Пути и перспективы решения проблемы безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Безработица – это, пожалуй, одно из самых распространенных явлений в нашем обществе, которое в больших масштабах наносит значительный урон всей экономической системе государства. К сожалению, наша страна тоже не исключение. После распада Советского Союза, Украина обрела независимость, но вместе с ней и много проблем, и среди них – безработица. Больших масштабов безработица достигла в Украине в начале 90-х годов. Это было связано с резким падением производства, высоким ростом инфляции и рядом других причин.
Цель курсовой работы показать, что же является причиной безработицы, пути и перспективы решения проблемы безработицы.
Задачи курсовой работы – раскрыть основные понятия содержания занятости и безработицы.

Файлы: 1 файл

Курсовая(Безработица и политика занятости в Украине).doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Основа успешных изменений  в социальной сфере — в развитии экономики, возрождении промышленного и сельскохозяйственного производства, расширении сферы услуг. Положительные изменения в экономике дали возможность активизировать процессы в социальной сфере. В последнее время возрастает численность занятого населения, повышается уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, изменяется к лучшему ситуация с выплатой задолженности по зарплате, своевременно выплачивается государственная помощь семьям с детьми и малообеспеченным семьям.

 

3.2. Практические шаги для преодоления проблемы безработицы в Украине.

 

Удалось сделать серьёзные  шаги на пути к повышению уровня жизни в 2008 году. Заметно возросли доходы населения, в частности, выросла  на 38% зарплата, растет её удельный вес  в доходах населения. На сей день она составляет свыше 51%. Это весомое подтверждение результативности начатой реформы оплаты труда. Важнейшим достижением следует назвать рост реальных доходов граждан: реальная заработная плата выросла почти на 20%. В целом за 11 месяцев 2007 года трудящиеся Украины получили заработной платы на 11 млрд. гривен больше, чем за соответствующий период минувшего года. Это огромный стимул для развития внутреннего рынка.

На протяжении года возвращено 2 млрд. гривен задолженной заработной платы. Вместе с тем полностью ликвидировать проблему погашения задолженности не удалось. Остается ещё 2,9 млрд. грн. долга. Тем не менее, его уровень на 2,3 млрд. грн. меньше, чем в прошлом году на этот период, и на 4 млрд. 195,6 млн. грн. меньше максимального (7 млрд. 192,3 млн. грн.) уровня задолженности, зафиксированного в августе 1999 года.

К положительным результатам  этого года я отношу внедрение  принципиально нового уровня социальной защиты человека в рыночных условиях — комплекса социального страхования: и от безработицы, и от несчастных случаев на производстве, и от временной потери трудоспособности. Это позволило в конце концов снять острую проблему выплаты регрессов.

Большая и чрезвычайно  нужная для страны работа проведена  по реформированию действующей системы пенсионного обеспечения и подготовки к внедрению пенсионного страхования. Внедрен персонифицированный учёт взносов, которым охвачено свыше 21 миллиона работающих, заметно повысился уровень пенсионных выплат. Общее повышение трудовых пенсий, по сравнению с началом 2007 года, составляет 43,3%, а их реальное возрастание с учетом индекса инфляции — почти 30%. При этом средняя трудовая пенсия выросла до 516 гривен. Очень важным этапом в создании правовой базы новой пенсионной системы стало принятие Верховной Радой в первом чтении двух важных законов “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” и “О негосударственном пенсионном обеспечении”.

В течение 2007 года удалось  существенно уменьшить напряженность  на рынке труда. Уровень экономической безработицы снизился с 11,7 до 11,3%. Сокращается и зарегистрированная безработица — если в начале года на одну вакансию претендовало почти 20 человек, то сегодня — 10. Нет проблем с выплатами помощи по безработице. [1]

Следует отметить, что  за прошедшее десятилетие государственная служба занятости превратилась из бюро по трудоустройству в целостную систему, способную эффективно решать вопросы обеспечения занятости населения, заняла видное место в системе надежной социальной защиты человека.

В этом году мы работали над внедрением Единой технологии обслуживания незанятого населения — новой современной формы работы с населением, повышающей культуру и эффективность предоставления государственных социальных услуг службой занятости. Ёе внедрение по всей Украине поможет гражданам получить полную и достоверную информацию о свободных рабочих местах и, что самое главное, в более короткие сроки вернуться к работе.

Преодоление безработицы  стало одним из приоритетных направлений  социальной и экономической политики нашего государства. Необходимость иметь государственные рычаги для регулирования ситуации на рынке труда определило разработку проекта Государственной программы занятости населения на 2004—2008 годы.

Цель этой Программы  состоит в проведении государственной политики, направленной на содействие занятости населения, на предотвращение массовой безработицы, на поддержку неконкурентоспособных на рынке труда слоёв населения и повышение уровня социальной защиты безработных.

Проект Программы, одобренный Кабинетом Министров Украины и согласованный в профильных парламентских комитетах, рассмотрен Верховной Радой в первом чтении. Надеюсь, что этот чрезвычайно важный государственный документ, доработанный с учетом замечаний и предложений народных депутатов, Верховная Рада в ближайшее время рассмотрит и примет окончательно.

Основными задачами Программы  являются: прогнозирование ситуации на рынке труда и формирование механизмов регулирования занятости  населения соответственно состоянию  национального и региональных рынков труда; координация усилий всех органов исполнительной власти по разработке и реализации мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда. Важным аспектом успешной реализации задач и мероприятий Программы является проведение мониторинга и осуществление информационного обеспечения Правительства с целью принятия последним адекватных решений. [2]

Программой определена стратегия государственного регулирования  рынка труда на следующие четыре года. Во-первых, это направление  усилий Правительства на поддержку  занятости населения через регулирование подготовки рабочей силы, численность и профессиональный состав которой отвечал бы требованиям рынка труда; создание условий для расширения сферы использования труда и поддержки самозанятости; повышение эффективности использования рабочей силы; усиление стимулирующей роли заработной платы.

Во-вторых, это ориентация государства  на создание надежной системы социальной защиты безработного населения путем  содействия в трудоустройстве и  поддержки доходов безработных; перехода от административных средств влияния государства на решения вопросов безработицы к экономическим методам их регулирования. В частности, это будет осуществляться через механизмы стимулирования работодателей к созданию новых рабочих мест; поддержку предпринимательской инициативы безработных.

В проекте Программы  нашли отображение положения  о содействии занятости работников, освобождающихся в связи с  ликвидацией предприятий угольной промышленности и с закрытием  ЧАЭС, реформированием аграрного  сектора экономики, а также жителей монофункциональных и депрессивных городов; граждан из числа прежде депортированных; молодежи и других, неконкурентоспособных на рынке труда слоев населения; регулирование межгосударственных трудовых миграций граждан Украины.

Реализация Программы, прежде всего, поможет активизировать процесс создания новых рабочих мест. Посланием Президента Украины к Верховной Раде “Украина: поступь в ХХІ столетие. Стратегия экономического и социального развития на 2004—2008 годы” предполагалось создать 1 млн. новых рабочих мест, то есть по 200 тыс. ежегодно. Однако с учетом нового Послания Президента эти показатели скорректированы в сторону увеличения, а именно — до 1,4 млн. за четыре года и соответственно до 350 тыс. рабочих мест ежегодно. Можно ожидать, что треть новых рабочих мест будет создана в отраслях экономики, а две трети — в других сферах экономической деятельности (с учетом создания рабочих мест физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности).

Социально-экономический  прогноз реализации Программы предусматривает приостановление сокращения численности занятых во всех сферах экономической деятельности, прежде всего, за счёт весомых темпов увеличения численности граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, создают рабочие места для себя самостоятельно. Их рост прогнозируется на 200 тыс. чел. ежегодно. Следствием этого будет постепенное закрепление тенденции к снижению численности экономических безработных и уровня экономической безработицы.

Первым шагом на пути реализации задач по обеспечению занятости населения, определенных в проекте Программы, было принятие распоряжения Кабинета Министров Украины “О мероприятиях по улучшению ситуации в сфере занятости населения на 2007—2008 годы”. Мероприятиями, в частности, предусмотрено в 2008 году расширение сферы применения труда путем создания во всех сферах экономической деятельности 355 тыс. рабочих мест, в том числе в областях экономики — свыше 135 тысяч рабочих мест.

Согласно статотчетности, за 9 месяцев 2007 года в отраслях экономики введено в действие 115,9 тыс. новых рабочих мест. Из них: в торговле и общественном питании — 37,3 тыс. рабочих мест (32,2%); промышленности — 27,2 тыс. (23,5%); сельском хозяйстве — 8,4 тыс. (7,3%); строительстве — 8,3 тыс. (7,2%); транспорте и связи — 4,3 тыс. рабочих мест или 3,7%. [1]

Ныне разрабатывается  проект Плана действий на 2008 год  относительно реализации Государственной  программы занятости населения  на 2004—2008 годы. Этот документ предусматривает  создание во всех сферах экономической деятельности более 350 тыс. новых рабочих мест, в том числе до 140 тыс. рабочих мест в областях экономики.

В современных условиях одним из наиболее перспективных  путей сотрудничества государственной  службы занятости с работодателями является создание рабочих мест путём стимулирования экономической заинтересованности предприятий всех форм собственности в найме безработного. А вообще мы считаем, что для государственной службы занятости именно работодатель — клиент №1. [11]

Первый шаг в этом направлении уже сделан. Ст. 30 Закона “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы” закрепила возможность экономически стимулировать работодателей к созданию дополнительных рабочих мест. В частности, через механизм предоставления им дотаций на заработную плату лиц, принятых по направлению государственной службы занятости. За январь — октябрь 2007 года на такие дотационные рабочие места трудоустроено 9,4 тыс. безработных граждан, в том числе свыше 2 тыс. молодых людей до 28 лет — с оплатой работы за счёт средств Фонда страхования от безработицы.

В городских, районных и  горрайонных центрах занятости  созданы и действуют комиссии по рассмотрению заявлений и бизнес-планов для предоставления единовременного  пособия безработным, желающих открыть собственное дело. К работе данных комиссий привлечены представители местных органов исполнительной власти, администраций, союзов предпринимателей, фермеров и т.п.

Постоянно усовершенствуются  формы консультационно-методической работы с безработными, желающих заниматься предпринимательской деятельностью: созданы информационные уголки, проводятся учебные семинары, в ходе которых определяются склонности и мотивация к деятельности, отбор кандидатов путём тестирования на соответствие их личных качеств требованиям предпринимательской деятельности, групповое и индивидуальное обучение по перечню профессий, пользующихся спросом на рынке труда. Основной причиной, сдерживающей желание безработных заниматься предпринимательской деятельностью, есть незначительная сумма одноразовой помощи, выплата которой не всегда является существенной финансовой поддержкой.

За 11 месяцев 2007 года Фондом на организацию предпринимательской  деятельности через одноразовую  выплату помощи по безработице использовано почти 24,84 млн. из предусмотренных на год 25,2 млн. грн. Среди тех, кто получил одноразовую помощь для организации собственного дела — около 3,5 тыс. молодых людей возрастом до 28 лет.

С целью создания более  благоприятных условий для развития малого бизнеса и стимулирования самостоятельной занятости безработных директора центров занятости вынуждены обращаться к органам местного самоуправления. Прежде всего для решения вопросов относительно отмены (или уменьшения) платы за государственную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности и предоставления льгот по налогообложению безработным, которые по направлению центров занятости регистрируются субъектами предпринимательской деятельности.

Государство гарантирует  молодежи право на работу. Но из-за отсутствия достаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, а часто и моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда, реализовать свое право молодым гражданам становится всё сложнее.

Так, на протяжении 10 месяцев 2007г. на учете в государственной службе занятости находилось 782,8 тыс. лиц в возрасте до 28 лет, то есть треть зарегистрированных незанятых граждан. За этот период при содействии службы занятости работу получили 238,3 тыс. молодых людей, или 36,5% от общего числа трудоустроенных.

Вопрос трудоустройства  молодежи постоянно находится в  центре внимания государственных органов  и регулярно рассматривается  во время Дней Правительства в  Верховной Раде Украины.

В отдельных разделах среднесрочных государственных  и ежегодных региональных программ занятости населения предусмотрены специальные мероприятия содействия занятости молодёжи. Эти мероприятия отвечают международной практике и направлены на содействие в подборе подходящей работы, предоставление помощи в получении профессии, переобучении, повышении квалификации, помощи в начинании собственного дела, занятии предпринимательской деятельностью, участии в общественных работах, предоставлении материальной поддержки в виде помощи по безработице.

Одной из действенных  форм поддержки молодежной занятости является предоставление работодателю дотаций на создание дополнительных рабочих мест. Эта статья затрат защищена законом Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы”. Перед нами поставлена задача: одновременно с сохранением эффективно функционирующих рабочих мест развернуть более активную работу по созданию новых. По состоянию на 1 ноября 2007 года на дотационные рабочие места трудоустроено свыше 9,4 тыс. чел., в том числе 1,7 тыс. молодых людей до 28 лет.

Информация о работе Пути и перспективы решения проблемы безработицы