Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть порядок формирования и использования средств резервного фонда и фонда национального благосостояния.
Задачи: рассмотреть предназначение, формирование, управление, порядок инвестирования и предоставление отчётности о использовании средств резервного фонда и рассмотреть предназначение, формирование, управление, порядок инвестирования и предоставление отчётности о использовании средств фонда национального благосостояния, актуальность - резервный фонд и фонд национального благосостояния являются подушкой безопасности российской экономики, и для её стабильности необходимо знать о порядке формирования и использования средств данных фондов.
Введение…………………………………………………………………3
1. Стабилизационный фонд……………………………………….....6
2. Резервный фонд……………………………………………………..9
2.1. Предназначение…………………………………………………...9
2.2. Формирование…………………………………………………….10
2.3. Управление………………………………………………………..13
2.4. Правила инвестирования……………………………………….15
2.5. Отчетность и аудит………………………………………………23
3. Фонд национального благосостояния…………………………..26
3.1. Предназначение…………………………………………………..26
3.2. Формирование…………………………………………………….26
3.3. Управление………………………………………………………..29
3.4. Правила инвестирования……………………………………….31
3.5. Использование……………………………………………………41
Заключение…………………………………….............................42
Список использованных источников литературы………………………………………………………………45
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Стабилизационный фонд……………………………………….....6
2. Резервный фонд……………………………………………………..9
2.1.
Предназначение…………………………………………
2.2. Формирование………………………………………………
2.3.
Управление……………………………………………………
2.4.
Правила инвестирования……………………
2.5.
Отчетность и аудит………………………………
3. Фонд
национального благосостояния……
3.1.
Предназначение…………………………………………
3.2.
Формирование………………………………………………
3.3.
Управление……………………………………………………
3.4.
Правила инвестирования……………………
3.5. Использование……………………………………………
Заключение……………………………………......
Список
использованных источников литературы……………………………………………………
Введение.
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны.
Стабилизационный фонд задумывался как благое начинание государственной власти. Однако только небольшая часть россиян имеет представление об этом макроэкономическом инструменте. Власть не разъясняет населению смысл создания Стабилизационного фонда. В настоящее время все чаще возникают вопросы об использовании накоплений Стабилизационного фонда, о том стоит ли его использовать. Большая часть россиян, судя по социологическому опросу, говорит: давайте потратим Стабилизационный фонд, но при этом абсолютно не понимает, какие последствия могут наступить после бессмысленной и несбалансированной растраты. Многие политики и экономисты предлагают использовать средства накопленные в Фонде. Точек зрения существует множество.
До конца 2004 года разговор о судьбе излишков Стабилизационного фонда вообще был теоретическим, ведь тратить можно только средства, накопленные свыше неприкосновенного запаса в 500 миллиардов рублей . Однако вскоре в Стабилизационном фонде действительно появились излишки, и только тогда начали всерьез задумываться над тем, что с ними делать. Одни призвали привлечь эти деньги для инвестиций в инфраструктуру (так как без этого невозможно удвоить ВВП), другие предложили вкладывать их в инновации и поддержать перспективные венчурные проекты.
Некоторые также настаивают на повышении базовой цены на нефть (цены отсечения), а значит сокращении отчислений в Стабилизационный фонд. Эту идею можно понять - во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними в бюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекорды пополнения "госзаначки". Кроме того, каждый стерилизуемый рубль потенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгоду можно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд. руб.).Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Фонд национального благосостояния призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.
Целью данной работы является рассмотреть порядок формирования и использования средств резервного фонда и фонда национального благосостояния.
Задачи:
рассмотреть предназначение,
формирование, управление,
порядок инвестирования
и предоставление
отчётности о использовании
средств резервного
фонда и рассмотреть
предназначение, формирование,
управление, порядок
инвестирования и
предоставление отчётности
о использовании средств
фонда национального
благосостояния, актуальность -
резервный фонд и фонд
национального благосостояния
являются подушкой безопасности
российской экономики,
и для её стабильности
необходимо знать о
порядке формирования
и использования средств
данных фондов.
1.Стабилизационный
фонд.
Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.
Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.
1. Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.
(Согласно БК РФ, ст. 96.1)
2. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.
Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально “цена отсечения” была установлена на уровне $20 за баррель).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
3. Стабилизационный фонд РФ перед разделением
Совокупный объем Стабилизационного фонда РФ на 1 января 2008 года составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб., что эквивалентно 156,81 млрд. долларов США (по данным Министерства финансов РФ).
Более
детально, денежные
активы (monetary assets) Стабилизационного
фонда состоят: 66,85
млрд. долл. США (USD), 59,95
млрд. евро (EUR) и 7,7 млрд.
фунтов стерлингов Великобритании (GBP).
Изначально закладывались
следующие пропорции
между мировыми валютами: USD - 45%, EUR - 45%
и GBP - 10%.
4. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации могут быть использованы:
2005 г.
• на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения;
• на
погашение государственного
внешнего долга Российской
Федерации.
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД» от 23 декабря 2004 года №173-ФЗ Статья 3)
2006 г.
Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.
(БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2007 ГОДУ» от 30 мая 2006 года) 2007 г.
Имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в сумме 180 000 000,0 тыс. рублей;
Имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" в сумме 30 000 000,0 тыс. рублей;
Формирования Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 90 000 000,0 тыс. рублей.
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД» от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ)
2.Резервный фонд.
2.1Предназначение.
Резервный
фонд является частью
средств федерального
бюджета. Фонд призван
обеспечивать выполнение
государством своих
расходных обязательств
в случае снижения
поступлений нефтегазовых
доходов в федеральный
бюджет.
Резервный
фонд способствует стабильности
экономического развития
страны, уменьшая инфляционное
давление и снижая
зависимость национальной
экономики от колебаний
поступлений от экспорта
невозобновляемых природных
ресурсов.
Резервный
фонд фактически заменил
собой Стабилизационный
фонд Российской Федерации.
В отличие от Стабилизационного
фонда Российской
Федерации помимо
доходов федерального
бюджета от добычи
и экспорта нефти
источниками формирования
Резервного фонда также
являются доходы федерального
бюджета от добычи и
экспорта газа.
Максимальный
размер Резервного фонда
закреплен на уровне 10 %
прогнозируемого
на соответствующий
финансовый год объема
валового внутреннего
продукта Российской
Федерации.
2.2Формирование.
Нефтегазовые
доходы федерального
бюджета формируются
за счет:
-
налога на добычу
полезных ископаемых
в виде углеводородного
сырья (нефть, газ
горючий природный,
газовый конденсат);
-
вывозных таможенных
пошлин на нефть
сырую;