Особенности формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:36, реферат

Краткое описание

Целью работы явилось изучение основных особенностей формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, изучение соответствующей законодательной базы и статистического материала по движению средств и остатки на отдельных счетах по учету средств фондов.
В работе также представлены выявленные в ходе изучения темы проблемные стороны в управлении средствами и законодательной базе, регламентирующей данный вопрос.

Оглавление

Введение. 3
1. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как альтернатива Стабилизационному фонду Российской Федерации. 4
1.1. Причины образования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
1.2. Правовая регламентация функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
2. Формирование и эффективное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 8
2.1. Особенности формирования, управления средствами Резервного фонда. 8
2.2. Особенности формирования, управления средствами Фонда национального благосостояния. 13
3. Перспективы развития и пути совершенствования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 15
3.1. Проблемы функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и пути их решения. 15
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19

Файлы: 1 файл

Резервный фонд и фонд нац-го благос-ия.docx

— 74.59 Кб (Скачать)

3.1. Проблемы функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и пути их решения.

 

Формирование и управление средствами Резервного фонда и Фонда  национального состояния сопряжены  с рядом некоторых проблем, мероприятия, по решению которых будут рассмотрены в работе.

Фактическая валютная структура  средств Резервного фонда  представляет собой сформировавшееся на определенную дату соотношение средств Резервного фонда в отдельных иностранных  валютах, пересчитанных в доллары  США.11 Отсюда следует вопрос целесообразности хранения средств данного фонда в иностранной валюте. Девальвация национальной валюты привела к падению уровня жизни населения. На мой взгляд,  необходимо внести поправки в управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния  и перевести средства данных фондов на рублевые счета. Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, но данная политика государства не должна противоречить принципам функционирования государства.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств  федерального бюджета, который подлежит учету и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также  обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда.12 Дефиниция Фонда национального благосостояния обозначает целевой характер использования средств фонда, но встает вопрос о его целесообразности создания. Я считаю, что софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ должно осуществляться из средств федерального бюджета страны,  как и обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда. Создание Фонда национального благосостояния, по моему мнению, лишь усложняет  и нагромождает вышеперечисленные процессы.

Что же касается законодательства, регламентирующее порядок управления средствами Фонда национального  благосостояния, то следует отметить некоторые неясности. Так, в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс  в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством  отдельных законодательных актов », отмечается, что «…средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям», но не обозначены критерии отбора управляющих организаций. Естественно, государство заинтересовано в получении прибыли от такого управления, которое в свою очередь должно быть эффективным и, следовательно, на мой взгляд, необходимо дополнить пункт 17 данного федерального закона конкретными требованиями к определению доверительных управляющих:

    • виды финансовой деятельности данных организаций.
    • уровень оценки рейтингового агентства специализированной финансовой организации.
    • рейтинговое агентство, по оценке которого будет определяться управляющий.

Также я считаю, что добиться более эффективного использования  средств Резервного Фонда  и Фонда  национального благосостояния можно  путем проведения конкретных, а в  настоящее время даже «антикризисных», мероприятий, которые позволили  бы, по моему мнению, результативно  управлять столь значимым богатством страны. Во-первых, это налоговая  новация, в рамках которой произойдет снижение налога на добавленную  стоимость. Ее финансовое обеспечение будет  осуществляться не за счет сокращения расходов федерального бюджета, а из Резервного фонда за счет дополнительного  финансирования бюджетов субъектов  РФ в связи с замещением выпадающих у них доходов.

Во-вторых, это вложение средств  Фонда национального благосостояния в реальный сектор экономики, то есть изъятие средств из данного фонда  для дополнительного финансирования промышленности, сельского хозяйства, производства, а также образования. Данный шаг, по-моему, поможет реальному  сектору справиться со значительными  издержками, возникшими у них  в  связи с кризисными явлениями  на российском рынке, и поднять экономику  страны на существенно новый уровень.

Основными источниками  финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году стали средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 гг. – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2):

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд. рублей

 

Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

3 418,8

3 186,6

2 011,7

1 563,8

в %% к ВВП

8,9

7,5

4,3

3,0

в том числе:

       

за счет средств Резервного фонда

3028,3

1 674,6

5,6

-

в %% к ВВП

7,9

4,0

   

за счет Фонда национального благосостояния

-

681,7

737,0

712,1

в %% к ВВП

-

1,6

1,6

1,4

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

405,2

830,3

1 269,1

851,7

в %% к ВВП

1,05

2,0

2,7

1,6


 

В связи с использованием большей части накопленных в  Резервном фонде ресурсов на обеспечение  сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в  Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния не планируются, в связи  с чем, средства Резервного фонда были практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизился с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года  до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года.

 

Потенциал и сила Резервного Фонда  и Фонда национального  благосостояния неоспоримы и все  же, хочется надеяться, что государство  будет мудро распоряжаться и  управлять данными средствами, мобилизируя  их в нужный момент. Я считаю, что, при, несомненно, существующей зависимости  от цены на нефть и позиции евро и доллара, данные фонды должны иметь  некую самостоятельность, так как  сильная зависимость экономики  страны от внешних факторов говорит  о ее уязвимости.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели основные принципы формирования, управления  и использования средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния. Был произведен детальный  анализ причин формирования данных фондов из единого Стабилизационного фонда, а также изучены различные  точки зрения специалистов на этот счет.

В работе были представлены основная нормативно-правовая база, регулирующая процесс формирования, управления  и использования средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, а также определяющая цели и задачи данных фондов. Также  в основной главе работы было произведено исследование особенностей формирования, управления, предоставления отчетности и аудита использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, были представлены соответствующие статистические данные, касающиеся этого вопроса.

В заключительной части работы - рассмотрение перспективы развития, проблемы функционирования средств фондов, а также был предложен ряд мер по более эффективному использованию и управлению средствами фондов, среди них:

  • внесение поправок в управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния  и перевести средства данных фондов на рублевые счета.
  • необходимо дополнить пункт 17 данного федерального закона конкретными требованиями к определению доверительных управляющих.
  • проведение налоговой новации, в рамках которой произойдет снижение налога на добавленную  стоимость. Финансовое обеспечение данного процесса будет осуществляться не за счет сокращения расходов федерального бюджета, а из Резервного фонда за счет дополнительного финансирования бюджетов субъектов РФ.
  • вложение средств Фонда национального благосостояния в реальный сектор экономики.

Данные мероприятия, по мнению автора, помогут более четко и  прозрачно управлять, несомненно, огромными  богатствами РФ и направлять данные средство в нужное русло для обеспечения  эффективного исполнения бюджетной  политики нашего государства, особенно во времена мирового финансового  кризиса.

 

Список использованной литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, по состоянию на 10 июня 2011 года;

  1. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года"

  1. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"

  1. Федеральный закон от 13.10.2008 г. № 173-ФЗ  "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"

  1. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 "О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния"

  1. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 955 "О порядке управления средствами Резервного фонда"

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 (04.03.2008) "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния"

  1. Приказ Минфина России от 14 февраля 2008 г. № 25 н "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства при проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния"  

  1. Бюджетное послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007 г.

  1.  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2011 г.
  2. Финансы: Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  3. Источник: http://www.minfin.ru/ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 3

Совокупный объем средств  Резервного фонда на 1 ноября 2008-2009 гг.

 

Дата

в млрд. долларов США

в млрд. рублей

01.11.2009

77,18

2 242,09

01.10.2009

76,37

2 298,00

01.09.2009

85,74

2 706,82

01.08.2009

88,53

2 811,34

01.07.2009

94,52

2 957,54

01.06.2009

100,95

3 127,93

01.05.2009

106,81

3 551,47

01.04.2009

121,06

4 117,67

01.03.2009

136,33

4 869,74

01.02.2009

137,34

4 863,80

01.01.2009

137,09

4 027,64

01.12.2008

132,63

3 661,37

01.11.2008

134,60

3 572,78


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 4

Совокупный объем средств  Фонда национального благосостояния по состоянию на 1 ноября 2008-2009 гг.

 

Дата 

в млрд. долларов США 

в млрд. рублей

01.02.2009

84,47

2 991,50

01.01.2009

87,97

2 584,49

01.12.2008

76,38

2 108,46

01.11.2008

62,82

1 667,48

01.10.2008

48,68

1 228,88

01.09.2008

31,92

784,51

01.08.2008

32,69

766,48

01.07.2008

32,85

770,56

01.06.2008

32,60

773,93

01.05.2008

32,72

773,82

01.04.2008

32,90

773,57

01.03.2008

32,22

777,03

01.02.2008

32,00

783,31

     

Информация о работе Особенности формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния