Внешний долг России и пути решения долговой проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Данная тема является в последние годы важнейшим предметом для рассмотрения и обсуждения и, конечно же, для решения вопросов по осуществлению определенных действий по сокращению внешних долгов самой России, а также и по получению ранее предоставленных средств и активов другим странам. Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………...3
Глава 1. Формирование внешнего долга
1.1. Определение государственного долга…………………………….…...5
1.2. Внешняя задолженность СССР…………………………………...........9
1.3. Внешняя задолженность России……………………………………….11
Глава 2. Особенности взаимоотношений России с кредиторами
2.1. Международный Валютный Фонд………………………………...…..17
2.2. Всемирный банк……………………………………………………...…20
2.3. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба………..21
2.4. Задолженность кредиторам Лондонского клуба и коммерческим
кредиторам ……………………………………………………………...24
Глава 3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России
3.1 Международный опыт реструктуризации государственных долговых обязательств……………………………………………………………...………28
3.2 Модели решения проблемы, инновационные механизмы……………36
Заключение…………………………………………………………………....…42
Список литературы

Файлы: 1 файл

4545.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине экономике предприятия на тему:

«Внешний долг России и пути решения долговой проблемы».

 

 

Исполнитель:

                                                                                     Руководитель: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..………...3

 

Глава 1. Формирование внешнего долга

      1.1. Определение государственного  долга…………………………….…...5 

      1.2. Внешняя задолженность  СССР…………………………………...........9 

      1.3. Внешняя задолженность  России……………………………………….11

  

 

        Глава 2. Особенности  взаимоотношений России  с кредиторами

      2.1. Международный  Валютный Фонд………………………………...…..17

      2.2. Всемирный банк……………………………………………………...…20 

      2.3. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба………..21

      2.4. Задолженность кредиторам Лондонского клуба и коммерческим

             кредиторам ……………………………………………………………...24

 

Глава 3. Обслуживание и урегулирование  внешнего долга России

      3.1 Международный опыт реструктуризации государственных долговых              обязательств……………………………………………………………...………28

      3.2 Модели решения  проблемы, инновационные механизмы……………36

 

 Заключение…………………………………………………………………....…42

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государственный долг –  это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время бюджетных профицитов. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг – это долг государства своему населению. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.

Проблема обслуживания государственного внешнего долга –  один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Экономические события  последних лет, обусловили переход  вопросов управления государственным  долгом в разряд первостепенных. Данная тема является в последние годы важнейшим  предметом для рассмотрения и обсуждения и, конечно же, для решения вопросов по осуществлению определенных действий по сокращению внешних долгов самой России, а также и по получению ранее предоставленных средств и активов другим странам.

Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование внешнего долга

 

1.1. Определение государственного  долга  

В научной литературе государственный  долг определяется сложившийся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст.97 Бюджетного кодекса РФ).

Государственный долг России может  быть в форме:

кредитных соглашения и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

договоров о предоставлении РФ государственных  гарантий;

соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени РФ, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Внешний долг – обязательства, возникающие  в иностранной валюте. В трактовке  федерального закона от 26 декабря 1994г. №76 «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, и их юридическим лицам и международным организациям», утратившего силу при введении в действие Бюджетного кодекса, использовалось иное определение:

«Государственными внешними заимствованиями  РФ – привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их  юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ». Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга.

Внешний долг включает в себя обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Внешний долг, то есть накопленная  задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в.. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады в стране, кризисы различных сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем  в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с  функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Можно выделить определенный характер взаимодействия внешних заимствований  с соответствующими сферами экономики  страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста  внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном  кредитном цикле, таких как привлечение, использование, погашение, – неблагоприятные  последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

До 2001 г. внешняя задолженность  России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

усиливалась зависимость РФ от иностранных  государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области  экономической политики;

происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;

сокращался объём средств, которые  могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;

дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей  дает основания характеризовать  экономическую систему страны в XXI в. как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано и зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.

Для принятия решения о внешнем  займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

    • финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
    • возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех   задач,     для которых привлекаются средства из-за рубежа;
    • цена внешних финансовых ресурсов;
    • степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении  зарубежных кредитов в последние 10-16 лет, что привело к катастрофическому  нарастанию внешней задолженности (объём внешнего долга РФ на 1 июля 2001 составил 156,8 млрд. долл.).

Ситуация начала меняться к лучшему  в 2001-2002гг., когда общий объем внешней  задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась  устойчивая тенденция к росту  экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.

По данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долларов (по предварительным оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долларов. Объем государственного внешнего долга России, по данным Минфина, к 1 января 2004 г. составил 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд. долларов, к 2006 г. – 76,5 млрд., к 2007 г. – 52 млрд. и на 1 января 2008 года внешний долг России составлял 41 млрд. долларов США, а на 1 января 2009 года составил           40,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.

 

1.2. Внешняя задолженность  СССР

Причинами образования внешнего долга  России  послужили как ее займы  после 1991 года, так и задолженность СССР, взятая на себя правительством России.

Сумму задолженности СССР точно  установить трудно. СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим  свои долговые обязательства. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более 15 млрд. долларов (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 млрд. долларов (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить:

    • нарастание кризисных тенденций в экономике страны,
    • сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках,
    • либерализация внешнеэкономической деятельности,
    • применение плавающих процентных ставок по кредитам,
    • привлечение в больших объемах, так называемых, «кредитов перестройки»,
    • дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

Информация о работе Внешний долг России и пути решения долговой проблемы