Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89
Таблица 2.2 - Оценка внебюджетных финансовых потоков в системе
школьного образования в России (млрд. руб.)
Годы | |||
2003 |
2004 |
2005 | |
Средства семей на покрытие текущих расходов школ |
2,8 |
3,0 |
3,4 |
Средства семей на оплату репетиторов |
1,8 |
1,9 |
2,3 |
Платные услуги школ |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Средства предприятий |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
Спонсорские средства |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
Прочие поступления |
0,0 |
0,2 |
0,3 |
Расходы региональных и местных бюджетов на школьное (общее среднее) образование, включая федеральные трансферты |
38,0 |
39,9 |
40,7 |
Как видно из таблицы 2.2 в 2003 г. внебюджетные средства в системе школьного образования составляли, по минимальной оценке, 6,8 млрд. руб., или около 18,0% от объема бюджетных средств.
Это позволяет определить реальное сокращение удельных расходов (расходов на 1 учащегося) по сравнению с 2000 г. - в среднем по системе оно составило около 20%. Однако сам факт сокращения расходов, в то время как в развитых странах они постоянно растут, породил представление о падении качества образования, в том числе и за счет увеличения разрыва в применении современных, а, следовательно, технологически емких методов педагогического труда (обучающие компьютерные программы, компьютерная оснащенность учебного процесса, использование учебных видеофильмов, развитие интерактивных методов ведения урока, доступность сетей и методов дистанционного обучения и т.п.). Кроме того, ощутимо возросла дифференциация в притоке средств в различные образовательные учреждения, в целом значительно сильнее, чем в среднем по системе, ухудшив положение массовой школы.
В 2004 г. поступление внебюджетных средств оценивалось на уровне 7,4 млрд. руб., или 18,5% от бюджетных расходов на школьное образование.
Помимо традиционной "шефской" помощи школе со стороны предприятий, которая в последние годы практически неизменна и нередко предоставляется образовательным учреждениям в натуральной форме (ремонт, поставка продуктов питания и т.п.), важнейшими источниками внебюджетных средств в школьном образовании были различные виды расходов семей.
Средства семей на покрытие текущих расходов школ можно оценить следующим образом: В Москве, по экспертным оценкам, 70 процентов учащихся в 2003 г. платили в среднем по 1200-1250 рублей в год. Остальные 30 процентов учащихся - в среднем 1200 рублей в месяц. Общая сумма расходов семей по г. Москве составила примерно 1700 млн. рублей. По городским школам, кроме московских, расходы семей оцениваются в 550 рублей на 1 ученика в год. По сельским школам средства семей в расчет не включались. Таким образом, минимальная оценка расходов семей на покрытие текущих расходов школ составила в 2003 г. 2,8 млрд. рублей.
В 2004 г. по прогнозу они должны были достигнуть 3,0 млрд. руб., т.е. вырасти примерно на 7%. Эти средства регулярно поступают в систему общего образования и поддерживают ее функционирование.
Основные направления
Средства семей на оплату услуг репетиторов составляли в 2003 г. около 1,8 млрд. рублей в год. При этом оценивались только репетиторские услуги, направленные на закрепление знаний по школьным предметам или расширение школьной программы, а не на поступление в вузы (включая оплату преподавателей иностранного языка и других дополнительных предметов). Стоимость данных услуг достигала в 2003 г., по минимальным оценкам, от 60 до 100 процентов от заработной платы наиболее квалифицированной части школьных учителей в столицах и крупных городах, от 30 до 50 процентов - в средних и малых городах.
Эти средства служат важным фактором закрепления указанной части учителей в школах и, тем самым, также несколько стабилизируют положение в системе образования. Однако расчет объема средств, получаемого от репетиторства, основан на других данных и исходит из того, что услугами репетиторов пользуются не более 10 процентов учащихся общеобразовательных школ.
Платные услуги школ составляют крайне небольшую долю внебюджетных поступлений школ, что связано как с неумением организовать их оказание, так и с негативным отношением к такого рода деятельности как со стороны педагогических коллективов, так и родителей. Однако при трансформации организационно-экономического механизма системы образования, при позитивных установках со стороны органов управления образованием пространство платных услуг может быть существенно увеличено.
Бюджетные организации расходуют бюджетные средства исключительно на:
оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих категорий работников;
перечисление страховых
трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных расходов. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. В Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” в перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей. Среди них: Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министерство внутренних дел и другие.
Дошкольные образовательные
Финансирование дошкольных образовательных учреждений имеет свои особенности:
- расходы на содержание детских садов зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании - число детей в детских садах;
- для расчета расходов на детские сады надо определять численность детей на начало года и их среднегодовой контингент. Этот контингент, по отдельным учреждениям рассчитывается исходя из числа детей (групп) на начало года, и его изменения в плановом периоде;
- расходы на заработную плату по отдельным учреждениям в смете планируются исходя из утвержденных штатов и ставок заработной платы. Число штатных единиц определяется исходя из количества групп и длительности пребывания детей в детском саду;
- ставки заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений устанавливаются в соответствии с разрядом по ЕТС;
- расходы на питание планируются исходя из установленных денежных норм на одного ребенка в день с учетом различного режима пребывания в них детей;
- канцелярские и хозяйственные расходы по отдельным учреждениям определяются в том же порядке, как и по общеобразовательным школам: в зависимости от кубатуры зданий и условий функционирования;
- в детских садах предусматриваются также учебные и прочие расходы: на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, на проведение детских праздников и т.д. Эти расходы планируются по установленным нормам на ребенка в год;
- затраты на приобретение оборудования, мягкого инвентаря и обмундирования определяются по установленным нормам с учетом обеспеченности им на начало года;
- плата родителей составляет небольшую долю (порядка 20%) общих расходов на дошкольные учреждения, но при этом расходы на питание должны быть полностью покрыты;
- при свободном планировании бюджетные ассигнования определяются по средней сумме расходов на одного ребенка с определением затрат на заработную плату, питание, оборудование новых мест и дооборудование ранее действующих мест мягким инвентарем и прочих затрат на текущее содержание. Нормы расходов на дооборудование мягким инвентарем являются едиными, а на хозяйственные и прочие расходы планируются на уровне предшествующего года. Плата родителей планируется также в среднем на одного ребенка исходя из уровня, сложившегося в текущем периоде.
К 2001 году в г Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе приостановился процесс ликвидации дошкольных образовательных учреждений.
Изменилась сеть дошкольных образовательных учреждений. Из 22 ДОУ 6 имеет определенную направленность, 16 – общего вида. В 2001 году произошла ликвидация д/сада № 5 в связи с аварийным состоянием здания.
За последние два года произошло увеличение численности детей. Увеличилось количество групп для детей в возрасте до 3-х лет.
Динамика дошкольных образовательных учреждений в Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе представлена в таблице 2.3
Таблица 2.3 - Производственно-сетевые показатели дошкольных
образовательных учреждений г. Николаевска-на-Амуре и
Николаевского района
Показатель |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Число дошкольных заведений |
23 |
22 |
22 |
22 |
22 |
Численность детей |
1690 |
1659 |
1714 |
1731 |
1738 |
Количество детей ясельного возраста |
370 |
385 |
400 |
423 |
467 |
Количество детей от 3 до 7лет |
1320 |
1274 |
1314 |
1308 |
1271 |
Из них кол-во детей в санаторных гр. |
32 |
32 |
40 |
40 |
37 |
Дошкольные учреждения охватывают только 83% детей дошкольного возраста. Появляются учреждения дошкольного образования различного вида, ориентированные на создание развивающей и оздоравливающей среды, индивидуальный подход к ребенку. Так, в 2001 году уже более 14% дошкольных образовательных учреждений составили учреждения общеразвивающего, компенсирующего вида, центры развития и оздоровления.
В 2004 году появилась очередность на получение места в детском саду, особенно для детей раннего возраста.
После отмены Постановления Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. № 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений», которым на федеральном уровне было установлено ограничение родительской платы - не более 20 % от стоимости содержания ребенка в дошкольном учреждении. В результате каждый муниципалитет теперь сам устанавливает плату родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях. Муниципалитеты могут принять нормативные акты, в которых будет регламентированы и то, как используется плата родителей, и льготы по оплате за содержание детей в муниципальных детских садах для отдельных категорий граждан. Перечень категорий будет в каждом муниципалитете свой, исходя из его финансовых возможностей.
Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру