Пути и перспективы решения проблемы безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Безработица – это, пожалуй, одно из самых распространенных явлений в нашем обществе, которое в больших масштабах наносит значительный урон всей экономической системе государства. К сожалению, наша страна тоже не исключение. После распада Советского Союза, Украина обрела независимость, но вместе с ней и много проблем, и среди них – безработица. Больших масштабов безработица достигла в Украине в начале 90-х годов. Это было связано с резким падением производства, высоким ростом инфляции и рядом других причин.
Цель курсовой работы показать, что же является причиной безработицы, пути и перспективы решения проблемы безработицы.
Задачи курсовой работы – раскрыть основные понятия содержания занятости и безработицы.

Файлы: 1 файл

Курсовая(Безработица и политика занятости в Украине).doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.

Важен также вопрос сельской безработицы на Украине. В прогнозах  начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах.

Итак, развитие безработицы  в Украине на современном этапе  существенно отличается от общемировых  закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем  в 2 раза) уровень безработицы с  учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других).

 

2.2. Последствия  безработицы в Украине.

 

За низким показателем  официально регистрируемой безработицы  не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы. Известный американский экономист Артур Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Закон Оукена показывает, что если фактический уровень превышает естественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНП составляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 гг. уменьшить инфляцию путем роста безработицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. При другом варианте экономической политики занятость населения могла бы увеличиться на 4,5 млн. человек.

Международная организация труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что уровень безработных на Украине значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования, заявил, что украинские источники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица на Украине в 1996 г. составила 19,5% (11,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги. [1]

В отчете МОТ также  отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное население выросло. С 1990 по 1995 гг. Количество рабочих мест уменьшилось на 4,2 млн.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся  дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.

В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам.

Однако не следует  переоценивать значение безработицы  как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Украине проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн. человек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%).

Это приводит к необратимым  измерениям в профессиональном составе  трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 90-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2008 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2015 году - соответственно на 7% или 13%. [1]

Таким образом, в обсуждаемых  сегодня программах выхода экономики  Украины из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

Резкий рост безработицы  запустит в действие механизм дополнительного  снижения деловой активности: кроме  сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

 

3. Политика занятости в современной Украине.

 

3.1. Правовые основы политики  занятости в Украине. 

 

Совокупность  мер, направленных на снижение уровня безработицы путем стимулирования организации новых рабочих мест и трудоустройства безработных, переподготовки незанятого населения. Включает в себя субсидирование создания новых рабочих мест, переподготовку безработных, организацию новых рабочих мест для безработных (через систему общественных работ) – называется политикой занятости. Приоритетные направления политики занятости• содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и консультирование, гибкие формы занятости, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной занятости, поддержка малого бизнеса;

• освобождение на определенный период от налогообложения, обеспечение выгодных кредитных  ставок, сроков кредитования, страхование  риска и т.д.

Содержание  политики занятости. включает:

• создание, сохранение и перепрофилирование рабочих мест для высвобождаемых и безработных;

• перепрофилирование производства, санация предприятий, их оздоровление путем реализации инвестиционных программ;

• профобучение и социальная адаптация безработных;

• поддержка разнообразными методами частного предпринимательства, в особенности малого бизнеса, как наиболее выгодного направления реализации инвестиционных программ с точки зрения сдерживания общей и скрытой безработицы;

• сохранение занятости за счет компенсационных выплат и субсидий к зарплате работникам видимой части скрытой безработицы (в качестве фактора, сдерживающего ее перелив в открытую форму);

• организация  общественных работ, временной занятости  и т.п.;

• профилактика и ликвидация последствий массового высвобождения путем: а) тщательного подбора вариантов трудоустройства; б) опережающего профобучения высвобождаемых работников

На сегодняшний день в Украине сложилось устойчивое законодательство регулирующие занятость  населения.

Согласно конституции  Украины:

1. Занятость - это деятельность  граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных нужд, а  также, как правило, приносит  им доход в денежной или  другой форме. 

Занятость населения, которое  проживает на территории Украины, обеспечивается государством путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства

2. Граждане Украины  свободно выбирают виды деятельности, которые не запрещены законодательством, в том числе и не связанные с выполнением оплачиваемой работы, а также профессию, место работы соответственно своих способностей.

Принуждение к работе в любой форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины. Добровольная незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной или уголовной ответственности

3. В Украине к занятому  населению принадлежат граждане, которые проживают на территории государства на законных основаниях:

а) работающие по найму  на условиях полного или неполного  рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в  международных и иностранных  организациях в Украине и за границей, у физических лиц;

б) граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая  предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и  члены их семей, которые принимают участие в производстве;

в) работники, предназначенные  или утвержденные на оплачиваемую должность  в органах государственной власти, управление и общественных объединениях;

г) которые проходят службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, Государственной пограничной службе Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны Украины, органах внутренних дел Украины, других военных формированиях, созданных соответственно законодательству Украины, альтернативную (невоенную) службу;

е) которые проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации с отрывом от производства; учатся в дневных общеобразовательных  школах и высших учебных заведениях;

ж) работающие граждане других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий

4. Законодательством  Украины могут предполагаться  и другие категории занятого  населения. [12]

Основные принципы государственной  политики занятости населения

Государственная политика Украины  занятости населения базируется на таких принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношение к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности соответственно способностям и профессиональной подготовке с учетом личных интересов и общественных нужд;
  • содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, создания новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;
  • координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;
  • сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения;
  • международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая работу граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине.

Особое внимание Президента и Правительства страны отводится решению социальных проблем, которых накопилось много и одномоментно решить их невозможно. Постепенно возрождаем национальную экономику, решаем сложные социально-экономические проблемы.

Информация о работе Пути и перспективы решения проблемы безработицы