Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.

Оглавление

Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89

Файлы: 1 файл

Диплом Финансир-ие расходов на образование (Николаевск).doc

— 936.00 Кб (Скачать)

 

В последние годы снижается прием на обучение по тем специальностям, масштабы подготовки специалистов по которым были «раздуты» в предшествующие годы в связи с потребностями идеологической сферы и гигантского военно-промышленного комплекса. С 1999 г. тенденция снижения численности студентов изменилась на противоположную /28, с.29-36/.

Однако, вплоть до 2002 г., несмотря на столь бурный рост численности студентов, законодательная норма, согласно которой на бюджетной основе должно обучаться не менее 170 студентов на 10 тыс. населения, не выполнялась. В 2002 году за счет бюджетных средств обучалось лишь 168 студентов в расчете на 10 тыс. населения. Остальное "добиралось" так называемыми коммерческими студентами государственных вузов и студентами негосударственных вузов. Резкий всплеск контингентов вузов наблюдается после 1999 г. Можно высказать гипотезу, что в значительной мере это связано с желанием юношей избежать призыва в армию. Ухудшение положения с занятостью, рост безработицы также привели к притоку молодежи в вузы. Эти процессы порождают весьма распространенное представление о буме в высшем образовании. Данное представление, наряду с мотивом об избежании призыва в армию, практически парализуют структурную перестройку системы высшего образования, порождают стремление к увеличению бюджетного набора. Вместе с тем дальнейшее расширение контингентов, обучающихся за бюджетные деньги, ведет к резкому сокращению удельных расходов в расчете на 1 студента. Только за последний год это падение составило в среднем около 30%.

1.2 Становление и развитие системы расходов на социальную сферу в РФ

 

Отрасль образования в советский  период была относительно наиболее благополучной  из всех отраслей социальной сферы. Это определялось тем, что развитие естественных наук, немыслимое без соответствующего развития всей пирамиды образования - от начального до высшего - являлось фундаментом военно-промышленного комплекса, обеспечивавшего внешнюю безопасность существования советского строя /49, с. 69-72/.

Хотя, и в этой сфере, начиная с 70-х годов, все более широкое явление получали теневые экономические отношения, включая взяточничество при поступлении в высшие учебные заведения, тот потенциал качества, который был накоплен в предшествующий период, в сочетании с относительно приоритетным (в рамках все того же остаточного принципа) финансированием, позволял сфере образования выполнять ее социальную функцию в обществе на приемлемом уровне. На него не оказали серьезного воздействия те многочисленные так называемые "реформы" образования, которые не раз проводились в послевоенный период. Все они (переход на 11-летнее обучение и обратно, введение всеобщего политехнического образования, и отказ от него, расширение сети спецшкол и сужение ее и т.д.) относились к организации образовательного процесса и частично содержания обучения, никак не затрагивая его экономический механизм. Соответственно этими аспектами ограничивался и опыт реформирования системы образования, накопленный в течение советского периода у работников этой системы /71, с. 264-269/.

Вместе с тем сфера образования, как и вся социально-культурная сфера в целом, обладала наименьшим приоритетом при распределении ресурсов в плановой экономике. По таким показателям, как доля расходов на эту сферу в ВВП, Россия к 1990 г. отставала от стран с развитой рыночной экономикой (см. таблица 1.3.) /46, с. 37-48/.

Таблица 1.3 - Расходы на образование в отдельных странах в 1989г., % ВВП

Страны

Образование

Россия

4,8

Великобритания

4,7

Германия

6,2

Италия

5,2

США

6,1

Франция

5,7

Япония

4,8


 

Межстрановые сопоставления свидетельствуют об общей тенденции роста показателей доли расходов государства на образование в ВВП по мере увеличения производства ВВП на душу населения в реальном исчислении (таблица 1.4).

Таблица 1.4 - Расходы государства на образование в отдельных странах (в %    ВВП)

Страны

Образование 1990

ВВП на душу населения  в долларах США, по ППС 1991

Россия

3,5

3220

Великобритания

4,9

16 550

Германия

3,2

18 520

Италия

5,4

20 380

США

5,3

22 240

Франция

4,0

23 650

Япония

4,7

26 930


 

По относительным показателям расходов государства на сферу образования, Россия уступала почти всем странам с развитой рыночной экономикой и европейским социалистическим странам, но примерно соответствовала  несоциалистическим  странам  с  близким  уровнем подушевого ВВП.

Сочетание высокой обеспеченности населения России учителями и высокой доли учащихся в высших учебных заведениях с низким уровнем затрат на функционирование сферы образования отражало одну из фундаментальных особенностей социалистического народного хозяйства.

Недостаток вложений в оборудование и в основные фонды, необходимые для обеспечения высокого качества услуг сферы образования, «компенсировался» относительным переизбытком работников. При этом уровень оплаты их труда составлял 65-75% от среднего по народному хозяйству.

Уровень материально-технической  базы учреждений образования был  очень низким в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. По данным Госкомстата России, в 1985 г. в  России 27% школ, более 30% профессионально-технических учебных заведений, размещались в зданиях, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта. В 40% школ отсутствовало центральное отопление, в 59% - водопровод, в 70% - канализация /27, с. 70-78/.

Осуществление государственного финансирования учреждений образования «по остаточному принципу» и административное сдерживание рыночных отношений в этой сфере имели прямым следствием широкое распространение практики теневой оплаты потребителями услуг образования деятельности производителей этих услуг.

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX века стали вполне очевидны недостатки существовавшей государственной системы предоставления образовательных услуг. Суть этих изъянов, которые схожим образом проявились и в Советском Союзе и в других социалистических странах, можно свести к следующему:

- недофинансирование образования;

- низкая эффективность использования ресурсов при избытке некоторых их видов;

- низкая заработная плата учителей;

- отсутствие у работников стимулов к эффективной работе;

- низкое качество услуг, предоставляемых населению, минимальные возможности потребителей влиять на качество, используя легальные механизмы;

- все более широкое распространение теневой оплаты формально бесплатных образовательных услуг и т.п.

Под влиянием внедрения новых моделей  хозяйствования, расширяющих самостоятельность предприятий, и под давлением профессиональных сообществ, стремящихся выйти из-под удушающего пресса административного управления, в отрасли образования в 90-х гг. были начаты организационно-экономические реформы /70, с. 198-203/.

Начало реформам было положено в декабре 1989 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования. Именно на нем большинство работников народного образования и научно-педагогической общественности определили основные принципы преобразования сложившейся в годы застоя образовательной системы страны.

Изменения, произошедшие в сфере образования в этот период, касались главным образом  содержания образовательной деятельности и институциональной структуры системы образования, и в малой степени - экономических механизмов ее функционирования. Исключением явился лишь возникший   сектор негосударственного образования, где содержательные изменения сочетались с внедрением рыночного механизма.

Правовые контуры преобразований в сфере образования были определены Указом Президента России, принятом 11 июля 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» (далее - Указ Президента №1) и Законом РФ «Об образовании», принятом 10 июля 1992 г., который воспроизвел и развил основные положения упомянутого Указа.

С социально-экономической  точки зрения наиболее значимым в  этих документах было то, что они объявляли образование приоритетной сферой государственных интересов и должны были существенно повысить статус ее работников путем значительного повышения уровня оплаты их труда. Последняя должна была быть доведена и поддерживаться для работников средней школы - на уровне средней оплаты труда в промышленности, а для профессорско-преподавательского состава вузов - в два раза превышать этот уровень.

Эти положения закона не выполнены до сих пор, и реальная динамика оплаты труда работников образования демонстрирует существенное отставание от "нормативной" величины. Более того, даже эта низкая заработная плата систематически задерживается с выплатой.

Точно также продекларированная приоритетность образовательной сферы никак не проявилась ни в объеме бюджетного финансирования, ни в доле этих расходов по отношению к ВВП.

Принятый в 1992 г. закон «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.92г., примечателен не только неудавшейся попыткой ввести гарантии государственного финансирования образования в целом./31/ Он разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации./36/

Негосударственные образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию, получили право на бюджетное финансирование. Размеры финансирования устанавливаются на основе нормативов, определяемых в расчете на одного учащегося. Таким образом, финансирование должно производиться пропорционально фактическому количеству обучающихся, в данном образовательном учреждении, независимо от его статуса.

Важным этапом в процессе развития и укрепления нормативно-правовой базы деятельности учреждений образовательной  сферы в новых экономических условиях стало принятие в январе 1996 г. федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». В ряду принципиально важных положений данного документа следует выделить:

- подтверждение гарантий общедоступности и бесплатности образования всех ступеней общего образования;

- отмену конкурсной системы отбора в государственные и муниципальные учреждения для получения среднего полного общего и начального профессионального образования;

- установление права на внеконкурсный прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов первой и второй группы при условии успешной сдачи ими вступительных экзаменов.

Закон закрепил права образовательных  учреждений предоставлять платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные обязательными образовательными программами и государственными стандартами, и заключать договора с физическими и юридическими лицами на полностью платное обучение сверх финансируемых за счет учредителей заданий по приему обучающихся и переподготовке специалистов.

За период реформ были приняты и другие законодательные  акты, прямо или косвенно регулирующие функционирование образовательной сферы /32/; /33/; /35, с. 70/.

Право на включение в  систему централизованного государственного финансирования теперь распространяется не на все образовательные учреждения, получившие государственную аккредитацию, а только на общеобразовательные учреждения.

Итак, в 90-х годах в отечественной  системе образования развиваются  процессы демократизации, появляется вариативность образования, возникают  инновационные движения. Они определялись в первую очередь быстрой (в ряде случаев даже опережающей) адаптацией системы образования к принципиально новым условиям политической демократии,  свободного развития гражданского общества и рыночной экономики.

С точки зрения содержания образования, в современной России можно говорить о существовании перспективной программы его развития и совершенствования, которая в целом способна обеспечить приближение сферы образования к тем требованиям, которые ставятся задачами социально-экономического реформирования страны. Однако прямо противоположная ситуация сложилась в ходе реформ в организационно-экономической составляющей сферы образования.

Происходящие в 90-е  годы изменения были связаны в  первую очередь с развитием новых  видов образовательных учреждений, внедрением и распространением новых инновационных и авторских программ обучения, введением альтернативности и ликвидацией всеобщей унификации обучения при одновременном сохранении всего лучшего из накопленного опыта российской системы образования. В 2000 году число гимназий достигло почти 1027, лицеев - 692. Позитивные изменения в содержании образования сопровождались ухудшением материально-технической базы отрасли /46, с. 37-48/.

Сокращение инвестиций привело к росту численности  учеников, занимающихся во вторую и третью смены. Если в 1985 г. их доля составляла 19,3% от общего числа школьников, то в 1999 г. - уже 25,0%. Количество высших учебных заведений всех форм в России увеличилось по сравнению с 1995 г. почти на 11,8% и достигло в 2005 г. 670. Численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. населения достигла в 2003 году 335, что является самым высоким уровнем с 1995 г. По сравнению с 1998 г. она выросла более, чем на 25,5%. Общее число студентов, приходящееся на 10 тыс. населения, сокращалось вплоть до 1994 г./52, с. 56-67/. Это сокращение происходило в основном за счет учащихся по заочной и вечерней формам обучения. На начало 2002 г. в стране насчитывается 602 государственных вуза. Кроме того, в стране имеется 463 негосударственных вуза и 584 филиала. Общее количество студентов составляет 4270,8 тыс. человек. В государственных вузах обучается 1468 тыс. человек (свыше 34 % от всего количества) с полным возмещением затрат.

Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру