Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:12, курсовая работа
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Данная тема является в последние годы важнейшим предметом для рассмотрения и обсуждения и, конечно же, для решения вопросов по осуществлению определенных действий по сокращению внешних долгов самой России, а также и по получению ранее предоставленных средств и активов другим странам. Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Введение………………………………………………………………..………...3
Глава 1. Формирование внешнего долга
1.1. Определение государственного долга…………………………….…...5
1.2. Внешняя задолженность СССР…………………………………...........9
1.3. Внешняя задолженность России……………………………………….11
Глава 2. Особенности взаимоотношений России с кредиторами
2.1. Международный Валютный Фонд………………………………...…..17
2.2. Всемирный банк……………………………………………………...…20
2.3. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба………..21
2.4. Задолженность кредиторам Лондонского клуба и коммерческим
кредиторам ……………………………………………………………...24
Глава 3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России
3.1 Международный опыт реструктуризации государственных долговых обязательств……………………………………………………………...………28
3.2 Модели решения проблемы, инновационные механизмы……………36
Заключение…………………………………………………………………....…42
Список литературы
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине экономике предприятия на тему:
«Внешний долг России и пути решения долговой проблемы».
Исполнитель:
Екатеринбург 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формирование внешнего долга
1.1. Определение государственного долга…………………………….…...5
1.2. Внешняя задолженность СССР…………………………………...........9
1.3. Внешняя задолженность России……………………………………….11
Глава 2. Особенности взаимоотношений России с кредиторами
2.1. Международный
Валютный Фонд………………………………...….
2.2. Всемирный банк…………………………………………
2.3. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба………..21
2.4. Задолженность кредиторам Лондонского клуба и коммерческим
кредиторам …………………………………………………
Глава 3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России
3.1 Международный
опыт реструктуризации государственных
долговых
обязательств………………………………………………
3.2 Модели решения проблемы, инновационные механизмы……………36
Заключение…………………………………………………
Список литературы
Введение.
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время бюджетных профицитов. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг – это долг государства своему населению. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Практически все страны
мира, проводя экономические
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Данная тема является в последние годы важнейшим предметом для рассмотрения и обсуждения и, конечно же, для решения вопросов по осуществлению определенных действий по сокращению внешних долгов самой России, а также и по получению ранее предоставленных средств и активов другим странам.
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Глава 1. Формирование внешнего долга
1.1. Определение государственного долга
В научной литературе государственный долг определяется сложившийся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст.97 Бюджетного кодекса РФ).
Государственный долг России может быть в форме:
кредитных соглашения и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
Внешний долг – обязательства, возникающие
в иностранной валюте. В трактовке
федерального закона от 26 декабря 1994г.
№76 «О государственных внешних
«Государственными внешними заимствованиями РФ – привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ». Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга.
Внешний долг включает в себя обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Внешний долг, то есть накопленная
задолженность субъектов хозяйс
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады в стране, кризисы различных сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Можно выделить определенный характер
взаимодействия внешних заимствований
с соответствующими сферами экономики
страны. Прежде всего, важен характер
опасности чрезмерного роста
внешнего долга с позиций
До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;
сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;
дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей дает основания характеризовать экономическую систему страны в XXI в. как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано и зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.
Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:
Ни один из этих факторов не учитывался
в полной мере при привлечении
зарубежных кредитов в последние 10-16
лет, что привело к
Ситуация начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.
По данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долларов (по предварительным оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долларов. Объем государственного внешнего долга России, по данным Минфина, к 1 января 2004 г. составил 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд. долларов, к 2006 г. – 76,5 млрд., к 2007 г. – 52 млрд. и на 1 января 2008 года внешний долг России составлял 41 млрд. долларов США, а на 1 января 2009 года составил 40,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.
1.2. Внешняя задолженность СССР
Причинами образования внешнего долга России послужили как ее займы после 1991 года, так и задолженность СССР, взятая на себя правительством России.
Сумму задолженности СССР точно установить трудно. СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более 15 млрд. долларов (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 млрд. долларов (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить:
Информация о работе Внешний долг России и пути решения долговой проблемы