Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.

Оглавление

Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89

Файлы: 1 файл

Диплом Финансир-ие расходов на образование (Николаевск).doc

— 936.00 Кб (Скачать)
  • управление образования,
  • общеобразовательные школы,
  • дошкольные образовательные учреждения,
  • интернатные учреждения,
  • учреждения дополнительного образования.

По состоянию на 01.01.2005 год всего в системе образования в г. Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе обучалось 7439 человек.

При этом данные по среднегодовой  численности учащихся образовательных учреждений представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Среднегодовой контингент учащихся по образовательным

                        учреждениям г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района

                       за период 2001-2005 гг.

(чел.)

Тип учреждения

Коли-

чество

Среднегодовой контингент

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г. 

2005 г.

Дошкольные

22

1690

1659

1714

1731

1738

Общеобразовательные. школы

22

5680

5713

5798

5321

4882

Вечерняя школа

1

288

265

248

249

255

Дополнит. образование

5

2445

2446

2552

2382

2388

Коррекционные школы

2

237

243

247

241

230

Детские дома

2

174

177

180

183

197

ВСЕГО:                                       54

10 514

10 503

10 739

10 107

9690


Как видно из данных таблицы 2.1 наиболее большая численность учащихся приходится на общеобразовательные учебные заведения: в 2003 году в них обучалось 5798 чел., в 2004 году – 5321 чел., в 2005 году – 4882 чел.

В состав общеобразовательных школ, расположенных на территории г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района входят учреждения: средние школы (18), неполные средние (3), начальные (1) . В 2005 г. была ликвидирована Кадетская школа (имеющая статус среднего общеобразовательного учреждения) и произошло слияние средней школы № 1 и средней школы № 4, в связи с открытием нового корпуса школы № 4.

Также росло число обучающихся  детей в учреждениях дополнительного образования, таких как: Центр детского творчества, Центр технического творчества, станция натуралистов, подростковый клуб «Юнга», центр творчества п.Маго с 2445 чел. в 2001 году до 2552 чел. в 2003 году. С 2003 г. уменьшается число детей, посещающие учреждения дополнительного образования, в связи с сокращением некоторых кружков в основном в п.Маго. Следует отметить, что многие дети получают образование не в одной школе, а учась, например, в 2 учреждениях образования: общеобразовательном и музыкальной школе или учреждении дополнительного образования.

Данные свидетельствуют, что в последние годы у населения вновь стали изменяться ценностные приоритеты – появилось стремление к обучению искусству, литературе, живописи, ремеслам и т.д.

Проанализируем соотношение расходов на финансирование образования и в целом расходов бюджета г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района в динамике за 2003-2005 гг. Наиболее наглядно это будет демонстрировать рисунок 3.

Финансирование учреждений образования г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района производится на основании утвержденной сметы расходов.

Структуру расходов по учреждениям  образования Николаевска-на-Амуре  и Николаевского района можно  проанализировать на основании данных, представленных в Приложении В.

Наибольшие затраты в сфере  образования Николаевска-на-Амуре  и Николаевского района приходятся на оплату труда, а также на начисления на оплату труда.

 

Рис.2.3 - Соотношение расходов на финансирование образования

и расходов в целом в динамике за 2003-2005 годы

 

Так, в 2003 году расходы на оплату труда составляли 7719 тыс. руб. (42% всех расходов), в 2004 году расходы возросли до 15300 тыс. руб. (57%), а по состоянию на 2005 год составили 16 581 тыс. руб. (49%). 

Расходы по начислениям на оплату труда также имеют тенденцию  к росту: в 2003 году расходы по данной статье составляли 2538 тыс. руб. (14% от общего объема расходов), в 2004 году возросли до 6041 тыс. руб. (22%), в 2005 году возросли до 6343 тыс. руб. (19%).

Наиболее наглядно распределение  расходов по статьям затрат характеризует рисунок 4.

 С одной стороны эти данные свидетельствуют об улучшении положения дел с заработной платой, поскольку в России в период реформ проблема неплатежей (особенно по оплате труда) стала очень актуальной. В сфере образования на данный момент все же существуют крайне низкие оклады, получения которых позволяет преподавателям в действительности лишь существовать, но не жить так, как они того заслуживают.

Рис.2.4 - Структура распределения расходов на образование

Работа с детьми – процесс достаточно тяжелый и требующий вложения многих душевных и моральных усилий. В связи с тем, что работа преподавателей очень специфична, также оплачивается в недостаточной мере, в последние годы наблюдается сильный спад заинтересованности молодежи в педагогических вузах. Несомненно, что выявленное в процессе анализа увеличение заработной платы может служить достаточно весомым стимулом к работе в данной сфере.

Расходы на финансирование учреждений образования г. Николаевска-на-Амуре  и Николаевского района формируются за счет ассигнований, выделяемых из местного бюджета, на безвозвратной и безвозмездной основе, в объеме и по направлению в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой, исполнение сметы анализируемого учреждения состоит в перечислении бюджетных средств на нужды образования, а также в расходовании их на нужды учреждений образования по принятым в смете нормам расхода. Поэтому показателями исполнения сметы выступают сумы, утвержденные по смете; суммы перечисленных средств, т.е. суммы полученного финансирования; кассовые и фактические расходы.

В процессе анализа кассового  исполнения сметы расходов особое внимание следует обратить на перерасход бюджетных средств, т.к. расходы сверх выделенных бюджетных средств не могут быть возмещены, и это является грубым нарушением финансовой дисциплины.

Кассовыми расходами являются затраты  бюджетных средств в пределах сумм, выданных банком учреждениям  образования наличными деньгами или в порядке безналичных  расчетов.

В Приложении Г проведен анализ финансирования сферы образования в динамике за 2003-2005 годы в части исполнения кассовых расходов и объемов финансирования.

Следует отметить, что финансирование образования в целом увеличилось, даже на уровне местного бюджета. При этом поступающие на финансирование образования средства преимущественно направлены на оплату заработной платы и отчислений по ней. По остальным статьям резкого роста не наблюдается.

Приобретение оборудования в 2003 году было профинансировано в сумме 32 тыс. руб., в 2004 году в сумме 34 тыс. руб., в 2005 году эти расходы возросли до 156 тыс. руб. Однако данное увеличение можно было бы охарактеризовать положительно, не будь финансирование по данной статье столь ничтожно мало (156 / 34046 * 100% = 0,458%). В условиях прогресса и компьютеризации, перехода всех развитых стран на электронные способы обучения не выглядит ли данная сумма смехотворной?

Можно отметить положительную тенденцию  к увеличению расходов на финансирование капитального ремонта. Так, в 2003 году расходы по данной статье составили 442 тыс. руб. (2%), в 2004 году возросли до 715 тыс. руб. (3%), а в 2005 году составили уже 1523 тыс. руб.(4%). Однако, учитывая то, что строительство учреждений образования преимущественно (особенно в условиях сельской местности) производилось до начала реформ в России, то есть до 1990 года, можно судить о степени изношенности наиболее новых строений, износ которых составляет около 25-30 лет. А ведь основная масса учебных заведений строилась вообще в 60-х годах. Поэтому увеличение расходов на данную статью можно признать хотя и обоснованным, но крайне недостаточным.

В  целом, следует отметить, что  при сложившихся обстоятельствах  финансирование системы образования является крайне недостаточным.

В связи с вышеперечисленными факторами, обуславливающими состояние основных фондов учреждений образования преимущественное финансирование должно быть направлено не на капитальный ремонт, а на строительство новых зданий и сооружений. Однако, например, на капстроительство было выделено в 2004 г. 120 тыс. руб., в другие годы по данной статье расходов не было.

В целом по финансированию образования  в 2003 году было израсходовано по всем статьям 18 228 тыс. руб., в 2004 году было израсходовано 26 930 тыс. руб., в 2005 году сумма расходов составила 34 046 тыс. руб.

Проведенный анализ распределения бюджетных и иных денежных средств по статьям затрат при финансировании учреждений образования показал, что, несмотря на увеличение средств на финансирование расходов, распределение производится нецелесообразно, позволяя системе образования оплачивать труд своих работников, оплачивать наиболее необходимые расходы и коммунальные платежи, однако на развитие и совершенствование средств не остается.

Проведем анализ исполнения сводной  сметы доходов и расходов бюджетных организаций по платным услугам, т.е. оценим, насколько учреждения образования г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района в состоянии обеспечивать свои расходы сами, без выделения трансфертов и финансирования из местного бюджета (см. Приложение Д )

В целом по поступлению средств можно отметить их тенденцию к увеличению, так в 2003 году по смете было запланировано получение доходов в сумме 653 тыс. руб., реальное исполнение доходной части составило 73,3% (поступило 479 тыс. руб.), в 2004 году по плану предполагалось получить 688 тыс. руб., а фактическое поступление составило 672 тыс. руб., т.е. исполнение на 97,7%, по состоянию на 2005 год было запланировано поступление 943 тыс. руб., фактическое же поступление составило 929 тыс. руб., выполнение плана по смете на 98,5%.

Преимущественно доходы сформированы за счет такой статьи, как «Родительская плата в ДМШ, студиях, кружках, курсах», поступление средств по ней является регулярным, планируется в смете.

Также следует отметить тенденцию  к увеличению данной статьи: фактическое поступление в 2003 году составило 381 тыс. руб. (исполнение плана на 62,56%), в 2004 году – 561 тыс. руб. (исполнение плана 81,6%), в 2005 году – 604 тыс. руб. (исполнение плана 69,3%).

Достаточно регулярно пополняют  доходы учреждений образования спонсорские взносы, которые в 2003 году составляли 17 тыс. руб., в 2004 году возросли до 40 тыс. руб., а в 2005 году составили 74 тыс. руб. По остальным статьям доходов поступления средств не являются постоянными. В 2005 году стали действовать еще 2 направления поступления средств: подготовка кадров (курсы) принесла 52 тыс. руб. дохода и доходы от аренды зданий, транспорта – поступление в сумме 20 тыс. руб.

Представляется целесообразным более  тщательное планирование собственных возможностей дополнительного привлечения средств на финансирование учреждений образования. В 2003 году поступления средств даже без учета поступлений денежных средств от спонсоров составили 855 тыс. руб., что значительно больше доходов предыдущих лет.

Далее перейдем к анализу расходной части сводной сметы доходов и расходов бюджетных организаций сферы образования по платным услугам.

Расходы в 2003 году были запланированы в сумме 658 тыс. руб., однако фактически составили меньшую сумму – 455 тыс. руб. (исполнение сметы на 69,15%); в 2004 году расходы были запланированы уже в большей сумме – 717 тыс. руб. и их фактическое исполнение недалеко ушло от запланированного – 693 тыс. руб. (96,7%); по итогам 2005 года по смете было запланировано израсходовать 951 тыс. руб., однако в действительности было потрачено – 926 тыс. руб. (расход плановых показателей на 97,4%).

Наибольший удельный вес в сумме  расходов ежегодно приходится на материальные затрат, а точнее приобретение продуктов питания: так, в 2003 году на данную статью расходов планировалось выделить 653 тыс. руб., а фактически было израсходовано 407 тыс. руб. (за счет чего и произошла экономия по затратам в целом от запланированного); в 2004 году планировалось потратить на продукты питания 642 тыс. руб., а фактически было израсходовано 578 тыс. руб. (исполнение сметы на 90,1%).

Если в 2003-2005 году учреждениям образования еще удавалось не выходить за рамки установленных расходов и не прибегать для финансирования затрат к средствам местного бюджета, то уже в 2005 году ситуация изменилась: планировалось потратить на продукты питания 865 тыс. руб., однако фактически было израсходовано 799 тыс. руб. (перерасход на 37,7%), что произошло ввиду инфляции и роста цен на продукты.

Благодаря незапланированному большому поступлению от спонсоров в 2005 году было приобретено материалов в 35 раз больше запланированных по смете, что позволило произвести ремонт помещений и оборудовать учебные заведения новой техникой и мебелью.

 

2.2 Анализ  действующей практики финансирования  расходов на дошкольные и школьные образовательные учреждения

Прежде чем характеризовать  состояние финансирования дошкольных и школьных образовательных учреждений г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района определим положение дел в данном секторе образование на общегосударственном уровне.

Одной из весьма нетривиальных  задач, которая решалась при подготовке Концепции реформирования организационно-экономического механизма системы образования, была задача оценки неформальных ресурсных потоков, поступающих в систему общего образования. Эти неформальные и во многих случаях нелегальные потоки финансовых и материальных средств позволяли до последнего времени сохранять систему школьного образования в "рабочем состоянии", удерживать в ней кадры, хоты бы частично компенсируя сокращение бюджетного финансирования.

Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру