Фонд национального благосостояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:11, доклад

Краткое описание

Фонды национального благосостояния, по сути инвестиционные фонды государства с длительным горизонтом планирования, относятся к инвесторам, которые лучше всего оснащены для деятельности на финансовых рынках после глобального кризиса.

Файлы: 1 файл

Фонды национального благосо.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Фонды национального  благосо-

стояния, по сути инвестиционные

фонды государства  с длительным

горизонтом планирования, отно-

сятся к инвесторам, которые лучше всего осна-

щены для деятельности на финансовых рын-

ках после глобального  кризиса.  однако они 

также сталкиваются с потенциальными труд-

ностями в прокладывании  курса в глобальной

экономике, которая, прежде чем стабилизи-

руется, скорее всего, в течение нескольких лет 

будет характеризоваться  потрясениями.

То, как эти  фонды будут преодолевать та-

кие трудности, напрямую скажется на резуль-

тативности инвестирования ими националь-

ного богатства  на благо текущего и будущих 

поколений. Это  также повлияет на их вклад 

в стабилизацию подвижной мировой эконо-

мики, которая  будет испытывать многолет-

ние значительные изменения, воздействую-

щие на системные  движущие силы роста, за-

нятости, богатства  и благосостояния.

В настоящей  статье рассматриваются три 

важнейших темы: ситуация фондов нацио-

нального благосостояния накануне глобаль-

ного финансового  кризиса, их сегодняшняя

ситуация и  значение для будущего.

Когда разразился кризис

Ситуация фондов национального благосо-

стояния как  группы перед самой тяжелой фа-

зой недавнего  глобального финансового кри-

зиса и последовавшими мировыми экономи-

ческими и социально-политическими пот-

рясениями определялась следующими тремя 

основными факторами.

В соответствии со своими характеристи-

ками «терпеливого капитала» и долгосрочной

ориентацией фонды  национального благосо-

стояния постепенно осваивали более смелый

метод инвестирования, предусматривавший 

принятие значительно  больших позиций, под-

верженных риску  ликвидности и фондовому 

риску.

Фонды проявляли  большую осведомлен-

ность о чувствительности в некоторых про-

мышленно развитых странах к иностранной 

собственности на отечественные физичес-

кие активы. Проявлением  этой осведомлен-

ности было совместное соглашение о добро-

вольном своде  принципов (известных так-

же как «Принципы  Сантьяго»), где подчер-

киваются прозрачные и прочные структуры 

управления, надлежащие требования в отно-

шении регулирования  и раскрытия информа-

ции, а также  методы инвестирования и управления рисками,

основанные на коммерческих началах.

они действовали  в весьма благоприятной внутренней

среде, которой  способствовал бурный рост внутренней эконо-

мики, продолжающееся накопление крупных международных 

резервов и  легкий доступ к кредиту.

Считалось, что  каждый из этих факторов соответствовал

обеспечению со временем более высокой прибыли  с учетом

риска. они также  отражали широко распространенную тогда

точку зрения (как  в частном, так и в государственном  секторе)

о циклической  и долгосрочной «великой умеренности» в эко-

номической и  политической сфере. Если быть немногослов-

ным, то этот период характеризовался условиями как  в сказке

про Златовласку (не слишком жарко, не слишком холодно).

нарушение потока глобальной ликвидности и финансиро-

вание, последовавшее  за крахом Уолл-стритовской инвести-

ционной фирмы Lehman Brothers в сентябре 2008 года, заста-

ло фонды национального  благосостояния в целом врасплох,

как практически  любой другой сектор финансовой сферы 

и сферы экономической  политики. Практически в одночасье,

когда все большее  число рынков охватывал паралич, инвесто-

ры во всем мире столкнулись с резким изменением цен на все

факторы риска  — особенно процентов по ликвидным  средс-

твам. В результате рынки по всему миру испытали в  разной,

но существенной степени «внезапную остановку».

В условиях, когда  глобальный сектор финансовых услуг 

был в эпицентре  бури, прямые авуары фондов националь-

ного благосостояния в финансовых компаниях подверглись 

особенно мощному  давлению, особенно после того как  неко-

торые фонды  ранее предприняли вливание капитала в круп-

ные западные банки. В то же время, некоторые фонды  нацио-

нального благосостояния, вместо того чтобы продолжать по-

лучать крупные  потоки новых средств, столкнулись  с требо-

ваниями о поддержке  других национальных (и в некоторых 

случаях — региональных) структур, испытывавших внезап-

ные и острые потребности в денежных средствах.

Исчезновение  прибыли от инвестиций

В результате за шестимесячный период, закончившийся  в мар-

те 2009 года, произошло  радикальное изменение в ситуации

фондов национального  благосостояния: прибыль от инвести-

ций стала резко  отрицательной; для управления рисками еще

большую остроту  и приоритетность приобрел вопрос об уп-

равлении наличностью, залоговым обеспечением и рисками 

контрагентов; появились  некоторые изолированные сложнос-

ти с ликвидностью; основные стратегические решения были

отложены до возникновения большей ясности относительно

глобальной финансовой системы и направления ее динамики.

В более общем  плане парализация глобальных рынков

в целом привела  к паузе в долгосрочной эволюции управле-

ния активами и  обязательствами в странах с  формирующим-

ся рынком —  в рамках этого процесса ряд системно значи-

мых стран и  регионов последовательно продвигался  от запоз-

далого признания  улучшения их ситуации к выкупу долговых

обязательств, а  затем к более продвинутым  методам управ-

ления активами. до тех пор пока страны с формирующим-

ся рынком не получили более четкого представления  о том,

какими могут  быть изменения в мировой экономике, неко-

торые из них  сочли лучше всего подождать  с дальнейшими 

этапами собственного развития, которые часто предусматри-

вали серьезные  сдвиги в методах управления их экономикой

(в том числе  выраженный переход от прямого  контроля к бо-

лее широкому использованию  косвенных инструментов).

Произошло также  существенное изменение в воспри-

ятии фондов национального благосостояния во многих про-

мышленно развитых странах.  особенно примечательно  то,

что страны, которые  раньше предостерегали фонды от пря-

мого участия  в отечественных компаниях, стали  активно до-

биваться инвестиций фондов национального благосостоя-

ния для противодействия весьма разрушительному воздейст-

вию снижению доли заемных средств частным сектором

(сокращению  активов) в своих странах. Роли  изменились.

Власти стали  привлекать фонды национального  благососто-

яния для содействия рекапитализации компаний, пережива-

ющих трудности, — либо за счет вливания новых денежных

средств, либо путем  обмена более привилегированных  тре-

бований к этим компаниям на инструменты на более  низком

уровне в структуре  капитала компаний.

Фонды национального  благосостояния сегодня

С какими основными  проблемами сталкиваются фонды на-

ционального благосостояния в условиях, когда глобальный

финансовый кризис отступает? для ответа на этот вопрос не-

обходимо внимательно  посмотреть на ситуацию в мировой 

экономике и  определить вероятное направление изменений.

Благодаря крупномасштабному  вливанию капитала и лик-

видности государственным  сектором, предпринятому в рам-

ках отчаянных  антикризисных действий в основном в стра-

нах с развитой экономикой, ситуация в глобальной финансо-

вой системе стала нормализоваться в 2009 году. Важнейшие

финансовые рынки  — особенно рынки краткосрочного фи-

нансирования  и управления ликвидности — стали  вновь бес-

перебойно работать; компании могли получить доступ к  но-

вым средствам  благодаря выпуску облигаций; вернулось до-

верие к определенному, хотя и сокращенному диапазону кон-

трагентских отношений.

Ядро глобальной финансовой системы преодолело масш-

табный паралич, возникший после 15 сентября 2008 года, — 

дня, когда наступил крах фирмы Lehman Brothers. Это хоро-

шая новость, и  этот успех явился результатом решительных 

и нешаблонных  мер политики.

однако ввиду  тяжести глобального финансового  кризи-

са 2008–2009 годов  решительные антикризисные меры не

смогли полностью  нейтрализовать ущерб другим компонен-

там мировой  экономики. Пострадали экономический  рост

и международная  торговля, увеличилась безработица, отдель-

ные страны испытали особенно сильный удар, что резко  от-

личалось от прошлых кризисов.

Решительные антикризисные  меры также неизбежно по-

влекли за собой  риски и нежелательные последствия.  не-

коммерческие  соображения стали сказываться  на работе

и стоимостных  оценках важных рынков, в том числе  сегмента

обеспеченных  ипотекой обязательств в США. Балансы  цент-

ральных банков быстро увеличились за счет активов, приоб-

ретенных у  частного сектора. Государственный  долг стреми-

тельно возрос, поскольку правительства безудержно трати-

Информация о работе Фонд национального благосостояния