Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:36, реферат
Целью работы явилось изучение основных особенностей формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, изучение соответствующей законодательной базы и статистического материала по движению средств и остатки на отдельных счетах по учету средств фондов.
В работе также представлены выявленные в ходе изучения темы проблемные стороны в управлении средствами и законодательной базе, регламентирующей данный вопрос.
Введение. 3
1. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как альтернатива Стабилизационному фонду Российской Федерации. 4
1.1. Причины образования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
1.2. Правовая регламентация функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
2. Формирование и эффективное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 8
2.1. Особенности формирования, управления средствами Резервного фонда. 8
2.2. Особенности формирования, управления средствами Фонда национального благосостояния. 13
3. Перспективы развития и пути совершенствования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 15
3.1. Проблемы функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и пути их решения. 15
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Финансы»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Особенности формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»
Выполнила:
студентка гр. ФК 2-16
Мосова Татьяна
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Растеряева Татьяна
Москва 2011 г.
Введение. 3
1. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как альтернатива Стабилизационному фонду Российской Федерации. 4
1.1. Причины образования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
1.2. Правовая
регламентация
2. Формирование и эффективное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 8
2.1. Особенности формирования, управления средствами Резервного фонда. 8
2.2. Особенности формирования, управления средствами Фонда национального благосостояния. 13
3. Перспективы развития и пути совершенствования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 15
3.1. Проблемы
функционирования Резервного
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19
Приложения. 20
Мировое сообщество
признало российскую экономику
как рыночную структуру,
Выбранная тема «Особенности формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния», на мой взгляд, является актуальной и проблематичной в ситуации мирового экономического кризиса. В современных условиях колебаний цен на нефть, являющейся одним из основных сырьевых ресурсов Российской Федерации, вопросы формирования и эффективного использования средств данных фондов становятся особенно значимыми для бюджетной политики страны.
Целью работы явилось изучение основных особенностей формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, изучение соответствующей законодательной базы и статистического материала по движению средств и остатки на отдельных счетах по учету средств фондов.
В работе также представлены выявленные в ходе изучения темы проблемные стороны в управлении средствами и законодательной базе, регламентирующей данный вопрос.
Бесспорным остается тот факт, что в современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики, а также управления бюджетными средствами в масштабах всей страны в целом, и на субфедеральном уровне, приобретают особую значимость в свете того, что российской экономике необходимо выработать эффективные меры по преодолению кризиса, который, по мнению многих экономистов, еще не закончился, а также разработать наиболее безболезненные для страны пути выхода из него.
Некоторое время назад Стабилизационный фонд Российской Федерации был разделен на Резервный Фонд и Фонд национального благосостояния. Данный шаг был предпринят как раз накануне мирового финансового кризиса, предвосхитив резкое падение мировых цен на нефть1.
По словам Президента Российской Федерации, первоочередной задачей Стабилизационного фонда являлось обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.2 Как раз именно для этого Президентом Российской Федерации было предложено преобразование Стабилизационного фонда в два других: Резервный фонд и Фонд будущих поколений, а также формирование трансферта федеральному бюджету Российской Федерации. Переход к новым принципам управления нефтегазовыми доходами предполагал собой установление трехлетнего периода.
Анализ причин данного
преобразования выявляет ряд факторов,
которые ему предшествовали. По данным
Счетной палаты Российской Федерации
инфляционные потери Стабилизационного
фонда Российской Федерации за период
его существования составили
около 60 млрд. рублей. Хочется отметить,
что в рамках существующих законодательных
ограничений по инвестированию средств
фонда, а также с учетом кризисных
явлений на мировых финансовых рынках
инвестиционная стратегия Банка
России по управлению средствами Стабилизационного
фонда обеспечила сохранность средств.
Тем не менее, с учетом динамики изменения
курсовой стоимости валют нашей
стране, становилась более
Что же касается целей и
задач двух новых образованных фондов,
то задачей Резервного фонда стало
обеспечение выполнения государством
своих расходных обязательств в
случае снижения поступлений нефтегазовых
доходов в федеральный бюджет,
Фонда национального
Предполагалось, что Резервный фонд будет способствовать стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, а Фонд национального благосостояния, в свою очередь, призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Механизм формирования средств данных фондов следующий: после осуществления нефтегазового трансферта3 в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд, после его наполнения до суммы, составляющей 10% ВВП, размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.4 Другим источником формирования данных фондов являются доходы от управления его средствами.
Таким образом, Резервный фонд должен выполнять задачи минимизации рисков в экономике в случае резкого падения мировых цен на энергоносители, поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией. Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов Федерального бюджета в течение трех лет при значительном снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.
Существует несколько
точек зрения по поводу целесообразности
разделения Стабилизационного фонда
на два новых фонда. Одно из таких
мнений гласит, что разделением
Я же считаю, разделение Стабилизационного фонда на Резервный Фонд и Национального благосостояния вполне оправданным ввиду того, что это позволит более эффективно управлять имеющимися средствами за счет разграничения функций новых фондов, позволит расширить инвестиционный потенциал фондов. Это доказывается тем, что Средства фондов инвестируются менее консервативно, чем средства Стабилизационного фонда: они размещаются не только в долговые обязательства иностранных государств, но и в облигации иностранных государственных агентств и центральных банков, долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами, а также в депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации описываются в первую очередь основы использования нефтегазовых доходов федерального бюджета. В первую очередь там определяется понятие нефтегазовых доходов федерального бюджета, структуру их формирования (статья 96.6), а затем определение понятия ненефтегазового дефицита федерального бюджета (статья 96.7). Затем дается четкое определение нефтегазовому трансферту, после чего уже представлены отдельные статьи, посвященные определению понятий Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, порядку формирования, определению целей и задач, управлению, а также предоставлению отчетности осуществлению аудита.
Следующей ступенью правовой
регламентация формирования и управления
средствами Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния являются
федеральные законы, среди которых
Федеральный закон от 26 апреля 2007
г. N 63-ФЗ "О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирования
Деятельность Фонда
Средства Резервного фонда регулируют следующие постановления Правительства Российской Федерации:
А средства Фонда национального благосостояния регулируют постановления правительства:
Послания Президента Российской Федерации, регулирующие деятельность Резервного фонда и Фонда национального благосостояния:
|
2. Формирование
и эффективное управление
Разделение с февраля
2008 года Стабилизационного фонда
на две части - Резервный фонд и
Фонд национального благосостояния
потребовало повышения