Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130
Дальнейшее углубление реформ в Узбекистане предусматривает совершенствование банковско-финансовой системы и институтов с учетом международных стандартов, повышение их роли в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны и регионов, активизацию инвестиционных процессов[1]
К числу важнейших задач, требующих безотлагательного решения относятся: совершенствование территориального инвестиционно-финансового регулирования, выявление резервов и возможностей привлечения инвестиций в регионы. Это обусловлено тем, что по территории наиболее остро и конкретно проявляются особенности действия финансового механизма, ощущается необходимость увязки и сбалансированности его отдельных элементов и источников.
Успех работы по изысканию действенных форм и методов организации финансовых отношений на территории во многом зависит от понимания специфики категории финансов, места и роли финансовых механизмов в системе регулирования региональной экономики, более полного использования его возможностей в решении социально-экономических задач, улучшения его взаимодействия со многими другими составными частями и звеньями рыночного механизма хозяйствования.
В этой связи, в условиях углубления рыночных отношений процесс регионального накопления представляется достаточно актуальным, для обеспечения устойчивого экономического роста региона.
Под региональным накоплением мы понимаем концентрацию определенной части денежных средств, которая преимущественно направлена на инвестирование инвестиционных проектов.
Концентрация финансовых ресурсов в регионе может происходить
следующими основными путями (см. рис. 1.1.1):
— в результате производственной деятельности и сбыта продукции в
пределах региона;
— в результате производства в регионе и реализации товаров в
других местах;
— путем реализации продукции, произведенной в других регионах и
странах;
— вследствие ввоза инвестиций;
— в результате накопления отчислений и трансферов из
республиканского бюджета;
— в результате банковской деятельности;
— путем взимания местных налогов.
Накопление в регионе также связано с вводом в строй новых и реконструкции действующих производственных мощностей. При создании новых производственных фондов и рабочих мест преследуются следующие основные цели:
— удовлетворение регионального потребительского спроса;
— создание новых рабочих мест;
— включение в хозяйственный оборот регионального природно-экономического потенциала для притока инвестиций.
Учитывая, богатый природно-экономический потенциал и специфические особенности регионов Узбекистана, по существу невозможно разработать единую политику для них в области накопления финансовых ресурсов. Но для всех регионов страны совершенно очевидна необходимость стимулирования для привлечения как иностранных, так и отечественных инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности даст толчок для развития регионального производства, способствует внедрению инноваций и новой технологии, формированию рыночных механизмов хозяйствования и эффективной системы менеджмента.
Проблемы инвестиционной активности в регионах обусловлены, во-первых, недостаточностью научных разработок, касающихся определения сущности и содержания инвестиционного климата в новых условиях, его местом и ролью в региональном экономическом механизме рыночных отношений; во-вторых, необходимостью приведения в соответствие с изменяющимися внутренними и внешними условиями системы социально-экономических отношений, формированием правил функционирования государственного и негосударственного секторов экономики, а также современных рыночных институтов в регионах; в-третьих, изменением экономической и социальной функций государства, выбором национальной модели экономических реформ, определением границ государственных гарантий и региональных инвестиционных инициатов; в-четвертых, ростом межрегиональной дифференциации социально-экономического развития, нерациональностью межбюджетных отношений между республикой и регионами, диспропорцией между объемами выполняемых функций и количеством выделенных на эти цели финансовых ресурсов местным органом управления; в-пятых, трансформация экономики достигается, как показывает практика мирового развития внедрением достижений научно-технического прогресса. Именно это обстоятельство и предлагает активное формирование благоприятного инвестиционного климата на уровне региона; в-шестых, региональная экономика оказывает непосредственное воздействие на экономический рост в целом по стране, что в значительной мере зависит от инвестиционной активности.
В экономической науке имеются две методологические концепции об обосновании инвестиционной активности[3].
Мобилизационная концепция - сторонники этой позиции придерживаются волевого перераспределения экономических ресурсов в пользу экстенсивного задействования и расширения производственных мощностей.
Маркетинговая концепция - базируется на изолированном изучении, прогнозировании и формировании рынка. Данная концепция позволяет сконструировать структуру потребления инвестиций как осознанную социально-экономическую потребность.
Обе концепции имеют свои узкие места, одна по причине препятствия действия рыночных рычагов и механизмов эффективному распределению ресурсов, другая - в силу объективно недостаточного на данном этапе экономических реформ овладения всей совокупностью элементов анализа рыночного механизма. Это оставляет пространство для новых научно-методологических разработок в этом направлении, в особенности касающихся проблем формирования инвестиционных ресурсов в регионе.
Разработка методических подходов к процессам выявления сущности и основных свойств инвестиционного механизма в регионе предполагает решение таких задач, как обоснование концептуальных основ инвестиционного развития региональной экономики, формирование источников и условий для инвестирования, оценка инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона, определение направлений эффективного использования внутренних резервов регионов в целях инвестирования в отдельные сферы экономики.
В научно-методических подходах исследования регионального инвестирования, особое место занимает учет общереспубликанских и региональных интересов. Региональные интересы, прежде всего, вытекают из специфики воспроизводственного процесса, а также особенностей структуры экономики, природно-экономического потенциала, внутренних возможностей, финансовых ресурсов и др.
На социально-экономические процессы в регионе непосредственно оказывают влияние обще-макроэкономическая ситуация, отраслевые и межотраслевые пропорции, межрегиональные и внешнеэкономические связи.
Наиболее важна и сложна проблема поиска инвесторов и создание в регионе условий для инвестирования. Эта проблема должна быть решена как на республиканском, так и на региональном уровне.
Финансовая и инвестиционная обеспеченность региона - важный фактор обеспечения устойчивого экономического роста и углубления рыночных преобразований. Анализ региональных финансов можно осуществить по следующим источникам финансирования и инвестиционных ресурсов:
— внешние, включающие средства республиканского бюджета, внебюджетные фонды, иностранные инвестиции, кредиты банков, гранты международных организаций и зарубежных стран и др.;
— внутренние, включающие средства местных бюджетов (области, городов и районов), средства предприятий и населения, кредиты банков и др. (см. рис. 1.1.2.).
Оценивая перспективы оживления инвестиционной деятельности в регионе, необходимо опираться на спрос и предложение финансовых ресурсов, источники и величину имеющихся инвестиционных ресурсов, инвестиционный процесс, структуру инвестиций, инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность.
Основные рычаги активизации процесса инвестирования находятся на общереспубликанском уровне. Это эффективная законодательно-правовая база и макроэкономические условия для создания системы льгот и гарантий инвесторам, денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, таможенная и амортизационная политика. Необходим также комплекс мер по привлечению инвестиций, разработанных и на уровне региона. Вместе с тем, проблема заключается не только в формальном создании благоприятного инвестиционного климата. «Сами по себе инвестиции - как справедливо полагает Г.Клейнер - смогут стать импульсом, толчком к экономическому развитию, только в том случае, когда экономика уже находится в движении и условия для реализации инвестиций в виде функционирующего производства и инвестиционной инфраструктуры созданы»[4].
В инвестировании регионов особое место занимает социальная сфера, финансируемая как за счет внутренних, так и за счет внешних источников. Начатый процесс децентрализации существенно повышает роль и ответственность местных органов власти в обеспечении достойного уровня жизни населения. В принципе, любая инвестиционная программа должна обеспечивать решение назревших социальных проблем региона, прежде всего, обеспечение экологической и социальной безопасности.
Речь идет о создании определенного социального климата в регионе и снижении социальных рисков. Повышение уровня доходов и сбережений, занятости, обеспеченности жильем, доступности социальных услуг, состояния здоровья и уровня образования, наличие развитой системы образования население, снижение уровня безработицы должны учитываться при определении направлений инвестиционной политики через республиканский и местные бюджеты. Принципиальным направлением является дальнейшее укрепление доходной части местных бюджетов и ориентация на внутренние источники инвестиции. Важна на уровне региона мобилизация сбережений населения в реальные инвестиции. Определенное место в инвестиционной поддержке региона слабо развитых территорий отводится международным финансовым организациям и зарубежным странам-донорам, занимающихся задачами снижения уровня бедности и развития малого предпринимательства.
Развитие малого бизнеса и частного сектора должны стать важным источником инвестирования через средства предприятий, находящихся на территории соответствующего региона. Повышение финансовой устойчивости действующих и новых предприятий служить через амортизационные отчисления вкладывать инвестиции на дальнейшее их развитие.
Для регионов Узбекистана прямые иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами, международного сотрудничества[5].
Во-первых, инвестиции, в отличие от иностранных займов и кредитов, не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, а напротив, способствуют накоплению средств для его погашения. Во-вторых, они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивают привлечение новой технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга. В-третьих, иностранные технологии приближают регионы к мировой экономике и международным стандартам производства и управления, способствуют наиболее интенсивной интеграции местного хозяйства в мировое сообщество.
Здесь речь идет не просто об иностранном капитале, а о стратегических партнерах с большими капиталами, с их большим опытом в соответствующих секторах экономики, знанием и управленческим опытом в различных странах мира. Для более интенсивного притока иностранного капитала предстоит создать принципиально новый деловой климат, базирующийся на понятных для инвесторов принципах, с хорошо предсказуемой политикой на долгосрочную перспективу. Особенно иностранный бизнес заинтересован в государственных гарантиях прав собственности. В целом масштабы иностранных инвестиций в регион определяются следующими факторами:
— прибыльностью инвестиций, налогами, тарифами и их
стабильностью, характером банковско-финансовой системы и
механизмом валютного регулирования, контрактным правом,
движением законодательных норм, регулированием экспортно-импортной деятельности;
— состоянием законодательства, определяющего условия
предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.
Одним из важных элементов углубления рыночных реформ в Узбекистане является максимальное привлечение иностранных инвестиций в регионы. К числу направлений привлечения иностранных инвестиций можно отнести создание свободных экономических зон (СЭЗ), открытых для прямых иностранных вложений.
Под СЭЗ принято понимать часть территории страны, на которой товары и услуги рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами таможенной территории и используется специальная система льгот и стимулов, направленная на активизацию внешнеэкономической и инновационной деятельности. К числу таких льгот относятся: фискальные, кредитные и административные льготы, льготы по обеспечению экономической безопасности, льготы в области обеспечения жилищно-коммунальными и других услугами.