Основы казначейского исполнения бюджета, проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ организации работы органа федерального казначейства и его территориальных подразделений.

Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы организации казначейской системы исполнения бюджета;
проанализировать порядок исполнения бюджетов субъектов РФ на примере Республики Марий Эл;
определить проблемы совершенствования казначейского исполнения регионального бюджета.

Оглавление

Введение 3

1. Основы организации казначейского исполнения бюджета. 4

1.1 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений. 4

1.2 Основные задачи и функции органов Федерального казначейства 8

2. Анализ порядка исполнения регионального бюджета Республики Марий Эл. 12

2.1 Характеристика Управления Федерального казначейства Республики Марий Эл. 12

2.2 Казначейское исполнение бюджета по доходам 16

2.3 Казначейское исполнение бюджета по расходам 25

3. Проблемы казначейского исполнения региональных бюджетов и пути их решения. 31

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

КР Основы казначейского исполнения бюджета..docx

— 399.92 Кб (Скачать)

     Отделом доходов осуществлялся поквартальный анализ фактических поступлений целевых средств на соответствие кодам доходов, закрепленным правовыми актами администраторов доходов.

     Следует отметить, что в первые месяцы 2009 года часть целевых средств из федерального бюджета в бюджет республики и затем в местные бюджеты поступала напрямую, минуя счет № 40101 (соответственно 25,9 млн.руб. и 1152,6 млн.руб.). Отдельные документы на перечисление целевых средств из федерального бюджета оформлялись некорректно главными администраторами (Министерством здравоохранения и социальной политики Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации) и отражались как невыясненные. В этой связи, с получателями целевых средств республиканского бюджета был проработан вопрос о доведении необходимых реквизитов до главных администраторов доходов.

     В соответствии с п.1 ст.3 Закона Республики от 23 июля 2001 г. N 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Республике Марий Эл» формирование доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, иных доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл осуществляется по нормативам, устанавливаемым законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год с учетом нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов и сборов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     Так, Законом Республики Марий Эл от 7 октября 2008 г. N 49 «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл подлежат зачислению:

     а) налоговые доходы, в том числе от:

     - налога на прибыль организаций по ставке 17,5% - по нормативу 100%;

     - налога на доходы физических лиц - по нормативу 70%.

     - акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50% (50% - в федеральный бюджет);

     - акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100%;

     - акцизов на пиво - по нормативу 100%;

     - акцизов на автомобильный, бензин прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей - по нормативу 60% (40% - в федеральный бюджет);

     - налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90% (10% - в государственные внебюджетные фонды);

     - налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90% (10% - в государственные внебюджетные фонды);

     - единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;

     - налога на имущество организаций - по нормативу 100%;

     - транспортного налога - по нормативу 100%;

     - налога на игорный бизнес - по нормативу 100%;

     - государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%:

     б) неналоговые доходы, в том числе от:

     - доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20%;

     - доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 20%;

     - части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

     - платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

     - платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд - по нормативу 100%;

     - сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100%.

     В табл. 1. представлена структура доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007-2009 гг.

     Из данных табл. 1. следует, что в 2007-2008 гг. в структуре доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл наибольшую долю занимали собственные доходы. При этом удельный вес данного показателя за указанный период оставался неизменным - 55,2% в общем объеме доходов. 

 

     Таблица 1

     Структура доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007-2009 гг.

Наименование статьи доходов 2007 2008 2009
Сумма, в млн. руб. Уд.вес в общем объеме доходов, % Сумма, в млн. руб. Уд.вес в общем объеме доходов, % Сумма, в млн. руб. Уд.вес в общем объеме доходов, %
1 2 3 4 5 6 7
Налоговые доходы, из них 11186,1 48,4 13643,0 50,2 11203,5 41,0
налог на прибыль организаций 3949,0 17,1 4785,0 17,6 3029,7 11,1
налог на доходы физических лиц 3291,1 14,2 4258,0 15,7 3730,0 13,6
акцизы 1736,0 7,5 1774,0 6,5 1989,8 7,3
налоги на совокупный доход 441,0 1,9 624,0 2,3 485,0 1,8
налоги на имущество 1769,0 7,7 2202,0 8,1 1969,0 7,2
Неналоговые доходы 601,6 2,6 560,0 2,0 380,1 1,4
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 970,0 4,2 785,0 3,0 796,3 2,9
Итого собственные доходы 12757,7 55,2 14988,0 55,2 12379,9 45,3
Безвозмездные поступления 10359,8 44,8 12142,0 44,8 14946,8 54,7
Всего доходов 23117,5 100 27130,0 100 27326,7 100
 

     По итогам 2009 г. структура доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл существенно изменилась. Доля собственных доходов снизилась до 45,3% в общем объеме доходов, а уровень безвозмездных поступлений увеличился до 54,7%.

     В структуре собственных доходов республиканского бюджета за 2007-2009 гг. наибольшую долю занимали налоговые доходы. При этом если по итогам 2007-2008 гг. наблюдался рост доли налоговых доходов республиканского бюджета с 48,4% до 50,2 % в общем объеме доходов, за 2009 г. уровень налоговых доходов существенно снизился и составил 41,0% в общем объеме республиканского бюджета.

     Данная ситуация объясняется тем, что начавшийся мировой финансовый кризис в 2008 г. негативно отразился как на экономике страны в целом, так и на экономическом состоянии Республики Марий Эл в частности. С конца 2008 г. экономическая ситуация республики характеризовалась сокращением инвестиционной активности, замедлением экономического роста, снижением индекса общего объема промышленной продукции, услуг и т.д. Большинство промышленных предприятий столкнулось с кризисом неплатежей и снижением спроса на выпускаемую продукцию, что несомненно привело к резкому снижению поступлений от основного бюджетообразующего налогового дохода республики – налога на прибыль. Доля налога на прибыль в общем объеме доходов республики в 2009 г. снизилась с 17,6% в 2008 г. до 11,1%.

     На всем периоде анализа также наблюдается снижение поступлений в доходную часть бюджета неналоговых доходов и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Так если в 2007 г. доля неналоговых доходов составляла 2,6 %, то в 2008 г. уровень налоговых поступлений составил 2 %, а в 2009 г. – 1,4 % в общем объеме доходов республиканского бюджета.

     Доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в 2007 г. составляла 4,2% в общем объеме доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, в 2008-2009 гг. – 3% и 2,9 % соответственно.

     Далее рассмотрим динамику формирования доходов республиканского бюджета республики Марий Эл за 2007-2009 гг. (табл.2)

 

     Таблица 2

     Динамика формирования доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007-2009 гг.

Показатель 2007 2008 2009 Изменения
2008 г. к 2007 г. 2009 г. к 2008 г. 2009 г. к 2007 г.
Абсол., млн. руб. Темп роста, % Абсол., млн. руб. Темп роста, % Абсол., млн. руб. Темп роста, %
Налоговые доходы, из них 11186,1 13643,0 11203,5 +2456,9 121,9 -2439,5 82,1 +17,4 100,2
налог на прибыль организаций 3949,0 4785,0 3029,7 +836 121,2 -1755,3 63,3 -919 76,7
налог на доходы физических лиц 3291,1 4258,0 3730,0 +966,9 129,4 -528 87,6 +438,9 113,3
акцизы 1736,0 1774,0 1989,8 +38 102,2 +215,8 112,2 +253,8 114,6
налоги на совокупный доход 441,0 624,0 485,0 +183 141,5 -139 77,7 +44 109,9
налоги на имущество 1769,0 2202,0 1969,0 +433 124,5 -233 89,4 +200 111,3
Неналоговые доходы 601,6 560,0 380,1 -41,6 93,1 -179,9 67,8 -221,5 63,2
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 970,0 785,0 796,3 -185 80,9 +11,3 101,4 -173,7 82,1
Итого собственные доходы 12757,7 14988,0 12379,9 +2230,3 117,5 -2608,1 82,6 -377,8 97,0
Безвозмездные поступления 10359,8 12142,0 14946,8 +1782,2 117,2 +2804,8 123,1 +4587,0 144,3
Всего доходов 23117,5 27130,0 27326,7 +4012,5 117,4 +196,7 100,7 +4209,2 118,2

     Данные табл. 2. показывают, что за период с 2007 г. по 2009 г. доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл увеличились на 4209,2 млн. руб. или на 18,2%, при этом рост доходов в 2008 г. по сравнению с 2007г. составил 17,4 %, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. - 0,7%.

     В анализируемом периоде наблюдается существенное снижение собственных доходов республиканского бюджета. Если в 2008 г. собственные доходы республиканского бюджета по сравнению с 2007 г. увеличились на 2230,3 млн. руб. или на 17,5 %, по итогам 2009 г. показатель собственных доходов составил 12379,9 млн. руб. или 82,6% от уровня 2008 г. и 97,0 % от уровня 2007 г.

     В структуре налоговых доходов за период с 2007 г. по 2009 г. следует отметить снижение поступлений от налога на прибыль. Если в 2008 г. произошел рост поступлений по данному налогу на 863 млн. руб. или на 21,2%, то по итогам 2009 г. поступления по налогу на прибыль стали меньше на 1755,3 млн. руб. и составили 63,3% от уровня 2008 г.

     Аналогичная ситуация по снижению поступлений налоговых доходов также отмечается и в 2009 г. причем почти по всем налогам, кроме акцизов. Рост акцизов в 2008 г. составил 2,2%, в 2009 г. – 12,2%.

     В соответствии с основной задачей, стоящей перед органами Федерального казначейства, обеспечен качественный учёт и распределение доходов, поступающих на единый счет Управления № 40101, согласно порядку №92н, введенному в действие с 1 января 2009 года.

     Всего в 2009 году на единый счет Управления поступило 61397,4 млн.рублей, из них перечислено в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 58821,9 млн.рублей, что на 30% больше предыдущего 2008 года. Остальные 2575,5 млн. рублей (или 4,2% от объема поступлений) возвращены на расчетные счета плательщиков - физических и юридических лиц - на основании заявок на возврат, представленных администраторами доходов. При этом широко применялся порядок подкрепления счета №40101 с единых счетов соответствующих бюджетов, в соответствии с которым возвращено 512,5 млн.рублей. Из них: 194,0 млн.рублей - за счет подкреплений из федерального бюджета, 248, 5 млн.рублей - за счет подкреплений из республиканского бюджета, 70,0 млн.рублей позаимствовано со счетов муниципальных образований.

     В процессе межбюджетного регулирования доходов соблюдались законодательно установленные нормативы отчислений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Во избежание рисков возникновения диспропорций при распределении доходов проводился постоянный мониторинг соблюдения нормативов, результатом которого является отсутствие задолженности консолидированного бюджета Республики Марий Эл перед федеральным бюджетом.

Информация о работе Основы казначейского исполнения бюджета, проблемы и пути их решения