Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
В целом совершенствование механизма управления финансами на
территории области в условиях рыночных отношений должно дать
возможность создать условия, обеспечивающие зависимость между
ресурсами, направляемые на развитие социальной, производственной и
рыночной инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов и
программ для последовательного роста благосостояния населения, и
результатами экономической деятельности предприятий функционирующих на территории области.
Важным направлением активизации финансово-инвестиционной деятельности является последовательный переход государства, в т.ч. местных органов власти на инвестиционное сотрудничество и партнерство. Инвестиционное партнерство выступает необходимым условием устойчивого развития экономики области. Здесь в качестве целевой установки выступает обеспечение качественного сдвига в эффективности использования природно-экономического потенциала региона в результате согласованной инвестиционной политики.
В системе инвестиционного партнерства очень важны взаимодействия структур государственного управления (хокимияты), реального и финансового секторов. Данная система осуществляется под воздействием целого ряда внутренних и внешних факторов. Местные органы власти могут активно сотрудничать с отечественными предприятиями, как в самой области, так и республики в целом. Остается неиспользованными значительные резервы в активизации сотрудничества хокимиятов различных уровней с внешними зарубежными инвесторами.
Перспективы развития инвестиционного партнерства обусловлены учетом общенациональных и региональных интересов, использованием таких направлений как организация межотраслевых пропорций, интеграция финансового и промышленного капитала в регионе, формирование финансово-промышленных групп, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Учитывая опережающие темпы развития в Ташкентской области перерабатывающих отраслей промышленности, важное значение имеет интеграция банковского и промышленного капитала и формирование финансово-промышленных групп в рамках области и г. Ташкента.
Как известно, мобильность инвестиционных ресурсов проявляется при наличии банковской структуры в составе группы предприятий, аккумулирующей финансовые ресурсы различных входящих структур и позволяющей сократить возможный риск в движении капитала.
Привлечение инвестиционных ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, достаточно контролируемых самими инвесторами.
В Ташкентской области можно проработать возможность создания промышленно-финансовых групп в агропромышленном секторе, металлургии, легкой и машиностроительной промышленности с участием зарубежных банков и компаний.
Основными направлениями деятельности этих финансово-промышленных групп является:
- формирование конкурентоспособной продукции и технологии ее производства, оптимальной инвестиционной стратегии;
- формирование платежеспособного регионального рынка сбыта продукции, производимой участниками группы;
- формирование эффективных финансово-экономических схем выпуска и реализации продукции и услуг.
В условиях переходного периода к рыночным механизмам хозяйствования и ограниченности финансово-кредитных ресурсов важным направлением инвестирования выступает развитие финансового лизинга в области. Эффективность лизинга связана с возможностью предприятия или хозяйства экономить в данный момент средства на покупку машин и оборудования, экономить на затратах труда и инвестиционных вложениях. Лизингополучатель имеет возможность реально использовать дорогостоящие машины и оборудование без больших начальных инвестиций. Лизинговые операции особенно доступны малому бизнесу, когда получение кредитных ресурсов на благоприятных для них условиях достаточно проблематично, из-за отсутствия заемных обязательств.
Необходимо развивать финансовый лизинг в Ташкентской области не только в сельском хозяйстве, но и при обновлении основных фондов предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи, а также в сфере услуг. Лизинг как инвестиционный инструмент, позволяющий экономить средства предприятий, во многих странах мира эффективно используется, например, в странах Азии - 30%, в Европе - 25%, в Северной Америке - 45% инвестиций составляет лизинг.
Поэтому необходимо в области эффективно использовать потенциал лизинга, в том числе с участием иностранного капитала. Создание совместных лизинговых компаний, в том числе полностью принадлежащих зарубежному партнеру, будет способствовать привлечению инвестиций в сферу лизинговых операций. Лизинг в Ташкентской области находится на этапе становления и развития. Существенное расширение его применения станет важным условием стимулирования инвестиционной активности в реальном секторе экономики.
Как показывает мировая практика благоприятные условия для привлечения инвестиций в регионы страны формируются на централизованном и местном уровнях. Если в развитых странах регионы относительно имеют самостоятельность и большие полномочия в формировании инструментов и механизмов стимулирования инвестиций, то в странах с переходной экономикой, частности в Узбекистане основная законодательно-правовая база и экономические методы привлечения инвестиций носят централизованный характер (см. таблицу 3.2.1).
Таблица 3.2.1
Инструменты и механизмы стимулирования и привлечения финансовых ресурсов в регионы страны*
Инструменты и механизмы | Использование в мировой практике | Использование в Узбекистане |
---|---|---|
1. Формирование законодательной базы стимулирования инвестиций на региональной уровне | Используется широко | Используется недостаточно |
2. Формирование гарантийного залогового фонда под гарантии региональных органов управления | Используется широко | Не используется |
3. Широко развитое информационное обеспечение потенциальных инвесторов | Используется широко | Почти не используется |
4. Формирование специальных банковских и небанковских структур в регионах для привлечения инвестиций | Используется широко | Почти не используется |
5. Освобождение от уплаты местных налогов | Используется широко | Не используется |
6.Развитая система инвестиционного партнерства с частным сектором | Используется широко | Почти не используется |
* Разработано автором на базе зарубежной и отечественной литературы.
Наряду с мобилизацией внутренних резервов и возможностями повышения инвестиционной активности и привлекательности области, привлечение инвестиций во многом зависит от созданных благоприятных макроэкономических условий в общереспубликанском масштабе. Для привлечения инвестиций, в т.ч. прямых, исходя из ограничивающих факторов развития Ташкентской области (климат, земельно-водные ресурсы, экология, транспортно-географическое положение и др.), должны быть созданы благоприятные условия в части денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики.
Прежде всего, речь идет о налогообложении и кредитовании предпринимателей, государственных субсидиях и дотациях в развитие системы социальной и производственной инфраструктуры, снижении транспортных затрат, выхода на внешний рынок, привлечении частных иностранных инвестиций.
Инвестиционная привлекательность области, не только зависит от финансово-экономических факторов. Учет инвестиционного потенциала и возможных рисков предпринимателями определяется на основе достоверной и качественной информации.
Стимулирование размещения предприятий с иностранными и отечественными инвестициями зависит от повышения информированности инвесторов-предпринимателей. Здесь наряду с Кабинетом Министров Республики Узбекистан, соответствующими министерствами и ведомствами республики особая роль отводится хокимияту Ташкентской области.
Он должен быть инициатором разработки потенциальных инвестиционных проектов по региону и активно проводить мониторинг их реализации, формируя различные механизмы презентации проектов. Должна быть проведена масштабная реклама области в средствах массовой информации республики и зарубежных странах.
Необходима целенаправленная работа государственных органов регулирования в центре и на местах по освещению инвестиционных возможностей и нужд региона. Важно участвовать в специализированных международных симпозиумах, конференциях и ярмарках, организуемых государственными органами, так и потенциальными иностранными инвесторами.
Создание информационной базы должно учитывать заинтересованность предпринимателей тех зарубежных стран, компании которых являются наиболее потенциальными партнерами для Ташкентской области. Условно говоря, хлопок-волокно, овощи и фрукты, продукты их переработки предприятий области наиболее привлекательны для предпринимателей. Поэтому информация должна быть не только на английском и узбекском языках, но и на русском языке.
Привлечение инвестиций в область в значительной степени определяется уровнем подготовки и профессиональных качеств работников территориальных органов управления. Необходимо существенно повысить эффективность деятельности регионального менеджмента. Менеджер должен уметь применять рыночные механизмы не только для привлечения инвестиций, но и для их рационального размещения с целью максимального использования конкурентных преимуществ, получения соответствующего социально-экономического эффекта от реализации инвестиционного проекта.
В целом территориальные органы власти должны самостоятельно принимать решение о необходимости заимствования средств под свою ответственность, выбирать экономически эффективные инвестиционные проекты по местному хозяйству, формировать рынок местных инвестиционных ресурсов, рационально использовать средства местного бюджета, осуществить постоянный мониторинг финансовых потоков в регионе, быть основным инициатором привлечения иностранных инвестиций.
Выводы по третьей главе:
1. Основой для разработки и реализации региональной структурно-инвестиционной политики выступает важнейшие приоритеты углубления экономических реформ, определенные Президентом и правительством Республики Узбекистан;
2. Стратегия социально-экономического развития Ташкентской области должна быть нацелена на преодоление структурных диспропорций в экономике, эффективному использованию созданного производственного потенциала и конкурентных преимуществ региона, широкое внедрение рыночных механизмов хозяйствования, расширение и углубление институциональных преобразований, повышение роли промышленности и сферы услуг в структуре экономики, расширение межрегиональной интеграции, решение экологических проблем, повышение уровня и качества жизни населения.
3. Основой реализации рекомендуемой стратегии развития является существенный рост инвестиционной привлекательности региона, всемерное использование внутренних и внешних финансовых ресурсов для привлечения инвестиций.
4. Инвестиционное обеспечение устойчивого экономического роста области требует широкого развития финансового рынка, системы микрокредитования и финансового лизинга, мобилизации средств предприятий и населения в инвестиционные ресурсы, внедрения новых механизмов стимулирования привлечения прямых инвестиций.
5. Наряду с мобилизацией сбережений населения на развитие индивидуального жилищного строительства, основными источниками их использования в ближайшей перспективе должно стать развитие малого предпринимательства. При этом, важным механизмом регулирования сбережений населения выступает составление прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения области, который служит основой для выявления инвестиционных ресурсов, определения платежеспособного спроса.
6. Определенными финансовыми ресурсами располагают
действующие предприятия реального сектора экономики. Для
этого необходимо, прежде всего, завершить в ближайшие годы процессы разгосударствления и приватизации, усиление процедур банкротства убыточных предприятий, реструктуризацию финансово-неустойчивых предпринимательских структур.