проблем. Прежде всего, это рост доходов и занятости населения. Согласно расчетам к 2015 году количество предприятий малого бизнеса должно возрасти до 45,3 тысяч единиц, а численность занятых в них составит 1260,3 тысяч человек. При этом, область располагает достаточными внутренними ресурсами и возможностями доведения доли малого бизнеса в валовом региональном продукте до 62,0% (см. таблицу 3.1.2).
Таблица 3.1.2.
Перспективы развития малого предпринимательства Ташкентской области*
Показатели | Единица измерения | 2010 г. | Прогноз | 2015 г. в % к 2010 г. | ||
2011 г. | 2012 г. | 2015 г. | ||||
Доля малого предпринимательства в ВРП | % | 54,7 | 57,0 | 59,3 | 62,2 | - |
Численность занятых МП | тысяч человек | 890,0 | 930,0 | 965,0 | 1160,3 | 141,6 |
Количество действующих предприятий МП | единица | 35370 | 36674 | 38017 | 45334 | 128,2 |
* Расчеты автора согласно данных хокимията Ташкентской области.
К числу главных направлений малого предпринимательства, кроме развития фермерских и дехканских хозяйств, можно отнести расширение кооперации с крупными предприятиями, возрождение художественных промыслов и ремесел (ковроделие, национальная вышивка, золотошвейное производство, чеканка и др.) с ориентацией на внешний и внутренний спрос, развитие надомничества через реализацию целевых программ в разрезе городов и туманов области, стимулирование частных животноводческих ферм путем предоставления государством льготных кредитов на покупку скота, размещение локализирующих производств по базе местных ресурсов, ускоренное развитие сферы услуг, особенно в сельской местности.
Источником финансирования рекомендуемых направлений могут быть льготные кредиты банка, микрокредиты небанковских институтов, прямые инвестиции отечественных и зарубежных предпринимателей.
В перспективе необходимо задействовать имеющийся значительный экспортный потенциал области. Наряду с традиционными сырьевыми ресурсами (хлопок-сырец, овощи, черные и цветные металлы, фрукты и др.) имеется возможность существенно расширить экспорт перерабатывающих предприятий текстильной и пищевой промышленности.
Туризм и рекреация может внести существенный вклад для привлечения валютных средств. Согласно оценке услуги туризма могут быть расширены почти в 2,0-2,5 раза. Необходимо расширить базу туризма и отдыха, используя на эти нужды не менее половины полученных от этой деятельность финансовых средств. Учитывая благоприятный транспортно-географический фактор области необходимо также увеличить вывоз сельхозпродукции в свежем и переработанном виде.
Данный фактор также будет способствовать углублению интеграционных экономических связей с соседними регионами Республики Казахстан.
Для эффективного и рационального использования богатого природно-ресурсного потенциала области целесообразно задействовать предпринимателей и население области через создание совместных и частных предприятий, заключение двухстороннего договора об экономическом сотрудничестве и других рыночных механизмов хозяйствования.
Расширение экспортного потенциала требует значительного повышения инвестиционной привлекательности области, особенно в части стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций.
Предусматриваемый комплекс мер и направлений структурных и институциональных преобразований в экономике области непосредственно окажет влияние на обеспечение последовательного роста благосостояния населения.