Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

В целом совершенствование механизма управления финансами на
территории области в условиях рыночных отношений должно дать
возможность создать условия, обеспечивающие зависимость между
ресурсами, направляемые на развитие социальной, производственной и
рыночной инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов и
программ для последовательного роста благосостояния населения, и
результатами              экономической              деятельности              предприятий функционирующих на территории области.

Важным направлением активизации финансово-инвестиционной деятельности является последовательный переход государства, в т.ч. местных органов власти на инвестиционное сотрудничество и партнерство. Инвестиционное партнерство выступает необходимым условием устойчивого развития экономики области. Здесь в качестве целевой установки выступает обеспечение качественного сдвига в эффективности использования природно-экономического потенциала региона в результате согласованной инвестиционной политики.

В системе инвестиционного партнерства очень важны взаимодействия структур государственного управления (хокимияты), реального и финансового секторов. Данная система осуществляется под воздействием целого ряда внутренних и внешних факторов. Местные органы власти могут активно сотрудничать с отечественными предприятиями, как в самой области,   так  и   республики   в   целом.   Остается   неиспользованными значительные резервы в активизации сотрудничества хокимиятов различных уровней с внешними зарубежными инвесторами.

Перспективы развития инвестиционного партнерства обусловлены учетом общенациональных и региональных интересов, использованием таких направлений как организация межотраслевых пропорций, интеграция финансового и промышленного капитала в регионе, формирование финансово-промышленных групп, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Учитывая  опережающие темпы развития  в Ташкентской области перерабатывающих отраслей промышленности, важное значение имеет интеграция банковского и промышленного капитала и формирование финансово-промышленных групп в рамках области и г. Ташкента.

Как известно, мобильность инвестиционных ресурсов проявляется при наличии банковской структуры в составе группы предприятий, аккумулирующей финансовые ресурсы различных входящих структур и позволяющей сократить возможный риск в движении капитала.

Привлечение инвестиционных ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, достаточно контролируемых самими инвесторами.

В Ташкентской области можно проработать возможность создания промышленно-финансовых групп в агропромышленном секторе, металлургии, легкой и машиностроительной промышленности с   участием зарубежных банков и компаний. 

Основными направлениями деятельности этих финансово-промышленных групп является:

- формирование конкурентоспособной продукции и технологии ее производства, оптимальной инвестиционной стратегии;

-              формирование платежеспособного регионального рынка сбыта продукции, производимой участниками группы;

-              формирование эффективных финансово-экономических схем выпуска и реализации продукции и услуг.

В условиях переходного периода к рыночным механизмам хозяйствования и ограниченности финансово-кредитных ресурсов важным направлением инвестирования выступает развитие финансового лизинга в области. Эффективность лизинга связана с возможностью предприятия или хозяйства экономить в данный момент средства на покупку машин и оборудования, экономить на затратах труда и инвестиционных вложениях. Лизингополучатель имеет возможность реально использовать дорогостоящие машины и оборудование без больших начальных инвестиций. Лизинговые операции особенно доступны малому бизнесу, когда получение кредитных ресурсов на благоприятных для них условиях достаточно проблематично, из-за отсутствия заемных обязательств.

Необходимо развивать финансовый лизинг в Ташкентской  области не только в сельском хозяйстве, но и при обновлении основных фондов предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи, а также в сфере услуг. Лизинг как инвестиционный инструмент, позволяющий экономить средства предприятий, во многих странах мира эффективно используется, например, в странах Азии - 30%, в Европе - 25%, в Северной Америке - 45% инвестиций составляет лизинг.

Поэтому необходимо в области эффективно использовать потенциал лизинга, в том числе с участием иностранного капитала. Создание совместных лизинговых компаний, в том числе полностью принадлежащих зарубежному партнеру, будет способствовать привлечению инвестиций в сферу лизинговых операций. Лизинг в Ташкентской области находится на этапе становления и развития. Существенное расширение его применения станет важным условием стимулирования инвестиционной активности в реальном секторе экономики.

Как показывает мировая практика благоприятные условия для привлечения инвестиций в регионы страны формируются на централизованном и местном уровнях. Если в развитых странах регионы относительно имеют самостоятельность и большие полномочия в формировании инструментов и механизмов стимулирования инвестиций, то в странах с переходной экономикой, частности в Узбекистане основная законодательно-правовая база и экономические методы привлечения инвестиций носят централизованный характер (см. таблицу 3.2.1).

Таблица 3.2.1

Инструменты и механизмы стимулирования и привлечения финансовых ресурсов в регионы страны*

Инструменты и механизмы

Использование

в мировой практике

Использование

в Узбекистане

1. Формирование законодательной базы стимулирования инвестиций на региональной уровне

Используется  широко

Используется недостаточно

2. Формирование гарантийного залогового фонда под гарантии региональных органов управления

Используется широко

Не используется

3. Широко развитое информационное обеспечение потенциальных инвесторов

Используется широко

Почти не используется

4. Формирование специальных банковских и небанковских структур в регионах для привлечения инвестиций

Используется широко

Почти не используется

5. Освобождение от уплаты местных налогов

Используется широко

Не используется

6.Развитая система инвестиционного партнерства с частным сектором

Используется широко

Почти не используется

* Разработано автором на базе зарубежной и отечественной литературы.

Наряду с мобилизацией внутренних резервов и возможностями повышения инвестиционной активности и привлекательности области, привлечение инвестиций во многом зависит от созданных благоприятных макроэкономических условий в общереспубликанском масштабе. Для привлечения инвестиций, в т.ч. прямых, исходя из ограничивающих факторов развития Ташкентской области (климат, земельно-водные ресурсы, экология, транспортно-географическое положение и др.), должны быть созданы благоприятные условия в части денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики.

Прежде всего, речь идет о налогообложении и кредитовании предпринимателей, государственных субсидиях и дотациях в развитие системы социальной и производственной инфраструктуры, снижении транспортных затрат, выхода на внешний рынок, привлечении частных иностранных инвестиций.

Инвестиционная привлекательность области, не только зависит от финансово-экономических факторов. Учет инвестиционного потенциала и возможных рисков предпринимателями определяется на основе достоверной и качественной информации.

Стимулирование размещения предприятий с иностранными и отечественными инвестициями зависит от повышения информированности инвесторов-предпринимателей. Здесь наряду с Кабинетом Министров Республики Узбекистан, соответствующими министерствами и ведомствами республики особая роль отводится хокимияту Ташкентской области.

Он должен быть инициатором разработки потенциальных инвестиционных проектов по региону и активно проводить мониторинг их реализации, формируя различные механизмы презентации проектов. Должна быть проведена масштабная реклама области в средствах массовой информации республики и зарубежных странах.

Необходима целенаправленная работа государственных органов регулирования в центре и на местах по освещению инвестиционных возможностей и нужд региона. Важно участвовать в специализированных международных симпозиумах, конференциях и ярмарках, организуемых государственными органами, так и потенциальными иностранными инвесторами.

Создание информационной базы должно учитывать заинтересованность предпринимателей тех зарубежных стран, компании которых являются наиболее потенциальными  партнерами   для Ташкентской области. Условно говоря, хлопок-волокно, овощи и фрукты, продукты их переработки предприятий области наиболее привлекательны для предпринимателей. Поэтому информация должна быть не только на английском и узбекском языках, но и на русском языке.

Привлечение инвестиций в область в значительной степени определяется уровнем подготовки и профессиональных качеств работников территориальных органов управления. Необходимо существенно повысить эффективность деятельности регионального менеджмента. Менеджер должен уметь применять рыночные механизмы не только для привлечения инвестиций, но и для их рационального размещения с целью максимального использования конкурентных преимуществ, получения соответствующего социально-экономического эффекта от реализации инвестиционного проекта.

В целом территориальные органы власти должны самостоятельно принимать решение о необходимости заимствования средств под свою ответственность, выбирать экономически эффективные инвестиционные проекты по местному хозяйству, формировать рынок местных инвестиционных ресурсов, рационально использовать средства местного бюджета, осуществить постоянный мониторинг финансовых потоков в регионе, быть основным инициатором привлечения иностранных инвестиций.

 

Выводы по третьей главе:

 

1. Основой для разработки и реализации региональной структурно-инвестиционной политики выступает важнейшие приоритеты углубления экономических реформ, определенные Президентом и правительством Республики Узбекистан;

2. Стратегия социально-экономического развития Ташкентской области должна быть нацелена на преодоление структурных диспропорций в экономике, эффективному использованию созданного производственного потенциала и конкурентных преимуществ региона, широкое внедрение рыночных механизмов хозяйствования, расширение и углубление институциональных преобразований, повышение роли промышленности и сферы услуг в структуре экономики, расширение межрегиональной интеграции, решение экологических проблем, повышение уровня и качества жизни населения.

3. Основой реализации рекомендуемой стратегии развития является существенный рост инвестиционной привлекательности региона, всемерное использование внутренних и внешних финансовых ресурсов для привлечения инвестиций.

4. Инвестиционное обеспечение устойчивого экономического роста области требует широкого развития финансового рынка, системы микрокредитования и финансового лизинга, мобилизации средств предприятий и населения в инвестиционные ресурсы, внедрения новых механизмов стимулирования привлечения прямых инвестиций.

5. Наряду с мобилизацией сбережений населения на развитие индивидуального жилищного строительства, основными источниками их использования в ближайшей перспективе должно стать развитие малого предпринимательства. При этом, важным механизмом регулирования сбережений населения выступает составление прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения области, который служит основой для выявления инвестиционных ресурсов, определения платежеспособного спроса.

6. Определенными финансовыми ресурсами располагают
действующие предприятия реального сектора экономики. Для
этого необходимо, прежде всего, завершить в ближайшие годы процессы разгосударствления и приватизации, усиление процедур банкротства убыточных предприятий, реструктуризацию              финансово-неустойчивых предпринимательских структур.

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)