Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:11, доклад
Фонды национального благосостояния, по сути инвестиционные фонды государства с длительным горизонтом планирования, относятся к инвесторам, которые лучше всего оснащены для деятельности на финансовых рынках после глобального кризиса.
Фонды национального благосо-
стояния, по сути инвестиционные
фонды государства с длительным
горизонтом планирования, отно-
сятся к инвесторам, которые лучше всего осна-
щены для деятельности на финансовых рын-
ках после глобального кризиса. однако они
также сталкиваются с потенциальными труд-
ностями в прокладывании курса в глобальной
экономике, которая, прежде чем стабилизи-
руется, скорее всего, в течение нескольких лет
будет характеризоваться потрясениями.
То, как эти фонды будут преодолевать та-
кие трудности, напрямую скажется на резуль-
тативности инвестирования ими националь-
ного богатства на благо текущего и будущих
поколений. Это также повлияет на их вклад
в стабилизацию подвижной мировой эконо-
мики, которая будет испытывать многолет-
ние значительные изменения, воздействую-
щие на системные движущие силы роста, за-
нятости, богатства и благосостояния.
В настоящей статье рассматриваются три
важнейших темы: ситуация фондов нацио-
нального благосостояния накануне глобаль-
ного финансового кризиса, их сегодняшняя
ситуация и значение для будущего.
Когда разразился кризис
Ситуация фондов национального благосо-
стояния как группы перед самой тяжелой фа-
зой недавнего глобального финансового кри-
зиса и последовавшими мировыми экономи-
ческими и социально-политическими пот-
рясениями определялась следующими тремя
основными факторами.
В соответствии со своими характеристи-
ками «терпеливого капитала» и долгосрочной
ориентацией фонды национального благосо-
стояния постепенно осваивали более смелый
метод инвестирования, предусматривавший
принятие значительно больших позиций, под-
верженных риску ликвидности и фондовому
риску.
Фонды проявляли большую осведомлен-
ность о чувствительности в некоторых про-
мышленно развитых странах к иностранной
собственности на отечественные физичес-
кие активы. Проявлением этой осведомлен-
ности было совместное соглашение о добро-
вольном своде принципов (известных так-
же как «Принципы Сантьяго»), где подчер-
киваются прозрачные и прочные структуры
управления, надлежащие требования в отно-
шении регулирования и раскрытия информа-
ции, а также методы инвестирования и управления рисками,
основанные на коммерческих началах.
они действовали в весьма благоприятной внутренней
среде, которой способствовал бурный рост внутренней эконо-
мики, продолжающееся накопление крупных международных
резервов и легкий доступ к кредиту.
Считалось, что каждый из этих факторов соответствовал
обеспечению со временем более высокой прибыли с учетом
риска. они также отражали широко распространенную тогда
точку зрения (как в частном, так и в государственном секторе)
о циклической и долгосрочной «великой умеренности» в эко-
номической и политической сфере. Если быть немногослов-
ным, то этот период характеризовался условиями как в сказке
про Златовласку (не слишком жарко, не слишком холодно).
нарушение потока глобальной ликвидности и финансиро-
вание, последовавшее за крахом Уолл-стритовской инвести-
ционной фирмы Lehman Brothers в сентябре 2008 года, заста-
ло фонды национального благосостояния в целом врасплох,
как практически любой другой сектор финансовой сферы
и сферы экономической политики. Практически в одночасье,
когда все большее число рынков охватывал паралич, инвесто-
ры во всем мире столкнулись с резким изменением цен на все
факторы риска — особенно процентов по ликвидным средс-
твам. В результате рынки по всему миру испытали в разной,
но существенной степени «внезапную остановку».
В условиях, когда глобальный сектор финансовых услуг
был в эпицентре бури, прямые авуары фондов националь-
ного благосостояния в финансовых компаниях подверглись
особенно мощному давлению, особенно после того как неко-
торые фонды ранее предприняли вливание капитала в круп-
ные западные банки. В то же время, некоторые фонды нацио-
нального благосостояния, вместо того чтобы продолжать по-
лучать крупные потоки новых средств, столкнулись с требо-
ваниями о поддержке других национальных (и в некоторых
случаях — региональных) структур, испытывавших внезап-
ные и острые потребности в денежных средствах.
Исчезновение прибыли от инвестиций
В результате за шестимесячный период, закончившийся в мар-
те 2009 года, произошло
радикальное изменение в
фондов национального благосостояния: прибыль от инвести-
ций стала резко отрицательной; для управления рисками еще
большую остроту и приоритетность приобрел вопрос об уп-
равлении наличностью, залоговым обеспечением и рисками
контрагентов; появились
некоторые изолированные
ти с ликвидностью; основные стратегические решения были
отложены до возникновения большей ясности относительно
глобальной финансовой системы и направления ее динамики.
В более общем плане парализация глобальных рынков
в целом привела к паузе в долгосрочной эволюции управле-
ния активами и обязательствами в странах с формирующим-
ся рынком — в рамках этого процесса ряд системно значи-
мых стран и регионов последовательно продвигался от запоз-
далого признания улучшения их ситуации к выкупу долговых
обязательств, а затем к более продвинутым методам управ-
ления активами. до тех пор пока страны с формирующим-
ся рынком не получили более четкого представления о том,
какими могут быть изменения в мировой экономике, неко-
торые из них сочли лучше всего подождать с дальнейшими
этапами собственного развития, которые часто предусматри-
вали серьезные сдвиги в методах управления их экономикой
(в том числе выраженный переход от прямого контроля к бо-
лее широкому использованию косвенных инструментов).
Произошло также существенное изменение в воспри-
ятии фондов национального благосостояния во многих про-
мышленно развитых странах. особенно примечательно то,
что страны, которые раньше предостерегали фонды от пря-
мого участия в отечественных компаниях, стали активно до-
биваться инвестиций фондов национального благосостоя-
ния для противодействия весьма разрушительному воздейст-
вию снижению доли
заемных средств частным
(сокращению
активов) в своих странах.
Власти стали привлекать фонды национального благососто-
яния для содействия рекапитализации компаний, пережива-
ющих трудности, — либо за счет вливания новых денежных
средств, либо путем обмена более привилегированных тре-
бований к этим компаниям на инструменты на более низком
уровне в структуре капитала компаний.
Фонды национального благосостояния сегодня
С какими основными проблемами сталкиваются фонды на-
ционального благосостояния в условиях, когда глобальный
финансовый кризис отступает? для ответа на этот вопрос не-
обходимо внимательно посмотреть на ситуацию в мировой
экономике и определить вероятное направление изменений.
Благодаря крупномасштабному вливанию капитала и лик-
видности государственным сектором, предпринятому в рам-
ках отчаянных антикризисных действий в основном в стра-
нах с развитой экономикой, ситуация в глобальной финансо-
вой системе стала нормализоваться в 2009 году. Важнейшие
финансовые рынки — особенно рынки краткосрочного фи-
нансирования и управления ликвидности — стали вновь бес-
перебойно работать; компании могли получить доступ к но-
вым средствам благодаря выпуску облигаций; вернулось до-
верие к определенному, хотя и сокращенному диапазону кон-
трагентских отношений.
Ядро глобальной финансовой системы преодолело масш-
табный паралич, возникший после 15 сентября 2008 года, —
дня, когда наступил крах фирмы Lehman Brothers. Это хоро-
шая новость, и этот успех явился результатом решительных
и нешаблонных мер политики.
однако ввиду
тяжести глобального
са 2008–2009 годов решительные антикризисные меры не
смогли полностью нейтрализовать ущерб другим компонен-
там мировой экономики. Пострадали экономический рост
и международная торговля, увеличилась безработица, отдель-
ные страны испытали особенно сильный удар, что резко от-
личалось от прошлых кризисов.
Решительные антикризисные меры также неизбежно по-
влекли за собой
риски и нежелательные
коммерческие соображения стали сказываться на работе
и стоимостных оценках важных рынков, в том числе сегмента
обеспеченных ипотекой обязательств в США. Балансы цент-
ральных банков быстро увеличились за счет активов, приоб-
ретенных у частного сектора. Государственный долг стреми-
тельно возрос,
поскольку правительства