Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89
В последние годы снижается прием на обучение по тем специальностям, масштабы подготовки специалистов по которым были «раздуты» в предшествующие годы в связи с потребностями идеологической сферы и гигантского военно-промышленного комплекса. С 1999 г. тенденция снижения численности студентов изменилась на противоположную /28, с.29-36/.
Однако, вплоть до 2002 г., несмотря на столь бурный рост численности студентов, законодательная норма, согласно которой на бюджетной основе должно обучаться не менее 170 студентов на 10 тыс. населения, не выполнялась. В 2002 году за счет бюджетных средств обучалось лишь 168 студентов в расчете на 10 тыс. населения. Остальное "добиралось" так называемыми коммерческими студентами государственных вузов и студентами негосударственных вузов. Резкий всплеск контингентов вузов наблюдается после 1999 г. Можно высказать гипотезу, что в значительной мере это связано с желанием юношей избежать призыва в армию. Ухудшение положения с занятостью, рост безработицы также привели к притоку молодежи в вузы. Эти процессы порождают весьма распространенное представление о буме в высшем образовании. Данное представление, наряду с мотивом об избежании призыва в армию, практически парализуют структурную перестройку системы высшего образования, порождают стремление к увеличению бюджетного набора. Вместе с тем дальнейшее расширение контингентов, обучающихся за бюджетные деньги, ведет к резкому сокращению удельных расходов в расчете на 1 студента. Только за последний год это падение составило в среднем около 30%.
Отрасль образования в советский период была относительно наиболее благополучной из всех отраслей социальной сферы. Это определялось тем, что развитие естественных наук, немыслимое без соответствующего развития всей пирамиды образования - от начального до высшего - являлось фундаментом военно-промышленного комплекса, обеспечивавшего внешнюю безопасность существования советского строя /49, с. 69-72/.
Хотя, и в этой сфере, начиная с 70-х годов, все более широкое явление получали теневые экономические отношения, включая взяточничество при поступлении в высшие учебные заведения, тот потенциал качества, который был накоплен в предшествующий период, в сочетании с относительно приоритетным (в рамках все того же остаточного принципа) финансированием, позволял сфере образования выполнять ее социальную функцию в обществе на приемлемом уровне. На него не оказали серьезного воздействия те многочисленные так называемые "реформы" образования, которые не раз проводились в послевоенный период. Все они (переход на 11-летнее обучение и обратно, введение всеобщего политехнического образования, и отказ от него, расширение сети спецшкол и сужение ее и т.д.) относились к организации образовательного процесса и частично содержания обучения, никак не затрагивая его экономический механизм. Соответственно этими аспектами ограничивался и опыт реформирования системы образования, накопленный в течение советского периода у работников этой системы /71, с. 264-269/.
Вместе с тем сфера образования, как и вся социально-культурная сфера в целом, обладала наименьшим приоритетом при распределении ресурсов в плановой экономике. По таким показателям, как доля расходов на эту сферу в ВВП, Россия к 1990 г. отставала от стран с развитой рыночной экономикой (см. таблица 1.3.) /46, с. 37-48/.
Таблица 1.3 - Расходы на образование в отдельных странах в 1989г., % ВВП
Страны |
Образование |
Россия |
4,8 |
Великобритания |
4,7 |
Германия |
6,2 |
Италия |
5,2 |
США |
6,1 |
Франция |
5,7 |
Япония |
4,8 |
Межстрановые сопоставления свидетельствуют об общей тенденции роста показателей доли расходов государства на образование в ВВП по мере увеличения производства ВВП на душу населения в реальном исчислении (таблица 1.4).
Таблица 1.4 - Расходы государства на образование в отдельных странах (в % ВВП)
Страны |
Образование 1990 |
ВВП на душу населения в долларах США, по ППС 1991 |
Россия |
3,5 |
3220 |
Великобритания |
4,9 |
16 550 |
Германия |
3,2 |
18 520 |
Италия |
5,4 |
20 380 |
США |
5,3 |
22 240 |
Франция |
4,0 |
23 650 |
Япония |
4,7 |
26 930 |
По относительным показателям расходов государства на сферу образования, Россия уступала почти всем странам с развитой рыночной экономикой и европейским социалистическим странам, но примерно соответствовала несоциалистическим странам с близким уровнем подушевого ВВП.
Сочетание высокой обеспеченности населения России учителями и высокой доли учащихся в высших учебных заведениях с низким уровнем затрат на функционирование сферы образования отражало одну из фундаментальных особенностей социалистического народного хозяйства.
Недостаток вложений в оборудование и в основные фонды, необходимые для обеспечения высокого качества услуг сферы образования, «компенсировался» относительным переизбытком работников. При этом уровень оплаты их труда составлял 65-75% от среднего по народному хозяйству.
Уровень материально-технической базы учреждений образования был очень низким в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. По данным Госкомстата России, в 1985 г. в России 27% школ, более 30% профессионально-технических учебных заведений, размещались в зданиях, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта. В 40% школ отсутствовало центральное отопление, в 59% - водопровод, в 70% - канализация /27, с. 70-78/.
Осуществление государственного финансирования учреждений образования «по остаточному принципу» и административное сдерживание рыночных отношений в этой сфере имели прямым следствием широкое распространение практики теневой оплаты потребителями услуг образования деятельности производителей этих услуг.
В конце 80-х - начале 90-х гг. XX века стали вполне очевидны недостатки существовавшей государственной системы предоставления образовательных услуг. Суть этих изъянов, которые схожим образом проявились и в Советском Союзе и в других социалистических странах, можно свести к следующему:
- недофинансирование образования;
- низкая эффективность использования ресурсов при избытке некоторых их видов;
- низкая заработная плата учителей;
- отсутствие у работников стимулов к эффективной работе;
- низкое качество услуг, предоставляемых населению, минимальные возможности потребителей влиять на качество, используя легальные механизмы;
- все более широкое распространение теневой оплаты формально бесплатных образовательных услуг и т.п.
Под влиянием внедрения новых моделей хозяйствования, расширяющих самостоятельность предприятий, и под давлением профессиональных сообществ, стремящихся выйти из-под удушающего пресса административного управления, в отрасли образования в 90-х гг. были начаты организационно-экономические реформы /70, с. 198-203/.
Начало реформам было положено в декабре 1989 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования. Именно на нем большинство работников народного образования и научно-педагогической общественности определили основные принципы преобразования сложившейся в годы застоя образовательной системы страны.
Изменения, произошедшие в сфере образования в этот период, касались главным образом содержания образовательной деятельности и институциональной структуры системы образования, и в малой степени - экономических механизмов ее функционирования. Исключением явился лишь возникший сектор негосударственного образования, где содержательные изменения сочетались с внедрением рыночного механизма.
Правовые контуры
С социально-экономической
точки зрения наиболее значимым в
этих документах было то, что они объявляли
образование приоритетной сферой государственных
интересов и должны были существенно повысить
статус ее работников путем значительного
повышения уровня оплаты их труда. Последняя
должна была быть доведена и поддерживаться
для работников средней школы - на уровне
средней оплаты труда в промышленности,
а для профессорско-
Эти положения закона не выполнены до сих пор, и реальная динамика оплаты труда работников образования демонстрирует существенное отставание от "нормативной" величины. Более того, даже эта низкая заработная плата систематически задерживается с выплатой.
Точно также продекларированная приоритетность образовательной сферы никак не проявилась ни в объеме бюджетного финансирования, ни в доле этих расходов по отношению к ВВП.
Принятый в 1992 г. закон «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.92г., примечателен не только неудавшейся попыткой ввести гарантии государственного финансирования образования в целом./31/ Он разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации./36/
Негосударственные образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию, получили право на бюджетное финансирование. Размеры финансирования устанавливаются на основе нормативов, определяемых в расчете на одного учащегося. Таким образом, финансирование должно производиться пропорционально фактическому количеству обучающихся, в данном образовательном учреждении, независимо от его статуса.
Важным этапом в процессе развития и укрепления нормативно-правовой базы деятельности учреждений образовательной сферы в новых экономических условиях стало принятие в январе 1996 г. федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». В ряду принципиально важных положений данного документа следует выделить:
- подтверждение гарантий общедоступности и бесплатности образования всех ступеней общего образования;
- отмену конкурсной системы отбора в государственные и муниципальные учреждения для получения среднего полного общего и начального профессионального образования;
- установление права на внеконкурсный прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов первой и второй группы при условии успешной сдачи ими вступительных экзаменов.
Закон закрепил права образовательных учреждений предоставлять платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные обязательными образовательными программами и государственными стандартами, и заключать договора с физическими и юридическими лицами на полностью платное обучение сверх финансируемых за счет учредителей заданий по приему обучающихся и переподготовке специалистов.
За период реформ были приняты и другие законодательные акты, прямо или косвенно регулирующие функционирование образовательной сферы /32/; /33/; /35, с. 70/.
Право на включение в
систему централизованного
Итак, в 90-х годах в отечественной
системе образования
С точки зрения содержания образования, в современной России можно говорить о существовании перспективной программы его развития и совершенствования, которая в целом способна обеспечить приближение сферы образования к тем требованиям, которые ставятся задачами социально-экономического реформирования страны. Однако прямо противоположная ситуация сложилась в ходе реформ в организационно-экономической составляющей сферы образования.
Происходящие в 90-е
годы изменения были связаны в
первую очередь с развитием новых
видов образовательных
Сокращение инвестиций привело к росту численности учеников, занимающихся во вторую и третью смены. Если в 1985 г. их доля составляла 19,3% от общего числа школьников, то в 1999 г. - уже 25,0%. Количество высших учебных заведений всех форм в России увеличилось по сравнению с 1995 г. почти на 11,8% и достигло в 2005 г. 670. Численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. населения достигла в 2003 году 335, что является самым высоким уровнем с 1995 г. По сравнению с 1998 г. она выросла более, чем на 25,5%. Общее число студентов, приходящееся на 10 тыс. населения, сокращалось вплоть до 1994 г./52, с. 56-67/. Это сокращение происходило в основном за счет учащихся по заочной и вечерней формам обучения. На начало 2002 г. в стране насчитывается 602 государственных вуза. Кроме того, в стране имеется 463 негосударственных вуза и 584 филиала. Общее количество студентов составляет 4270,8 тыс. человек. В государственных вузах обучается 1468 тыс. человек (свыше 34 % от всего количества) с полным возмещением затрат.
Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру