Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89
Нехватка финансовых средств на
образовательные нужды в
Закончился переход начальной школы на 4-летнее обучение, что позволило снизить перегрузку учащихся.
Общей проблемой начального образования является усиливающаяся дифференциация детей по степени готовности к школе, вызванная как реальным расслоением общества, так и снижением количества (83%) детей, посещающих дошкольные учреждения.
Учителя работают по традиционной системе, слабо внедряются развивающие технологии. Увеличивается процент детей, имеющих низкий уровень знаний. Ухудшение результатов обучения наиболее заметно в сельской школе. Обострились проблемы:
- научного, учебного и методического обеспечения новых образовательных программ и технологий;
- нарушение преемственности образовательных программ начальной и основной школы.
Школа второй ступени развивается в направлении обновления содержания образования, реализуя ХК КГОСОО. Расширился спектр школьных программ, начался переход на концентрическую структуру содержания образования.
Вместе с тем существуют проблемы:
- учебного и методического обеспечения новых образовательных программ, технологий, регионального компонента;
- наблюдается снижение мотиваций учебной деятельности, что приводит к неуспеваемости и «отсеву» учащихся.
Школа третьей ступени общего образования формируется как профильное учебное заведение. В учебные планы за счет школьного компонента введены новые предметы и курсы, расширился спектр факультативных занятий.
Вместе с тем не сложилась во всех школах Николаевского района система дифференцированного образования (профильные классы, классы с углубленным изучением предметов), слабо изучается спрос на образовательные услуги.
В связи с недостатком
К основным проблемам управления общим образованием можно отнести следующие:
В целом по результатам анализа финансирования расходов на финансирования дошкольного и школьного образования можно сделать вывод о сохраняющейся тенденции недофинансирования, особенно в части оплаты труда преподавателей и учителей. Однако стоит отметить улучшение качества образования при переходе образовательных учреждений на самофинансирование, что является одним из перспективных направлений развития образования в нашей стране.
Как показывает анализ первого опыта, у негосударственных школ имеются весьма серьезные проблемы: во-первых, отсутствуют четко отработанные механизмы аккредитации; во-вторых, нет преемственности в обучении; в-третьих, крайне неоднороден уровень материально-технической базы; в-четвертых, правовая и социальная незащищенность учеников и их родителей; в-пятых, отсутствие действенного контроля за уровнем и качеством предоставляемых знаний; в-шестых, недостаточная государственная поддержка.
Следует указать и на отсутствие реальной заинтересованности и поддержки со стороны городских властей к негосударственным образовательным структурам. Однако, заинтересованности в активизации этого процесса не наблюдается, поскольку в случае аккредитации или аттестации местные власти берут на себя ответственность и за финансовую поддержку этих учебных заведений. В то же время никаких дополнительных средств на эти цели в местных бюджетах не предусмотрено. Более того Закон "Об образовании" никаких финансовых льгот по аренде помещений для негосударственных образовательных учреждений не предусматривает.
В результате плата в частных учебных заведениях становится исключительно высокой, а образование в них - недоступным даже среднему представителю "среднего класса" российского общества.
Высокая плата за обучение не позволяет обеспечить необходимый контингент учащихся из числа жителей данного района, что приводит к необходимости дополнительного набора учеников в других районах города. Кроме того, отбор в частную школу только детей из обеспеченных семей сужает возможности ее развития, ибо дети из обеспеченных семей подчас имеют более низкий уровень интеллектуального развития, нежели дети из интеллигентных семей.
2.3 Анализ действующей
практики финансирования
Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей.
Основным финансовым документом вуза является смета, в которой отражен общий объем, целевое направление и поквартальной распределение бюджетных ассигнований.
Министерства и ведомства
Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.
В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению. Также при планировании учитывается возможный отсев студентов.
В настоящее время структура финансирования учебного процесса высшего учебного заведения состоит из трех соизмеримых между собой частей:
- бюджетные поступления;
- внебюджетные средства, отражаемых на балансе;
- внебюджетные средства, которые на балансе не отражаются.
Это отнюдь не означает, что академические свободы вузов надо урезать. Необходимо всеми мерами создавать условия для повышения прозрачности вузовских бюджетов, усиливая, с одной стороны, контроль за расходованием внебюджетных средств со стороны Ученых советов вузов и, с другой, - создавая попечительские советы.
Основными источниками внебюджетных средств в системе профессионального образования в Российской Федерации являются средства от платного обучения студентов и сдачи в аренду помещений: в 2003 г. они давали, по оценке специалистов ГУ-ВШЭ, более 84% внебюджетных поступлений. На условиях полного возмещения затрат в государственных вузах России в 2004 г. обучалось 287,5 тыс. студентов или около 30% от числа учащихся в них (в 1996 г. - 3.7% от числа всех студентов, 1997 г. - 4.6%, 1998 г. - 8.7%, 1999 г. 11,6%).
В "тени", прежде всего, находятся доходы от аренды. Для вузов скрытые доходы от аренды составляли в 2003 г. примерно 1,2 млрд. руб. и должны были, по оценке, вырасти до 1,3 млрд. руб. в 2004 г., т.е. примерно на 8%. Для всей системы профессионального образования скрытые доходы от аренды в 2003 г. достигли примерно 1,4-1,5 млрд. руб. Одновременно ее долги по оплате коммунальных услуг превысили 2,4 млрд. руб. Таким образом, при "засвечивании" указанных доходов, они были бы немедленно списаны в оплату пресловутой "коммуналки".
В 2004 г. "теневые" доходы от аренды составили 1,5-1,6 млрд. руб. (рост на 4 -11%). В том же году долги по оплате коммунальных услуг выросли до 6 млрд. руб.; из них путем взаимозачета погашено около 1 млрд. руб.
Таким образом, за 2004 г. указанная задолженность по сравнению с 2003 г. увеличилась почти на 2,6 млрд. руб., т.е. более, чем на 100%. Поскольку, по мнению ректоров вузов, а также директоров средних специальных учреждений и ПТУ, коммунальные услуги должны оплачиваться из бюджетных средств, ожидать какого-либо движения к "осветлению" экономики профессионального образования, по крайней мере, высшего, не приходится.
В 2003 г. доля внебюджетных средств в общем объеме средств (бюджетных и внебюджетных), полученных системой профессионального образования, составляла 28%. В 2004 г. ее рост составил 30,7%. Однако секвестр бюджетных расходов привел к тому, что эта доля повысилась почти до 37,6%.
По оценке, рост в 2004 г. внебюджетных доходов позволял несколько компенсировать резкое сокращение бюджетных ассигнований - в целом расходы на профессиональное образование должны были уменьшиться по сравнению с 2003 г. лишь на 15,4%.
Динамика численности учащихся и приема в средние специальные учебные заведения г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района характеризуются данными, представленными в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Динамика численности учащихся и прием в средние специальные учебные заведения г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района
Показатели |
Учебные годы | ||
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 | |
Средние специальные учебные заведения |
3 |
3 |
3 |
В них учащихся |
1129 |
1744 |
1722 |
В том числе на дневном отделении |
752 |
827 |
763 |
Принято |
613 |
804 |
843 |
Из них окончили основную школу в том же году |
537 |
762 |
813 |
Таким образом, наблюдался опережающий рост количества поступающих в средние специальные учебные заведения. В 2005 году число принятых выпускников 10-х классов особенно возросло. При этом темпы роста численности принятых опережали темпы роста численности учащихся.
Если прием после окончания основной школы увеличивался медленнее, чем общая величина приема, то прием после окончания средней школы возрастал опережающими темпами, быстрее всех приведенных показателей. В результате изменился состав принятых в средние специальные учебные заведения
К началу 2005 г. большая часть приема в средние специальные учебные заведения состояла из выпускников средних полных школ текущего года выпуска. Наряду с этим сократилась доля принятых из числа выпускников основных (базовых) школ и незначительно увеличилась доля прочих категорий молодежи среди принятых в вузы.
Таким образом, наблюдаются две противоположные тенденции в развитии начального профессионального и среднего специального образования. Если начальное профессиональное образование специализируется на профессиональной подготовке выпускников из неполных средних школ, то средние специальные учебные заведения постепенно переориентируются на подготовку учащихся после окончания полных средних школ и, тем самым, начинают составлять конкуренцию высшим учебным заведениям.
Такие изменения в составе контингента обучающихся приводят к увеличению продолжительности обучения в учебных заведениях начального профессионального образования и сокращению сроков обучения в средних специальных учебных заведениях. В результате размер бюджетного финансирования растет в учреждениях начального профессионального образования при стабильном приеме за счет роста продолжительности обучения выпускников из неполных средних школ. В средних специальных учебных заведениях увеличение бюджетного финансирование вызвано общим увеличением числа принятых учащихся при сокращающейся продолжительности обучения.
Такая специализация
учебных заведений
Абсолютное снижение
численности выпускников
Динамика основных показателей по учебным заведениям среднего специального образования за последние годы характеризуется данными, представленными в таблице 2.8.
Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру