Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

Источник: данные Главного Управления экономики хокимията Ташкентской области.

 

Действующий механизм распределения налоговых доходов позволяет местным органам власти лишь незначительно влиять на величину поступлений через налоговые механизмы. Если поступления от общегосударственных и местных налогов не покрывают намечаемые расходы, выделяются дотации из вышестоящего бюджета. В регионы с относительно высоким уровнем социально-экономического развития, как правило дотации и субвенции не выделяются, куда относится и Ташкентская область.

Исполнение местных бюджетов за период 2000-2010 гг. осуществлялись в соответствии с параметрами, утвержденными правительством и соответствующими решениями хокимията области (городов и районов).

Доходы местного бюджета возросли с 39,7 млрд.сум в 2000 г. до 636,0 млдр.сум к 2010 году, или в 16,0 раз, по расходам соответственно с 39,5 млрд.сум до 625,5 млрд.сум или в 15,8 раза. Динамично росла бюджетная обеспеченность на душу населения по доходам и расходам. За десять лет обеспеченность по доходам возросла в 14,2 раза, а по расходам – в 14,1 раза.

Область считается не дотационной и покрывает расходную часть собственными источниками доходов. Они формируются за счет налоговых поступлений и сборов от крупных промышленных предприятий, сельхозпроизводителей, субъектов малого и частного предпринимательства, финансовых и негосударственных организаций, которые составляют доходную часть местного бюджета.

Вместе с тем, внутри местного бюджета области существовали дотационные районы, которые получали с областного бюджета разницу недостающей части доходов для покрытия расходной части в виде дотаций и субвенций.

В последние пять лет в структуре бюджета области произошли определенные сдвиги (приложение 2.2.1.).

В структуре доходов местного бюджета в 2010 г. доля прямых налогов составила 36,7 % (2006 г .- 32,4%), соответственно косвенных налогов - 40,0% (39,9%), ресурсных и имущественных налогов - 12,1 % (13,8%). В свою очередь, в структуре прямых налогов за анализируемых период, большие изменения не произошли. В структуре косвенных налогов доля налога на добавленную стоимость возросла с 6,2 % до 14,5 %, акцизных налогов снизилась с 13,9 % до 6,8 %.

Характерной особенностьь местного бюджета области является его социальная направленность. За 2006-2010 гг. доля расходов бюджета на социальную сферу и социальную защиту населения возросла с 70,8 % до 86,8%. Наибольший рост доли расходов наблюдается на здравоохранение (с 21,0 до 22,4 %), социальное обеспечение (с 0,6 до 0,8 %), социальное пособие семьям, имеющих детей (с 8,1 до 12,3 %).

Роль местного бюджета на финансирование инвестиционных проектов остается довольно низкой и при этом происходило снижение его доли в расходах с 9,8 % до 6,8 %.

На данном этапе реформ местные бюджеты не играют существенной роли в формировании инвестиционно-финансового потенциала области. Их доля в финансовом потенциале области не превышает 2-3%.

В целом анализ местного бюджета области выявил следующие тенденции:

- наполнение местных бюджетов ежегодно осуществляется с перевыполнением установленных целевых параметров;

- доходы и расходы бюджета имеют устойчивую тенденцию роста, отражающего социально-экономические преобразования в области;

- бюджетная обеспеченность превышает среднереспубликанские показатели и растет быстрыми темпами;

- доходы и расходы бюджета в основном сбалансированы, область не относится к числу дотационных регионов;

- наблюдается явная социальная направленность бюджета для обеспечения устойчивого функционирования объектов образования и здравоохранения, социального обеспечения и адресной социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

- местные бюджеты пока не стали важным финансовым источником экономического роста в области.

Вместе с тем, имеются определенные резервы и возможности для повышения роли и места местных бюджетов в социально-экономическом развитии и формировании инвестиционно-финансовых ресурсов области за счет: дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений, внедрения механизмов стимулирования премирования местных бюджетов, устойчивого развития налогооблагаемой базы, т.е. малого и частного предпринимательства и др.

Здесь определенную роль играет решение проблем дебиторской и кредиторской задолженности, снижение объема и количества убыточных предприятий (таблица 2.2.2).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.2.

Число убыточных предприятий и сумма убытков

по Ташкентской области

Показатели

Ед.изм

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. к 2007г.

Число убыточных предприятий

ед.

10

9

19

18

180,0

Сумма убытков

млрд.сум

12,0

18,7

18,8

20,7

172,5

Кредиторская задолженность

млрд.сум

1100,8

1460,7

1911,0

2523,8

229,3


Источник: данные Главного Управления экономики хокимията Ташкентской области.

 

Последние годы наблюдается негативная тенденция ухудшения финансовой устойчивости предприятий области. Растет число убыточных предприятий с 10 до 18 единиц или в 1,8 раза. Соответственно увеличиваются  и объемы убытков. За 2007-2010 гг. они достигли 20,7 млрд. сум, или рост составил 1,7 раза.

На финансовую неустойчивость предприятий непосредственное влияние оказывает значительный рост их кредиторской задолженности. В последние годы кредиторская задолженность предприятий области увеличилась в 2,3 раза.

Сложившаяся тенденция отрицательно влияет на инвестиционно-финансовую возможность, то есть на собственные средства предприятий. В этой связи важной задачей остается реструктуризация, ускорение процедуры банкротства, снижение дебиторской и кредиторской задолженности предприятий области.

Определенную роль в социально-экономическом развитии Ташкентской области и формировании ее инвестиционно-финансового потенциала играют внебюджетные фонды.

В настоящее время в Узбекистане сформированы следующие внебюджетные фонды, которые распределяются по территории страны для решения важнейших социально-экономических задач:

-              пенсионный фонд для социальной поддержки пенсионеров;

-              дорожный фонд, предназначенный для финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог республиканского и местного значения;

-              фонд поддержки школьного образования,  основной  задачей которого является финансирование работ по строительству и реконструкции школьных учреждений. Начиная с 2011 года, данный внебюджетный фонд переименован в фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений. Средства этого фонда предназначены для оснащения образовательных учреждений новейшим учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, мебелью и инвентарем;

-              фонд поддержки занятости предназначен для финансирования создания новых рабочих мест, путем реконструкции инвестиционных проектов по развитию малого бизнеса, сферы услуг, особенно в районах, где проблемы занятости стоят достаточно остро;

-              фонд мелиорации земель предназначен для обеспечения надежного механизма финансирования работ по строительству и реконструкции мелиоративных систем для повышения плодородия земель.

В Ташкентской области формирование внебюджетных фондов в основном связано с социальным развитием  (таблица 2.2.3).

Таблица 2.2.3

Формирование внебюджетных фондов

в Ташкентской области (млн.сум)

Наименование

внебюджетных

фондов

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. к

2007г.

в  %

Пенсионный фонд

179,5

291,9

377,1

540,2

300,9

Дорожный фонд

-

-

45,6

82,4

-

Фонд поддержки развития школьного образования

-

-

 

50,9

28,8

-

Фонд поддержки занятости

5,0

4,8

2,2

1,3

26,0

Фонд мелиорации земель

-

-

-

-

-


Источник: Расчеты автора согласно данных финансового управления Хокимията области.

 

Наиболее масштабным среди внебюджетных фондов является пенсионный фонд, предназначенный для финансирования пенсионных выплат. В 2010 году на его долю приходилось более 82,0% общей суммы внебюджетных фондов, приходящихся на регион. При этом наблюдаются высокие темпы расходов пенсионного фонда за 2007-2010гг., которые составили 3,0 раза. Рост объемов пенсионных выплат, наряду с их индексацией, связан также с началом процесса старения населения области.

Относительно низким остается объем финансирования мероприятий по снижению уровня безработицы и созданию новых рабочих мест через фонд занятости. За последние годы объем финансирования снизился почти в 4,0 раза.

Снижение объема финансирования в 2009-2010 гг. фондом поддержки развития школьного образования во многом обусловлен завершением реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования и переходом на 12-летнее обязательное обучение.

Несмотря на определенные проблемы, связанные с мелиоративным улучшением орошаемых земель, Ташкентская область не получает средства из специально созданного внебюджетного фонда по мелиорации земель.

Несмотря на объемы финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию из внебюджетных фондов, превышающих сумму местного бюджета, их роль в инвестиционных процессах остается не высокой.

В целом важным потенциалом формирования финансовых ресурсов области в перспективе являются местные бюджеты и внебюджетные фонды. Проведенный анализ сложившегося уровня формирования и распределения бюджета области показал достаточно низкий его уровень в финансировании инвестиционных проектов и программ.

В основном средства местного бюджета расходуются для поддержания объектов и оплаты труда работников системы образования и здравоохранения, выделения материальных пособий социально уязвимым слоям населения.

Несмотря на положительную динамику объема и обеспеченности бюджета, имеется значительный потенциал их дальнейшего увеличения и активизации инвестиционных процессов на местном уровне.

Имеющиеся сдвиги в распределении внебюджетных фондов для удовлетворения текущей потребности  области не в полной мере учитывают  специфические особенности демографической ситуации, проблемы безработицы и поддержания материально-технической базы образовательных учреждений с учетом международных стандартов.

Приложение 2.2.1.

Исполнение бюджета Ташкентской области за 2006-2010гг., (в %.)

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)