Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:36, реферат
Целью работы явилось изучение основных особенностей формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, изучение соответствующей законодательной базы и статистического материала по движению средств и остатки на отдельных счетах по учету средств фондов.
В работе также представлены выявленные в ходе изучения темы проблемные стороны в управлении средствами и законодательной базе, регламентирующей данный вопрос.
Введение. 3
1. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как альтернатива Стабилизационному фонду Российской Федерации. 4
1.1. Причины образования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
1.2. Правовая регламентация функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 4
2. Формирование и эффективное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 8
2.1. Особенности формирования, управления средствами Резервного фонда. 8
2.2. Особенности формирования, управления средствами Фонда национального благосостояния. 13
3. Перспективы развития и пути совершенствования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 15
3.1. Проблемы функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и пути их решения. 15
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19
Итак, что касается вопроса формирования средств Резервного фонда, то, начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.
Средства нефтегазовых доходов
федерального бюджета, Резервного фонда
и Фонда национального
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов в порядке, установленном Правительством 5.
Переходя к вопросу эффективного управления средствами Резервного фонда, следует отметить, что целями управления средствами фонда являются обеспечение сохранности его средств и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов в порядке, установленном Правительством. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком6.
Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
1) путем приобретения
за счет средств фонда
2) путем размещения средств
фонда в иностранную валюту
и финансовые активы, номинированные
в иностранной валюте, перечень
которых определен
В настоящее время Министерство финансов управляет средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке. При этом согласно утвержденному Министерством финансов порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством.
Дата |
в млрд. долларов США |
в млрд. рублей |
01.11.2011 |
26,42 |
790,02 |
01.10.2011 |
25,85 |
823,87 |
01.09.2011 |
26,76 |
772,28 |
01.08.2011 |
26,55 |
734,98 |
01.07.2011 |
26,60 |
746,84 |
01.06.2011 |
26,57 |
745,86 |
01.05.2011 |
27,11 |
745,71 |
01.04.2011 |
26,33 |
748,53 |
01.03.2011 |
26,12 |
755,82 |
01.02.2011 |
25,96 |
770,24 |
01.01.2011 |
25,44 |
775,21 |
01.12.2010 |
40,88 |
1 279,85 |
01.11.2010 |
41,81 |
1 286,99 |
Совокупный объем средств Резервного фонда, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке по учету средств Резервного фонда и средств Резервного фонда, размещенных в резервную позицию в Международном валютном фонде, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.
Данные показатели в 2010-2011 гг. составляют намного меньше совокупный объем средств Резервного фонда по сравнению с 2008-2009 гг. (Приложение 1). Очевидно, что разница объема средств объясняется причинами 1 волны мирового финансового кризиса.
Диаграмма 1.
Совокупный объем средств Резервного фонда на 1 ноября с 2009-2011 гг, млрд.руб.
Средства Резервного фонда
могут использоваться на финансовое
обеспечение нефтегазового
Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта происходит в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год8.
Такое использование средств
Резервного фонда в периоды
Министерство финансов
в ходе исполнения федерального бюджета
вправе использовать без внесения изменений
в федеральный закон о
Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств.
Министерство финансов
в составе отчетности об исполнении
федерального бюджета представляет
в Правительство ежеквартальный
и годовой отчет о поступлении
и использовании нефтегазовых доходов
федерального бюджета, формировании и
использовании средств
Правительство в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания и Совет Федерации Федерального Собрания ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.
В процессе исполнения федерального
бюджета Счетная палата проводит
контрольные мероприятия с
Фонд национального
Как уже было отмечено ранее, после формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.
Средства нефтегазовых доходов
федерального бюджета, Резервного фонда
и Фонда национального
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов в порядке, установленном Правительством.
Целями управления средствами
Фонда национального
Управление средствами Фонда
национального благосостояния осуществляется
Министерством финансов в порядке,
установленном Правительством. Отдельные
полномочия по управлению средствами
Фонда национального
Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается ФЗ о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». |
Обратимся непосредственно к цифрам. На основании данных Минфина РФ, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в период с 2008 по 2010 гг. были сформирован почти на одном уровне, но в 2011 г. объем средств был сформирован практически на 1 трлн. руб. меньше. (Приложение 2)
Диаграмма 2. Совокупный объем средств Фонда Национального благосостояния
на 1 ноября с 2009-2011 гг, млрд.руб.
Совокупный
объем средств Фонда
Предоставление отчетности и процесс аудита средств Фонда национального благосостояния происходит в порядке, идентичном порядку предоставления отчетности и аудита средств Резервного фонда.