Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
Только за последний десять лет в области дополнительно создано 200 новых предприятий с иностранными инвестициями. В этой связи возрос их вклад в общем объеме экспорта области с 1,8 % до 19,0 %.
К числу благоприятных факторов относительно высокого уровня привлечения иностранных инвестиций можно отнести: наличие на территории области конкурентоспособной минерально-сырьевой базы, близость к столице страны, развитость объектов инфраструктуры, а также финансовых институтов (таблица 2.1.10).
Имеется непосредственная связь инвестиционной активности с развитием региональных институтов финансового рынка. Наиболее активными агентами данного рынка в области являются филиалы коммерческих банков (рост в 1,4 раза), мини-банки (в 2,0 раза), страховые и лизинговые компании (соответственно в 1,3 и 1,4 раза) а также кредитные союзы (в 2,0 раза).
Таблица 2.1.10.
Развитие финансовых рынков в Ташкентской области (ед.)
Наименование финансовых институтов | 2005 г. | 2010 г. | 2010 г. к 2000 г.в % |
Филиалы коммерческих банков | 76 | 103 | 135,5 |
Мини банки | 83 | 166 | 200,0 |
Страховые компании | 28 | 37 | 132,1 |
Лизинговые компании | 5 | 7 | 140,0 |
Кредитные Союзи | 13 | 27 | 207,7 |
Сберкассы | 383 | 397 | 103,7 |
Источник: данные Главного Управления экономики хокимията Ташкентской области.
Совокупный кредитный портфель филиалов коммерческих банков за рассматриваемый период увеличился почти в 3,0 раза, а сумма привлеченных ими депозитов возрос более, чем в 4,5 раза.
В области большое внимание уделяется микро-кредитованию малого бизнеса. Их доля в общем объеме выданных кредитов возросла в 2,8 раза.
Основные проблемы финансовой инфраструктуры: высокая их концентрация в г.Ташкенте, недостаточный объем выделяемых финансовых ресурсов для нужд реального сектора экономики, а также для сельских предпринимателей.
Анализ сложившейся инвестиционной привлекательности Ташкентской области нами осуществлен через расчеты системы показателей по следующим направлениям:
- уровень социально-экономического развития области (душевое производство ВРП, объем инвестиций на душу населения);
- уровень финансовой обеспеченности региона (удельный вес в инвестициях области республиканского и местного бюджета, средств предприятий, кредитов банков, средств населения, иностранных инвестиций);
- уровень адаптированности экономики области к рыночным механизмам хозяйствования (доля малого бизнеса в ВРП, удельный вес предприятий с иностранными инвестициями в производстве продукции, доля частного сектора в экономики области);
- уровень благосостояния населения области (обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, демографический потенциал);
- уровень развития производственной инфраструктуры (обеспеченность услугами транспорта и связи, информационными технологиями.
Результаты расчетов инвестиционной привлекательности Ташкентской области приведены в таблице 2.1.11.
Таблица 2.1.11.
Оценка инвестиционной привлекательности Ташкентской области (2010 г.)
Основные составляющие инвестиционной привлекательности | Индексная оценка (от 0 до 1,000) | Рейтинговое место среди регионов страны (14) |
Уровень социально-экономического развития | 0,977 | 3 |
Уровень финансовой обеспеченности | 0,818 | 2 |
Уровень развития рыночного сектора | 0,703 | 4 |
Уровень развития социальной инфраструктуры | 0,865 | 5 |
Уровень развития производственной инфраструктуры | 0,928 | 4 |
Сводная оценка уровня инвестиционной привлекательности | 0,858 | 3 |
Источник: Расчеты автора, согласно данных Госкомстата Республики Узбекистан
В Узбекистане относительно высокий уровень инвестиционной привлекательности имеют г.Ташкент, Навоийская, Ташкентская, и Кашкадарьинская области.
К среднему уровню инвестиционной привлекательности относятся Бухарская, Самаркандская, Ферганская, Андижанская и Наманганская области. Остальные регионы (Хорезмская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Джизакская и Республика Каракалпакстан) с низким уровнем инвестиционной привлекательности. Это в основном связанно с их недостаточным уровнем социально-экономического развития и низким уровнем внутренних финансовых возможностей.
К числу факторов, формирующих высокий уровень инвестиционной привлекательности в Ташкентской области, можно отнести наличие крупных источников минерально-сырьевых ресурсов, относительная развитость транспортной и инженерной инфраструктуры, богатый рекреационный потенциал для организации отдыха и международного туризма, благоприятное транспортно-географическое положение, большой демографический потенциал и рынок труда.
Вместе с тем, для дальнейшей активизации инвестиционных процессов на территории области имеются достаточные внутренние резервы и возможности.
Это повышение финансовой устойчивости ряда предприятий в целях мобилизации их средств для целей инвестирования. Имеются большие возможности по привлечению излишних денежных средств в депозиты финансовых институтов, вовлечению сбережений населения для инвестирования предприятий реального сектора экономики. Имеющиеся сравнительные конкурентные преимущества, в основном хлопок-сырец, богатая минерально-сырьевая база послужат для широкого привлечения иностранных инвестиций для модернизации и строительства новых промышленных предприятий с экспортной ориентацией. Значительные резервы кроются в устойчивом развитии банковско-финансовой системы и рыночной инфраструктуры.
Тенденции и динамика социально-экономического развития области, накопленный производственный и финансовый потенциал, богатые природно-экономические ресурсы послужат базой для дальнейшей активизации финансовых и инвестиционных ресурсов в целях обеспечения устойчивого экономического развития региона.
2.2. Роль местного бюджета и внебюджетных фондов в развитии экономики
Важный источник инвестиций государственный бюджет включает в себе республиканский и местные бюджеты. В свою очередь местные бюджеты представлены областными, районными и городскими бюджетами.
Местные бюджеты являются низовым звеном бюджетной системы, формирование и исполнение местных бюджетов в значительной мере влияет на стабильность и устойчивость государственного бюджета.
Через местные бюджеты осуществляется финансирование многих жизненно важных услуг населению, оказывающих существенное влияние на уровень жизни населения области.
В этой связи, укрепление доходной части местных бюджетов, перераспределение финансовых ресурсов между регионами, обеспечение гибкости в использовании государственных ресурсов становится актуальным в развитии инвестиционных процессов.
Механизм формирования местных бюджетов в Узбекистане представлен тремя основными компонентами:
- разграничением расходов между республиканским и местными бюджетами;
- распределение налоговых доходов и бюджетных трансфертов;
- бюджетные трансферты.
Основная часть капитальных расходов составляют инвестиции, которые направляются, в основном, в социальную сферу (здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство). В структуру бюджета входят:
- бюджет Республики Узбекистан, который включает в себя Республиканский бюджет Республики Каракалпакстан и бюджеты районов и городов республиканского (Каракалпакстан) подчинения;
- бюджет области, который включает областной бюджет, бюджеты районов и городов областного подчинения;
- бюджет города, имеющего районные деления: который включает городской бюджет и бюджеты районов, входящих в состав города;
- бюджеты районов, имеющие города районного подчинения, которые включают районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения.
Доходы местных бюджетов формируются за счет:
1. Местных налогов, сборов, пошлин и других платежей, направляемых в местные бюджеты в соответствии с нормативами, установленными законодательством;
2. Общегосударственных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, направляемых в местные бюджеты в соответствии с нормативами, установленными законодательством;
3. Доходов от размещения и использования в регионах объектов государственной собственности;
4. Денежных средств, перешедших в собственность государства по праву наследования, дарения в соответствии с законодательством;
5. Бюджетных дотаций, субсидий и бюджетных ссуд из вышестоящих бюджетов;
6. Безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц, а также иностранных государств;
7. Других доходов, не запрещенных законодательством.
Основополагающими в формировании местных бюджетов являются местные налоги, а так же общегосударственные налоги. К местным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество;
- земельный налог;
- налог на продажу автотранспортных средств и налог на потребление бензина, топлива и газа для транспортных средств;
- сбор за право торговли отдельными видами товаров и их лицензирование;
- налог на развитие инфраструктуры;
- сбор за регистрацию предпринимательской деятельности;
- сбор за парковку автотранспорта;
- сбор на благоустройство.
Наибольший удельный вес в структуре местных налогов, формирующих доходы местных бюджетов, занимает земельный налог и налог на имущество юридических лиц. Слабо еще задействован налог на рекламу, перепродажу автотранспорта, сбор за парковку автомашин, разовый сбор с дехканских рынков.
Местные налоги, сборы и другие платежи не являются существенным источником доходов местного бюджетов; они составляли в 2010, около 20% от всех поступлений в местные бюджеты.
Основная часть приходится на доходы, отчисляемые в местные бюджеты от общегосударственных налогов и бюджетные дотации, субвенции и ссуды из вышестоящих бюджетов.
К общегосударственным налогам относятся налог на доходы (прибыль) юридических лиц; налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог, налог за пользование недрами, налог за пользование водными ресурсами.
Нормативы отчислений от общегосударственных налогов длительно варьируют по регионам в зависимости от их социально-экономического состояния и необходимости их поддержки.
Ташкентская область в этом отношении находится в хорошем положении и не нуждается в финансовой помощи со стороны государственного бюджета. Собственные бюджетные средства при их рациональном использовании достаточно относительно других регионов страны. Это один из развитых регионов страны, с индустриальной направленностью. Это можно рассмотреть на примере формирования местного бюджета области (таблица 2.2.1).
Таблица 2.2.1.
Динамика формирования местного бюджета Ташкентской области
№ | Показатели | Ед.изм | 2000 г. | 2010 г. | 2010 г. к 2000 г. |
1. | Доходы | млрд.сум | 39,7 | 636,0 | 16,0 |
2. | Расходы | млрд.сум | 39,5 | 625,5 | 15,8 |
3. | Бюджетная обеспеченность по доходам на душу населения | тыс.сум | 17,1 | 243,7 | 14,2 |
4. | Бюджетная обеспеченность по расходам на душу населения | тыс.сум | 17,0 | 239,7 | 14,1 |