Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89
Закон «Об образовании» (ст.45, 47) определяет правовые основания для самостоятельного получения школами дополнительных доходов, включая: оказание платных дополнительных образовательных услуг и осуществление предпринимательской деятельности с использованием вверенного им имущества. В условиях, когда образовательные стандарты оторваны от их финансирования, понятие дополнительных образовательных услуг становится крайне размытым, что не может не служить основанием для произвольного включения обязательных образовательных услуг в состав платных.
Одним из важных положений реформы образования является повсеместное придание школам и другим образовательным учреждениям статуса юридического лица, т.е. самостоятельного субъекта финансово-хозяйственной деятельности. Закон «Об образовании» в ст.12 п.2 говорит о том, что «образовательное учреждение является юридическим лицом».
Образовательное учреждение, не имеющее статуса юридического лица, не может претендовать на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности и последующие аттестацию и государственную аккредитацию.
Отсутствие у образовательного учреждения статуса юридического лица может явиться основанием для отказа органов социальной защиты засчитывать в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периода работы в этих образовательных учреждениях, что приведет к ущемлению прав педагогических работников.
Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом (п. 9 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Очевидно, что получение школой реальной финансово-хозяйственной самостоятельности является непременным условием решения такой принципиальной задачи как доведения финансовых потоков из бюджета непосредственно до образовательных учреждений, превращение их в прямых бюджетополучателей.
Говоря сегодня о финансировании школ, мы обычно затрагиваем проблему внебюджетных источников финансирования. Внебюджетные средства – это все средства, полученные образовательным учреждением от работ, оказания услуг, реализации продукции по договорам гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования. Хотя статистика показывает, что пока доля этих источников в общем доходе школы невелика – обычно не более 3-7 % , спрос на образовательные услуги сохраняется постоянно. В соответствии с Законом «Об образовании» (ст.45) государственные муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги. Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств: родителей, спонсорских средств, сторонних организаций, частных лиц. Платные образовательные услуги, их оказание и доходы от них, по сути, должны восполнять дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.
Важнейшим резервом повышения эффективности функционирования системы образования, связанной с бюджетным процессом, является улучшение структуры расходов образовательных бюджетов на федеральном и региональном (муниципальном) уровнях. Иначе говоря, должны быть решительно пересмотрены соотношения отдельных статей бюджетного финансирования. Последние годы, как известно, бюджеты всех уровней финансировали практически исключительно только статьи заработной платы, стипендий и соответствующих социальных начислений, что привело к значительному моральному и физическому износу основных фондов, учебно-методических пособий и материалов и т.п. Разумеется, структура бюджетных расходов не может не зависеть от общих объемов бюджетного финансирования сферы образования, поскольку до сих пор уровень оплаты труда работников сферы образования остается одним из наиболее низких по отраслям народного хозяйства. Поэтому концентрация «бюджетных усилий» на заработной плате была и остается вполне оправданной, однако ожидаемое увеличение бюджетных расходов на образование во всей остроте ставит вопрос о распределении приоритетов между «незарплатными» статьями бюджетного финансирования.
Одним из приоритетных направлений
социально-экономических преобр
Важно при планировании средств совершенствовать механизм определения затрат на нужды системы, в частности при финансировании определить наиболее рациональные схемы финансовых потоков. При использовании бюджета требуется рационализация затрат, определение основных направлений их наиболее результативного расходования и т.д.
Все еще остается противоречие между
законодательной гарантированно
Безусловно, решение этих проблем связано с оптимизацией бюджетных процессов, которые определяются бюджетной политикой государства. Именно она является основным рычагом воздействия на социально-экономические процессы. При этом особенно важно создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в пока еще существующей нестабильной ситуации функционирования отечественной экономики.
Характеризуя бюджет на 2005 год в целом по разделу «Образование», следует прежде всего отметить, что наметившаяся в 2003 году тенденция к увеличению доли расходов на образование в федеральном бюджете сохраняется и в 2005 году. И это является главным результатом политики в области образования. Действительно, в последние полтора года стало реальностью положительная тенденция роста расходов на образование – с 3,45% в 2003 году эта доля в федеральном бюджете увеличилась до 3,63% в 2004 году и до 3,75% в 2005 году. Казалось бы, прирост незначительный, но, в 2004 году за счет этого удалось обеспечить увеличение и своевременность выплат в полном объеме стипендий и заработной платы учреждениям федерального ведения. В 2003 году, впервые за последние пять лет, в бюджете предусмотрены существенные средства на статью «Прочие расходы», в том числе на капитальный ремонт, приобретение оборудования, а также на оплату коммунальных расходов.
Федеральный бюджет на 2005 год по сравнению с бюджетом предыдущего года характеризуется также ростом общего объема ассигнований, направляемых на образование, более чем на 50%.
В 2005 году произошло дальнейшее увеличение расходов бюджета по сравнению с бюджетом 2004 года по всем уровням образования и составило:
- по дошкольным образовательным учреждениям – 17,4%;
- по средним общеобразовательным учреждениям – 53,2%;
- по учреждениям начального профессионального образования – 62,1%;
- по учреждениям высшего профессионального образования – 49,4%.
Наиболее значительный рост предусмотрен по расходам на капитальный ремонт, приобретение оборудования и коммунальным платежам. Это связано в первую очередь с тем, что средства на эти цели в последние годы практически не выделялись, и Министерство смогло обеспечить в 2004 году только увеличение объемов финансирования заработной платы и стипендий, своевременность их выплаты.
Рост объемов ассигнований на укрепление материально-технической базы обеспечен также за счет того, что в бюджете 2005 года предусмотрено выделение средств на финансирование программы «Развитие образования» в размере 1500 млн. руб.
В 2005 году удалось обеспечить рост объемов инвестиций, направляемых на развитие материально-технической базы образовательных учреждений. В 2003 году профинансированы выполненные работы в объеме 70,8 млн. руб. против 48,2 млн. руб. в 2002 году, т.е. прирост составил 47%. В 2004 году впервые за последние годы профинансированы полностью выполненные работы в пределах установленных показателей федерального бюджета по всем объектам и программам.
Кроме того, было восстановлено финансирование программы «Жилище».
На 2005 год был установлен объем инвестиций, по всем программам министерства почти в два раза превышающий показатели предыдущего года.
Позитивные сдвиги в части финансирования
системы образования имеют
В этих условиях необходимо дальнейшее развитие многоканального финансирования учреждений образования из бюджетов различных уровней, привлечение в систему образования внебюджетных средств, в первую очередь за счет расширения дополнительных образовательных услуг и инновационной научной деятельности.
О возможностях в этом направлении говорит тот факт, что внебюджетные поступления по учреждениям высшего, среднего и начального профессионального образования только по системе минобразования России достигли в 2003 году 9 млрд. руб., что составляет около 40% федерального бюджета на образование.
Насущной задачей здесь
Даже организационными средствами
можно достичь таких положитель
Работа по рациональному использованию бюджетных средств должна производиться, прежде всего, с вычленением тех мероприятий, которые присущи укрупненным группам родственных и тесно взаимосвязанных образовательных программ по уровням образования.
Не менее важное значение в части рационализации расходования бюджетных средств имеет четкое и предельно прозрачное распределение затрат по всем уровням бюджетной системы: федеральному, региональному и муниципальному.
При этом необходимо учитывать и финансовую поддержку, осуществляемую через систему трансфертов, особенно в дотационных регионах.
Так, например, передача части учреждений профессионального образования с уровня федерального финансирования на нижестоящие уровни бюджетной системы с выделением в течение определенного периода целевых субвенций могла бы сориентировать их на региональные и муниципальные рынки рабочей силы, привести к улучшению использования лабораторно-учебных помещений, к заметному снижению непроизводительных расходов и увеличению отдачи основных фондов.
В целях обеспечения стабилизации функционирования и развития системы общего образования в Николаевском районе, во исполнение постановлений главы администрации Хабаровского края от 24 января 2003 г. № 21 «Об основных положениях концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года», от 13 декабря 2003 г. № 408 «О перечне первоочередных мероприятий первого этапа реализации основных положений концепции стабилизации и развития системы общего образования Хабаровского края» (до 2005 года) Главой администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района принята Программа «Стабилизации и развития общего образования в Николаевском районе на период 2003-2005 гг.»
Данной программой предусмотрено выполнение следующих задач:
- обеспечение стабилизационного процесса функционирования и развития системы общего образования в районе;
- сохранение в целом инфраструктуры системы образования в районе с учетом возможного перепрофилирования отдельных образовательных учреждений внутри системы;
- обеспечение выполнения федерального и Хабаровского краевого компонентов государственного образовательного стандарта общего образования;
В соответствии с данной программой наиболее целесообразными для улучшения финансирования учреждений образования можно выделить мероприятия, представленные в Приложении 5.
3.2 Отрицательные моменты и несоответствие статей закона с реальными расходами в образовании.
Вступивший в силу с 1 января 2005 года печально знаменитый Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (закон о монетизации льгот) заложил мощную мину под единое образовательное пространство страны. В следствии перераспределения полномочий между органами власти различных уровней ответственность за организацию и финансирование большей части образовательного комплекса России возлагается теперь на регионы и муниципалитеты. При этом финансовое обеспечение муниципальных образовательных учреждений ставится в зависимость от бюджетной обеспеченности муниципалитета. Каждому муниципальному образованию предлагается «выплывать» самостоятельно. Ликвидация единого экономико-правового пространства в сфере образования неизбежно приведет к разрушению и единого образовательного пространства.
Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру