Пути и перспективы решения проблемы безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Безработица – это, пожалуй, одно из самых распространенных явлений в нашем обществе, которое в больших масштабах наносит значительный урон всей экономической системе государства. К сожалению, наша страна тоже не исключение. После распада Советского Союза, Украина обрела независимость, но вместе с ней и много проблем, и среди них – безработица. Больших масштабов безработица достигла в Украине в начале 90-х годов. Это было связано с резким падением производства, высоким ростом инфляции и рядом других причин.
Цель курсовой работы показать, что же является причиной безработицы, пути и перспективы решения проблемы безработицы.
Задачи курсовой работы – раскрыть основные понятия содержания занятости и безработицы.

Файлы: 1 файл

Курсовая(Безработица и политика занятости в Украине).doc

— 170.00 Кб (Скачать)

На содействие развитию предпринимательства направлено и  одноразовую выплату помощи по безработице  для организации предпринимательской  деятельности. По состоянию на 1 октября 2007 года 2365 молодых людей до 28 лет  единовременно получили помощь по безработице. Активно эта работа проводится в Винницкой, Ровенской, Харьковской областях, где в каждом регионе 200 молодым людям предоставлен реальный шанс начать собственное дело.

Главная цель социальной защиты человека сегодня — это  не только назначение помощи по безработице, но и, прежде всего, трудоустройство, обеспечение работой, для чего мы ищем разные пути решения этих проблем.

Одним из них стало  заключение между Минтруда и Украинским Союзом промышленников и предпринимателей в апреле 2006 г. Соглашения о сотрудничестве в сфере содействия развитию активной политики занятости в Украине. Среди мероприятий, предусмотренных указанным Соглашением, стало учреждение Всеукраинского конкурса на звание “Лучший работодатель года”. Положение о порядке проведения конкурса и состав Организационного комитета был утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины.

Цель конкурса — поощрение  работодателей к сохранению действующих  и созданию новых рабочих мест, увеличение количества работающих, повышение  эффективности использования рабочей силы и производства, уменьшение напряжённости на рынке труда, содействие выпуску конкурентной продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Конкурс будет проводиться  ежегодно на региональном и общегосударственном  уровнях на основе социального партнерства. Участие в конкурсе больших, средних и малых предприятий всех форм собственности, в том числе и предприятий с иностранным капиталом, будет оказывать содействие осуществлению конкретных программ регулирования рынка труда, созданию работодателям условий для стабильной работы, возможности пропагандировать лучший опыт. Вместе с тем это позволит повысить престиж рабочего места, привлечь к работе на предприятии высококвалифицированных специалистов, лучше изучить возможности отечественного производителя и повысить его конкурентоспособность.

Мы приветствуем участие  в этой работе молодых предпринимателей и будем делать все возможное, чтобы она расширялась.

 Как известно, во  время первой торжественной церемонии  награждения победителей Всеукраинского конкурса на звание “Лучший работодатель года”, которое состоялось 25 марта 2007 года, были также отмечены наградами победители конкурса “Молодой предприниматель 2006 года”.

Экономическая стабилизация, рост промышленного и сельскохозяйственного  производства стали надёжной основой для повышения уровня жизни всего украинского народа. Практическими шагами, направленными на дальнейший рост благосостояния каждого украинца, является реализация таких стратегических программных документов социальной политики, как Концепция реформирования оплаты труда, задач пенсионной реформы, внедрение комплекса социального страхования, национальных программ медико-социально-трудовой реабилитации инвалидов, охраны труда и безопасной жизнедеятельности, Стратегии преодоления бедности и государственных программ адресной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Сегодня утверждена Комплексная  программа обеспечения реализации Стратегии преодоления бедности на 2006 — 2007 годы с определением конкретных мероприятий, направленных на стабилизацию уровня жизни и преодоление острейших проявлений бедности. Без всеохватывающего анализа, создания полноценной базы данных о доходах и имущественном состоянии семьи, отладки четкого, системного контроля за их достоверностью невозможно обеспечить справедливое распределение общественного продукта, улучшить уровень социальной защиты населения и адресную поддержку государствомы наиболее незащищенных его слоёв.

Прежде всего, Программой предусмотрено обеспечение роста  реальных доходов граждан. Механизмами реализации этой задачи является трудоустройство в 2002—2003 годах не менее 700 тысяч чел. на свободные и вновь образованные рабочие места; повышение минимальных размеров заработной платы, пенсий и других социальных выплат, в том числе размеров государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с детьми; реформирование налоговой системы.

С 1 января 2008 года будет  повышена минимальная заработная плата. Она устанавливается в размере 440 грн., а с 1 июля 2008 года — 465 грн. на месяц. Таким образом, размер минимальной заработной платы возрастёт соответственно на 18,6% и 39,8% против действующего её размера (418 грн.). Это разрешит, в первую очередь, повысить уровень социальных гарантий работникам тех отраслей, где уровень заработной платы в данное время наиболее низкий, в частности, в сельском хозяйстве. В Государственном бюджете на 2008 год учтены расходы в объёме около 2 млрд. гривен для внедрения минимальной заработной платы в размере 440 грн. и повышения (в среднем на 15%) заработной платы работникам бюджетной сферы.

Правительство и в  дальнейшем будет работать над вопросом повышения размера минимальной  заработной платы. Во многом это зависит  от того, каким будет развитие экономики  в следующем году, и, соответственно, наполнение доходной части бюджета.

В следующем году приоритетным направлением государственной политики будет оставаться дальнейшее углубление адресности государственной социальной поддержки уязвимых слоёв населения  и усовершенствование механизма  определения права на её назначение. Это право будет базироваться на основном, признанном во всем мире, социально-экономическом критерии — уровне доходов семьи.

Сегодня в Украине  системой адресной социальной помощи охвачено почти 6 млн. семей, на поддержку  которых государство ежегодно тратит почти 3 млрд. грн. В частности, около 4 млн. граждан и семей ежемесячно получают денежную помощь в соответствии с законами “О государственной помощи семьям с детьми” и “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям”.

На 2008 год ст. 37 Государственного бюджета предусмотрено повысить до 380 гривен размер обеспечения прожиточного минимума для назначения этой помощи. На финансирование государственной поддержки малообеспеченных семей предусмотрено 368 млн. грн.

Около 1,9 млн. малообеспеченных семей получают государственные дотации через Программу жилищных субсидий. В Госбюджете на 2008 год на выплату льгот и субсидий предусмотрено 634,5 млн. грн. и 2,24 млрд. грн. — на оплату энергоносителей и услуг связи.

С 1 января 2008 года возрастут размеры выплат семьям с детьми, которые предоставляются согласно закону “О внесении изменений в закон Украины “О государственной помощи семьям с детьми”. В частности, на 59% повысится размер единовременного пособия при рождении ребенка, а размер помощи по уходу за ребенком до трех лет — на 30%. В бюджете Украины на выплату указанной помощи предусмотрен 1791,1 млн. грн., что на 580,3 млн. грн. больше, чем в 2008 году.

Мероприятиями активной политики содействия занятости в 2008 году предполагается охватить 1,2 млн. незанятых граждан. В частности, возрастут расходы Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, которые будут направлены на поддержку предпринимательской инициативы 27,4 тыс. безработных через предоставление им единоразовой выплаты помощи по безработице для организации собственного дела. За счёт дотаций работодателям из Фонда страхования от безработицы на новообразованные рабочие места будет трудоустроено 22,3 тыс. безработных из числа социально незащищённых категорий. На предприятиях, учреждениях и организациях будут забронированы 106,9 тыс. рабочих мест для трудоустройства малообеспеченных и неконкурентоспособных слоёв населения. К сезонным и общественным работам будут привлечены соответственно 25,4 тыс. и 247,8 тыс. незанятых лиц.

Для повышения конкурентоспособности  незанятого населения и удовлетворения потребностей работодателей в квалифицированной  рабочей силе предполагается осуществить  профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 143,7 тыс. лиц по почти 200 необходимым на рынке труда профессиям и специальностям. Также будут предоставлены профориентационные услуги 1,9 млн. незанятых граждан.

Осуществление указанных  мероприятий позволит удерживать на протяжении 2008 года уровень зарегистрированной безработицы, которая состоянием на 01.01.2009 года прогнозируется на уровне 3,89% трудоспособного населения.

Это те конкретные направления  государственной политики, в фокусе которых благополучие каждого человека, каждой семьи, укрепление социальной базы рыночных преобразований, стабилизация социальных процессов и формирование согласия в обществе.

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, для решения  проблемы безработицы в Украине  необходимо принять целый ряд  мер регулирования данного процесса.

Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю и  т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление  рабочих мест, не ориентированных  на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к  созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение занятости  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций. В целом инвестиции в  реконструкцию и технологическое  переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение проблемы "очаговой" безработицы  в районах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить  количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

Во-вторых, потому что  борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.

В-третьих, потому что  финансовая стабилизация невозможна без  продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

За последние два  года безработица приобрела вид  крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее на Украине до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

В мире накоплен большой  теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Украина же нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Похоже, что еще несколько  лет нам придется мириться с нынешним уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже  если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

 

Список используемой литературы.

 

  1. В.Яценко Безробiття по-українські у цифрах і фактах \\ Україна аспекти праці. – 2007.-№6.-с.19.
  2. Учебник по политэкономике, Под общей редакцией Видямена, Добречина,  Тарасевича. Москва. 2002г.
  3. Лютий І.О. Безробіття та його соціально-економічні проблеми\\ Економіка. Фінанси. Право.-1997-№2-с.36-46
  4. Петрова Л. Обострение проблемы скрытой безработицы.\\ Экономика Украины.-1997.-№3.-с.47-56
  5. Радіонова. Безробіття, як наслідок порушення Макрорівноваги\\Загальна Економіка – К.-1995.-с.251-264
  6. Учебник под редакцией Булатова. Москва. 1999г.
  7. Лукашевич. Социология труда. 2003г. Киев.
  8. О.Мельник. Инфляция, теория и практика регулирования. Киев. 1999г. с.173-176
  9. Учебник под редакцией Климко. 2000г.
  10. Петюх В.Н. Рыночная экономика. Киев. 1995г.
  11. М.Б. Болотина, Г.И. Чанышева. Трудовое право Украины. Киев. 1999г
  12. Конституция Украины.

Информация о работе Пути и перспективы решения проблемы безработицы