Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, дипломная работа
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики;
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
Введение ………………..………………………………………………………………….…..6
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сфе-ру….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образова-ние……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образова-ние……….…...…19
1.3 Источники финансирования образова-ния………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения (на примере МУ «Централизованной бухгалтерии учреждений образования»)…..……………………………………………..32
2.1 Общая характеристика базы анали-за…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учрежде-ния………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалифика-ции……………..65
3 Совершенствование действующей системы финансирования расходов
на социальную сфе-ру……….……………………………………………………71
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учрежде-ний……………………………………………………...…………….71
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами в образова-нии…………………………………………….………82
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………… …85
Заключе-ние………………………………………………………………………….89
Содержание
Введение ………………..…………………………………………………………
1 Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сферу….9
1.1 Экономическое содержание и назначение расходов на образование……...9
1.2 Становление и развитие системы расходов на образование……….…...…19
1.3 Источники финансирования образования………….…………………….…29
2 Анализ действующей системы финансирования расходов на
образовательные учреждения
(на примере МУ «Централизованной бухгалтерии
учреждений образования»)…..……………………………………
2.1 Общая характеристика базы анализа…………………………………….…32
2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов на
дошкольные и школьные образовательные учреждения………………….48
2.3 Анализ действующей практики финансирования расходов на
подготовку специалистов средней и высшей квалификации……………..65
3 Совершенствование действующей
системы финансирования
на социальную сферу……….……………………………………………………
3.1 Затраты государства на образовательные услуги в расчете на душу
населения и содержание существующей сети образовательных
учреждений……………………………………………………
3.2 Недоработки и несоответствие статей закона с реальными
расходами
в образовании…………………………………………….…
3.3 Проект Федерального бюджета на 2006 год. Расходы на образование:
плюсы и минусы…………………………….…………...……………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………..……
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анализ доходной части бюджета Николаевского района за 2003-2005 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анализ
расходной части бюджета
ПРИЛОЖЕНИЕ В Справка о фактических расходах по учреждениям образова ния г.Николаевска-на-амуре и Николаевского района.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Финансирование сферы образования по г.Николаевск-на-Амуре и Николаевскому району в динамике за 2003-2005 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Исполнение сводной сметы доходов и расходов бюджетных организаций сферы образования по платным услугам в динамике за 2003-2005 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Проект бюджета на 206 год по отделу образования
Введение
С начала перестройки в отечественной системе образования развиваются процессы демократизации, появляется вариативность образования, возникают инновационные движения. Они определялись в первую очередь быстрой (в ряде случаев даже опережающей) адаптацией системы образования к принципиально новым условиям политической демократии, свободного развития гражданского общества и рыночной экономики. Это потребовало экономических преобразований в сфере образования, которые были осуществлены в 90-е годы XX века.
Однако новые принципы организационно-экономического функционирования средней и высшей школы не были полностью воплощены в жизнь. В наибольшей степени их удалось реализовать в системе высшего образования, опираясь на потенциал влияния и традиции академической независимости вузов. В то же время в системе общего образования, а также в системах начального и среднего профессионального образования возобладали консервативные тенденции.
До сих пор в образовании (за исключением очень ограниченных секторов) практически не действует конкурентный рынок, что существенно снижает эффективность общественных затрат, приводит к потере ресурсов на пути к учебным заведениям. При этом потери ресурсов накладываются на резкое падение финансирования образования, обусловленное неблагоприятной макроэкономической ситуацией.
В настоящее время становится очевидным, что российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее.
Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века.
Для эффективной модернизации образования необходимо обеспечить три базовых условия:
1) Повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры;
2) Финансирование информатизации образования, обеспечивающее модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию:
3) Формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и на этой основе - высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг.
Решение этих задач требует напряжения ресурсов и концентрации усилий всего общества. Особые усилия потребуются и от самой системы образования. Общество не может экономить на образовании, но образование обязано эффективно использовать свои ресурсы - как выделенные государством и обществом, так и заработанные на рынке.
Таким образом, можно утверждать, что актуальность проблемы изменения системы функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики, является неоспоримой. Этому свидетельствует большое количество научных работ, появившихся в последнее время.
Цель дипломной работы: рассмотреть особенности функционирования и финансирования сферы образования в условиях рыночной экономики.
Задачи дипломного исследования:
1) проанализировать литературные источники по заданной проблеме;
2) выявить особенности
3) предложить мероприятия по совершенствованию функционирования образовательных учреждений в условиях рынка.
Объектом исследования является деятельность
государственных
Предметом служит бюджетное финансирование системы образования.
Базой анализа данной дипломной работы является Управление образования администрации г. Николаевска-на-Амуре.
Методологической основой
Проблемы функционирования и финансирования учреждений образования нашли свое отражение в работах Г.В. Атаманчук, В.Г. Афанасьева, Ю.В. Васильева, ГГ. Габдуллина, Б.С. Гершунского, В.И. Зверевой, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, B.C. Лазарева, А.Я. Наина, М.М. Поташника, ГН. Серикова, В.П. Симонова, Н.С. Сунцова, П.И. Третьякова, Р.Х. Шакурова, и др.
Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.92г. в редакции от 16.1197г. «образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»./31/
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Основой государственных гарантий получения гражданами РФ образования в пределах государственных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.
Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета.
В соответствии с законодательством Российской Федерации сфера образования признана приоритетной.
Статьей 120 (пункт 3) Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами./13/
Соответственно, особенности правового
положения образовательных учре
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92г. № 3266-1 в редакции от 16.11.97г. образовательным процессом признается реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся, воспитанников./31/
Компетенцией субъектов
Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг /16, с. 23-25/. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход /9, с.10-16/.
Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения, а также курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.
Значительная сумма расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «дети инвалиды», «дети сироты», планирование семей помимо бюджетных ассигнований, на эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения, кроме того предусматривается дополнение адресных бюджетных ассигнований федерального бюджета ресурсами территориальных бюджетов./38/
Строгого и непротиворечивого понятия целевого (и, соответственно, нецелевого) расходования бюджетных средств действующее законодательство не содержит /43/. Вероятно, это понятие привычно относится к очевидным, смысл которых всем ясен или должен быть ясен. В определенном смысле так оно и есть. Обычно под целевым расходованием понимается расходование средств образовательными учреждениями в соответствии с указаниями вышестоящего органа управления. Разумеется, здесь речь идет исключительно о государственных образовательных учреждениях, получающих финансовые средства из соответствующих бюджетов. Такого понимания было бы вполне достаточно, если бы:
-выделяемые объемы
Информация о работе Расходы на образование – составная часть расходов на социальную сф-ру