Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:39, диссертация

Краткое описание

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению инвестиционно-финансовой активности в Ташкентской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-методические основы регулирования инвестиционно-финансовых процессов в регионе ………………………………………………9
1.1. Источники формирования финансовых ресурсов в регионе …………9
1.2. Зарубежный опыт активизации инвестиционных процессов и финансовой поддержки территорий …………………………………………..18
1.3. Методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности региона ………………………………………………………………………….37
Глава II. Факторы и предпосылки формирования финансовых реcурсов в Ташкентской области …………………………………………………………...52
2.1. Оценка социально-экономической ситуации и инвестиционной активности ………………………………………………………………………52
2.2. Роль местного бюджета в развитии экономики …………………………66
2.3. Уровень привлечения сбережений населения в банковско-финансовый сектор …………………………………………………………………………….77
Глава III. Инвестиционная политика и совершенствование механизмов стимулирования привлечения финансовых ресурсов в экономику области ..89
3.1. Стратегия инвестиционной политики и модернизации экономики ……89
3.2. Совершенствование механизмов и инструментов стимулирования привлечения финансовых ресурсов ………………………………………..…106
Заключение ……………………………………………………………………125
Список литературы ……………………………………….…………………130

Файлы: 1 файл

Совершенствование механизма форсмирования финансовых ресурсов.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

7. Важным механизмом активизации инвестиционно-финансовых процессов является стимулирование и поддержка частного сектора, усиление партнерских отношений государства с частными предпринимателями в реализации отдельных инвестиционных проектов, в частности, с инвесторами из зарубежных стран.

8. На этапе углубления реформ требует особого внимания бюджетное регулирование межбюджетных отношений. Основополагающие принципы этого процесса должны заключаться в мобилизации внутренних ресурсов области; расширении самостоятельности хокимятов в регулировании местных налогов и сборов; выравнивании бюджетной обеспеченности городов и районов, а также расширении финансовой базы местных органов самоуправления (махалля).

9. Рекомендуется в виде эксперимента отладки механизма формирования и распределения внебюджетного фонда развития регионов  апробировать ее на примере Ташкентской области.

10. Одним из важнейших направлений совершенствования финансовой  деятельности в  области  является  разработка сводного финансового баланса. Сводный финансовый баланс должен стать неотъемлемой частью кратко-, средне- и долгосрочного прогнозов экономического и социального развития области.

11. Для стимулирования прямых иностранных инвестиций в область, с учетом имеющихся ряда ограничений (климат, земельно-водные ресурсы, экология, отдаленность территории), должны быть созданы относительно благоприятные условия, чем в других регионах страны, в части нормативно правовой базы стимулирования инвестиций, формирования залогового фонда под гарантии региональных органов управления, информирования потенциальных инвесторов, создания специальных финансовых структур в регионе, развития инвестиционного партнерства с частным сектором и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В условиях углубления рыночных реформ процесс регионального

накопления представляет научный и практический интересен для устойчивого экономического развития территорий. Под региональным накоплением подразумевается концентрация определенной части денежных средств, которая идет преимущественно на инвестирование инвестиционных проектов.

Формирование финансовых и инвестиционных ресурсов требует дальнейшего совершенствования и повышения качества аналитических и прогнозных разработок. Наряду с государственной поддержкой в решении социально-экономических проблем территории местные органы власти должны мобилизовать внутренние резервы и возможности активизации инвестиционной деятельности. Главным направлением в формировании финансовых ресурсов региона является создание благоприятной среды для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, в том числе частных.

2. Исследование и обобщение зарубежного опыта стимулирования и поддержки финансового обеспечения регионов показал, использования различных по форме и содержанию механизмов и рычагов финансовой помощи территорий. Практический интерес для изучаемого объекта исследования финансовой системы Ташкентской области представляет, строгое соответствие применяемых стимулов определенным задачам государственной стратегии и приоритетам территориального развития; безусловная адресность, применительно к конкретным хозяйственным субъектам;       приоритетность       развития              малого       и       частного предпринимательства; поддержка региональных инициатив по разработке и координации социально-экономических проблем с государственной; жесткий контроль   за   использованием   выделяемых   государственных   средств   в соответствии с заявленными целями и задачами. Все механизмы стимулирования и финансовой поддержки направлены на создание наилучших условий для территории.

3.              Существует   ряд   методических   подходов   по   оценке   уровня

инвестиционно-финансовой привлекательности региона. Они отличаются набором показателей (индикаторов) характеризующих факторы и условия формирования делового климата для бизнеса.

Имеются различия по охвату функциональных блоков и разделов для оценки отдельных крупных направлений инвестиционно-финансового потенциала. Анализ и обобщение методических подходов, дало возможность сформировать авторское предложение по оценке инвестиционной привлекательности, учитывающей природно-экономический потенциал и особенности социально-экономического развития отдельного региона. Оценка инвестиционной привлекательности региона подразумевает анализ социально-экономической ситуации, выявление конкурентных преимуществ, диспропорций и проблем, которые оказывают влияние на принятие решения потенциальным инвестором, в том числе иностранным.

Рекомендуется использование системы показателей для оценки
инвестиционной привлекательности региона, сгруппированных по пяти
важнейшим направлениям (созданный потенциал, институциональные
преобразования, развитие инфраструктуры, финансовые ресурсы,
демографический потенциал).             

4.  Оценка инвестиционной привлекательности Ташкентской области     I/ показал, что по уровню социально-экономического развития она занимает tjf место в республике, по уровню финансовой обеспеченности 3 место, по уровню   развития   рыночного   сектора   4 место,   по   уровню   развития социальной     инфраструктуры     -    3     место,     по     уровню     развития производственной инфраструктуры - 3 место. В целом по интегральному показателю  область  по  инвестиционной  привлекательности  занимает 5 место из 14 регионов страны.

Низкий уровень инвестиционной привлекательности области связан с отсутствием   крупных    источников   минерального   сырья,   транспортной отдельности территории, неблагополучной экологической обстановкой.

Незадейственным остается значительный потенциал рынка труда, расширение иностранного туризма, агропромышленного комплекса, резервы углубления межрегиональной экономической интеграции. Необходимо максимально использовать благоприятный природно-экономический потенциал для стимулирования прямых частных инвестиций, особенно иностранных.

5.              В формировании финансовых ресурсов области определенную роль играют местный бюджет и внебюджетные фонды.

 

Несмотря на последовательный рост бюджетной обеспеченности, определенная   часть   расходов  покрывается   субвенцией. По существу средства местного бюджета не оказывают реального влияние на устойчивое социально экономическое развитие региона.

Значительный рост наблюдается внебюджетных фондов, в частности пенсионного фонда и фонда занятости. Вместе, с тем эти фонды не обеспечивают решение такой важной проблемы как безработица и создание новых рабочих мест. Потенциал местного бюджета требует существенного расширения за счет совершенствования межбюджетных отношений

6.              Выборочное   обследование   проведенное   на   уровне   туманов области   показало,   что   денежные   сбережения   населения   в   основном расходуются   на   покупку   автомобилей   (51,0%),   индивидуальных   домов  (14,2%), земли (7,0%), ювелирных изделий (5,0%).

Главная проблема здесь, с одной стороны увеличить объемы сбережения населения и в большой степени вовлечь их в развитии экономики области, с другой расширить круг товаров длительного пользования для покупки населения.

Основной целью использования сбережений населения, должно быть инвестирование реального сектора экономики и инфраструктуру, особенно социального. Все это должно обеспечить качественное улучшение жизни деятельности населения, при условии создания необходимых правовых и организационных основ для реализации механизма вовлечения финансовых средств населения в экономический оборот.

7. В перспективе стремление структурно-инвестиционной политики Ташкентской области должно быть направлено на: повышение эффективного использования созданного производственного потенциала и конкурентных преимуществ; существенный рост доли малого бизнеса и частного предпринимательства в обеспечении экономического развития; приоритетное развитие промышленности и сферы услуг, расширение межрегиональной экономической интеграции; охрану окружающей среды и рационального природопользования, обеспечение рациональной занятости населения, повышение уровня и качества жизни населения.

Реализация указанных направлений развития экономики и социальной сферы на среднесрочный период* непосредственно связанно с формированием реальных источников финансовых и материальных ресурсов, разработкой комплекса мер по стимулированию инвестиций в регион. Основными тенденциями в инвестиционной политике и сдвигах в источниках финансирования будут рост кредитных ресурсов, собственных средств предприятий. Особый приоритет отдается привлечению прямых иностранных инвестиций, использованию в инвестиционных целях возрастающего объема сбережений населения.

8. В качестве основных механизмов и инструментов повышения инвестиционной активности в области рекомендуется:

- мобилизация сбережений населения на инвестиционные цели за счет либерализации банково-финансовой системы; создание реальных механизмов    защиты    сбережений     населения;    развитие    небанковских финансовых институтов; расширение рынка ценных бумаг, налоговое стимулирование сбережений и др.;

- повышение роли средств предприятий путем дальнейшего
совершенствовании амортизационной политики, реструктуризации
предприятий,              эффективного              использования потенциально

конкурентоспособных резервов мощностей в отдельных отраслях промышленности;

- совершенствование межбюджетных отношений и повышение роли местных бюджетов в обеспечении устойчивого развития региона, формирование внебюджетного фонда внутрирегионального развития области для целевой поддержки наиболее отстающих территорий;

- дальнейшее совершенствование финансово-кредитных отношений на территории области с учетом ее особенностей, разработка свободного финансового баланса для целенаправленного регулирования финансовых потоков, проработать возможности создания финансово-промышленных групп;

- развитие системы инвестиционного партнерства между государственными и частными структурами;

- стимулирование привлечения инвесторов через формирование информационной системы о потенциале региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I.                    Законы Республики Узбекистан, Постановление Кабинет

Министров Республики Узбекистан.

1.1.     Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Узбекистан, 2008. – с. 40.

1.2.     Трудовой Кодекс Республики Узбекистан – Т.: Адолат, 2000. – с. 276.

1.3.     Налоговый кодекс Республики Узбекистан (новая редакция прянет с 01.01.2008) // Собрание Законодательства РУз. 2007 г. - № 52 (I).

1.4.     Закон Республики Узбекистан «О Государственном пенсионном обеспечении граждан». От 3.09.1993 № 938 – XII. 1993. //Собрание законодательства РУз. 1993 г. ст. 338

1.5.     Закон Республики Узбекистан «О занятости населения (новая редакция от 1 мая 1998 г. № 616-1) принет 13.01.1992 г. // Ведомость Олий Мажлиса РУз. 1998 г. - № 5-6, ст. 97.

1.6.     Закон Республики Узбекистан «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (от 10 сентября 2008 г. № 3РУ-174). // Собрание Законодательства РУз.

1.7.     Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя» (от 16 апреля 2009 г. № 3РУ-210) // Собрание Законодательства РУз. 2009 г. - № 16. ст. 197.

 

II. Указы, постановления и труды Президента Республики Узбекистан.

2.1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан» за соответствующие годы.

2.2

2.7. Каримов И.А. Узбекистан на пути к великому будущему – Т.: Узбекистан, 1998. – С. 686.

2.8. Каримов И.А. Узбекистан устремленный в XXI век. – Т.: Узбекистан, 1999. – С. 381.

2.9. Каримов И.А. За процветание Родины – каждый из нас в ответе. Т.9. –Т.:
Узбекистан, 2001. – С. 399.

2.10. Каримов И.А. Избранный нами путь – это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. Т. 11. – Т.: Узбекистан, 2003. – С. 296.

2.11. Каримов И.А. Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени // Самаркандский вестник, 18 февраля 2009 г.

2.12. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в Узбекистан. – Т.: Узбекистан, 2009. – 48 с.

2.13. Каримов И.А. Наша главная задача – дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. – Т.: Узбекистан, 2010. – 72 с.

2.14. Каримов И.А. Все наше устремления и программы – во имя дальнейшего развития родины и повышения благосостояния народа.//Народное слово. 22 января 2011 г. - № 16. - с. 1-3.

 

III. Однотомные книги, монографии, учебники, сборники статей.

 

1.      Актуальные проблемы экономики Узбекистана переходного периода/Под ред. д.э.н. Гулямова С.С. и др. – Т.: ТГЭУ, 1996. -166 с.

2.      Акрамов Э., Таиров А. Экономические реформы Республики Узбекистан. –М.: ТОО Люкс-арт, 1998.

3.      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 687.

Информация о работе Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в условиях модернизации экономики (На примере Ташкентской области)