Пути и перспективы решения проблемы безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Безработица – это, пожалуй, одно из самых распространенных явлений в нашем обществе, которое в больших масштабах наносит значительный урон всей экономической системе государства. К сожалению, наша страна тоже не исключение. После распада Советского Союза, Украина обрела независимость, но вместе с ней и много проблем, и среди них – безработица. Больших масштабов безработица достигла в Украине в начале 90-х годов. Это было связано с резким падением производства, высоким ростом инфляции и рядом других причин.
Цель курсовой работы показать, что же является причиной безработицы, пути и перспективы решения проблемы безработицы.
Задачи курсовой работы – раскрыть основные понятия содержания занятости и безработицы.

Файлы: 1 файл

Курсовая(Безработица и политика занятости в Украине).doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Введение.

 

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая, что, как правило, приносит им доход в денежной или другой форме.

(часть первая пункта 1 статьи 1 с  изменениями, внесенными по закону  Украины от 17.11.92 г. N 2787-XII)

 

Пожалуй нет такого развитого  государства,  в котором  проблема занятости и безработицы не была затронута на самом высоком уровне. Но стоит брать во внимание тот  факт, что более серьезно это обстоит  со странами, экономика которых развивается по принципу полуфеодального общества, где остается сильна племенно-родовая община (Афганистан).

Безработица – это, пожалуй, одно из самых распространенных явлений  в нашем обществе, которое в  больших масштабах наносит значительный урон всей экономической системе государства. К сожалению, наша страна тоже не исключение. После распада Советского Союза, Украина обрела независимость, но вместе с ней и много проблем, и среди них – безработица. Больших масштабов безработица достигла в Украине в начале 90-х годов. Это было связано с резким падением производства, высоким ростом инфляции и рядом других причин.

Цель курсовой работы показать, что же является причиной безработицы, пути и перспективы  решения проблемы безработицы.

Задачи курсовой работы – раскрыть основные понятия содержания занятости и безработицы.

 

1. Сущность и формы  безработицы.

 

1.1. Сущность  и причины безработицы.

 

Безработица –  это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Структура безработицы  по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

. потерявшие  работу в результате увольнения;

. добровольно  оставившие работу;

. пришедшие  на рынок труда после перерыва;

. впервые пришедшие  на рынок труда.

Существует  несколько концепций, трактующих феномен  безработицы.

В марксистской теории безработицу обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).

В западной экономической  науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. [2]

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

. структурные  сдвиги в экономике, выражающиеся  в том, что внедрение новых  технологий, оборудования приводит  к сокращению излишней рабочей  силы;

. экономический  спад или депрессия, которые  вынуждают работодателей снижать  потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

. политика правительства  и профсоюзов в области оплаты  труда: повышение минимального  размера заработной платы увеличивает  издержки производства и тем  самым снижает спрос на рабочую  силу;

. сезонные изменения  в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

. изменения  в демографической структуре  населения, в частности рост  численности населения в трудоспособном  возрасте увеличивает спрос на  труд и, возрастает вероятность  безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.

 

1.2. Социально-экономическая  сущность безработицы в Украине.

 

Рассматриваемая проблема "незанятости" населения, к сожалению, - уже хроническое  заболевание украинского государственного организма. А, как известно, любая болячка опасна осложнениями. Тем более не всегда можно заранее предсказать, как именно откликнется заболевание под названием "безработица" в обществе.

Сегодня люди преклонного  возраста худо-бедно, но все-таки получают пенсии, благодаря действующей ныне в Украине солидарной пенсионной системе. Говоря человеческим языком - из общего котла. То есть, все трудящиеся граждане определенный процент своих заработков отчисляют в Пенсионный фонд, а затем оттуда эти средства выделяются для выплаты пенсий. Однако уже на очередной сессии депутаты Верховной Рады (по крайней мере, некоторые из них) намерены провести законопроект, заменяющий эту самую солидарную систему резервной, что будет означать следующее. Каждый гражданин будет отчислять деньги из получаемых доходов в персональные закрома для обеспечения своей безбедной старости. Возможно, не стоит раньше времени поднимать бурю в стакане воды, но принятие подобного закона для ныне неработающих - это туннель без света в конце.  

Изложенная выше суть резервной пенсионной системы представляется абсолютным варварством по отношению к пенсионерам лишь с одной стороны. Работающие же люди эту проблему видят совершенно по-иному, по-демографически. Дело в том, что на сегодняшний день каждый налогоплательщик, грубо говоря, "кормит" почти пятерых неработающих. Учитывая уровень безработицы в стране, а также катастрофическое старение населения, к 2010 году этот показатель может увеличиться до 9 пенсионеров на одного трудящегося. Кстати, такие далеко не самые бедные государства, как Германия, Австрия, Великобритания уже сейчас в полной мере ощущают последствия недуга стареющей нации. Эти государства облагают большими налогами работающих граждан, чтобы содержать своих заслуженно отдыхающих.

Целесообразность высшего  образования Мы это уже проходили на заре независимости, когда десятки тысяч инженеров, педагогов, строителей и других специалистов в один день переквалифицировались в челноков и торгашей, прозябающих на "толчках". Сейчас наблюдается мутированная форма этого социального заболевания: невероятно расплодившееся семейство вузов, по большей части на контрактной основе, готово "образовать" всех в потенциальные безработные. Ключевой момент убеждения в необходимости учиться следующий: "За пять лет должен же вырасти спрос на выбранную профессию! И потом, диплом - это на всю жизнь!". Только забывают напомнить, что выпускник в течение 3-х лет после окончания вуза должен найти работу по специальности, иначе диплом теряет силу. Таким образом, счастливые первокурсники начавшегося учебного года должны свято верить в то, что к 2009 году их профессия будет востребована, и не придется пополнять ряды безработных. Конечно же, кажется, что с любым образованием, лишь бы высшим, работу найти легче. Однако не стоит ли заменить количество факультетов, выпускающих специалистов по модным нынче специальностям, на качество образования, получаемого студентами, чтобы в будущем они могли себя реализовать в выбранной ими сфере? Это, во-первых. И, во-вторых, соизмерима ли плата за обучение с теми средствами, которые сможет в будущем заработать студент? Но это уже совсем другая тема. А сегодня иногда встречаю знакомых по институту, которые занимаются чем угодно, кроме журналистики.

Безработицей страдают все государства. Просто называется и понимается она по-разному. В бывшем Союзе, например, не имевших работу называли тунеядцами и преследовали по закону. То есть, проблема занятости населения была головной болью исключительно государственных органов, и справлялись с ней довольно успешно. Сейчас же ситуация изменилась с точностью до наоборот и вербальным способом передается одной избитой фразой: спасение утопающих... Дальше, думаю, знаете сами.

Вы наивно полагаете, что, потеряв работу, тут же становитесь  безработным? Ничего подобного. Безработный - это статус, который еще нужно заслужить. Для этого необходимо зарегистрироваться в службе занятости (на бирже труда), вручив при этом копии своих документов - паспорта, диплома, идентификационного кода, трудовой книжки, справку с прежнего места работы о среднем месячном заработке. Еще не работавшие выпускники вузов и средних специальных учебных заведений регистрируются лишь при предъявлении свободного диплома. В некоторых регионах Украины при этой процедуре иногда также требуют справку из налоговой администрации о том, что вы не занимаетесь предпринимательской деятельностью, и даже справку из поликлиники о прохождении рентгеновского обследования. Так что нужно быть готовым к любым сюрпризам. [3]

Но это не самое  интересное. Главное в получении  статуса - оперативность. Согласно последней редакции Закона "О занятости населения", лишь те граждане, которые зарегистрировались на бирже в течение семи(!) календарных дней после фактического освобождения с ранее занимаемой должности, имеют право на льготы. В нашем случае это означает начисление пособия с учетом ранее получаемой зарплаты. (По последним данным, средний размер "льготного" пособия составляет 73 гривны 35 копеек). В случае вашей нерасторопности служба занятости, скорее всего, определит пособие по минимуму - 30 гривен.

Отдельно нужно остановиться на прелюбопытнейшем моменте в законодательном  определении безработного. Там сказано, что кандидат на вступление в ряды биржевиков должен предпринимать попытки  самостоятельного поиска работы. В  идеале - ему на это отводится  ровно 2 месяца и 7 дней: за два месяца (по КЗоТ) работодатель обязан уведомить работника о предстоящем сокращении, а об архиважном значении семи дней уже было сказано выше.

Это положение в законе превратилось в самый неприятный момент общения работников служб занятости с клиентами. С одной стороны, служащий обязан осведомиться, какие такие шаги предпринимал потенциальный безработный, чтобы найти себе работу? С другой - должен выслушивать, в большинстве своем, выдуманные истории о поиске работы клиента. Поэтому в ст. 2 Закона Украины "О занятости населения" слова о поиске работы представляются явно лишними. 

На этом чудеса законотворчества не заканчиваются. Наряду с вышеуказанными документами, существует постановление  КМУ от 27 апреля 1998 года #578, которым  было утверждено Положение о порядке регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, которые ищут работу, и безработных, выплаты помощи по безработице, а также условиях предоставления материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки.  [4]

В соответствии с этим нормативным документом, в государственную  службу занятости для содействия в трудоустройстве могут обращаться все незанятые граждане, которые  желают работать, а также занятые, которые желают поменять место работы, трудоустроиться по совместительству или в свободное от учебы время. Только как это сделать, если закон имеет высшую юридическую силу, чем постановление Кабмина?

Еще несколько слов относительно пособия. Ранее работавший гражданин  имеет право на его получение  максимум в течение одного года, ранее не работавший - 6 месяцев. Эти положения закона были дополнены любопытным предложением Кабинета Министров. 2 августа 2000 года было принято Постановление # 1190, согласно которому, безработные могут получить для начала своего бизнеса беспроцентную ссуду в сумме 23,6 тыс. гривен со сроком выплаты до двух лет или всё причитающееся им пособие одноразово. Как же хорошо, оказывается, быть безработным!

На базе служб занятости  функционируют центры переподготовки и переквалификации, предлагающие самый разнообразный спектр профессий. Все курсы - бесплатные. Во время обучения безработный продолжает получать причитающееся ему пособие. Ниже приведен список наиболее требуемых работников, составленный на основе статистики, предоставленной областными центрами занятости (начиная с наибольшего количества вакансий): рекламный агент; менеджер; водитель (как правило, со своим авто); токарь; слесарь; электромонтер;  маляр; электрогазосварщик; страховой агент;  директор (начальник) отдела, фирмы, организации. Этот перечень наводит на ряд размышлений, но уже с первого взгляда понятно, что в почете "мужские" профессии. Для женщин с высшим, например, образованием с некоторыми трудностями можно найти место секретаря, менеджера или преподавателя. В ходу также профессии швеи, парикмахера, продавца, но с условием наличия опыта работы. Служащие бирж труда уверяют, что работодатели, в первую очередь, обращаются именно к ним, а не в кадровые агентства, однако проверить эту информацию не удалось.

Официальная статистика безработных просто удивляет: в нашей стране, по состоянию на 1 августа 2001 г., насчитывается 3,7% (или 1015,3 тыс.) незанятых. Всего в 3 раза больше, чем в США, где даже великий Клинтон не смог снизить этот показатель с 1,3% хотя бы до 1,2%. А вот пособие по безработице получают чуть более 600 тысяч человек. Как же остальные 400 тысяч? То, что они не получают пособие, означает лишь одно: эти люди уже больше года не могут найти работу.  Согласно той же статистике, в некоторых регионах уровень зарегистрированных безработных намного выше, чем 3,7%. Лидирует Житомирская область - 6,9%. Немного отстают Ривненская - 6,8%, Тернопольская - 6,7%, Волынская - 5,9% и Сумская - 5,8% . Самые низкие показатели - в Киеве и Севастополе (по 0,7%).  А жителей Хмельницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областей хотелось бы спросить: верят ли там, что у них безработных менее 6%? Конечно же, нет! А это означает, что в стране бушует скрытая безработица, даже официальная (то есть, скромная) версия которой - 11%. Правда, здесь надо сделать некоторую поправку. Многие официально безработные люди успешно работают в коммерческих фирмах и получают солидную зарплату - "черным налом". Но это уже другая тема. В целом же по Украине на одно рабочее место претендуют в среднем 9 человек. Самые большие проблемы с вакансиями во Львовской и Ривненской областях - по 32 человека на место, в Волынской, Житомирской и Ивано-Франковской - по 26, в Закарпатской и Сумской - по 25. А вот в Киеве и Симферополе - один человек на место.  К сожалению, органы государственной власти могут помочь лишь тем безработным, которые сами обратились в службы занятости. Не думайте, что власть предержащим безразлично, как трудится и не трудится народ в их округе. Ведь высшее начальство тоже с них спрашивает. Просто администрации в областях "лечат" наболевшую проблему весьма оригинальными методами, по сравнению с которыми экстрасенсорика Кашпировского - детский лепет. Например, в Житомирской области (самой безработной) с 1 августа начались повальные "увольнения" селян с бирж труда. Повод - наличие у них земли в частной собственности и непочатый край работы в колхозах, которые теперь называются товариществами. Да, действительно, Верховная Рада собирается исключить землевладельцев из числа носителей статуса безработного, мол, есть земля - на ней и работайте. Но, во-первых, такой закон пока не принят, а во-вторых, неизвестно, сколько земли нужно иметь в собственности, чтобы быть заведомо "работающим".

Информация о работе Пути и перспективы решения проблемы безработицы