Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

В мировой практике действуют несколько разновидностей СЭЗ, что зависит как от способов организации, так и признаков хозяйственной специализации (рис. 1.1.З.).

По признаку хозяйственной специализации СЭЗ можно сгруппировать на следующие виды:

—     зоны  свободной торговли, под которыми подразумеваются свободные таможенные зоны, транзитные зоны и беспошлинные зоны;

—     промышленно-производственные зоны, включающие в себя импортозамещающие, экспорто- импортозамещающие, экспортные зоны;

—     технико-внедренческие зоны, к которым относятся инновационные зоны, технополисы и техномерки;

—     сервисные  зоны с  концентрацией  банковских, страховых, оффшорных и рекреационных услуг;

—     комплексные,              понимаемые              как              зоны свободного
предпринимательства.

В Узбекистане формируется Навоийская свободно-индустриальная зона, где уже начали, функционирует из 19 высокотехнологических инвестиционных проектов, в 2010 году на 7 предприятиях уже начаты производственные процессы.

В целом   научно-методические основы формирования финансовых и

инвестиционных ресурсов региона потребуют дальнейшего совершенствования и  повышения качества аналитических и приказных разработок. Наряду с государственной поддержкой регионов в решении социально-экономических  проблем,  местные органы  власти  должны мобилизовать внутренние резервы и возможности активизации инвестиционной деятельности. Приоритетным направлением деятельности, как на  уровне республики, так и на уровне хокимиятов регионов является  формирование благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в различной форме, в том числе частных инвестиций.

 

 

 

1.2.Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов

и финансовой поддержки территорий

Осуществляя структурные и институциональные преобразования в условиях углубления рыночных реформ, Республика Узбекистан активно стимулирует привлечение инвестиций в отдельные регионы и в целом по стране.

В этих условиях опыт многих зарубежных стран может быть полезен с учетом природно-экономических особенностей регионов республики.

Изучение    и    обобщение   зарубежной   литературы,    трудов   ученых    и специалистов показали, что несмотря на разнообразные подходы к региональному развитию в отдельных странах в принципе незначительно отличаются друг от друга. Осуществляемая в них региональная экономическая политика предусматривает следующие направления по стимулированию инвестиций:

- стимулирование развития неблагополучных регионов;

-   осуществление   мер   по децентрализации   и    поддержке  местных
инициатив;

-   стимулирование   и   поддержка   отдельных   приоритетных   зон   и
районов.

Во многих странах мира для выравнивания финансово-экономических возможностей регионов, повышения эффективности использования природно-экономического потенциала и привлечения иностранных и отечественных инвестиций в развитие регионов широко применяются различные рычаги и механизмы.

В   рамках    Европейского   сообщества,   а   также   отдельных   стран

(Франция, Испания, Япония, Россия, Казахстан и др.) создан специальный фонд    регионального    регулирования[6].    Средства    фонда    направляются    на развитие инфраструктуры, промышленности и других секторов экономики.

Средства фонда предназначены для участия в инвестиционных проектах по созданию инфраструктуры и предприятий в зонах, получающих государственную помощь на региональное развитие.

В Италии, на юге страны, функционирует фонд по реализации инфраструктурных и других проектов (как называемая «Касса 10ка») с дифференцированным государственным субсидированием объектов.

В Болгарии создан целевой фонд по обеспечению государственной целевой программы ускоренного развития отдельных районов.

В Венгрии и России функционируют центральные фонды территориального развития, состоящие из трех целевых фондов: фонда децентрализации; фонда развития отстающих территорий; фонда, направленного на структурную перестройку решения проблем обеспечения занятости.               Принципы распределения средств центрального фонда территориального развития определяются государственными концепциями территориального развития на 10-15 лет.

Региональная политика в большинстве развитых стран с рыночной экономикой сравнительно однотипна. В общих чертах в региональной политике этих стран можно выделить три направления территориального регулирования. Причем все они обеспечивают определенное перераспределение инвестиций и финансовую поддержку в территориальном аспекте.

К первому направлению относятся мероприятия по инфраструктурному обслуживанию менее развитых районов и улучшению их связей с другими регионами страны. Особенно широко они применяются в сельских районах. Осуществление этих мероприятий способствует выравниванию финансовых условий размещения предприятий, особенно малого бизнеса.

Во     втором     направлении     используются     ограничительные    меры (административного характера или финансовых антистимулов) в отношении наиболее развитых в промышленном отношении районов и городских агломераций, что объективно способствует сдерживанию создания новых промышленных предприятий в проблемных районах и сглаживанию, таким образом, территориальных диспропорций[7].

Инструментарий региональной политики, используемый в большинстве развитых стран, в целом имеет побудительный характер. Лишь немногие из них применяют ограничительные меры. Эти меры, прежде всего, направлены на ограничение роста промышленных и других предприятий в перенасыщенных зонах или в экономически развитых районах. Кроме того, соответствующие мероприятия необходимы для сдерживания все возрастающего давления на природную среду и экономическую обстановку.

В Ташкентской области проблема активизации малых городов, городских поселков и сельских населенных пунктов являются актуальной. В этом плане полезен опыт Японии. Для снижения концентрации населения и промышленности в городских центрах, здесь были приняты законы. ограничивающие строительство новых и расширение действующих предприятий.

Кроме того, был принят закон о прочитленной децентрализации с целью содействия перемещению промышленных предприятий из перенаселенных городских агломераций. В соответствии с этим законом правительство предоставляет субсидии предприятиям и муниципалитетам в случае перевода предприятий из зоны выбытия в зону переустройства. Кроме всего прочего, предприниматели в случае перемещения предприятия из зоны выбытия в зону переустройства могут получить гарантированную ссуду, использовать режим ускоренной амортизации на недвижимость предприятия, предназначенного к перемещению, воспользоваться сокращением или полным освобождением от налога на постоянный капитал в зоне переустройства.

Для третьего направления решающее значение имеет стимулирование привлечения в  проблемные районы  частных  промышленных  капитальных вложений. Это основное направление всей системы государственного воздействия на размещение промышленных и других отраслей экономики (см. таблицу 1.2.1.).

Третье направление регионального управления отличается большим разнообразием стимулирующих инструментов и наибольшим применением в зарубежных странах. Наиболее распространенными стимулирующими рычагами являются:

- инвестиционные премии на промышленные здания, на машины и

оборудование, гарантии и ссуды;

- помощь на приобретение земель и промышленных площадок;

- помощь  на подготовку рабочей силы, займы под льготный процент

и под рыночный процент;

- премии на перемещение предприятий и субсидии на их первичное

устройство;

- субсидии на социальное обеспечение;

- субсидии на расходы на рабочую силу;

- налоговые льготы на прибыль;

- помощь на эксплуатационные расходы и т.д.

Размеры и условия предоставления финансовой помощи в рамках региональной политики заметно отличаются как по странам и районам, так и по видам. Необходимыми    условиями    для    получения    финансовой    помощи являются:

- город    или   район    должен    входить    в    утвержденные    общие

или территориальные программы экономического развития;    

- территориально-административная единица должна участвовать в создании системы инфраструктуры;

- не допускается ввод чрезмерно больших мощностей производства, оказывающих негативное влияние на развитие соответствующей отрасли промышленности и др.

                                                                                     Таблица 1.2.1.

Формы финансовой поддержки в зарубежных странах

дли стимулирования инвестиционной активности в регионах²

 

Формы

стимулирования инвестиций

Страны 

Е С

США

Япо­ния

Страны с переходной экономикой

(СНГ)

I. Инвестиционные премии на закупку машин и оборудование, промышленных зданий

+

 

-

+

II. Помощь в приобретение земель и промышленных площадок

+

-

+

+

III. Займы под рыночный процент

+

+

+

 

IV. Налоговые льготы на инвестиции

 

-

-

+

V. Субсидии па расходы на рабочую силу

+

-

+

-

VI. Субсидии на социальное обеспечение

+

 

+

-

VII.  Помощь на эксплуатационные

расходы

+

+

-

-

VIII. Премии на перемещение предприятий

+

-

+

-

IX. Участие государства в инвестировании

+

-

-

+

X. Субсидии на транспорт и другие общественные работы

+

-

_

-

XI. Другие региональные стимулы

+

 

+

+


Источник: Разработано автором

 

Особый   интерес   представляет   французский   oпыт  по регулированию территориального развития. Основой проведения территориальной политики здесь является проблемно-функциональная группировка районов страны. Вся территория подразделена на пять групп районов, с учетом комплексной опенки которых установлены стимулирующие или ограничительные меры по устойчивому развитию регионов. При   этом  используются   такие   формы регулирования как премии за промышленное развитие и перестройку промышленности, погашение части расходов, связанных с осуществлением приоритетных направлений, налоговые льготы (на покупку земли, на прибыль), пособия (на перемещение и переквалификацию), кредиты, компенсации за децентрализацию, премии за демонтаж, единовременный налог на новое строительство и др.

В 90-е годы преимущественно использовались премии на обустройство территории и на обеспечении занятости. Необходимым условием предоставления таких премий являлось увеличение численности занятых не менее чем на 20 человек в течение трех лет. Размеры премии колебались в зависимости от демографических условий и численности населения региона.

Специальная сельскохозяйственная помощь была определена максимальной суммой, в 20 тыс. евро за 1 рабочее место на первые 10 мест и с убыванием до создания тридцати рабочих мест. Субсидии па приобретение земельных участков и промышленных зданий снижаются до 30% рыночной цены па землю или ее аренду и срок выплаты стоимости зданий продлевается до 5 лет. Помощь на подготовку рабочей силы составляла от 25 до 40% всех затрат на ее обучение.

В Германии инвестиционные субсидии составляют 7,5%, инвестиционные премии - от 10 до 25% всех инвестиций. При продаже земли скидка достигает 30% ее рыночной цены. Может предоставляться заем под небольшие проценты на 10-15 лет максимальной суммой в 200 тысяч евро. Специальное разрешение на амортизационные отчисления до 50% - на движимое имущество и 30% - на недвижимое имущество и запасы, освобожденные oт налогов.

В США для прямого финансирования недвижимого имущества предоставляется заем на сумму до 65% общей стоимости проекта и гарантии под заем до 90% неоплачиваемого сальдо. Все проекты должны включать 15% частных капиталовжений вкладчика.

В Великобритании в конце 80-х годов инвестиционные премии на сооружение промышленных зданий в специальных районах развития составляли 22% всех инвестиций, в районах развития и в промежуточных районах - 20%.

Субсидии на территориальное развитие в Великобритании предоставляются при наличии доказательств реализации инвестиционных затрат на осуществляемые проекты в необходимых зонах. Ссуды для выплаты процентов зависят от произведенных предприятием затрат и от результатов, полученных при достижении поставленных задач.

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)