Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.

Оглавление

Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89

Файлы: 1 файл

Диплом Финансир-ие расходов на образование (Николаевск).doc

— 936.00 Кб (Скачать)

В настоящее время в Николаевском районе родительская плата за содержание ребенка в детском саду компенсирует расходы на питание детей в дошкольном учреждении. Мэрия г. Николаевска-на-Амуре установила льготы по оплате некоторым категориям семей (многодетные, малоимущие, имеющие отклонения в развитии и т.д.). В период с 2004 по 2005 год родительская плата возросла с 30 до 40 рублей в день. Что отразилось на посещаемости детей. Произошло увеличение родительской платы по причине роста цен на продукты питания.

Стабилизировалось питание в ДОУ: определены поставщики продуктов питания, организован кольцевой завоз основных продуктов. Натуральные нормы питания в основном выполняются.

Произошли изменения  в управлении ДОУ; оно приобретает  демократичный характер, имеет нормативно-правовую основу.

Продолжается реформирование содержания образования в ДОУ. В  организации образовательного процесса в большинстве детских садов используются федеральный, региональный, внутрисадовый компоненты.

Произошло регулирование  образовательного процесса в содержании дошкольного образования. В 2004-2005 годах в учреждениях проведена большая работа по изучению влияния учебной нагрузки на здоровье детей, сетки занятий приведены в соответствие с нормативами. Расширился спектр дополнительных услуг: в 4 ДОУ организовано 6 кружков по различным направлениям, в которых занимается около 110 детей.

По-прежнему требует особого  внимания учебно-методическая база, оборудование. Недостаточной остается обеспеченность игрушками, дидактическим материалом.

Отсутствие на федеральном  уровне концепции  преемственности  работы детского сада и школы не позволяет разрешить существующие проблемы дошкольного и школьного образования. 

Структура бюджетного финансирования дошкольных образовательных учрежден изменилась в худшую сторону: уменьшилась доля средств, направленных на оплату труда и на льготы по оплате за содержание детей в ДОУ. С 01.05.2005 распоряжением администрации г.Николаеска-на-Амуре были отменены льготы на детей с речевыми отклонениями в д/саду № 15 логопедического направления. Также уменьшилось количество социальных бесплатных мест в дошкольных учреждениях для малоимущих и многодетных семей.

Таблица 2.4 - Структура бюджетного финансирования дошкольных

                      образовательных учреждений

Статьи финансирования

2004 год

2005 год

Изменение %

Всего

100,0

100,0

Х

В том числе оплата труда

38,4

36,2

94,3

Социальные отчисления на оплату труда

14,5

13,1

90,3

Коммунальные платежи

3,8

2,1

55,3

Льготы по оплате за содержание детей  в ДОУ

14,0

9,5

64,5


 

 

Доля бюджетного финансирования на коммунальные платежи значительно снизилась. Отмеченные изменения в распределении бюджетных средств в учебных заведениях дошкольных образовательных учреждений были менее благоприятны, чем в общеобразовательных школах.

Сопоставление динамики показателей, характеризующих развитие  школьного образования по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому району представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Изменения показателей по дневным школам Министерства

                        образования на территории г. Николаевска-на-Амуре и

                       Николаевского района

Период

Число классов

Численность учащихся

Численность учителей

Начальное образование (1-4 классы)

2003

90

1551

107

2004

108

1778

124

2005

 

104

1716

117

Базисное (основное) образование (5-9 классы)

2003

176

3296

333

2004

141

2485

259

2005

133

2210

241

Среднее школьное образование (10-11 классы)

2003

52

951

101

2004

52

911

101

2005

53

896

122


Из таблицы видно, что  за последний год сократилось  количество начальных классов и в связи с этим произошло сокращение численности учителей начального звена. В условиях сокращения численности учащихся попытка нормализовать количество учеников в каждом классе начальной школы сталкивается с проблемой недостаточной обеспеченности учителями начальных классов.

Базовое (основное) школьное образование характеризуется сходной  тенденцией. Численность учащихся сокращается, освобождаются педагогические ставки. Чего нельзя сказать о старшем звене. Хоть и происходит сокращение численности учащихся, но в связи с уменьшением наполняемости классов и повышением качества преподавания, количество педагогов изменяется в сторону увеличения.

Подобная ситуация объясняется тем, что нормативная база управления образованием не корректируется с учетом происходящих процессов в сфере услуг системы образования. В результате даже при наличии ресурсов и возможности переквалификации учительских кадров и их перераспределения в старшие классы не произошло позитивных изменений в условиях обучения.

По кругу отчитавшихся школ по форме ОБ-2 возможно сопоставить  структуры бюджетного финансирования общеобразовательных школ за два  года.

Результаты приведены в таблице 2.6

Таблица 2.6 - Структура бюджетного финансирования общеобразовательных  

                       школ  расположенных на г. Николаевска-на-Амуре и

                       Николаевского района (в процентах) 

 

Статьи финансирования

2004 год

2005 год

Темп роста, %

Всего

100,0

100,0

-

В том числе оплата труда

57,6

51,1

88,7

Социальные отчисления на оплату труда

18,1

17,4

96,1

Коммунальные платежи

8,4

14,4

171,4

Приобретение предметов снабжения

7,6

9,8

128,9


 

Общий объем финансирования общеобразовательных школ по отчитавшемуся кругу единиц вырос за год на 44 %, одновременно на 71 % (14,4/8,4) выросла доля расходов на оплату коммунальных платежей. Вместе с тем за 2004-2005 годы общая численность учителей общеобразовательных школ оставалась стабильной, и не сократилась, при одновременном уменьшении доли финансируемых средств на оплату труда на 11% (51,1/57,6).

Дифференциация средней  заработной платы работников школьного  и начального профессионального образования на октябрь 2005 года характеризуется следующими данными: в целом преподаватели и учителя получали 5736 руб. в месяц, что составляло в процентах к средней заработной плате 63,3%.

При этом распределение  заработной платы в зависимости  от преподавательской профессии в среднем было следующим:

  • учителя математики получали больше всех – 6305 руб. или 69,6%;
  • учителя русского языка и литературы – 6103 руб. или 67,4%;
  • учителя истории – 6021 руб. или 66,4%;
  • учителя иностранного языка – 6141 руб. или 67,8%;
  • учителя 1-3(4) классов получали 5910 руб. или 65,2%;
  • воспитатели дошкольных учреждений –4870 руб. или 53,7%;
  • инструкторы по труду –5340 руб. или 58,9%;
  • мастера производственного обучения –5100 руб. или 56.3%

Таким образом, менее  половины от среднего по области уровня заработной платы имели воспитатели дошкольных учреждений и мастера производственного обучения.

При формировании и утверждении  бюджета на 2006 год в первом чтении ( Приложение Е ) были уменьшены расходы по учреждениям образования с 210836 тыс. руб. до 193625 тыс. руб. (на 17211 тыс. руб.). Данное снижение расходов может привести  к следующим последствиям:

Экономическая статья 212

по проекту бюджета  – 5091 тыс. руб.

утверждено в 1-ом чтении – 1768 тыс. руб.

Оплата проезда к  месту проведения отпуска и обратно, оплата проезда на сессию будет осуществляться не в полном объеме, что это приведет к нарушению гарантийных прав работников учреждений образования согласно Трудового кодекса РФ. Кредиторская задолженность за 2004 и 2005 г.г. на 01.12.2005 г. составила: а) по проезду в отпуск – 1947,7 тыс. руб.; б) перед ООО «Амуртранс» - 704,5 тыс. руб.; в) перед ООО «Амурречтурист» - 125,0 тыс. руб.; г) по проезду на сессию – 62,0 тыс. руб.

Экономическая статья 221 

по проекту бюджета  – 583 тыс. руб.

утверждено в 1-ом чтении – 203 тыс. руб.

При этом возрастет кредиторская задолженность перед Николаевским-на-Амуре МУЭС. Это может привести к отключению телефонов, что недопустимо в учреждениях образования, особенно, в сельской и поселковой местности.

 Экономическая статья 222

по проекту бюджета  – 2295 тыс. руб.

утверждено в 1-ом чтении – 797 тыс. руб.

Средств для оплаты проезда  учащихся к школе в сельской местности  может хватить на 3 месяца. ( по проекту – 623 тыс. руб.; утверждено – 230 тыс. руб.).

Правом проезда в  оздоровительный лагерь смогут воспользоваться  лишь 35 воспитанников детских домов из 125.

Не в полном объеме будут выполняться услуги по грузовым перевозкам, что приведет к задержкам или недоставке продуктов питания в столовые учреждений образования.

 Экономическая статья 225

по проекту бюджета  – 15 720 тыс. руб.

утверждено в 1-ом чтении – 10 749 тыс. руб.

В данной ситуации услуги по вывозу бытовых отходов будут  осуществляться планомерно только около шести месяцев. Затем, в связи с недостатком бюджетных средств вырастет кредиторская задолженность перед МУП Комбинатом благоустройств. На 01.12.2005 г. кредиторская задолженность данному предприятию составлила 78,3 тыс. руб.

При утвержеднии средств  на оплату капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, оборудования уменьшены расходы на 4475 тыс. руб. Это не позволит подготовить учреждения образования к новому учебному году. Невыполнение ремонтов освещения, ремонтов оконных блоков, остекления, текущих ремонтов отопительных систем в учреждениях образования приведет к нарушению санитарно-эпидимологических норм и к угрозе жизни и здоровья учащихся и воспитанников.

Экономическая статья 226

по проекту бюджета  – 3369 тыс. руб.

утверждено в 1-ом чтении – 1171 тыс. руб.

Оплата услуг вневедомственной охраны будет произведена только лишь за 3 мес. следующего года. Кредиторская задолженность на 01.12.2005 г.  составила 87,6 тыс. руб.

Страхование автогражданской  ответственности владельцев транспортных средств будет произведено у 3 ед. автотранспорта вместо 13.

Расходы по оплате договоров  на медицинский осмотр уменьшены  на 325 тыс. руб. Это может привести к нарушениям санитарно-эпидимологических правил (Сан Пин 2.4.1.1249-03 и Сан Пин 2.4.1.1201-03) по допуску работников дошкольных учреждений, детских домов, школ-интернатов, общеобразовательных школ к рабочим местам.

Оплата банковских услуг по перечислению заработной платы будет выполняться не в полном объеме.

Экономическая статья 290

по проекту бюджета  – 2642 тыс. руб.

утверждено в 1-ом чтении – 918 тыс. руб.

Аттестацию и аккредитацию могут пройти лишь 6 учреждений из 19 планируемых. Зарегистрировать уставы смогут 15 учреждений из 45. Получить лицензию на образовательную деятельность сможет только одно учреждение.

Экономическая статья 310

по проекту бюджета  – 2031 тыс. руб.

утверждено в 1-ом чтении – 705 тыс. руб.

Уменьшение расходов на приобретение мягкого инвентаря привседет к нарушению норм обеспечения мягким инвентарем воспитанников коррекционных школ-интернатов и детей детских домов, утвержденных Постановлениями Правительства РФ. Так в СКШИ – 8 вида на данный момент износ мягкого инвентаря около 100 %.

Экономическая статья 340

по проекту бюджета  – 18 050 тыс. руб.

утверждено в 1-ом чтении – 16 258 тыс. руб.

Расходы на питание детей  в ДОУ, в школах-интернатах и интернатах при школах приняты без повышения норм на питание. Так, например, нормы на питание одного ребенка в день в ДОУ (массовые группы) 52 руб. при утвержденных 40; в санаторных группах 48 руб. вместо 96.

Уменьшение расходов на приобретение хозяйственных материалов и медикаментов на 1668 тыс. руб. может привести к нарушениям санитарно-гигиенических норм в учреждениях образования, к  угрозе жизни и здоровья детей, особенно, в детских домах и школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Далее в рамках  рассмотрения проблем финансирования учреждений образования проведем краткий анализ состояния образования в г. Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе.

Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру