Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
В развитии экономики и социальной сферы конкретного региона отводится место главным образом межбюджетным отношениям. Бюджетная обеспеченность региона играет исключительно важную роль в комплексном развитии региона.
В большинстве стран мира (страны ЕС, Юго-Восточной Азии, Япония, Канада и др.) действует принцип финансово-экономического выравнивания развития регионов. Так в Германии введен инструмент выравнивания финансовых возможностей, т.е. богатые регионы (земли) должны перечислять часть своего дохода в пользу более бедных. Из 16 земель в 10 - доходная база формируется за счет трансфертных отчислений или субвенций из центрального бюджета страны. Доля федерального правительства в расходах земель достаточно высока и составляет 50% и более в части формирования местого бюджета, финансовой поддержки инвестиций и выделении кредитов. В каждой Европейской стране существуют свои рычаги и механизмы финансовой помощи бюджета и регионов (таблица 1.2.2).
В настоящее время в зарубежных странах важным экономическим механизмом финансового выравнивания региональных диспропорций является стимулирование регионального развития. С одной стороны такая политика направлена на рост собственных экономических потенциалов регионов. Во-вторых - широкое задействование рыночных механизмов хозяйствования на конкретных территориальных образованиях. В рамках этих направлений обычно выделяются:
- Децентрализованная государственная и экономическая организация с более широкими правами принятия решений на микроуровне;
- Система распределения государственных доходов (бюджетное регулирование), дающая регионам достаточное финансовое пространство для выполнения своих задач;
- Создание и поддержание здоровой конкуренции на рынках товаров, капитала и услуг;
- Налоговая система, стимулирующая индивидуальную и инвестиционную деятельность;
- Денежная политика и политика обменного курса по поддержке финансовой стабильности;
- Система социальной защиты, в т.ч. безработных;
- Эффективная государственная инфраструктура (образование, наука, транспорт и т.д.).
Таблица 1.2.2
Финансовая помощь бюджетам регионов в отдельных Европейских cтранах и России
Страны | Прямая финансовая помощь из центральных бюджетов местным бюджетам | |||
в % к ВВП | в % к расходам центрального правительства | в % к доходам региональных бюджетов | ||
включая социальные фонды | собственно бюджетным | |||
Германия | 1,47 | 3,5 | 7,3 | 8,4 |
Испания | 4,94 | 11,9 | 22,9 | 43,2 |
Италия | 7,61 | 15,8 | 22,5 | 57,8 |
Франция | 3,05 | 6,3 | 12,1 | 30,6 |
Россия | 1,79 | 6,9 | 10,6 | 12,4 |
Источник: Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М. 1999, с. 54-55.
Характерной особенностью в формировании доходов регионов в зарубежных странах, в частности Европейском союзе, является их достаточно высокая доля в суммарных государственных расходах (Италия-30%, Франция-18%, Испания-11%, Германия-33%). В доходах территориальных образований сохраняется высокая доля трансфертов, особенно по текущим поступлениям - около 60% (см. таблицу 1.2.3).
Мировой опыт стимулирования инвестиций в регионы свидетельствует о возможности и эффективности специальных региональных форм, таких как разработка и реализация нелепых региональных пpoграмм отдельных территорий, а также специальных экономических зон.
В настоящее время разработка и реализация государственных целевых региональных программ широко используется и странах СНГ, в частности в России, для концентрации привлечения инвестиций в наиболее приоритетных территориях.
Специальные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий, увеличения экспорта товаров и услуг. В мировой практике для поддержки отдельных территорий созданы различные виды этих зон (зоны предпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.).
Таблица 1.2.3
Источники | Начало 2000 г. |
1. Текущие поступления |
|
Доходы от земли | 1,0 |
Налоговые поступления | 12,0 |
Трансферты | 59,0 |
Другие формы дохода | 4,0 |
Всего | 76,0 |
П. Движение капиталов (инвестиций) |
|
Трансферы | 9,5 |
Получение кредитов | 2,3 |
Другие формы дохода | 1,0 |
Bceго | 12,8 |
III. Получение займов |
|
Получение займов |
|
ИТОГО | 100 |
Структура доходов peгионов в странах Европейского союза
Источник: Региональное развитие. М. Экономика, 2000. с.1 13.
Наиболее эффективно функционируют такие зоны в странах Юго-Восточной Азии, в т.ч. в Южной Корее и Китае. Представляется целесообразным проработать возможность создания таких зон и в Ташкентской области.
Обобщая проведенное исследование по зарубежному опыту стимулирования и поддержки финансового обеспечения регионов следует отметить следующее:
- использование различных по форме и содержанию механизмов
финансовой поддержки регионов. В Узбекистане пока основным и
единственным действующим механизмом выступают республиканские трансферты, а также субвенции и дотации. Переход к устойчивому экономическому развитию требует расширения инструментов и рычагов стимулирования инвестиций в регионах, в т.ч. в Ташкентской области;
- необходимо учитывать собственный опыт и особенности
регионального развития Узбекистана. Зарубежный опыт может служить лишь ориентиром для принятия управленческих решений и не может быть полностью скопирован в условиях Узбекистана;
- практический интерес для Ташкентской области представляет
следующее: 1) строгое соответствие применяемых стимулов определенным задачам государственной стратегии и приоритетам территориального развития; 2) безусловная адресность применительно к
конкретным хозяйственным субъектам; 3) приоритетность малого бизнеса и частного предпринимательства; 4) поддержка региональных инициатив по разработке и координации собственных социально-экономических проблем с государственной; 5) контроль за использованием выделяемых
государственных средств в соответствии с заявленными целями и
задачами; 6) сочетание различных рычагов и стимулов с целью обеспечения
устойчивого экономического роста региона, в том числе создание
специальных экономических зон.
Следует отметить главенствующую роль государства в отдельных странах по отношению к местным органам власти (Франция. Португалия и др.), четкое разделение полномочий между государством и местными органами власти (Бельгия. Испания и др.), достаточно высокую роль местных органов по отношению к государству (Германия, Италия и др.),
В целом, зарубежная практика показывает наличие разнообразия сочетания различных направлений финансово-инвестиционной политики регионального развития. Все они направлены на создание наилучших условий для территорий, благоприятствующих их устойчивому развитию и росту благосостояния населения. Нaиболее развита система финансовой помощи регионам в странах Европейского Союза. Здесь все механизмы финансового стимулирования территорий опираются на законодательно-правовую базу, конкретные критерии выделения финансовой поддержки отдельных регионов. В странах с переходной экономикой, в частности государствах СНГ, экономические и финансовые механизмы регулирования регионов только формируются. В большинстве странах СНГ сформированы специальные фонды территориального развития, которые могут быть созданы в Узбекистане, в частности в Ташкентской области.
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона
Вступление Узбекистана в стадию устойчивого роста вызывает необходимость дальнейшей активизации инвестиционных процессов путем совершенствования действующих экономических методов и нормативно-правовой базы. Данная проблема также требует своего решения и на региональном уровне. Типичным примером необходимости повышения инвестиционной активности в регионах является соответствующее решение правительства республики о стимулировании и поддержке частных инвестиций в регионы страны[8] .
В республике официально утвержденных методических рекомендаций по оценке инвестиционной привлекательности регионов Узбекистана не существует. Но имеются отдельные разработки ученых и специалистов, которые носят не системный характер. Существуют также различные толкования ряда терминов, характеризующих понятие и сущность инвестиций (инвестиционный климат, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски и др.[9] По нашему мнению, по отношению к конкретному региону эти термины могут быть описаны следующим образом. Инвестиционный климат региона представляет собой сложившуюся за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических и др. условий, определяющих масштабы привлечения инвестиций в основной капитал. Инвестиционная активность в регионе показывает интенсивность привлечения инвестиций, в т.ч. зарубежных для развития экономики конкретных территорий. Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность факторов и условий, обуславливающих интенсивность привлечения инвестиций. Инвестиционный потенциал региона означает совокупность экономических, социальных, экологических и природных свойств территории, имеющих определенную значимость для привлечения инвестиций, (рис. 1.З.1.). Теоретически, инвестиционный потенциал региона формируется из следующих основных частных потенциалов:
- производственного (действующие мощности на территории региона);
- трудового и кадрового (состояние рабочей силы и инжерно-технического персонала);
- ресурсно-сырьевого (обеспеченность балансовыми запасами природных ресурсов);
- потребительского (покупательная способность населения);
- инфраструктурного (уровень развития производственной и социальной инфраструктуры);
- институционального (обеспеченность необходимыми институтами рыночной экономики);
- интеллектуального (образовательный уровень населения и др.);