Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89
Таблица 2.8 - Социально-экономическая нормаль по средним специальным
учебным заведениям (коэффициенты изменения)
Показатель |
Учебные годы | |||
2001-2002 |
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 | |
Число учебных заведений |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Численность штатных преподавателей |
1,012 |
1,054 |
1,092 |
1,094 |
Количество учебных площадей |
0,985 |
2,019 |
1,988 |
1,988 |
Численность учащихся |
1,027 |
1,129 |
1,744 |
1,722 |
В 2001-02 гг. рост численности учащихся сопровождался адекватным ростом числа штатных преподавателей.
Однако темпы роста ресурсной базы в виде числа учебных заведений и учебных площадей отставали от темпов роста численности учащихся.
В 2002-2003гг., так же как и за весь период 2001-2002 гг. темпы роста численности учащихся сопровождались более высоким ростом учебных площадей. При этом роста числа учебных заведений не происходило, а темпы роста штатных преподавателей отставали от темпов роста численности учащихся.
Недостаточный рост штатной численности преподавателей компенсировался значительным ростом числа внешних совместителей (более чем в три раза). Таким образом, значительный рост спроса на услуги среднего специального образования сопровождался адекватным ростом ресурсной базы: численности штатных и особенно внештатных совместителей и учебных площадей, хотя рост последних опережал рост преподавательских кадров.
Вместе с тем наблюдается недостаточный рост институциональных ресурсов в виде новых учебных заведений.
Специфика бюджетного финансирования средних специальных учебных заведений характеризуется по совокупности отчитавшихся по форме статотчетности ОБ-2 22 учебных заведений и приведена в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Динамика структуры бюджетного финансирования
средних специальных учебных заведений г. Николаевска-на-Амуре
и Николаевского района
(в процентах)
Статьи бюджетного финансирования |
Годы |
Темп роста, % | |
2004 |
2005 | ||
Всего |
100,0 |
100,0 |
Х |
В том числе оплата труда |
35,3 |
37,2 |
105,4 |
Отчисления на оплату труда |
13,5 |
14,3 |
105,9 |
Оплата коммунальных платежей |
7,2 |
13,9 |
193,1 |
Стипендии |
12,5 |
10,8 |
86,4 |
Доля бюджетного финансирования оплаты труда и отчислений на оплату труда сохранялась стабильной, но при этом резко возрастала доля коммунальных платежей и сократилась доля отчислений на стипендии. Вместе с тем, доля бюджетного финансирования на оплату труда в средних учебных заведениях наименьшая из всех сравниваемых видов государственных учебных заведений.
Очевидно, что попытка Минфина передать все внебюджетные счета бюджетных организаций в казначейства только усилит "увод" этих денег в еще большую "тень". Внебюджетные средства, если отвлечься от их зачастую не совсем праведного использования, обеспечивали и продолжают обеспечивать системе образования необходимую гибкость в реакции на изменение внешних условий, в отличие от средств бюджетных, которые расходуются строго по смете, что препятствует любому маневру ресурсами.
Очевидно, что в настоящее время бюджетные студенты учатся в значительной степени за счет коммерческих. Вместе с тем за счет бюджетного финансирования государство должно в сфере высшего профессионального образования удерживать ключевые позиции, критические с точки зрения будущего России.
3. Совершенствование действующей системы финансирования
расходов на социальную сферу
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учреждений
В концепции реформирования системы образования предусматривается переход от сметного финансирования к нормативному на подушевной основе. Это означает реализацию принципа «деньги следуют за учащимися» и развитие системы национального тестирования вместо вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения.
Государственные нормативы (стандарты), определяющие гарантированный минимум затрат на образование могут определяться по двум различным основаниям:
а) как затраты государства на предоставление определенного набора образовательных услуг в расчете на душу населения; при этом должен определяться перечень, количественные и качественные характеристики услуг, предоставляемых населению; иными словами, должен устанавливаться минимальный социальный стандарт потребления этих услуг населением;
б) как расходы на содержание существующей сети образовательных учреждений; при этом должны нормироваться затраты по отдельным статьям их расходов (расходы на заработную плату, на приобретение материалов, оборудования, на оплату коммунальных услуг и т.д.).
Нужно заметить, что эти два подхода не альтернативны, а допускают совмещение и комбинирование.
При нормировании услуг на душу населения возникают сложности из-за наличия существенных различий между регионами в доступности, объеме, качестве предоставляемой населению образовательных услуг. Показатели обеспеченности населения образовательными учреждениями, показатели интенсивности их использования и соответственно размеры затрат на образование в расчете на душу населения сильно разнятся по регионам. Эти различия отражают, с одной стороны, разную степень урбанизированности регионов, особенности расселения, климата и т.п., а с другой стороны, - специфику экономического развития регионов, разную величину инвестиций, сделанных в прошлом в социальную инфраструктуру.
В настоящее время обсуждение данного направления ведется в русле разработки предложений по введению региональных подушевых нормативов. Это означает, что финансироваться должна будет не сеть, не "коробки", а ученики. Данная мера повлечет за собой тщательный анализ и пересмотр объема и структуры расходов, в результате чего сеть школ начнет оптимизироваться (опыт Самарской области здесь более чем убедителен: в этом регионе с переходом на нормативное бюджетное финансирование малокомплектные сельские школы стали закрывать, а детей на автобусах возить в полнокомплектные школы), что само по себе сократит расходы на коммунальные услуги. Это тем более оправданно, что система образования входит в период резкого уменьшения контингентов учащихся, что позволит избежать многих негативных моментов, связанных с сокращением сети. Кроме того, переход на нормативное финансирование вместе с получением школой статуса юридического лица, как показывает не только зарубежный, но и российский опыт приводит к рационализации всей системы хозяйствования.
В условиях федеративного построения
бюджетной системы финансирован
В условиях дефицита местных бюджетов по обеспечению минимального бюджета общего среднего образования им должны выделяться трансферты из бюджетов субъектов РФ. В случае дотационности последних источником трансфертов является федеральный бюджет – Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
При финансировании начального и среднего профессионального образования из региональных бюджетов в случае их дефицита гарантом обеспечения минимального бюджета профессионального образования является федеральный бюджет.
Неэффективность рынка в сфере образования показывает, что этот сектор экономики является по существу закономерным объектом вмешательства государства. Исходя из заинтересованности государства в расширенном воспроизводстве совокупного личного и интеллектуального потенциала, оно должно финансировать базовую профессиональную подготовку в государственной системе образования в части обеспечения единого образовательного стандарта.
Для кризисного периода текущий норматив носит усеченный характер, так как не включает инвестиции на развитие образования. Однако текущий норматив не может быть ниже предела простого воспроизводства учебного процесса и системы жизнеобеспечения учебных заведений.
Рациональный норматив отражает передовой уровень, достигнутый системой образования в странах с наиболее развитой экономикой, а также с учетом прогрессивных инноваций, имеющихся в образовательных учреждениях России. Рациональный норматив строится на основе целевого подхода без учета ограниченности ресурсов в текущем периоде.
Проанализированные выше направления реформирования системы образования имели своим источником преимущественно предложения исследователей, занимающихся проблемами экономики образования. Вмесите с тем, целый ряд предложений вышел и непосредственно из управленческих структур этой сферы. Их отличительной чертой является сконцентрированность на проблемах стабилизации и повышения прежде всего бюджетного финансирования образования.
На основании этого необходимо реализовать следующий комплекс первоочередных мер:
- в условиях
- по вопросу совершенствования
оплаты труда необходимо
- для ликвидации низкого пенсионного обеспечения профессорско-
- определить порядок
осуществления расчетов
- определить перечень
услуг в сфере высшего
- принять решения по
объектам незавершенного
Одной из основных предпосылок укрепления финансового положения образовательных учреждений остается придание школам большей экономической самостоятельности, в том числе и за счет развития платных образовательных услуг. Речь идет о тех услугах, которые обеспечивают уровень образования сверх установленного государством минимума. Объемы бюджетного финансирования школ должны обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умения, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметным областям. Те знания и навыки, которые превышают стандарт, могут предоставляться учащимся за дополнительную плату. Эта плата может осуществляться либо родителями учащихся, либо поступать из иных негосударственных источников финансирования.
Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру