Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)
">4.     Может быть выделен также четвертый вариант - так
называемая модель южной кромки сообщества, для которой характерно
более активное привлечение гражданских институтов к выполнению социальных функций. Объем ВВП, перераспределяемый
через бюджетные системы в данной группе стран, существенно варьируется (oт почти 60% в Греции и Италии, до 40% в Испании) при относительно равномерных и существенно более низких значениях уровня налогообложения относительно ВВП (в пределах 38-42%).

В развитии экономики и социальной сферы конкретного региона отводится место главным образом межбюджетным отношениям. Бюджетная обеспеченность региона играет исключительно важную роль в комплексном развитии региона.

В большинстве стран мира (страны ЕС, Юго-Восточной Азии, Япония, Канада и др.) действует принцип финансово-экономического выравнивания развития регионов. Так в Германии введен инструмент выравнивания финансовых возможностей, т.е. богатые регионы (земли) должны перечислять часть своего дохода в пользу более бедных. Из 16 земель в 10 - доходная база формируется за счет трансфертных отчислений или субвенций из центрального бюджета страны. Доля федерального правительства в расходах земель достаточно высока и составляет 50% и более в части формирования местого бюджета, финансовой поддержки инвестиций и выделении кредитов. В каждой Европейской стране существуют свои рычаги и механизмы финансовой помощи бюджета и регионов (таблица 1.2.2).

В настоящее время в зарубежных странах важным экономическим механизмом финансового выравнивания региональных диспропорций является стимулирование регионального развития. С одной стороны такая политика направлена на рост собственных экономических потенциалов регионов. Во-вторых - широкое задействование рыночных механизмов хозяйствования на конкретных территориальных образованиях. В рамках этих направлений обычно выделяются:

- Децентрализованная государственная и экономическая организация с более широкими правами принятия решений на микроуровне;

- Система   распределения   государственных   доходов   (бюджетное регулирование),  дающая регионам достаточное финансовое пространство для выполнения своих задач;

- Создание и поддержание здоровой конкуренции на рынках товаров, капитала и услуг;

- Налоговая  система,  стимулирующая индивидуальную и инвестиционную деятельность;

- Денежная политика и политика обменного курса по поддержке финансовой стабильности;

- Система социальной защиты, в т.ч. безработных;

- Эффективная государственная инфраструктура (образование, наука, транспорт и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

     Таблица 1.2.2

Финансовая помощь бюджетам регионов в отдельных Европейских cтранах и России

 

Страны

Прямая финансовая помощь из центральных бюджетов местным бюджетам

в % к ВВП

в % к расходам центрального правительства

в % к

доходам региональных

бюджетов

включая социальные фонды

собственно бюджетным

Германия

1,47

3,5

7,3

8,4

Испания

4,94

11,9

22,9

43,2

Италия

7,61

15,8

22,5

57,8

Франция

3,05

6,3

12,1

30,6

Россия

1,79

6,9

10,6

12,4

Источник: Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М. 1999, с. 54-55.

Характерной особенностью в формировании доходов регионов в зарубежных странах, в частности Европейском союзе, является их достаточно высокая доля в суммарных государственных расходах (Италия-30%, Франция-18%, Испания-11%, Германия-33%). В доходах территориальных образований сохраняется высокая доля трансфертов, особенно по текущим поступлениям - около 60% (см. таблицу 1.2.3).

Мировой опыт стимулирования инвестиций в регионы свидетельствует о возможности  и эффективности специальных региональных форм, таких как разработка и реализация нелепых   региональных    пpoграмм   отдельных территорий, а также специальных экономических зон.

              В настоящее время разработка и реализация государственных целевых региональных программ широко используется и странах СНГ, в частности в России, для концентрации привлечения инвестиций в наиболее приоритетных территориях.

Специальные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий, увеличения экспорта товаров и услуг. В мировой практике для поддержки отдельных территорий созданы различные виды этих зон (зоны предпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.).

Таблица 1.2.3

Источники

Начало 2000 г.

1. Текущие поступления

 

Доходы от земли

1,0

Налоговые поступления

12,0

Трансферты

59,0

Другие формы дохода

4,0

Всего

76,0

П. Движение капиталов (инвестиций)

 

Трансферы

9,5

Получение кредитов

2,3

Другие формы дохода

1,0

Bceго

12,8

III. Получение займов

 

Получение займов

 

ИТОГО

100

Структура доходов peгионов в странах Европейского союза

    Источник: Региональное развитие. М. Экономика, 2000. с.1 13.

Наиболее эффективно функционируют такие зоны в странах Юго-Восточной Азии, в т.ч. в Южной Корее и Китае. Представляется целесообразным проработать возможность создания таких зон и в Ташкентской области.

Обобщая    проведенное    исследование     по     зарубежному     опыту стимулирования и поддержки финансового обеспечения регионов следует отметить следующее:

-   использование   различных   по   форме   и   содержанию   механизмов
финансовой   поддержки   регионов.  В  Узбекистане пока основным и
единственным действующим              механизмом выступают республиканские      трансферты,   а  также  субвенции и  дотации. Переход  к   устойчивому       экономическому  развитию требует расширения инструментов  и   рычагов    стимулирования инвестиций в регионах, в т.ч. в Ташкентской области;

-   необходимо учитывать собственный опыт и особенности
регионального развития  Узбекистана.  Зарубежный   опыт  может служить   лишь  ориентиром    для    принятия    управленческих    решений  и не может быть полностью скопирован в условиях Узбекистана;

-   практический  интерес для Ташкентской области представляет
следующее: 1) строгое соответствие применяемых стимулов  определенным     задачам государственной стратегии и приоритетам территориального    развития; 2) безусловная адресность применительно к
конкретным хозяйственным  субъектам; 3) приоритетность  малого бизнеса  и частного   предпринимательства; 4) поддержка   региональных   инициатив   по разработке и координации собственных социально-экономических проблем с государственной; 5) контроль за использованием выделяемых
государственных  средств в соответствии с заявленными целями и
задачами; 6) сочетание различных рычагов и стимулов с целью обеспечения
устойчивого  экономического    роста    региона,    в     том    числе    создание
специальных экономических зон.

Следует отметить главенствующую роль государства в отдельных странах по отношению к местным органам власти (Франция. Португалия и др.), четкое разделение полномочий между государством и местными органами власти (Бельгия. Испания и др.), достаточно высокую роль местных органов по отношению к государству (Германия, Италия и др.),

В целом, зарубежная практика показывает наличие разнообразия сочетания различных направлений финансово-инвестиционной     политики регионального развития. Все они направлены на создание наилучших условий для территорий, благоприятствующих их устойчивому развитию и росту благосостояния населения. Нaиболее развита система финансовой помощи регионам в странах Европейского Союза. Здесь все механизмы финансового стимулирования территорий опираются на законодательно-правовую базу, конкретные критерии выделения финансовой поддержки отдельных регионов. В странах с переходной экономикой, в частности государствах СНГ, экономические и финансовые механизмы регулирования регионов только формируются. В большинстве странах СНГ сформированы специальные фонды территориального развития, которые могут быть созданы в Узбекистане, в частности в Ташкентской области.

 

1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона

Вступление Узбекистана в стадию устойчивого роста вызывает необходимость дальнейшей активизации инвестиционных процессов путем совершенствования действующих экономических методов и нормативно-правовой базы. Данная проблема также требует своего решения и на региональном уровне. Типичным примером необходимости повышения инвестиционной активности в регионах является соответствующее решение правительства республики о стимулировании и поддержке частных инвестиций в регионы страны[8] .

В республике официально утвержденных методических рекомендаций по оценке инвестиционной привлекательности регионов Узбекистана не существует. Но имеются отдельные разработки ученых и специалистов, которые носят не системный характер. Существуют также различные толкования ряда терминов, характеризующих понятие и сущность инвестиций (инвестиционный климат, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность, инвестиционный  потенциал, инвестиционные риски и др.[9] По нашему мнению, по отношению к конкретному региону эти термины могут быть описаны следующим образом. Инвестиционный климат региона представляет собой сложившуюся за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических и др. условий, определяющих масштабы привлечения инвестиций в основной капитал. Инвестиционная активность в регионе показывает интенсивность привлечения инвестиций, в т.ч. зарубежных для развития экономики конкретных территорий. Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность факторов и условий, обуславливающих интенсивность привлечения инвестиций. Инвестиционный потенциал региона означает совокупность экономических, социальных, экологических и природных свойств территории, имеющих определенную значимость для привлечения инвестиций, (рис. 1.З.1.). Теоретически, инвестиционный потенциал региона  формируется из следующих основных частных потенциалов:

- производственного     (действующие     мощности     на     территории региона);

-   трудового   и   кадрового   (состояние   рабочей   силы   и   инжерно-технического персонала);

-   ресурсно-сырьевого (обеспеченность  балансовыми  запасами природных ресурсов);

-   потребительского (покупательная способность населения);

-   инфраструктурного     (уровень     развития      производственной      и социальной инфраструктуры);

-   институционального (обеспеченность необходимыми институтами рыночной экономики);

-   интеллектуального (образовательный уровень населения и др.);

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)