Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

 

Только за последний десять лет в области дополнительно создано 200 новых предприятий с иностранными инвестициями. В этой связи возрос их вклад в общем объеме экспорта области с 1,8 % до 19,0 %.

К числу благоприятных факторов относительно высокого уровня привлечения иностранных инвестиций можно отнести: наличие на территории области конкурентоспособной минерально-сырьевой базы, близость к столице страны, развитость объектов инфраструктуры, а также финансовых институтов (таблица 2.1.10).

Имеется непосредственная связь инвестиционной активности с развитием региональных институтов финансового рынка. Наиболее активными агентами данного рынка в области являются филиалы коммерческих банков (рост в 1,4 раза), мини-банки (в 2,0 раза), страховые и лизинговые компании (соответственно в 1,3 и 1,4 раза) а также кредитные союзы (в 2,0 раза).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.10.

Развитие финансовых рынков в Ташкентской области (ед.)

Наименование финансовых институтов

2005 г.

2010 г.

2010 г. к 2000 г.в %

Филиалы коммерческих банков

76

103

135,5

Мини банки

83

166

200,0

Страховые компании

28

37

132,1

Лизинговые компании

5

7

140,0

Кредитные Союзи

13

27

207,7

Сберкассы

383

397

103,7


Источник: данные Главного Управления экономики хокимията Ташкентской области.

 

Совокупный кредитный портфель филиалов коммерческих банков за рассматриваемый период увеличился почти в 3,0 раза, а сумма привлеченных ими депозитов возрос более, чем в 4,5 раза.

В области большое внимание уделяется микро-кредитованию малого бизнеса. Их доля в общем объеме выданных кредитов возросла в 2,8 раза.

Основные проблемы финансовой инфраструктуры: высокая их концентрация в г.Ташкенте, недостаточный объем выделяемых финансовых ресурсов для нужд реального сектора экономики, а также для сельских предпринимателей.

Анализ сложившейся инвестиционной привлекательности Ташкентской области нами осуществлен через расчеты системы показателей по следующим направлениям:

- уровень социально-экономического развития области (душевое производство ВРП, объем инвестиций на душу населения);

- уровень финансовой обеспеченности региона (удельный вес в инвестициях области республиканского и местного бюджета, средств предприятий, кредитов банков, средств населения, иностранных инвестиций);

- уровень адаптированности экономики области к рыночным механизмам хозяйствования (доля малого бизнеса в ВРП, удельный вес предприятий с иностранными инвестициями в производстве продукции, доля частного сектора в экономики области);

- уровень благосостояния населения области (обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, демографический потенциал);

- уровень развития производственной инфраструктуры (обеспеченность услугами транспорта и связи, информационными технологиями.

Результаты расчетов инвестиционной привлекательности Ташкентской области приведены в таблице 2.1.11.

Таблица 2.1.11.

Оценка инвестиционной привлекательности Ташкентской области (2010 г.)

Основные составляющие инвестиционной привлекательности

Индексная оценка

(от 0 до 1,000)

Рейтинговое место среди регионов страны (14)

Уровень социально-экономического развития

0,977

3

Уровень финансовой обеспеченности

0,818

2

Уровень развития рыночного сектора

0,703

4

Уровень развития социальной инфраструктуры

0,865

5

Уровень развития производственной инфраструктуры

0,928

4

Сводная оценка уровня инвестиционной привлекательности

0,858

3


Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан

В Узбекистане относительно высокий уровень инвестиционной привлекательности имеют г.Ташкент, Навоийская, Ташкентская, и Кашкадарьинская области.

К среднему уровню инвестиционной привлекательности относятся Бухарская, Самаркандская, Ферганская, Андижанская и Наманганская области. Остальные регионы (Хорезмская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Джизакская и Республика Каракалпакстан) с низким уровнем инвестиционной привлекательности. Это в основном связанно с их недостаточным уровнем социально-экономического развития и низким уровнем внутренних финансовых возможностей.

К числу факторов, формирующих высокий уровень инвестиционной привлекательности в Ташкентской области, можно отнести наличие крупных источников минерально-сырьевых ресурсов, относительная развитость транспортной и инженерной инфраструктуры, богатый рекреационный потенциал для организации отдыха и международного туризма, благоприятное транспортно-географическое положение, большой демографический потенциал и рынок труда.

Вместе с тем, для дальнейшей активизации инвестиционных процессов на территории области имеются достаточные внутренние резервы и возможности.

Это повышение финансовой устойчивости ряда предприятий в целях мобилизации их средств для целей инвестирования. Имеются большие возможности по привлечению излишних денежных средств в депозиты финансовых институтов, вовлечению сбережений населения для инвестирования предприятий реального сектора экономики. Имеющиеся сравнительные конкурентные преимущества, в основном хлопок-сырец, богатая минерально-сырьевая база послужат для широкого привлечения иностранных инвестиций для модернизации и строительства новых промышленных предприятий с экспортной ориентацией. Значительные резервы кроются в устойчивом развитии банковско-финансовой системы и рыночной инфраструктуры.

Тенденции и динамика социально-экономического развития области, накопленный производственный и финансовый потенциал, богатые природно-экономические ресурсы послужат базой для дальнейшей активизации финансовых и инвестиционных ресурсов в целях обеспечения устойчивого экономического развития региона.

 

2.2. Роль местного бюджета и внебюджетных фондов в развитии экономики

Важный источник инвестиций государственный бюджет включает в себе республиканский и местные бюджеты. В свою очередь местные бюджеты представлены областными, районными и городскими бюджетами.

Местные бюджеты являются низовым звеном бюджетной системы, формирование и исполнение местных бюджетов в значительной мере влияет на стабильность и устойчивость государственного бюджета.

Через местные бюджеты осуществляется финансирование многих жизненно важных услуг населению, оказывающих существенное влияние на уровень жизни населения области.

В этой связи, укрепление доходной части              местных бюджетов, перераспределение финансовых ресурсов между регионами, обеспечение гибкости в использовании государственных ресурсов становится актуальным в развитии инвестиционных процессов.

Механизм формирования местных бюджетов в Узбекистане представлен тремя основными компонентами:

-              разграничением  расходов  между республиканским и  местными бюджетами;

-  распределение налоговых доходов и бюджетных трансфертов;

-  бюджетные трансферты.

Основная    часть    капитальных   расходов    составляют   инвестиции, которые направляются,  в основном, в социальную сферу (здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство). В структуру бюджета входят:

-    бюджет    Республики    Узбекистан,    который    включает    в    себя Республиканский бюджет Республики Каракалпакстан и бюджеты районов и городов республиканского (Каракалпакстан) подчинения;

-   бюджет  области,  который  включает  областной  бюджет,  бюджеты районов и городов областного подчинения;

-  бюджет города, имеющего районные деления: который включает городской бюджет и бюджеты районов, входящих в состав города;

-  бюджеты районов, имеющие города районного подчинения, которые включают районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

1. Местных налогов, сборов, пошлин и других платежей, направляемых в местные  бюджеты   в  соответствии с    нормативами,  установленными законодательством;

2. Общегосударственных    налогов,     сборов,     пошлин    и    других обязательных платежей, направляемых в местные бюджеты в соответствии с нормативами, установленными законодательством;

3.   Доходов   от  размещения  и  использования   в  регионах  объектов государственной собственности;

4.   Денежных  средств,  перешедших в собственность государства по праву наследования, дарения в соответствии с законодательством;

5.  Бюджетных дотаций, субсидий и бюджетных ссуд из вышестоящих бюджетов;

6.  Безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц, а также иностранных государств;

7. Других доходов, не запрещенных законодательством.

Основополагающими  в  формировании  местных  бюджетов  являются местные налоги, а так же общегосударственные налоги. К местным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество;

- земельный налог;

-  налог на продажу автотранспортных средств и налог на потребление бензина, топлива и газа для транспортных средств;

-    сбор    за    право   торговли   отдельными    видами    товаров   и    их лицензирование;

- налог на развитие инфраструктуры;

- сбор за регистрацию предпринимательской деятельности;

- сбор за парковку автотранспорта;

- сбор на благоустройство.

Наибольший удельный вес в структуре местных налогов, формирующих доходы местных бюджетов, занимает земельный налог и налог на имущество юридических лиц. Слабо еще задействован налог на рекламу, перепродажу автотранспорта, сбор за парковку автомашин, разовый сбор с дехканских рынков.

Местные налоги, сборы и другие платежи не являются существенным источником доходов местного бюджетов; они составляли в 2010, около 20% от всех поступлений в местные бюджеты.

Основная часть приходится на доходы, отчисляемые в местные бюджеты от общегосударственных налогов и бюджетные дотации, субвенции и ссуды из вышестоящих бюджетов.

К общегосударственным налогам относятся налог на доходы (прибыль) юридических лиц; налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог, налог за пользование недрами, налог за пользование водными ресурсами.

Нормативы отчислений от общегосударственных налогов длительно варьируют по регионам в зависимости от их социально-экономического состояния и необходимости их поддержки.

Ташкентская область в этом отношении находится в хорошем положении и не нуждается в финансовой помощи со стороны государственного бюджета. Собственные бюджетные средства при их рациональном использовании достаточно относительно других регионов страны. Это один из развитых регионов страны, с индустриальной направленностью. Это можно рассмотреть на примере формирования местного бюджета области (таблица 2.2.1).

 

 

 

Таблица 2.2.1.

Динамика формирования местного бюджета Ташкентской области

Показатели

Ед.изм

2000 г.

2010 г.

2010 г. к 2000 г.

1.

Доходы

млрд.сум

39,7

636,0

16,0

2.

Расходы

млрд.сум

39,5

625,5

15,8

3.

Бюджетная обеспеченность по доходам на душу населения

тыс.сум

17,1

243,7

14,2

4.

Бюджетная обеспеченность по расходам на душу населения

тыс.сум

17,0

239,7

14,1

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)