Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:36, реферат
Целью работы явилось изучение основных особенностей формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, изучение соответствующей законодательной базы и статистического материала по движению средств и остатки на отдельных счетах по учету средств фондов.
В работе также представлены выявленные в ходе изучения темы проблемные стороны в управлении средствами и законодательной базе, регламентирующей данный вопрос.
Введение. 3
1. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как альтернатива Стабилизационному фонду Российской Федерации. 4
1.1. Причины образования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
1.2. Правовая регламентация функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
2. Формирование и эффективное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 8
2.1. Особенности формирования, управления средствами Резервного фонда. 8
2.2. Особенности формирования, управления средствами Фонда национального благосостояния. 13
3. Перспективы развития и пути совершенствования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 15
3.1. Проблемы функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и пути их решения. 15
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19
Формирование и управление
средствами Резервного фонда и Фонда
национального состояния
Фактическая валютная структура средств Резервного фонда представляет собой сформировавшееся на определенную дату соотношение средств Резервного фонда в отдельных иностранных валютах, пересчитанных в доллары США.11 Отсюда следует вопрос целесообразности хранения средств данного фонда в иностранной валюте. Девальвация национальной валюты привела к падению уровня жизни населения. На мой взгляд, необходимо внести поправки в управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и перевести средства данных фондов на рублевые счета. Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, но данная политика государства не должна противоречить принципам функционирования государства.
Фонд национального
Что же касается законодательства, регламентирующее порядок управления средствами Фонда национального благосостояния, то следует отметить некоторые неясности. Так, в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов », отмечается, что «…средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям», но не обозначены критерии отбора управляющих организаций. Естественно, государство заинтересовано в получении прибыли от такого управления, которое в свою очередь должно быть эффективным и, следовательно, на мой взгляд, необходимо дополнить пункт 17 данного федерального закона конкретными требованиями к определению доверительных управляющих:
Также я считаю, что добиться более эффективного использования средств Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния можно путем проведения конкретных, а в настоящее время даже «антикризисных», мероприятий, которые позволили бы, по моему мнению, результативно управлять столь значимым богатством страны. Во-первых, это налоговая новация, в рамках которой произойдет снижение налога на добавленную стоимость. Ее финансовое обеспечение будет осуществляться не за счет сокращения расходов федерального бюджета, а из Резервного фонда за счет дополнительного финансирования бюджетов субъектов РФ в связи с замещением выпадающих у них доходов.
Во-вторых, это вложение средств
Фонда национального
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году стали средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 гг. – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2):
Таблица 2
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд. рублей
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
3 418,8 |
3 186,6 |
2 011,7 |
1 563,8 |
в %% к ВВП |
8,9 |
7,5 |
4,3 |
3,0 |
в том числе: |
||||
за счет средств Резервного фонда |
3028,3 |
1 674,6 |
5,6 |
- |
в %% к ВВП |
7,9 |
4,0 |
||
за счет Фонда национального благосостояния |
- |
681,7 |
737,0 |
712,1 |
в %% к ВВП |
- |
1,6 |
1,6 |
1,4 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета |
405,2 |
830,3 |
1 269,1 |
851,7 |
в %% к ВВП |
1,05 |
2,0 |
2,7 |
1,6 |
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем, средства Резервного фонда были практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизился с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года.
Потенциал и сила Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния неоспоримы и все же, хочется надеяться, что государство будет мудро распоряжаться и управлять данными средствами, мобилизируя их в нужный момент. Я считаю, что, при, несомненно, существующей зависимости от цены на нефть и позиции евро и доллара, данные фонды должны иметь некую самостоятельность, так как сильная зависимость экономики страны от внешних факторов говорит о ее уязвимости.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные
принципы формирования, управления
и использования средств
В работе были представлены
основная нормативно-правовая база, регулирующая
процесс формирования, управления
и использования средств
В заключительной части работы - рассмотрение перспективы развития, проблемы функционирования средств фондов, а также был предложен ряд мер по более эффективному использованию и управлению средствами фондов, среди них:
Данные мероприятия, по мнению автора, помогут более четко и прозрачно управлять, несомненно, огромными богатствами РФ и направлять данные средство в нужное русло для обеспечения эффективного исполнения бюджетной политики нашего государства, особенно во времена мирового финансового кризиса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата |
в млрд. долларов США |
в млрд. рублей |
01.11.2009 |
77,18 |
2 242,09 |
01.10.2009 |
76,37 |
2 298,00 |
01.09.2009 |
85,74 |
2 706,82 |
01.08.2009 |
88,53 |
2 811,34 |
01.07.2009 |
94,52 |
2 957,54 |
01.06.2009 |
100,95 |
3 127,93 |
01.05.2009 |
106,81 |
3 551,47 |
01.04.2009 |
121,06 |
4 117,67 |
01.03.2009 |
136,33 |
4 869,74 |
01.02.2009 |
137,34 |
4 863,80 |
01.01.2009 |
137,09 |
4 027,64 |
01.12.2008 |
132,63 |
3 661,37 |
01.11.2008 |
134,60 |
3 572,78 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дата |
в млрд. долларов США |
в млрд. рублей |
01.02.2009 |
84,47 |
2 991,50 |
01.01.2009 |
87,97 |
2 584,49 |
01.12.2008 |
76,38 |
2 108,46 |
01.11.2008 |
62,82 |
1 667,48 |
01.10.2008 |
48,68 |
1 228,88 |
01.09.2008 |
31,92 |
784,51 |
01.08.2008 |
32,69 |
766,48 |
01.07.2008 |
32,85 |
770,56 |
01.06.2008 |
32,60 |
773,93 |
01.05.2008 |
32,72 |
773,82 |
01.04.2008 |
32,90 |
773,57 |
01.03.2008 |
32,22 |
777,03 |
01.02.2008 |
32,00 |
783,31 |