Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:12, курсовая работа
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Данная тема является в последние годы важнейшим предметом для рассмотрения и обсуждения и, конечно же, для решения вопросов по осуществлению определенных действий по сокращению внешних долгов самой России, а также и по получению ранее предоставленных средств и активов другим странам. Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Введение………………………………………………………………..………...3
Глава 1. Формирование внешнего долга
1.1. Определение государственного долга…………………………….…...5
1.2. Внешняя задолженность СССР…………………………………...........9
1.3. Внешняя задолженность России……………………………………….11
Глава 2. Особенности взаимоотношений России с кредиторами
2.1. Международный Валютный Фонд………………………………...…..17
2.2. Всемирный банк……………………………………………………...…20
2.3. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба………..21
2.4. Задолженность кредиторам Лондонского клуба и коммерческим
кредиторам ……………………………………………………………...24
Глава 3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России
3.1 Международный опыт реструктуризации государственных долговых обязательств……………………………………………………………...………28
3.2 Модели решения проблемы, инновационные механизмы……………36
Заключение…………………………………………………………………....…42
Список литературы
Еще 30 млрд. долларов задолженности
было накоплено Союзом в 1988-
По официальным данным, признанный Россией долг СССР составлял в 1991 году 95,1 млрд. долларов. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долларов. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.
На краткосрочную
На I квартал 2006 года внешний долг бывшего СССР уменьшился от общей суммы в 53,3 млрд. долларов до 34,0 млрд. долларов (на 36%).
1.3. Внешняя задолженность России
В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года 57 млрд. долларов достиг в начале 1993 96.6 млрд. долларов и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более 110 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 15 млрд. долларов в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций.
Причинами стремительного роста задолженности
стали: дефицитность государственного
бюджета и заметное ухудшение
ценовых условий внешней
В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15- 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.
Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) – основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира).
По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял 123.5 млрд. долларов, из которых 91,4 млрд. долларов - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до 129 млрд. долларов, и, этот рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу. Во второй половине 1998 года произошла конвертация части внутреннего долга во внешний – объем задолженности на конец 1998 года составил уже - 156,6 млрд.долларов, а в 1999 году достиг своего исторического пика - 167 млрд. долларов (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.
С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до 10 млрд. долларов в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до 148.7 млрд. долларов, в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до 138 млрд. долларов; в 2002 – сократился до 130 млрд. долларов. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48 %, 2004 - по оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31,9% , 2005 - 23,5%). По состоянию на 1 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. За 2004 год госдолг сократился на 353,3 млрд. рублей (5,4 млрд. долларов) и составлял на 1 января 2005 года 3 трлн. 172,8 млрд. рублей (114,3 млрд. долларов). На 1 января 2008 года внешний долг России составлял 41 млрд. долларов США, а на 1 января 2009 года составил 40,6 млрд долларов.
Анализ
внешней задолженности
Доставшиеся России в наследство от Советского Союза требования по предоставленным другим странам кредитам составляют внушительную сумму, однако, возврат этих денег оказался более проблематичным, чем можно было ожидать. Кредиты давали государствам – членам СЭВ, а также дружественным странам развивающегося мира, на которые делала ставку советская внешняя политика. Они предназначались на оплату поставляемого промышленного оборудования и технической помощи, так и (в значительной части) оружия и военной техники. Политические мотивы при этом превалировали над соображениями кредитоспособности получателей и рисками невозврата.
В условиях коренного изменения расстановки сил на международной арене после распада Варшавского договора, СЭВ, а затем и СССР, последующего военного и политического ослабления России многие должники не замедлили воспользоваться ситуацией, чтобы отказаться от своевременного выполнения своих обязательств, а то и вовсе потребовать полного списания долга. Большинство из них относилось к бедным и беднейшим странам с хроническим пассивом платежного баланса, которым даже и при желании расплачиваться было нечем.
Лишь немногие страны, и среди них в первую очередь Индия, признали долг в полном объеме и погашают его, однако с большим отставанием от первоначально предусмотренного графика. Препятствием к выполнению обязательств со стороны Ливии и Ирака стали санкции против этих стран, предпринятые международным сообществом. Помимо значительных просрочек приходится мириться с тем, что долг погашается не валютой, а на 90% товарами соответствующих стран или различными другими способами.
Будучи уже самостоятельным государством, Россия предоставляла кредиты другим странам СНГ первоначально для покрытия их пассивного сальдо в расчетах с ней. Со второй половины 1993 года и до начала 2000 года страны СНГ получили дополнительных кредитов на 900 млн. долл. для оплаты поставок конкретных российских товаров и частично для финансирования просроченной задолженности перед Россией.
Если задолженность стран СНГ перед Россией по государственной линии в конце 90-х годов значительно уменьшилась, то перед частными российскими хозяйственными структурами и бюджетными организациями она выросла к началу 2003 года до 5,3 млрд. долл. Львиная доля этих долгов связана с экспортом российских газа и электроэнергии и приходится на Украину.
Таблица 3. Долги стран СНГ по кредитам правительства России (по состоянию на 1 января 2005 год, в долларах США).
Страна СНГ |
Долг страны по кредитам правительства России |
Армения |
1,881 млн. (основной долг - 8.225, процент - 1.872.926) |
Белоруссия |
258,881 млн. (основной долг - 257.410.538, проценты - 981.744) |
Грузия |
158,045 млн. (основной долг - 156.582.275, проценты - 1.462.763) |
Киргизия |
181,815 млн. (основной долг - 181.815.203, проценты - 0.0) |
Молдавия |
140,739 млн. (основной долг - 122.064.268, проценты - 18.674.896) |
Таджикистан |
305,730 млн. (основной долг - 299.670.557, проценты - 6.060.004) |
Узбекистан |
654,343 млн. (основной долг - 500.610.948, проценты - 153.732.241) |
Украина |
1 млрд. 583,355 млн. (основной долг - 1.583.355.860, проценты - 0,0) |
Официально объявленное
К разряду «безнадежных»
Ираку Российские власти простили 60% государственного долга. В обмен они надеются на то, что российские компании получат возможность заниматься бизнесом в Ираке. Общая сумма иракского долга России составляет около 8 млрд. долларов, 3.5 млрд. долларов унаследованы от СССР, а 4.5 млрд. долларов причитаются России в качестве процентов по долгам. Российские власти решили простить почти две трети общей задолженности.
В ходе визита президента РФ Владимира Путина в Индию в 2004 году, стороны договорились использовать долг Индии перед Россией, номинированный в рупиях и составляющий около 3 млрд. долларах, на инвестиции, в том числе, возможно, на приобретение акций приватизируемых индийских компаний. В ходе переговоров сторонам удалось также снять спорные вопросы в сфере военно-технического сотрудничества.
Кроме того, Россия хотела расширить сферы применения инвестиций, которые бы вкладывались в индийские предприятия в счет уплаты рупийного долга, за счет приобретения российскими компаниями части доли акций действующих индийских предприятий. В Индии последние 4 года активно идут процессы приватизации, в том числе предприятий, которые представляют интерес для российской промышленности. В частности, это касается металлургических комбинатов, в модернизации которых могли бы участвовать российские компании.
Глава 2. Особенности взаимоотношений России с кредиторами
За последние годы инвесторы стали намного выше оценивать надежность России как заемщика благодаря улучшению всех долговых показателей страны. Однако основой уверенности кредиторов в способности России исправно обслуживать внешний долг является постоянное увеличение Стабилизационного фонда.
Опыт ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла и др.) показывает, что правительства государств, имеющих сырьевую специализацию экспорта и подверженных влиянию мировой конъюнктуры, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов путем создания стабилизационного фонда или фонда будущих поколений. Средства такого фонда могут быть использованы для поддержания реального уровня расходов государственного бюджета и погашения внешнего долга в неблагоприятные периоды или после истощения природных ископаемых.
2.1. Международный валютный фонд.
Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая
международная валютно-
МВФ сегодня: координирует международное
сотрудничество в валютно-финансовой
сфере, оказывает финансовую поддержку
странам, являющимся его членами, для
преодоления временных
Кредиты МВФ могут быть получены
лишь после того, как вторая сторона
согласится на проведение стратегических
реформ в своей экономике (на воплощение
программы структурной
Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму $1 млрд. сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму $6 млрд. сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере $1,54 млрд. сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. - $1,5 млрд. (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере $9,2 млрд. (на 10 лет с отсрочкой на 4,5 года). Кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году. С 2000 года отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолжности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России. Задолженность России МВФ на 1 января 2003 г. составила 6,5 млрд. долларов.
Информация о работе Внешний долг России и пути решения долговой проблемы