Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:31, реферат
Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности самого бюджета, а также общая структура расхода бюджета и правильное распределение расходов региона.
Объектом моей курсовой является обзор расходов регионального бюджета, а предметом – правильное и эффективное использование расходов бюджета.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
Бюджет государства……………………………………………………
1.1. Бюджетная система………………………………………………..
1.2. Экономическое содержание системы расходов бюджета………
Структура расходов бюджета…………………………………………
Расходы региональных бюджетов…………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 | |
1. | Бюджет государства………………………………………………… | 6 |
| 1.1. Бюджетная система……………………………………………….. | 6 |
| 1.2. Экономическое содержание системы расходов бюджета……… | 10 |
2. | Структура расходов бюджета………………………………………… | 21 |
3. | Расходы региональных бюджетов……………………………………. | 26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 31 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5-7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - 60-86%.
Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов.
Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации растут потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т. д.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Целесообразно разбить городские территории на участки и давать подряды на их обслуживание на конкурсной основе городским специализированным организациям по благоустройству, кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности самого бюджета, а также общая структура расхода бюджета и правильное распределение расходов региона.
Объектом моей курсовой является обзор расходов регионального бюджета, а предметом – правильное и эффективное использование расходов бюджета.
1. Бюджет государства
1.1. Бюджетная система
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т.е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
Бюджет – это категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Это не только категория историческая, экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формированием и развитием политического строя государства. Бюджет - это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.
Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределения части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора в экономике.
По своей структуре, с одной стороны, бюджет – это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой – это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая политики государства, обеспечивающая решение задач:
государственного регулирования и стимулирования экономики;
финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
стабилизации кредитно – денежной системы государства;
удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т.д.
контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т.д.
Основными функциями бюджетов являются:
распределительная функция бюджета;
перераспределительная функция ВВП;
регулирующая функция;
стимулирующая функция;
социальная функция;
функция планирования;
функция организации;
контрольная функция.
Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов Российской Федерации. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу.
Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки, экономической сферы, комплексных целевых программ.
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства.
Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно – коммунального хозяйства.
Функция планирования бюджетов предполагает:
– определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
– разграничение полномочий и предметов, ведение между органами власти всех уровней бюджетной системы;
– определение потребностей денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на граны власти, и решение задач, стоящих перед обществом и государством;
– разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
Функция организации бюджетов предполагает:
– определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
– определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
– выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
– разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы.
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
– контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
– контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.
1.2 Экономическое содержание системы расходов бюджета
Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе единых методологических принципов, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Информация о работе Структура расходов регионального бюджета