Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.

Оглавление

Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89

Файлы: 1 файл

Диплом Финансир-ие расходов на образование (Николаевск).doc

— 936.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.2 - Оценка внебюджетных финансовых потоков в системе

школьного образования в России (млрд. руб.)

 

Годы

 

2003

2004

2005

Средства семей на покрытие текущих  расходов школ

2,8

3,0

3,4

Средства семей на оплату репетиторов

1,8

1,9

2,3

Платные услуги школ

0,2

0,3

0,3

Средства предприятий 

4,0

4,0

3,9

Спонсорские средства

0,8

1,0

1,0

Прочие поступления

0,0

0,2

0,3

Расходы региональных и местных  бюджетов на школьное (общее среднее) образование, включая федеральные трансферты

38,0

39,9

40,7


 

Как видно из таблицы 2.2 в 2003 г. внебюджетные средства в системе школьного образования составляли, по минимальной оценке, 6,8 млрд. руб., или около 18,0% от объема бюджетных средств.

Это позволяет определить реальное сокращение удельных расходов (расходов на 1 учащегося) по сравнению с 2000 г. - в среднем по системе оно составило около 20%. Однако сам факт сокращения расходов, в то время как в развитых странах они постоянно растут, породил представление о падении качества образования, в том числе и за счет увеличения разрыва в применении современных, а, следовательно, технологически емких методов педагогического труда (обучающие компьютерные программы, компьютерная оснащенность учебного процесса, использование учебных видеофильмов, развитие интерактивных методов ведения урока, доступность сетей и методов дистанционного обучения и т.п.). Кроме того, ощутимо возросла дифференциация в притоке средств в различные образовательные учреждения, в целом значительно сильнее, чем в среднем по системе, ухудшив положение массовой школы.

В 2004 г. поступление внебюджетных средств оценивалось на уровне 7,4 млрд. руб., или 18,5% от бюджетных расходов на школьное образование.

Помимо традиционной "шефской" помощи школе со стороны предприятий, которая в последние годы практически неизменна и нередко предоставляется образовательным учреждениям в натуральной форме (ремонт, поставка продуктов питания и т.п.), важнейшими источниками внебюджетных средств в школьном образовании были различные виды расходов семей.

Средства семей на покрытие текущих расходов школ можно оценить следующим образом: В Москве, по экспертным оценкам, 70 процентов учащихся в 2003 г. платили в среднем по 1200-1250 рублей в год. Остальные 30 процентов учащихся - в среднем 1200 рублей в месяц. Общая сумма расходов семей по г. Москве составила примерно 1700 млн. рублей. По городским школам, кроме московских, расходы семей оцениваются в 550 рублей на 1 ученика в год. По сельским школам средства семей в расчет не включались. Таким образом, минимальная оценка расходов семей на покрытие текущих расходов школ составила в 2003 г. 2,8 млрд. рублей.

В 2004 г. по прогнозу они должны были достигнуть 3,0 млрд. руб., т.е. вырасти примерно на 7%. Эти средства регулярно поступают в систему общего образования и поддерживают ее функционирование.

Основные направления расходования указанных средств следующие: оплата охраны школ, затраты на покупку мела, веников, дополнительных учебников, цветов, подарков учителям к праздникам и т.п. нужды. Ни родителями, ни учениками эти расходы не рассматриваются, как плата за образование и порождены они не только современной экономической ситуацией. Но необходимость поддержания нормального морального климата в школьных коллективах требует исключить любые возможности корыстного использования родительских денег. В силу этого необходимо создать условия, при которых такого рода средства должны быть легализованы и "прозрачны" для контроля (попечительские, родительские советы и т.п.). Однако их легализация нередко воспринимается, в том числе родителями, как первый шаг к легализации платности в школьном образовании. А пока их официально можно характеризовать как незаконные "поборы" и рассматривать как временное явление, которое должно исчезнуть при нормализации бюджетного финансирования. Представляется, что поддержание такого отношения к этим расходам еще долго не позволит поставить экономику образования на эффективную основу.

Средства семей на оплату услуг  репетиторов составляли в 2003 г. около 1,8 млрд. рублей в год. При этом оценивались только репетиторские услуги, направленные на закрепление знаний по школьным предметам или расширение школьной программы, а не на поступление в вузы (включая оплату преподавателей иностранного языка и других дополнительных предметов). Стоимость данных услуг достигала в 2003 г., по минимальным оценкам, от 60 до 100 процентов от заработной платы наиболее квалифицированной части школьных учителей в столицах и крупных городах, от 30 до 50 процентов - в средних и малых городах.

Эти средства служат важным фактором закрепления указанной части учителей в школах и, тем самым, также несколько стабилизируют положение в системе образования. Однако расчет объема средств, получаемого от репетиторства, основан на других данных и исходит из того, что услугами репетиторов пользуются не более 10 процентов учащихся общеобразовательных школ.

Платные услуги школ составляют крайне небольшую долю внебюджетных поступлений школ, что связано как с неумением организовать их оказание, так и с негативным отношением к такого рода деятельности как со стороны педагогических коллективов, так и родителей. Однако при трансформации организационно-экономического механизма системы образования, при позитивных установках со стороны органов управления образованием пространство платных услуг может быть существенно увеличено.

Бюджетные организации расходуют  бюджетные средства исключительно  на:

оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих  категорий работников;

перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые  в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные  выплаты работникам;

оплату товаров, работ и услуг  по заключенным государственным  или муниципальным контрактам;

оплату товаров, работ и услуг  в соответствии с утвержденными  сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных  расходов. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. В Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” в перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей. Среди них: Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министерство внутренних дел и другие.

Дошкольные образовательные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими  осуществляют органы образования. Пребывание детей в дошкольных образовательных учреждениях может быть от 9 до 24 часов. Наполняемость групп в дошкольных учреждениях - 20 человек, в разновозрастных и ясельных группах - до 15 человек.

Финансирование дошкольных образовательных  учреждений имеет свои особенности:

- расходы на содержание детских садов зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании - число детей в детских садах;

- для расчета расходов на детские сады надо определять численность детей на начало года и их среднегодовой контингент. Этот контингент, по отдельным учреждениям рассчитывается исходя из числа детей (групп) на начало года, и его изменения в плановом периоде;

- расходы на заработную плату по отдельным учреждениям в смете планируются исходя из утвержденных штатов и ставок заработной платы. Число штатных единиц определяется исходя из количества групп и длительности пребывания детей в детском саду;

- ставки заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений устанавливаются в соответствии с разрядом по ЕТС;

- расходы на питание планируются исходя из установленных денежных норм на одного ребенка в день с учетом различного режима пребывания в них детей;

- канцелярские и хозяйственные расходы по отдельным учреждениям определяются в том же порядке, как и по общеобразовательным школам: в зависимости от кубатуры зданий и условий функционирования;

- в детских садах предусматриваются также учебные и прочие расходы: на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, на проведение детских праздников и т.д. Эти расходы планируются по установленным нормам на ребенка в год;

- затраты на приобретение оборудования, мягкого инвентаря и обмундирования определяются по установленным нормам с учетом обеспеченности им на начало года;

- плата родителей составляет небольшую долю (порядка 20%) общих расходов на дошкольные учреждения, но при этом расходы на питание должны быть полностью покрыты;

- при свободном планировании бюджетные ассигнования определяются по средней сумме расходов на одного ребенка с определением затрат на заработную плату, питание, оборудование новых мест  и дооборудование ранее действующих мест мягким инвентарем и прочих затрат на текущее содержание. Нормы расходов на дооборудование мягким инвентарем являются едиными, а на хозяйственные и прочие расходы планируются на уровне предшествующего года. Плата родителей планируется также в среднем на одного ребенка исходя из уровня, сложившегося в текущем периоде.

К 2001 году в г Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе приостановился процесс ликвидации дошкольных образовательных учреждений.

Изменилась сеть дошкольных образовательных учреждений. Из 22 ДОУ 6 имеет определенную направленность, 16 – общего вида. В 2001 году произошла ликвидация д/сада № 5 в связи с аварийным состоянием здания.

За последние два года произошло увеличение численности детей. Увеличилось количество групп для детей в возрасте до 3-х лет.

Динамика дошкольных образовательных учреждений в Николаевске-на-Амуре  и Николаевском районе представлена в таблице 2.3

Таблица 2.3 - Производственно-сетевые показатели дошкольных

                        образовательных учреждений г. Николаевска-на-Амуре и

                       Николаевского района

Показатель

2001 год

2002 год

2003 год

2004

год

2005

год

Число дошкольных заведений

23

22

22

22

22

Численность детей

1690

1659

1714

1731

1738

Количество детей ясельного возраста

370

385

400

423

467

Количество детей от 3 до 7лет

1320

1274

1314

1308

1271

Из них кол-во детей в санаторных гр.

32

32

40

40

37


 

Дошкольные учреждения охватывают только 83% детей дошкольного возраста. Появляются учреждения дошкольного образования различного вида, ориентированные на создание развивающей и оздоравливающей среды, индивидуальный подход к ребенку. Так, в 2001 году уже более 14% дошкольных образовательных учреждений составили учреждения общеразвивающего, компенсирующего вида, центры развития и оздоровления.      

В 2004 году появилась очередность на получение места в детском саду, особенно для детей раннего возраста.

После отмены Постановления  Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. № 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений», которым на федеральном уровне было установлено ограничение родительской платы - не более 20 % от стоимости содержания ребенка в дошкольном учреждении. В результате каждый муниципалитет теперь сам устанавливает плату родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях. Муниципалитеты могут принять нормативные акты, в которых будет регламентированы и то, как используется плата родителей, и льготы по оплате за содержание детей в муниципальных детских садах для отдельных категорий граждан. Перечень категорий будет в каждом муниципалитете свой, исходя из его финансовых возможностей.

Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру