Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89
В настоящее время в Николаевском районе родительская плата за содержание ребенка в детском саду компенсирует расходы на питание детей в дошкольном учреждении. Мэрия г. Николаевска-на-Амуре установила льготы по оплате некоторым категориям семей (многодетные, малоимущие, имеющие отклонения в развитии и т.д.). В период с 2004 по 2005 год родительская плата возросла с 30 до 40 рублей в день. Что отразилось на посещаемости детей. Произошло увеличение родительской платы по причине роста цен на продукты питания.
Стабилизировалось питание в ДОУ: определены поставщики продуктов питания, организован кольцевой завоз основных продуктов. Натуральные нормы питания в основном выполняются.
Произошли изменения в управлении ДОУ; оно приобретает демократичный характер, имеет нормативно-правовую основу.
Продолжается реформирование содержания образования в ДОУ. В организации образовательного процесса в большинстве детских садов используются федеральный, региональный, внутрисадовый компоненты.
Произошло регулирование образовательного процесса в содержании дошкольного образования. В 2004-2005 годах в учреждениях проведена большая работа по изучению влияния учебной нагрузки на здоровье детей, сетки занятий приведены в соответствие с нормативами. Расширился спектр дополнительных услуг: в 4 ДОУ организовано 6 кружков по различным направлениям, в которых занимается около 110 детей.
По-прежнему требует особого внимания учебно-методическая база, оборудование. Недостаточной остается обеспеченность игрушками, дидактическим материалом.
Отсутствие на федеральном уровне концепции преемственности работы детского сада и школы не позволяет разрешить существующие проблемы дошкольного и школьного образования.
Структура бюджетного финансирования дошкольных образовательных учрежден изменилась в худшую сторону: уменьшилась доля средств, направленных на оплату труда и на льготы по оплате за содержание детей в ДОУ. С 01.05.2005 распоряжением администрации г.Николаеска-на-Амуре были отменены льготы на детей с речевыми отклонениями в д/саду № 15 логопедического направления. Также уменьшилось количество социальных бесплатных мест в дошкольных учреждениях для малоимущих и многодетных семей.
Таблица 2.4 - Структура бюджетного финансирования дошкольных
образовательных учреждений
Статьи финансирования |
2004 год |
2005 год |
Изменение % |
Всего |
100,0 |
100,0 |
Х |
В том числе оплата труда |
38,4 |
36,2 |
94,3 |
Социальные отчисления на оплату труда |
14,5 |
13,1 |
90,3 |
Коммунальные платежи |
3,8 |
2,1 |
55,3 |
Льготы по оплате за содержание детей в ДОУ |
14,0 |
9,5 |
64,5 |
Доля бюджетного финансирования на коммунальные платежи значительно снизилась. Отмеченные изменения в распределении бюджетных средств в учебных заведениях дошкольных образовательных учреждений были менее благоприятны, чем в общеобразовательных школах.
Сопоставление динамики показателей, характеризующих развитие школьного образования по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому району представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Изменения показателей по дневным школам Министерства
образования на территории г. Николаевска-на-Амуре и
Николаевского района
Период |
Число классов |
Численность учащихся |
Численность учителей | ||
Начальное образование (1-4 классы) | |||||
2003 |
90 |
1551 |
107 | ||
2004 |
108 |
1778 |
124 | ||
|
104 |
1716 |
117 | ||
Базисное (основное) образование (5-9 классы) | |||||
2003 |
176 |
3296 |
333 | ||
2004 |
141 |
2485 |
259 | ||
2005 |
133 |
2210 |
241 | ||
Среднее школьное образование (10-11 классы) | |||||
2003 |
52 |
951 |
101 | ||
2004 |
52 |
911 |
101 | ||
2005 |
53 |
896 |
122 |
Из таблицы видно, что за последний год сократилось количество начальных классов и в связи с этим произошло сокращение численности учителей начального звена. В условиях сокращения численности учащихся попытка нормализовать количество учеников в каждом классе начальной школы сталкивается с проблемой недостаточной обеспеченности учителями начальных классов.
Базовое (основное) школьное
образование характеризуется
Подобная ситуация объясняется тем, что нормативная база управления образованием не корректируется с учетом происходящих процессов в сфере услуг системы образования. В результате даже при наличии ресурсов и возможности переквалификации учительских кадров и их перераспределения в старшие классы не произошло позитивных изменений в условиях обучения.
По кругу отчитавшихся школ по форме ОБ-2 возможно сопоставить структуры бюджетного финансирования общеобразовательных школ за два года.
Результаты приведены в таблице 2.6
Таблица 2.6 - Структура бюджетного финансирования общеобразовательных
школ расположенных на г. Николаевска-на-Амуре и
Николаевского района (в процентах)
Статьи финансирования |
2004 год |
2005 год |
Темп роста, % |
Всего |
100,0 |
100,0 |
- |
В том числе оплата труда |
57,6 |
51,1 |
88,7 |
Социальные отчисления на оплату труда |
18,1 |
17,4 |
96,1 |
Коммунальные платежи |
8,4 |
14,4 |
171,4 |
Приобретение предметов снабжен |
7,6 |
9,8 |
128,9 |
Общий объем финансирования общеобразовательных школ по отчитавшемуся кругу единиц вырос за год на 44 %, одновременно на 71 % (14,4/8,4) выросла доля расходов на оплату коммунальных платежей. Вместе с тем за 2004-2005 годы общая численность учителей общеобразовательных школ оставалась стабильной, и не сократилась, при одновременном уменьшении доли финансируемых средств на оплату труда на 11% (51,1/57,6).
Дифференциация средней заработной платы работников школьного и начального профессионального образования на октябрь 2005 года характеризуется следующими данными: в целом преподаватели и учителя получали 5736 руб. в месяц, что составляло в процентах к средней заработной плате 63,3%.
При этом распределение заработной платы в зависимости от преподавательской профессии в среднем было следующим:
Таким образом, менее половины от среднего по области уровня заработной платы имели воспитатели дошкольных учреждений и мастера производственного обучения.
При формировании и утверждении бюджета на 2006 год в первом чтении ( Приложение Е ) были уменьшены расходы по учреждениям образования с 210836 тыс. руб. до 193625 тыс. руб. (на 17211 тыс. руб.). Данное снижение расходов может привести к следующим последствиям:
Экономическая статья 212
по проекту бюджета – 5091 тыс. руб.
утверждено в 1-ом чтении – 1768 тыс. руб.
Оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно, оплата проезда на сессию будет осуществляться не в полном объеме, что это приведет к нарушению гарантийных прав работников учреждений образования согласно Трудового кодекса РФ. Кредиторская задолженность за 2004 и 2005 г.г. на 01.12.2005 г. составила: а) по проезду в отпуск – 1947,7 тыс. руб.; б) перед ООО «Амуртранс» - 704,5 тыс. руб.; в) перед ООО «Амурречтурист» - 125,0 тыс. руб.; г) по проезду на сессию – 62,0 тыс. руб.
Экономическая статья 221
по проекту бюджета – 583 тыс. руб.
утверждено в 1-ом чтении – 203 тыс. руб.
При этом возрастет кредиторская задолженность перед Николаевским-на-Амуре МУЭС. Это может привести к отключению телефонов, что недопустимо в учреждениях образования, особенно, в сельской и поселковой местности.
Экономическая статья 222
по проекту бюджета – 2295 тыс. руб.
утверждено в 1-ом чтении – 797 тыс. руб.
Средств для оплаты проезда учащихся к школе в сельской местности может хватить на 3 месяца. ( по проекту – 623 тыс. руб.; утверждено – 230 тыс. руб.).
Правом проезда в оздоровительный лагерь смогут воспользоваться лишь 35 воспитанников детских домов из 125.
Не в полном объеме будут выполняться услуги по грузовым перевозкам, что приведет к задержкам или недоставке продуктов питания в столовые учреждений образования.
Экономическая статья 225
по проекту бюджета – 15 720 тыс. руб.
утверждено в 1-ом чтении – 10 749 тыс. руб.
В данной ситуации услуги по вывозу бытовых отходов будут осуществляться планомерно только около шести месяцев. Затем, в связи с недостатком бюджетных средств вырастет кредиторская задолженность перед МУП Комбинатом благоустройств. На 01.12.2005 г. кредиторская задолженность данному предприятию составлила 78,3 тыс. руб.
При утвержеднии средств на оплату капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, оборудования уменьшены расходы на 4475 тыс. руб. Это не позволит подготовить учреждения образования к новому учебному году. Невыполнение ремонтов освещения, ремонтов оконных блоков, остекления, текущих ремонтов отопительных систем в учреждениях образования приведет к нарушению санитарно-эпидимологических норм и к угрозе жизни и здоровья учащихся и воспитанников.
Экономическая статья 226
по проекту бюджета – 3369 тыс. руб.
утверждено в 1-ом чтении – 1171 тыс. руб.
Оплата услуг вневедомственной охраны будет произведена только лишь за 3 мес. следующего года. Кредиторская задолженность на 01.12.2005 г. составила 87,6 тыс. руб.
Страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств будет произведено у 3 ед. автотранспорта вместо 13.
Расходы по оплате договоров на медицинский осмотр уменьшены на 325 тыс. руб. Это может привести к нарушениям санитарно-эпидимологических правил (Сан Пин 2.4.1.1249-03 и Сан Пин 2.4.1.1201-03) по допуску работников дошкольных учреждений, детских домов, школ-интернатов, общеобразовательных школ к рабочим местам.
Оплата банковских услуг по перечислению заработной платы будет выполняться не в полном объеме.
Экономическая статья 290
по проекту бюджета – 2642 тыс. руб.
утверждено в 1-ом чтении – 918 тыс. руб.
Аттестацию и аккредитацию могут пройти лишь 6 учреждений из 19 планируемых. Зарегистрировать уставы смогут 15 учреждений из 45. Получить лицензию на образовательную деятельность сможет только одно учреждение.
Экономическая статья 310
по проекту бюджета – 2031 тыс. руб.
утверждено в 1-ом чтении – 705 тыс. руб.
Уменьшение расходов на приобретение мягкого инвентаря привседет к нарушению норм обеспечения мягким инвентарем воспитанников коррекционных школ-интернатов и детей детских домов, утвержденных Постановлениями Правительства РФ. Так в СКШИ – 8 вида на данный момент износ мягкого инвентаря около 100 %.
Экономическая статья 340
по проекту бюджета – 18 050 тыс. руб.
утверждено в 1-ом чтении – 16 258 тыс. руб.
Расходы на питание детей в ДОУ, в школах-интернатах и интернатах при школах приняты без повышения норм на питание. Так, например, нормы на питание одного ребенка в день в ДОУ (массовые группы) 52 руб. при утвержденных 40; в санаторных группах 48 руб. вместо 96.
Уменьшение расходов на приобретение хозяйственных материалов и медикаментов на 1668 тыс. руб. может привести к нарушениям санитарно-гигиенических норм в учреждениях образования, к угрозе жизни и здоровья детей, особенно, в детских домах и школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Далее в рамках рассмотрения проблем финансирования учреждений образования проведем краткий анализ состояния образования в г. Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе.
Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру